Программа по формированию элементарных математических представлений для группы кратковременного пребывания

0
0
Материал опубликован 10 November 2017

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя школа №1

Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета директор школы:

протокол №_____ ___________Н. В. Савинкина

_от «____»__________20_г. приказ №____

от «____»__________20_г.


 


 


 

Рабочая программа

по формирование элементарных математических представлений


 


 


 


 


 

Рабочая программа

по реализации познавательно – речевого направления

Образовательная область: познание

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет


 

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Колесникова Е.В..

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

66

2

25 минут

групповая

практических занятий - 66

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Основные задачи по программе

 Количество и счёт

*Закрепить умение писать цифры от1 до 10, представления о числах и цифрах от0 до 10 на основе сравнения двух множеств.

* Познакомить с числами второго десятка и их записью.

* Продолжать учить считать по образцу названному числу.

* Учить определять место того или иного числа в ряду (10 – 20) по его отношению к предыдущему и последующему числу.

* Продолжать учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта.

* Упражнять в воспроизведении количества движений по названному числу.

* Продолжать учить сравнивать группы разнородных предметов.

* Учить считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

* Упражнять в различении количественного и порядкового счёта в пределах 10.

* Упражнять в различении количественного и порядкового счёта в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счёту? Который?

* Продолжать учить отгадывать математические загадки.

* Продолжать учить правильно, пользоваться и писать математических знаки +, -.> < =. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших (до 10).

* Продолжать учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел.

* Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счётной единицей – десятком.

* Продолжать учить сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр.

* Закреплять умение делать из неравенства равенство.

* Продолжать учить устанавливать соотношение между количеством предметов и, числом и цифрой.

* Продолжать учить решать арифметические задачи. Примеры на сложение и вычитание.

* Продолжать учить решать логически задачи.

* Продолжать знакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют

числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Геометрические фигуры.

* Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.

* Закрепить умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

* Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

* Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

* Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

* Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

* Продолжать учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию).

* Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания и разрезания).

Величина.

* Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий).

* Способствовать развитию глазомера.

* Продолжать учить делить предметы на 2,4,6,8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

*Учить измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах, учить изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Ориентировка во времени.

* Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

* Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

* Познакомит с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве.

* Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

* Закреплять умение определять словом положение предметов по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

* Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи.

* Продолжать учить решать логические задачи ( на сравнение, классификацию установление последовательности событий, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

 

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическая культура»

Дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.

«Познание»

( конструирование)

Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.

«Познание»

(экологическое воспитание)

Изучают последовательность времен года, частей суток, дней недели.

« Художественное творчество»

(изобразительная деятельность)

Развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, расположение в пространстве и на листе бумаги.

Тематический план

п/п

Программное содержание

Количество занятий

1.

2

Число и цифра 1. Величина. Ориентировка во времени. Число и цифра 2. Знаки +, =. Геометрические фигуры.

1

1

3

4.

Числа и цифры 1,2,3. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек.

Числа 1,2,3; соотношение количества предметов с цифрой. Величина: большой, поменьше, самый

маленький.

1

1

5

6

Число и цифра 5; знаки + ,=, состав числа 5 из двух меньших.

Число и цифра 6. Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий.

1

1

7.

 

8.

Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <,>,=. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов.

1

1

9.

10.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0; знак - .Дорисовывание геометрических фигур.

Числа и цифры 0,4.5,6;решение задачи.Знаки - ,<,>.

1

1

11.

Число и цифра 7.Знаки =,+.

1

12.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7;Состав числа 7 из двух меньших. Дни недели.

1

13.

Числа и цифры 1-8,знаки +,-

1

14.

Порядковый счёт, сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части.

1

15.

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал.

1

16.

Знаки >,<;порядковый счёт. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

1

17.

Числа и цифры 1-9.Величина:высокий,низкий.

1

18

Порядковый счёт, сравнение смежных чисел.Величина :часть и целое.

1

19.

Число 10.Выкладывание из счётных палочек трапеции,лодки.

1

20.

Цифры от 1 до 10;сложение числа 10 из двух меньших.

1

21.

Решение задачи, соотнесение числа и цифры.

1

22.

Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт.

1

23

Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших.

1

24.

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <,>.

1

25

Решение задач на сложение и вычитание. Четырёхугольник, шестиугольник.

1

26

Решение задачи на вычитание. Величина: большой, поменьше, самый маленький.

1

27.

Решение задачи, отгадывание загадок. порядковый счёт.

1

28.

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших.Круг,овал,треугольник.

1

29.

Решение задач .Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

1

30.

Порядковый счёт, решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур.

1

31.

Порядковый счёт. Сложение числа 10 из двух меньших.

1

32.

Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, стихи о цифрах от 1 до 10.

1

33.

Числа и цифры от 1 до 10,работа со счётными палочками.

1

34.

Знаки =,≠,+,-;математические задачи.

1

35.

Счёт по образцу и названному числу. Сравнение предметов с фигурами.

1

36

Знаки>,<,=,≠; соотнесение количество предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших.

1

37

38

Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка. Ознакомление с часами.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели.

1

1

39

Порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших.

1

40

Арифметические задачи; решение примеров. Измерение линейкой.

1

41

Цифры от 1до 9; числа 10, 11. Часы; определение времени.

1

42

Независимость числа от пространственного расположения предметов.

1

43

Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов.

1

44

Отношения между числами; состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка.

1

45

Число 13, математическая задача, решение примеров.

1

46

Решение примеров, знаки +, -. Элементы треугольника( вершины, стороны, углы).

1

47

Число 14. Дни недели.

1

48

Счет по образцу и названному числу; дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.

1

49

Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.

1

50

Числа от 1 до 15. Решение примеров.

1

51

Число 16. Измерение линейкой.

1

52

Математическая загадка, знаки +, -.

1

53

Число 17. Решение примеров.

1

54

Число 17. Ориентировка на листе бумаги.

1

55

Число 18; состав числа из двух меньших.

1

56

Число 18; решение примеров.

1

57

Число 19; состав числа из двух меньших чисел.

1

58

Число 19. Измерение линейкой.

1

59

Число 20.

1

60

Решение арифметической задачи; решение примеров.

1

61

Знаки +, -; математическая загадка.

1

62

Соотнесение количества предметов с числом.

1

63-64

Соответствие между количеством предметов и цифрой.

2

65-66

Повторение. Задачи-шутки, решение примеров.

2

     
     

Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений:

Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.

Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.

Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).

Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их . сравнение.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.

Умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Список литературы

1.Е.В . Колесникова «Математика для детей 5 – 6лет». Творческий центр. Москва 2012год

2.Е.В. Колесникова «Математика для детей 6 – 7 лет». Творческий центр. Москва 2012год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации