Программа по родной русской литературе в 5–9 классе
Программа по учебному предмету
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлена русская литература XX века, так как именно этому разделу уделяется меньше всего внимания в основном курсе литературы.
Специфика уроков по родной русской литературе основывается на обеспечении органической связи между основным и дополнительным курсом. Эта связь в большей степени определяет характер и последовательность занятий, их содержание и даже форму. В основу положен проблемно-тематический принцип изучения литературы.
Уроки родной русской литературы должны быть своеобразным прологом к беседам по современной литературе в старших классах по следующим тематическим разделам:
«В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке)
«Так это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)
«Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны)
«Кто мы на этой земле?» (Человек и природа)
«Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе)
«Поэзию любят красивые люди» (Современная поэзия)
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная русская литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17-18 часов.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 | 0,5 | 18 |
6 | 0,5 | 18 |
7 | 0,5 | 18 |
8 | 0,5 | 18 |
9 | 0,5 | 17 |
Итого | 2,5 | 89 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
письменный ответ на вопрос;
выразительное чтение (чтение наизусть);
сочинение на литературоведческую тему;
проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Русская литература XX в.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание курса
5 класс
Содержание учебного предмета, кол-во часов | Вид занятий (кол-во часов) | Виды учебной деятельности | |||
Теоретические занятия | Лабораторные самостоятельные, практические работы, | Формы контроля | |||
Своеобразие родной литературы 1 час | 1 | 1 | | Подготовка устного сообщения «Книги и чтение в моей жизни» | |
“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) 2 часа В.И. Белов «Скворцы» | 1 | 1 | тест | Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Аннотация. | |
“ Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) 4 часа А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Г.Белых и Л. Пантелеев «Республика Шкид» (глава 8 «Великий ростовщик») | 1 | 3 | сочинение | Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей. Рассказ о героях по плану. Викторина на знание текста. Сочинение-отзыв. | |
“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) 3 часа В.П. Катаев «Сын полка» | 1 | 2 | сочинение | Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей. Рассказ о героях по плану. Анализ различных форм выражения. Сочинение. Литературная игра. | |
“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) 3 часа М.М. Пришвин «Остров спасения» В.П. Астафьев «Капалуха», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» Е. И. Носов «Тридцать зерен». | 1 | 2 | сочинение | Сообщение о детстве и начале литературной деятельности писателей. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в образе природы. Сочинение. | |
“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) 3 часа Ю.Я. Яковлев “Баваклава” В.А.Солоухин «Мститель» | 1 | 2 | тест | Тест на знание текста. Устные ответы на вопросы Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев рассказов. | |
“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) 2 часа Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» | 1 | 1 | Чтение наизусть | Устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Чтение наизусть. | |
18 часов | 6 | 12 | | |
6 класс
Содержание учебного предмета, кол-во часов | Вид занятий (кол-во часов) | Виды учебной деятельности | ||
Теоретические занятия | Лабораторные самостоятельные, практические работы, | Формы контроля | | |
Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. 1ч. | 1 | | | Прослушивание лекции учителя. Участие в обсуждении вопросов по теме. Монологическое высказывание. |
“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке). Урок мужества и доброты. В.А. Солоухин “Каравай заварного хлеба” Биография писателя и обзор его книг. Обсуждение книги «Каравай заварного хлеба». Отзывы о книге. 2ч. |
| 1 | Пись-менный ответ на вопрос. | Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Размышление над поступками героев и их последствиями. Формулирование вопросов для размышления. Участие в диспуте. Работа со словарем. |
“ Так это было на земле”(Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) «Дети войны, горьким опытом О писателе и его творчестве. Пережитое нашим народом, детьми во время Великой Отечественной войны - жестокая правда жизни. 3ч. | 0,5 | 0,5 | Выразительное чтение прозаи-ческого отрыв-ка. | Выразительное чтение текста, эвристическая беседа, работа в группах, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, инсценировка и анализ отдельных эпизодов: решение отдать куртку, Маша под диктовку Коли пишет письмо маме, разговор Коли с мамой о дружбе с Вадимом). Работа с термином «автобиографическое произведение». Работа с опережающим индивидуальным заданием. Подготовка выставки книг о Великой Отечественной войне. |
“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) Настоящая повесть о настоящем человеке. Б.Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. О писателе. О прототипе главного героя повести. Смысл названия повести. Особенности композиции. 6ч. | 0,5 | 2 | Сочинение. | Выразительное чтение эпизодов и их анализ. Пересказ эпизодов повести. Работа со словарем. Работа с Интернетом. Составление письменного плана эпизода. Аналитическая беседа. Подтверждение выводов цитатами из текста, пересказом. Участие в диалоге. Просмотр эпизодов фильма и отзыв о них. Написание творческой работы. |
“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) « Делай доброе дело». К.Д. Воробьев “У кого поселяются аисты?” О писателе и его рассказе. Добро и зло. Каким должен быть человек. Милосердие, сострадание. 2ч. | 0,5 | 1 | Груп-повой зачет. | Чтение рассказа. Работа в группах. Выборочный пересказ на тему «История «семьи» аиста» (индивидуальное задание). задание). Словарная работа. Создание рисунков к произведению (по одному от каждой группы). Защита рисунков по группам. |
“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) «Надо быть милосердным». В.К. Железников “Чучело” О писателе и его книге. Нравственные уроки книги. Понятие «конфликт». Детская жестокость и ее отпечаток на общем формировании характера человека. Коллектив и толпа. Что такое коллектив и в чем его сила? 2ч. | | 1 | Сочинение – миниа-тюра. | Участие в дискуссионном исследовании, выделение проблемы, обоснование своего мнения с опорой на текст художественного произведения; характеристика героя. Наблюдение за поступками героев через составление словесных цепочек. Подготовка проектов. Просмотр эпизодов фильма и обсуждение. |
“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) В чем красота человека? А.Я. Яшин «Русский язык», «Родные слова», «Покормите птиц», «Про березку», «О дружбе». О современной поэзии. О поэте и его творчестве. Знакомство со стихами. Некоторые темы творчества поэта. 2ч. | 0,5 | | Выразительное чтение стихов (в том числе наи-зусть) | Выразительное чтение стихов. Устное рецензирование выразительного чтения. Работа в группах. Анализ стихотворений по вопросам. Формулирование вопросов для размышления. Заучивание стихотворения наизусть. |
Итого: 18 часов | 3 | 5,5 | | |
7 класс
Содержание учебного предмета, кол-во часов | Вид занятий | Вид занятий (кол-во часов) | ||
Теоретические занятия | Лабораторные самостоятельные, практические работы, | Формы контроля | ||
Своеобразие родной литературы 1 час |
|
|
| Подготовка устного сообщения «Художественная литература и история» |
“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) 2 часа К. Воробьев «Синель» | 1 | 1 | тест | Сообщения о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Аннотация. |
“ Так это было на земле”(Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) 4 часа В.Тендряков «Хлеб для собаки» | 1 | 3 | сочинение | Характеристика времени, описанного в рассказе. Пересказ. Сопоставительная характеристика взрослых и главного героя. Сочинение-отзыв. |
“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) 3 часа А.Н.Толстой «Русский характер» | 1 | 2 | сочинение | Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Рассказ о герое по плану. Сочинение. |
“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) 3 часа Краснов «Шатохи» | 1 | 2 | сочинение | Урок-размышление об ответственности людей за всё происходящее вокруг, о гуманном отношении к "братьям нашим меньшим".Совершенствование навыков монологического ответа, выразительного чтения. Сочинение. |
“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) 3 часа Тендряков «Весенние перевертыши» | 1 | 2 | Мини- сочинение | Викторина по содержанию повести. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказов. |
“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) 2 часа И.Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По Смоленской дороге», А.Вертинский «Доченьки». | 1 | 1 | Чтение наизусть | Устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Чтение наизусть. |
18 часов | 6 | 12 | | |
8 класс
Содержание учебного предмета, кол-во часов | Вид занятий (количество часов) | Виды учебной деятельности | ||
Теоретические занятия | Лабораторные | Формы контроля | ||
Своеобразие родной литературы 1 час | | 1 | | Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. |
“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) 3 часа В.А. Каверин “Два капитана” | 1 | 2 | тест | Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Аннотация. Тест на знание текста. |
“ Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) 4 часа А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…» Ч.Айтматов «Ранние журавли» | 1 | 3 | сочинение | Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. Характеристика героев произведений. Рассказ о героях по плану. Викторина на знание текста. Анализ эпизода. |
“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) 2 часа Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). | 1 | 1 | сочинение | Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, определение нравственной позиции писателя. |
“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) 2 часа Г.Н. Троепольский “Белый Бим Черное ухо” | 1 | 1 | тест | Сообщение о детстве и начале литературной деятельности писателей. Участие в коллективном диалоге. Сочинение |
“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) 4 часа К.Паустовский «Телеграмма» В.Тендряков «Весенние перевертыши» | 1 | 3 | сочинение | Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев рассказов. Тест на знание текста. |
“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) 2 часа Стихи С.С.Орлова: «Его зарыли в шар земной», «Россия есть у каждого своя» и др. | 1 | 1 | Чтение наизусть | Устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. |
9 класс
Содержание учебного предмета, кол-во часов | Вид занятий (кол-во часов) | Виды учебной деятельности | |||
Теоретические занятия | Лабораторные самостоятельные, практические работы, | Формы контроля | | ||
“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) 2 часа В.М. Шукшин Рассказы («Чудик», «Микроскоп», «Как жена мужа в Париж провожала», «Космос, шмат сала и нервная система» и др. по выбору учителя)
| 1 | 1 | Письменный ответ на один из вопросов. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников | Характеристика сюжета рассказов, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «деталь». | |
“Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) 2 часа С.А. Алексиевич “Цинковые мальчики” | 1 | 1 | Сочинение-отзыв | Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. | |
“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) 5 часов Б.Л. Васильев “А зори здесь тихие”, “В списках не значился...” В. Быков «Обелиск» | 1 | 4 | Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Индивидуальные сообщения. Сочинение | Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение и комментирование. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Характеристика героев | |
“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) 2 часа Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей” А. Солженицын «Крохотки» | 0,5 | 1,5 | Выразительное чтение. Индивидуальные сообщения | Устный рассказ о писателе. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) 3 часа А.В. Вампилов “Старший сын” Б. Екимов «Ночь исцеления» | 1 | 2 | Письменный ответ на вопрос Устный рассказ о писателе Письменная характеристика героев. Формулирование вопросов по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос. Сочинение | Устный рассказ о писателе. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Речевые характеристики главных героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | |
“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) 2 часа Лирика В.Д. Федорова, Э.А. Асадова | 1 | 1 | Чтение наизусть. Письменный ответ на вопрос. | Сообщение о литературной деятельности поэтов. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в лирике поэтов. | |
Итоговый урок 1 час | 1 | | | |
Календарно - тематическое планирование
5 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов | Темы | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
1 | Своеобразие родной литературы. | 1 | | | Родная литература как национально-культурная ценность народа |
Литература XX века | |||||
2 | “В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) | 2 | | 0,5 | Маленький человек с большим сердцем (по рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы»). « Учимся писать аннотацию». (По рассказу В.И.Белова «Скворцы»). |
3 | “ Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) | 4 | 1 | 0,5 | Эпоха, изображенная в повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» Образ тимуровца в повести А.П.Гайдара Отзыв о произведении. Роль коллектива в повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» (глава 8 «Великий ростовщик») |
4 | “Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) | 3 | 1 | 0,5 | История создания повести В.П. Катаева «Сын полка» Образ Вани Солнцева. Устная характеристика героя. Литературная игра по повести В.П.Катаева «Сын полка» |
5 | “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) | 3 | | 0,5 | Взаимосвязь человека и природы в рассказе М.М.Пришвина «Остров спасения» «Учимся мудрости и добру» по рассказам В.П. Астафьева «Капалуха», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» Проблема выбора в рассказе Е.Носова «Тридцать зёрен». |
6 | “Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) | 3 | 1 | 0.5 | Урок доброты по рассказу Ю.Я. Яковлева «Баваклава» Умей прощать обиды, учись людей любить (по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»). Сочинение-рассуждение «Как нужно относиться к близким людям?» |
7 | “Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) | 2 | | 0,5 | Образ малой Родины в стихотворении Рубцова Н.М. «Родная деревня» Мир ребенка в русской поэзии (Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Самойлов Д. «Сказка», Берестов В. «Почему-то в детстве…») |
| Всего | 18 | 3 | 3 | |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов | Темы уроков. | ||
Общее | Р/р | К/р | |||
1 | Своеобразие родной литературы. | 1 | 0,5 | | 1. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. |
2 | “В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке). Урок мужества и доброты. В.А. Солоухин “Каравай заварного хлеба», «Мошенники» | 2 | 1 | 0,5 | 1.В.А. Солоухин. О писателе и его творчестве. Рассказ «Каравай заварного хлеба». Восприятие, толкование, оценка. 2. Грани добра и зла в рассказе В.Солоухина « Каравай заварного хлеба». |
3 | “ Так это было на земле”(Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) «Дети войны, горьким опытом | 3 | 1 | 1 | 1. Истинное призвание А. Лиханова – хранитель детства. О писателе и его творчестве. 2.Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. Альберт Лиханов. «Последние холода». Восприятие, толкование, оценка. 3. Книги о войне. Полочка любимых книг. Защита творческих проектов. |
4 | “Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) Настоящая повесть о настоящем человеке. Б.Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. | 6 | | 1 | 1.Б. Полевой. Об авторе и его герое. Первые впечатления о книге. 2.Знакомство с особенностями характера главного героя. 3.Патриотизм жителей деревни Плавни. Портрет и его значение для характеристики действующих лиц. 4.Понятие «настоящий человек». 5.Возвращение в строй. Подвиг Алексея Мересьева. 6. Сочинение « Кого в повести можно назвать настоящим человеком?» |
5 | “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) « Делай доброе дело». К.Д. Воробьев “У кого поселяются аисты?” | 2 | | 1 | 1. О писателе и его книге. Добро и зло. Сострадание и милосердие. Рассказ “У кого поселяются аисты?” Восприятие, толкование, оценка. 2.Особености композиции, языка рассказа. |
6 | “Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) «Надо быть милосердным». В.К. Железников “Чучело” | 2 | | 0,5 | 1.О писателе и его книге. Об экранизации произведения. 2. «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Подготовка к сочинению. |
7 | “Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) В чем красота человека? А.Я. Яшин «Русский язык», «Родные слова», «Покормите птиц», «Про березку», «О дружбе». | 2 | 1 | 1 | 1. О современной поэзии. О А.Я. Яшине и его творчестве. «Русский язык», «Родные слова». 2. «Покормите птиц», «Про березку», «О дружбе». В чем красота человека? |
Календарно - тематическое планирование
7 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов | Темы | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
1 | Своеобразие родной литературы. | 1 |
|
| Художественное время и художественное пространство в литературе. |
Литература XX века | |||||
2 | “В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)
| 2 |
| 0,5 | 1.«Это счастье – не мимоходом жизнь пройти» (по рассказу К. Д. Воробьёва «Синель») 2.«Васильковое слово» рассказа К.Д.Воробьёва «Синель» (продолжение). |
3 | “ Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) | 4 | 1 | 0,5 | 1.«Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки») 2.«30-е годы в нашей стране». 3.Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»; 4.Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).
|
4 | “Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) | 3 | 1 | 0,5 | 1.Красота и сила характера героев рассказа Толстого «Русский характер». 2. Семья Егора Дрёмова. Катя Малышева. 3.Рассказ о герое или мини- сочинение о герое, который понравился (на выбор) |
5 | “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) | 3 |
| 0,5 | 1. «Спешите стать терпимей и добрей» (Урок по рассказу П.Краснова «Шатохи» 2.Финал рассказа: поведение Кузьки. 3. Сочинение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»
|
6 | “Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) | 3 | 1 | 0.5 | 1.Урок – размышление по повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши». 2. «Как здорово жить на земле! Как непросто...»: идейно-художественное содержание повести. 3.Два человека. Два характера (Дюшка Тягунов и Минька Богатов). |
7 | “Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) | 2 |
| 0,5 | 1.«Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге…». 2.Лирические размышления «о жизни, времени и вечности».
|
| Всего | 18 | 3 | 3 |
|
Календарно- тематическое планирование
8 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов | Темы | ||
общее | р/р | к/р | |||
1 | Своеобразие родной литературы. | 1 | | | Родная литература как национально-культурная ценность народа |
2 | “В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) В.А. Каверин “Два капитана”. | 3 | 0,5 | 0,5 | 1. «Два капитана» - книга на все времена» 2.Учимся писать аннотацию (по роману В.А.Каверина «Два капитана»). 3.Художественный мир В.А.Каверина |
3 | “ Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) | 4 | 1 | | 1. История создания повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…». 2. Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». 3. "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтматова "Ранние журавли". 4. Анализ эпизода |
4. | “Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) | 2 | | | 1. О жизни и творчестве Л.Кассиля. 2. Нравственные уроки ( по произведению Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки»)" |
5 | “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) | 2 | 1 | | 1. « Мир полный радостных открытий и серьезных проблем», (по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим черное ухо»). 2. « Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (Сочинение). |
6 | “Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) | 4 | 1 | 1 | 1. "Нет никого ближе и роднее матери" (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»). Тест на знание текста. 2. Испытание на истинную человечность (образ Насти) 3. «Как здорово жить на земле! Как непросто...» (урок-размышление по повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»). Тест на знание текста. 4. Сочинение рассуждение. |
7 | “Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) | 2 | | 0,5 | 1. Творчество и судьба С.С. Орлова. 2. Образ Родины в стихах С.С.Орлова. |
| Всего | 18 | 3,5 | 2 | |
Календарно - тематическое планирование
9 класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
1 | “В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) | 2 | 1 | | 1-2 «Нам бы про душу не забыть…» (по рассказам В. Шукшина) |
2 | “Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев | 2 | 1 | | 1-2 Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев в документальной книге С. А. Алексиевич «Цинковые мальчики» |
3 | “Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)
| 5 | 2 | 1 | 1. Женщина на войне (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие») 2-3. Правда о войне в романе Б. Васильева «В списках не значился» 4. Обязанность быть человеком (по повести В. Быкова «Обелиск») 5.Классное сочинение по произведениям о Вов. |
4 | “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)
| 2 | 1 | | 1. Жить надо по законам сердца и совести (по повести Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей») 2.Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. |
5 | “Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) | 3 | 1 | 1 | 1.Проблемы нравственности в пьесе А. Вампилова «Старший сын» 2.Исцеление души (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления») 3.Сочинение. |
6 | “Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) | 2 | 1 | | 1.Поэзия родного края. «Малая» родина в жизни и творчестве В. Федорова. 2.Поэзия совести и любви (по творчеству Э. Асадова) |
| Всего | 17 | 7 | 2 | |