12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ушакова Надежда Николаевна89
Россия, Тамбовская обл., с.Дегтянка
0

Программа по ознакомлению с окружающим миром для группы кратковременного пребывания

Рабочая программа

по ознакомлению с окружающим миром

Образовательная область: познание

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование целостной картины мира

Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

* Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью» Москва 2008год.

* Дыбина О.В. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром». М.: Мозаика Синтез, 2011.

* Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» издательство «Учитель» Воронеж 2002год.

* Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» М.: Мозаика Синтез, 2008год.

Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

66

2

25 минут

групповая

Программой предусмотрено проведение:

практических занятий - 66

Цельпрограммы:

Формирование у детей представлений о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, о предметах, облегчающих труд людей на производстве, о себе, родственных отношениях, о людях – тружениках. Развитие патриотических чувств к родному городу и Отечеству, экологических представлений, умений мыслить, логически рассуждать.

Основные задачи по программе

Предметное и социальное окружение

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).

 Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

Ознакомление с природой

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeori кающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)

Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).

Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.


 

Сезонные наблюдения

Осень.

Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима.

Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняют-;я плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать детям, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать детей к посадке семян овса для птиц.

Весна.

Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. К Международному женскому дню выращивать с детьми цветы (тюльпаны).

Знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето.

Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго—к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

«Здоровье»

Формирование представлений о здоровье, как величайшей ценности человека .

«Конструирование, ручной труд»

Знакомство с разными видами бумаг, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д., используемых для изготовления поделок, построек в зависимости от их назначения.

«Труд»

Развитие трудовой деятельности, формировать предпосылки коллективного труда.

«Безопасность»

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Формировать представление о правилах безопасности дорожного движения.

«Художественное творчество»

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворить потребности детей в самовыражении через художественное творчество.

Тематический план

п/п

Программное содержание

Количество занятий

1

Знакомство со школой

1

2

Беседа о лете

1

3

Какие бывают насекомые?

1

4

Живая и неживая природа

1

5

Почему цветы красивые и душистые?

1

6

Широка страна моя родная

1

7

Уж небо осенью дышало.

1

8

Помощники в путешествии глобус и карта

1

9

Сравнение песка и глины.

1

10

Простые и ценные камни в природе.

1

11

Про воду и воздух.

1

12

Планета-земля в опасности

1

13

Как растения готовятся к зиме.

1

14

Беседа о лесе.

1

15

Кто главный в лесу?.

1

16

Путешествие на северный полюс.

1

17

Откуда прилетел ветер?

1

18

Идёт волшебница зима.

1

19

Красная книга –сигнал опасности.

1

20

Что растёт в воде?Обитатели воды- рыбы..

1

21

Если хочешь быть здоров!

1

22

Как волк,заяц,лось проводят зиму в лесу?.

1

23

Знакомство со свойствами воды.Круговорот воды в природе.

1

24

Жизнь города и села.

1

25

Какой бывает транспорт.

1

26

Волшебные слова

1

27

Зачем тигру полоски ,а жирафу пятна?Путешествие в Африку.

1

28

В солнечном царстве ,в космическом государстве.

2

29-30

Солнце-большая звезда.Сколько звёзд на небе?

1

31

Почему бывает зима и лето?

1

32

В окно повеяло весной.

1

33

Беседа о кроте

1

34

Лесные опасности

1

35

Что мы знаем о птицах?

1

36

Невидимые нити

1

37-38

Строение тела человека

2

39

Игра «Что?Где?Когда?»

1

40

Весенний уход за комнатными растениями

1

41

Посадка лука в классе

1

42

Викторина «Самый умный»

1

43

Лекарственные растения

1

44

Зарядка аквариума

1

45

Почему белые медведи не живут в лесу?

1

46

Экскурсия в парк

1

47

Дуб и сосна

1

48

Домашние животные

1

49

Наблюдение за кошкой

1

50-51

Сравнение диких и домашних животных

2

52

Рассказ об экологических пиромидах

1

53

Двугорбый верблюд пустыни

1

54-55

Мой край родной

2

56

Беседа о дождевых червях

1

57

Носы нужны не только для красы

1

58-59

Я-человек

2

60-61

Правила дорожного движения

2

62-63

Правила пожарной безопасности

2

64

Повторение.

1

65-66

Экскурсия в парк

2

     
     
     
     
     
     
     


 


 


 

Список литературы:

* Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью» Москава 2008год.

* Дыбина О.В. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром». М.: Мозаика Синтез, 2011.

* Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет» » издательство «Учитель» Воронеж 2002год.

* Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» М.: Мозаика Синтез, 2008.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.