Программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию «Арлекино» для детей 5–6 лет
ПРИНЯТО « УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете №_ Заведующий МДОУ №30
МДОУ ЦРР д/с № 30 _____________ Н.Б.Глазкова
от «1» сентября 2016 г. «1» сентября 2016г.
Программа дополнительного образования
по познавательно-речевому развитию
«Арлекино»
для детей 5-6 лет (старшая группа)
на 2016 – 2017 учебный год
в соответствии с примерной Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и ФГОС ДО.
Воспитатель: Галяутдинова Е.Г.
Пояснительная записка.
«Театр кукол!
Как много значит он для детского сердца,
с каким нетерпением ждут дети встрече с ним!
Куклы творят чудеса: веселят, обучают,
развивают творческие способности
дошкольников…»
Н.Ф.Сорокина
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Творчество – это:
♦ искать;
♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Творческая деятельность – это:
♦ деятельность, рождающая нечто новое;
♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
В процессе работы над спектаклем:
● интегрируется содержание разных образовательных областей;
● создаются условия для познавательной деятельности;
● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
● формируются коммуникативные качества;
● расширяется социальный опыт.
● развиваются творческие способности.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества.
В соответствии с задачами ФГОС ДО, театрализованная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, тем самым, обеспечивая тем самым формирование театрализованной деятельности у дошкольников.
Умелое использование театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, их умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов дошкольного образования.
Во время театрализованной деятельности, решаются следующие цели ФГОС ДО:
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
развитие преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
формирование социокультурной среды, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
интеграция содержания пяти образовательных областей – «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».
Во время театрализованной деятельности с детьми разыгрываются сценки о безопасном поведении на улицах города, драматизируются экологические сказки, произведения о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что способствует интеграции таких образовательных областей как – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Дети с увлечением помогают выполнять главных героев спектакля в различных техниках: клеем из бумаги, лепим из пластилина, теста. Эти же материалы используются и для создания декораций к спектаклю, а потом все это обыгрывается, тем самым происходит интеграция таких образовательных областей как «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».
Новизна программы определяется систематизацией средств и методов театрально-игровой деятельности и обосновано на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Данная программа представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована дефектологами, логопедами, педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста , а также их родителями.
Гипотеза. Программа основана на следующем научном предположении: театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Для реализации программы требуется тесное сотрудничество специалистов и педагогов в ходе педагогического процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания непосредственно-образовательной деятельности.
Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Театрализованная игра понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой – средство развития. По наблюдениям Л.Г.Выготского – это драматизация, по мнению В.Н.Всеволодского-Генгросса – это драматическая игра. Е.Л. Трусова считает, что это «театрально-игровая деятельность», «театрально-игровое творчество».
Такие исследователи как М.А.Васильева, А.С.Козлова, Д.Б.Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, и поэтому называют их «творческими играми».
Учитывая различные точки зрения таких специалистов, как Д.Б.Элькониа, Й.Хейзинга и И..Г.Вечкановой на игру в целом, и театрализованную игру в частности, дается следующее определение: театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.)
При помощи игр в кукольном театре у детей развиваются различные интересы и способности; проявляется любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развиваются ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, данный вид деятельности требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Во время театрализованной деятельности, у ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.
Использование театрализованной деятельности направлено на решение следующих задач:
Приобщать детей старщего дошкольного возраста к театральной культуре;
Формировать умение детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения);
Развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая, друг друга, говорить);
Выполнять движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия;
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки);
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.
Анализ научно-практических исследований позволил выявить проблему, заключающуюся в противоречии между имеющейся у детей потребностью в театрализованной деятельности и невозможностью реализовать эту потребность в полной мере в связи с недостаточной изученностью возможностей использования театральных игр для их развития.
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте требования к структуре примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения задачи театрализованной деятельности детей дошкольного возраста выделены во всех образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие».
Рабочая программа составлена в соответствие с методической разработкой для дошкольных образовательных учреждений «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет»
под редакцией автора А.В. Щеткина, а также включает разработки зарубежных и российских авторов.
Направленность программы: содержание программы направлено на познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ программы - оптимизировать познавательно-речевое развитие, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста через развитие способностей детей средствами театрального искусства в ходе непосредственно - образовательной и совместной деятельности с детьми.
ЗАДАЧИ по формированию навыков театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок обучения: 1 год
Содержание программы
Содержание программы включает следующие разделы:
Основы кукловождения.
Основы кукольного театра.
Основы актерского мастерства.
Основные принципы драматизации.
Самостоятельная театральная деятельность.
Театральная азбука.
Проведение праздников.
Проведение досугов и развлечений.
Методы работы и приемы работы:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный;
- практический;
- игровой;
- творческий и т.д.
Методы воспитания:
- метод формирования национального сознания;
- метод организации деятельности и формирования опыта поведения;
- метод стимулирования.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по взаимодействию с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики.
Структура занятий:
Коммуникативные игры
Игры, направленные на развитие воображения, внимания
Игры на развитие выразительной и диалогической речи
Игры с элементами танцевальных движений.
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры
Этюды
Инсценировки и драматизация
Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.
Методическое обеспечение:
информационно-методическое обеспечение программы (учебно-методические пособия, пакет технолого-методического материала и сценарно-режиссерских разработок, наглядно-иллюстративные и дидактические материалы, CD с фонограммами, караоке, видеозаписи досуговых программ);
материально-техническое обеспечение (костюмы, музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, компьютер, фото и видеотехника);
картотеки игр, потешек, скороговорок, чистоговорок, театрализованных игр;
настольные игры;
куклы бибабо;
картотека психогимнастики,
ширма;
пальчиковый театр;
магнитный театр;
шагающий театр;
фланелевый театр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.
Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М.: ТЦ Сфера 2009..
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.
Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.
Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010.
Приложение 1
Перспективный план работы кружка «Арлекино»
на 2016-2017 учебный год
Месяц |
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
1 |
«Знакомство с театром» |
Формировать устойчивый интерес к кукольному театру дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. |
2 |
«Пока занавес закрыт» |
Развивать интерес детей к сценическому искусству. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. Беседа о фольклоре: потешках, скороговорках. |
|
3 |
«Играем в куклы» |
Упражнять детей действовать с куклами пальчикового, кукольного, настольного театра. |
|
4 |
Игровой тренинг: считалки, чистоговорки. |
Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию, познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). |
|
Октябрь |
1 |
«Мы актёры» |
Формировать у детей характерные жесты, партнёрские отношения между детьми. Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности. |
2 |
Ритмопластика (отработка движений) |
Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. |
|
3 |
Игровое упражнение «Подбери рифму» |
Развивать воображение, фантазию детей, учить подбирать рифму к словам. |
|
4 |
«У девочек и мальчиков на руках пять пальчиков» |
Развивать мелкую моторику рук, устную речь. Формировать чувство уверенности. |
|
Ноябрь |
1 |
Чтение сказки «Курочка Ряба» |
Развивать речь детей, познакомить со стихотворным текстом сказки «Курочка Ряба». |
2 |
Работа над эпизодами сказки «Курочка Ряба» |
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Курочка Ряба». |
|
3 |
Репетиция сказки «Курочка Ряба» |
Побуждать детей самостоятельно разыгрывать сценки к сказке «Курочка Ряба» Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Продолжать заучивание текста. |
|
4 |
Драматизация сказки «Курочка Ряба» |
Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. |
|
Декабрь |
1 |
Чтение сказки Л. Поляк «Колобок на новый лад» |
Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Колобок на новый лад» |
2 |
Работа над эпизодами сказки «Колобок на новый лад» |
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки«Колобок на новый лад». |
|
3 |
Репетиция сказки «Колобок на новый лад» |
Побуждать детей самостоятельно разыгрывать сценки к сказке «Колобок на новый лад» Учить текст сказки, работать над дыханием и артикуляцией. |
|
4 |
Драматизация сказки «Колобок на новый лад» |
Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. |
|
Январь |
1 |
Чтение сказки «Заюшкина избушка»,работа над эпизодами |
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Расширять диапазон голоса, работать над артикуляцией. |
2 |
Репетиция сказки «Заюшкина избушка» |
Побуждать детей самостоятельно разыгрывать сценки к сказке «Заюшкина избушка». Продолжать заучивать текст. |
|
3 |
Драматизация сказки «Заюшкина избушка» |
Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. |
|
Февраль |
1 |
Чтение сказки Л. Поляк «Репка» |
Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка». |
2 |
Работа над эпизодами сказки «Репка» |
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Совершенствовать четкое произнесение гласных и согласных. Развивать дыхание, память, общение, внимание, наблюдательность. |
|
3 |
Репетиция сказки «Репка» |
Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Продолжать заучивание текста пьесы «Репка».Развивать воображение, память, фантазию. |
|
4 |
Драматизация сказки «Репка» |
Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. |
|
Март |
1 |
Творческое чтение сказки «Теремок» . Культура и техника речи (игры и упражнения) |
Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Теремок». Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). |
2 |
Работа над эпизодами сказки «Теремок» |
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Создавать положительный эмоциональный настрой на занятии. Закреплять понятие «рифма». Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. |
|
3 |
Репетиция сказки «Теремок» |
Развивать воображение, память, фантазию, внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. Формировать интерес к сказке. |
|
4 |
Драматизация сказки «Теремок» |
Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. |
|
Апрель |
1 |
Творческое чтение сказки «Три поросенка» |
Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Три поросенка». Развивать воображение, фантазию, память детей. |
2 |
Работа над эпизодами сказки «Три поросенка» |
Формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики.. |
|
3 |
Репетиция спектакля «Три поросенка» |
Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. Развивать воображение, память детей. |
|
4 |
Драматизация сказки «Три поросенка» |
Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. Формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. |
|
Май |
1 |
Творческое чтение сказки «Три медведя» |
Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Три медведя» |
2 |
Работа над эпизодами сказки «Три медведя» |
Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки. Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов. |
|
3 |
Репетиция спектакля «Три медведя» |
Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. Развивать воображение, память детей. |
|
4 |
Драматизация сказки «Три медведя» |
Развивать сценическое искусство, творчество, умение выражать различные эмоции. |