Программа по формированию элементарных математических представлений для группы кратковременного пребывания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сосновская средняя школа №1
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы:
протокол №_____ ___________Н. В. Савинкина
_от «____»__________20_г. приказ №____
от «____»__________20_г.
Рабочая программа
по формирование элементарных математических представлений
Рабочая программа
по реализации познавательно – речевого направления
Образовательная область: познание
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Колесникова Е.В..
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год |
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю |
Длительность непосредственно образовательной ситуации |
Форма организации образовательного процесса |
66 |
2 |
25 минут |
групповая |
практических занятий - 66
Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Основные задачи по программе
Количество и счёт
*Закрепить умение писать цифры от1 до 10, представления о числах и цифрах от0 до 10 на основе сравнения двух множеств.
* Познакомить с числами второго десятка и их записью.
* Продолжать учить считать по образцу названному числу.
* Учить определять место того или иного числа в ряду (10 – 20) по его отношению к предыдущему и последующему числу.
* Продолжать учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта.
* Упражнять в воспроизведении количества движений по названному числу.
* Продолжать учить сравнивать группы разнородных предметов.
* Учить считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
* Упражнять в различении количественного и порядкового счёта в пределах 10.
* Упражнять в различении количественного и порядкового счёта в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счёту? Который?
* Продолжать учить отгадывать математические загадки.
* Продолжать учить правильно, пользоваться и писать математических знаки +, -.> < =. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших (до 10).
* Продолжать учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел.
* Познакомить с числами от 11 до 20 и новой счётной единицей – десятком.
* Продолжать учить сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр.
* Закреплять умение делать из неравенства равенство.
* Продолжать учить устанавливать соотношение между количеством предметов и, числом и цифрой.
* Продолжать учить решать арифметические задачи. Примеры на сложение и вычитание.
* Продолжать учить решать логически задачи.
* Продолжать знакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют
числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).
Геометрические фигуры.
* Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция.
* Закрепить умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
* Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
* Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
* Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
* Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
* Продолжать учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию).
* Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания и разрезания).
Величина.
* Продолжать учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения (большой, поменьше, ещё меньше, самый маленький, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий).
* Способствовать развитию глазомера.
* Продолжать учить делить предметы на 2,4,6,8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
*Учить измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах, учить изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Ориентировка во времени.
* Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.
* Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.
* Познакомит с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве.
* Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
* Закреплять умение определять словом положение предметов по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).
* Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Логические задачи.
* Продолжать учить решать логические задачи ( на сравнение, классификацию установление последовательности событий, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Физическая культура» |
Дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры. |
«Познание» ( конструирование) |
Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги. |
«Познание» (экологическое воспитание) |
Изучают последовательность времен года, частей суток, дней недели. |
« Художественное творчество» (изобразительная деятельность) |
Развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, расположение в пространстве и на листе бумаги. |
Тематический план
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий |
1. 2 |
Число и цифра 1. Величина. Ориентировка во времени. Число и цифра 2. Знаки +, =. Геометрические фигуры. |
1 1 |
3 4. |
Числа и цифры 1,2,3. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек. Числа 1,2,3; соотношение количества предметов с цифрой. Величина: большой, поменьше, самый маленький. |
1 1 |
5 6 |
Число и цифра 5; знаки + ,=, состав числа 5 из двух меньших. Число и цифра 6. Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий. |
1 1 |
7.
8. |
Числа и цифры 4, 5, 6; знаки <,>,=. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. |
1 1 |
9. 10. |
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0; знак - .Дорисовывание геометрических фигур. Числа и цифры 0,4.5,6;решение задачи.Знаки - ,<,>. |
1 1 |
11. |
Число и цифра 7.Знаки =,+. |
1 |
12. |
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7;Состав числа 7 из двух меньших. Дни недели. |
1 |
13. |
Числа и цифры 1-8,знаки +,- |
1 |
14. |
Порядковый счёт, сложение числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части. |
1 |
15. |
Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. |
1 |
16. |
Знаки >,<;порядковый счёт. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. |
1 |
17. |
Числа и цифры 1-9.Величина:высокий,низкий. |
1 |
18 |
Порядковый счёт, сравнение смежных чисел.Величина :часть и целое. |
1 |
19. |
Число 10.Выкладывание из счётных палочек трапеции,лодки. |
1 |
20. |
Цифры от 1 до 10;сложение числа 10 из двух меньших. |
1 |
21. |
Решение задачи, соотнесение числа и цифры. |
1 |
22. |
Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счёт. |
1 |
23 |
Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших. |
1 |
24. |
Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <,>. |
1 |
25 |
Решение задач на сложение и вычитание. Четырёхугольник, шестиугольник. |
1 |
26 |
Решение задачи на вычитание. Величина: большой, поменьше, самый маленький. |
1 |
27. |
Решение задачи, отгадывание загадок. порядковый счёт. |
1 |
28. |
Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших.Круг,овал,треугольник. |
1 |
29. |
Решение задач .Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. |
1 |
30. |
Порядковый счёт, решение математической загадки. Рисование предмета из заданных фигур. |
1 |
31. |
Порядковый счёт. Сложение числа 10 из двух меньших. |
1 |
32. |
Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, стихи о цифрах от 1 до 10. |
1 |
33. |
Числа и цифры от 1 до 10,работа со счётными палочками. |
1 |
34. |
Знаки =,≠,+,-;математические задачи. |
1 |
35. |
Счёт по образцу и названному числу. Сравнение предметов с фигурами. |
1 |
36 |
Знаки>,<,=,≠; соотнесение количество предметов с цифрой, состав числа 6 из двух меньших. |
1 |
37 38 |
Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка. Ознакомление с часами. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. |
1 1 |
39 |
Порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших. |
1 |
40 |
Арифметические задачи; решение примеров. Измерение линейкой. |
1 |
41 |
Цифры от 1до 9; числа 10, 11. Часы; определение времени. |
1 |
42 |
Независимость числа от пространственного расположения предметов. |
1 |
43 |
Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. |
1 |
44 |
Отношения между числами; состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. |
1 |
45 |
Число 13, математическая задача, решение примеров. |
1 |
46 |
Решение примеров, знаки +, -. Элементы треугольника( вершины, стороны, углы). |
1 |
47 |
Число 14. Дни недели. |
1 |
48 |
Счет по образцу и названному числу; дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов. |
1 |
49 |
Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. |
1 |
50 |
Числа от 1 до 15. Решение примеров. |
1 |
51 |
Число 16. Измерение линейкой. |
1 |
52 |
Математическая загадка, знаки +, -. |
1 |
53 |
Число 17. Решение примеров. |
1 |
54 |
Число 17. Ориентировка на листе бумаги. |
1 |
55 |
Число 18; состав числа из двух меньших. |
1 |
56 |
Число 18; решение примеров. |
1 |
57 |
Число 19; состав числа из двух меньших чисел. |
1 |
58 |
Число 19. Измерение линейкой. |
1 |
59 |
Число 20. |
1 |
60 |
Решение арифметической задачи; решение примеров. |
1 |
61 |
Знаки +, -; математическая загадка. |
1 |
62 |
Соотнесение количества предметов с числом. |
1 |
63-64 |
Соответствие между количеством предметов и цифрой. |
2 |
65-66 |
Повторение. Задачи-шутки, решение примеров. |
2 |
Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений:
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.
Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
Составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -=).
Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их . сравнение.
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
Умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Список литературы
1.Е.В . Колесникова «Математика для детей 5 – 6лет». Творческий центр. Москва 2012год
2.Е.В. Колесникова «Математика для детей 6 – 7 лет». Творческий центр. Москва 2012год.