Программа по родной русской литературе в 5–9 классе

1
0
Материал опубликован 9 February 2023

Программа по учебному предмету

«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература»

Пояснительная записка


Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса


ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлена русская литература XX века, так как именно этому разделу уделяется меньше всего внимания в основном курсе литературы.

Специфика уроков по родной русской литературе основывается на обеспечении органической связи между основным и дополнительным курсом. Эта связь в большей степени определяет характер и последовательность занятий, их содержание и даже форму. В основу положен проблемно-тематический принцип изучения литературы.

Уроки родной русской литературы должны быть своеобразным прологом к беседам по современной литературе в старших классах по следующим тематическим разделам:

«В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке)

«Так это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)

«Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

«Кто мы на этой земле?» (Человек и природа)

«Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе)

«Поэзию любят красивые люди» (Современная поэзия)


Место учебного курса «Родная литература»


Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная русская литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17-18 часов.


Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

18

6

0,5

18

7

0,5

18

8

0,5

18

9

0,5

17

Итого

2,5

89


В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:

письменный ответ на вопрос;

выразительное чтение (чтение наизусть);

сочинение на литературоведческую тему;

проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»


Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Русская литература XX в.

Учащийся научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Содержание курса

5 класс


Родная русская литература (0,5 часа в неделю, 18 часов)

Содержание

учебного предмета,

кол-во часов

Вид занятий

(кол-во часов)

Виды учебной деятельности

Теоретические занятия

Лабораторные самостоятельные, практические работы,


Формы контроля

Своеобразие родной литературы 1 час

1

1


Подготовка устного сообщения «Книги и чтение в моей жизни»

“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке) 2 часа

В.И. Белов «Скворцы»

1

1

тест

Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Аннотация.

“ Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев) 4 часа


А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Г.Белых и Л. Пантелеев «Республика Шкид» (глава 8 «Великий ростовщик»)

1

3

сочинение

Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей. Рассказ о героях по плану. Викторина на знание текста. Сочинение-отзыв.

“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны) 3 часа

В.П. Катаев «Сын полка»

1

2

сочинение

Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей. Рассказ о героях по плану. Анализ различных форм выражения. Сочинение. Литературная игра.

“Кто мы на этой земле?” (Человек и природа) 3 часа

М.М. Пришвин «Остров спасения»

В.П. Астафьев «Капалуха», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

Е. И. Носов «Тридцать зерен».

1

2

сочинение

Сообщение о детстве и начале литературной деятельности писателей. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального,

неповторимого в образе природы. Сочинение.

“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе) 3 часа

Ю.Я. Яковлев “Баваклава”

В.А.Солоухин «Мститель»

1

2

тест

Тест на знание текста. Устные ответы на вопросы Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев рассказов.

“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия) 2 часа

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…»

1

1

Чтение

наизусть

Устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Чтение наизусть.

18 часов

6

12




6 класс


Родная русская литература (0,5 часа в неделю, 18 часов)


Содержание

учебного предмета,

кол-во часов

Вид занятий

(кол-во часов)

Виды учебной деятельности

Теоретические занятия

Лабораторные самостоятельные, практические работы,


Формы контроля


Своеобразие родной литературы.


Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. 1ч.

1



Прослушивание лекции учителя. Участие в обсуждении вопросов по теме. Монологическое высказывание.

В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке).

Урок мужества и доброты.

В.А. Солоухин “Каравай заварного хлеба”

Биография писателя и обзор его книг.

Обсуждение книги «Каравай заварного хлеба». Отзывы о книге.


2ч.

1

Пись-менный ответ на вопрос.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Размышление над поступками героев и их последствиями. Формулирование вопросов для размышления.

Участие в диспуте. Работа со словарем.

Так это было на земле”(Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)

«Дети войны, горьким опытом
Вас наделила судьба». А.А. Лиханов “Последние холода”

О писателе и его творчестве. Пережитое нашим народом, детьми во время Великой Отечественной войны - жестокая правда жизни.


3ч.

0,5

0,5

Выразительное чтение прозаи-ческого отрыв-ка.

Выразительное чтение текста, эвристическая беседа, работа в группах, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, инсценировка и анализ отдельных эпизодов: решение отдать куртку, Маша под диктовку Коли пишет письмо маме, разговор Коли с мамой о дружбе с Вадимом).  Работа с термином «автобиографическое произведение».

Работа с опережающим индивидуальным заданием. Подготовка выставки книг о Великой Отечественной войне.



Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

Настоящая повесть о настоящем человеке. Б.Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке”.

О писателе. О прототипе главного героя повести. Смысл названия повести. Особенности композиции.

6ч.

0,5

2

Сочинение.

Выразительное чтение эпизодов и их анализ. Пересказ эпизодов повести. Работа со словарем. Работа с Интернетом. Составление письменного плана эпизода. Аналитическая беседа. Подтверждение выводов цитатами из текста, пересказом. Участие в диалоге. Просмотр эпизодов фильма и отзыв о них. Написание творческой работы.

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

« Делай доброе дело». К.Д. Воробьев “У кого поселяются аисты?”

О писателе и его рассказе. Добро и зло. Каким должен быть человек. Милосердие, сострадание.

2ч.

0,5

1

Груп-повой зачет.

Чтение рассказа. Работа в группах.

Выборочный пересказ на тему «История «семьи» аиста» (индивидуальное задание).

задание).

Словарная работа. Создание рисунков к произведению (по одному от каждой группы). Защита рисунков по группам.


Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

«Надо быть милосердным». В.К. Железников “Чучело”

О писателе и его книге. Нравственные уроки книги. Понятие «конфликт». Детская жестокость и ее отпечаток на общем формировании характера человека. Коллектив и толпа. Что такое коллектив и в чем его сила?

2ч.


1

Сочинение – миниа-тюра.

Участие в дискуссионном исследовании, выделение

проблемы,

обоснование своего мнения с опорой на текст художественного произведения;

характеристика героя. Наблюдение за поступками героев через составление словесных цепочек.

Подготовка проектов.

Просмотр эпизодов фильма и обсуждение.

Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)

В чем красота человека? А.Я. Яшин «Русский язык», «Родные слова», «Покормите птиц», «Про березку», «О дружбе».

О современной поэзии. О поэте и его творчестве. Знакомство со стихами. Некоторые темы творчества поэта.

2ч.

0,5


Выразительное чтение стихов (в том числе наи-зусть)

Выразительное чтение стихов. Устное рецензирование выразительного чтения. Работа в группах. Анализ стихотворений по вопросам. Формулирование вопросов для размышления. Заучивание стихотворения наизусть.

Итого: 18 часов

3

5,5



7 класс


Родная русская литература (0,5 часа в неделю, 18 часов)



Содержание

учебного предмета,

кол-во часов

Вид занятий



Вид занятий

(кол-во часов)

Теоретические занятия

Лабораторные самостоятельные, практические работы,


Формы контроля

Своеобразие родной литературы        1 час

 

 

 

Подготовка устного сообщения «Художественная литература и история»

“В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)

2 часа

К. Воробьев «Синель»

1      

      1       

тест

Сообщения о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Аннотация.

 “ Так это было на земле”(Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)   

4 часа

В.Тендряков «Хлеб для собаки»                         

1

3

сочинение

Характеристика времени, описанного в рассказе. Пересказ. Сопоставительная характеристика взрослых и главного героя. Сочинение-отзыв.

“Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

 3 часа                   

А.Н.Толстой «Русский характер»

1

2

сочинение

Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Рассказ о герое по плану. Сочинение.

 “Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

3 часа 

Краснов «Шатохи»

1

2

сочинение

 Урок-размышление об ответственности людей за всё происходящее вокруг, о гуманном отношении к "братьям нашим меньшим".Совершенствование навыков монологического ответа, выразительного чтения. Сочинение.

“Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

3 часа 

Тендряков «Весенние перевертыши»

1

2

Мини- сочинение

Викторина по содержанию повести. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Нравственная оценка героев рассказов.

“Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)

2 часа

И.Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По Смоленской дороге», А.Вертинский «Доченьки».

1

1

Чтение наизусть

Устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Чтение наизусть.

18 часов

6

12



8 класс


Родная русская литература (0,5 часа в неделю, 18 часов)


Содержание учебного предмета, кол-во часов

Вид занятий

(количество часов)

Виды учебной деятельности

Теоретические занятия

Лабораторные

Формы контроля

Своеобразие родной

литературы

1 час



1


Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

в культурном наследии страны.

В краю истоков” (О земле, о

деревне, о человеке)

3 часа

В.А. Каверин “Два капитана”

1

2

тест

Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Аннотация. Тест на знание текста.

Так это было на земле”

(Отражение трагических

конфликтов истории в

судьбах героев)

4 часа

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…»

Ч.Айтматов «Ранние журавли»

1

3

сочинение

Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя. Характеристика героев произведений. Рассказ о героях по плану. Викторина на знание текста. Анализ эпизода.

Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной

войны)

2 часа

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы).


1

1

сочинение

Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, определение нравственной позиции писателя.

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

2 часа

Г.Н. Троепольский “Белый Бим Черное ухо”


1

1

тест

Сообщение о детстве и начале литературной деятельности писателей. Участие в коллективном диалоге.

Сочинение

Что с нами происходит?”

(Нравственные проблемы в

современной литературе)

4 часа

К.Паустовский «Телеграмма»

В.Тендряков «Весенние перевертыши»


1

3

сочинение

Устные ответы на вопросы. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев рассказов. Тест на знание текста.

Поэзию любят красивые люди”

(Современная поэзия)

2 часа

Стихи С.С.Орлова: «Его зарыли в шар земной», «Россия есть у каждого своя» и др.


1

1

Чтение наизусть

Устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.

9 класс


Родная русская литература (0,5 часа в неделю, 17 часов)

Содержание

учебного предмета,

кол-во часов

Вид занятий

(кол-во часов)

Виды учебной деятельности

Теоретические занятия

Лабораторные самостоятельные, практические работы,


Формы контроля


В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)

2 часа

В.М. Шукшин Рассказы («Чудик», «Микроскоп», «Как жена мужа в Париж провожала», «Космос, шмат сала и нервная система» и др. по выбору учителя)

1

1

Письменный ответ на один из

вопросов.

Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников



Характеристика сюжета рассказов, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «деталь».

Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)

2 часа

С.А. Алексиевич “Цинковые мальчики”

1

1

Сочинение-отзыв

Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений, определение нравственной позиции писателя.

Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

5 часов

Б.Л. Васильев “А зори здесь тихие”, “В списках не значился...”

В. Быков «Обелиск»

1

4

Письменный ответ на один из проблемных

вопросов. Индивидуальные сообщения.

Сочинение

Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение и комментирование. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Характеристика героев

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

2 часа

Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”

А. Солженицын «Крохотки»


0,5

1,5

Выразительное чтение.

Индивидуальные сообщения

Устный рассказ о писателе. Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

3 часа

А.В. Вампилов “Старший сын”

Б. Екимов «Ночь исцеления»




1

2

Письменный ответ на вопрос

Устный рассказ о писателе

Письменная характеристика героев.

Формулирование вопросов

по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос.

Сочинение


Устный рассказ о писателе. Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос.

Речевые характеристики главных героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)

2 часа

Лирика В.Д. Федорова, Э.А. Асадова


1

1

Чтение наизусть.

Письменный ответ на вопрос.


Сообщение о литературной деятельности поэтов. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального,

неповторимого в лирике поэтов.

Итоговый урок

1 час

1





Календарно - тематическое планирование

5 класс


Наименование разделов

Количество часов

Темы

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1



Родная литература как национально-культурная ценность народа

Литература XX века

2

В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)

2


0,5

Маленький человек с большим сердцем (по рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы»).

« Учимся писать аннотацию». (По рассказу В.И.Белова «Скворцы»). 

3

Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)

4

1

0,5

Эпоха, изображенная в повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Образ тимуровца в повести А.П.Гайдара

Отзыв о произведении.

Роль коллектива в повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид» (глава 8 «Великий ростовщик»)

4

Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

3

1

0,5

История создания повести В.П. Катаева «Сын полка»

Образ Вани Солнцева. Устная характеристика героя.

Литературная игра по повести В.П.Катаева «Сын полка»

5

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

3


0,5

Взаимосвязь человека и природы в рассказе М.М.Пришвина «Остров спасения» «Учимся мудрости и добру» по рассказам В.П. Астафьева «Капалуха», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

Проблема выбора в рассказе Е.Носова  «Тридцать зёрен».

6

Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

3

1

0.5

Урок доброты по рассказу Ю.Я. Яковлева «Баваклава»

Умей прощать обиды, учись людей любить (по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).

Сочинение-рассуждение «Как нужно относиться к близким людям?»

7

Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)

2


0,5

Образ малой Родины в стихотворении Рубцова Н.М. «Родная деревня»

Мир ребенка в русской поэзии (Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Самойлов Д. «Сказка», Берестов В. «Почему-то в детстве…»)


Всего

18

3

3


Календарно-тематическое планирование

6 класс


Наименование разделов

Количество часов

Темы уроков.

Общее

Р/р

К/р

1

Своеобразие родной литературы.


1

0,5


1. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2

В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке).

Урок мужества и доброты.

В.А. Солоухин “Каравай заварного хлеба»,

«Мошенники»


2

1

0,5

1.В.А. Солоухин. О писателе и его творчестве. Рассказ «Каравай заварного хлеба». Восприятие, толкование, оценка.


2. Грани добра и зла в рассказе В.Солоухина « Каравай заварного

хлеба».

3

Так это было на земле”(Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)

«Дети войны, горьким опытом
Вас наделила судьба». А.А. Лиханов “Последние холода”


3

1

1

1. Истинное призвание А. Лиханова – хранитель детства. О писателе и его творчестве.

2.Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. Альберт Лиханов. «Последние холода». Восприятие, толкование, оценка.

3. Книги о войне. Полочка любимых книг. Защита творческих проектов.

4


Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

Настоящая повесть о настоящем человеке. Б.Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке”.

6


1

1.Б. Полевой. Об авторе и его герое. Первые впечатления о книге.

2.Знакомство с особенностями характера главного героя.

3.Патриотизм жителей деревни Плавни. Портрет и его значение для характеристики действующих лиц.

4.Понятие «настоящий человек».

5.Возвращение в строй. Подвиг Алексея Мересьева.

6. Сочинение « Кого в повести можно назвать настоящим человеком?»

5

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

« Делай доброе дело». К.Д. Воробьев “У кого поселяются аисты?”

2


1

1. О писателе и его книге. Добро и зло. Сострадание и милосердие. Рассказ “У кого поселяются аисты?” Восприятие, толкование, оценка.

2.Особености композиции, языка рассказа.

6

Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

«Надо быть милосердным». В.К. Железников “Чучело”

2


0,5

1.О писателе и его книге. Об экранизации произведения.



2. «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Подготовка к сочинению.

7

Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)

В чем красота человека? А.Я. Яшин «Русский язык», «Родные слова», «Покормите птиц», «Про березку», «О дружбе».

2

1

1

1. О современной поэзии. О А.Я. Яшине и его творчестве. «Русский язык», «Родные слова».

2. «Покормите птиц», «Про березку», «О дружбе». В чем красота человека?

Календарно - тематическое планирование

7 класс


Наименование разделов

Количество часов

Темы

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1

 

 

Художественное время и художественное пространство в литературе.

Литература  XX века

2

В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)

                                     

2

 

0,5

1.«Это счастье – не мимоходом жизнь пройти» (по рассказу К. Д. Воробьёва «Синель»)

2.«Васильковое слово» рассказа К.Д.Воробьёва «Синель» (продолжение).

3

Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)                            

4

1

0,5

1.«Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

2.«30-е годы в нашей стране».

3.Жизненная позиция героя в рассказе «Хлеб для собаки»;

4.Размышление после прочтения одного из рассказов В.Тендрякова («Пара гнедых», «Хлеб для собаки»).

 

4

Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)                           

3

1

0,5

1.Красота и сила характера героев рассказа Толстого «Русский характер».

2. Семья Егора Дрёмова. Катя Малышева.

3.Рассказ о герое или мини- сочинение о герое, который понравился (на выбор)

5

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

3

 

0,5

1. «Спешите стать терпимей и добрей» (Урок по рассказу П.Краснова «Шатохи» 

2.Финал рассказа: поведение Кузьки.

3. Сочинение на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

6

Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

3

1

0.5

1.Урок – размышление по повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши».

2. «Как здорово жить на земле! Как непросто...»: идейно-художественное содержание повести.

3.Два человека. Два характера (Дюшка Тягунов и Минька Богатов).

7

Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)

2

 

0,5

1.«Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге…». 2.Лирические размышления «о жизни, времени и вечности».

 

 

Всего

18

3

3

 


Календарно- тематическое планирование

8 класс


Наименование разделов

Количество часов

Темы

общее

р/р

к/р

1

Своеобразие родной литературы.

1



Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)

В.А. Каверин “Два капитана”.

3

0,5

0,5

1. «Два капитана» - книга на все времена»

2.Учимся писать аннотацию (по роману В.А.Каверина «Два капитана»).

3.Художественный мир В.А.Каверина

3

Так это было на земле” (Отражение трагических

конфликтов истории в

судьбах героев)

4

1


1. История создания повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…».

2. Призыв к Правде, Добру и Справедливости в повести

А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».

3. "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтматова "Ранние журавли".

4. Анализ эпизода

4.

Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной

войны)

2



1. О жизни и творчестве Л.Кассиля.

2. Нравственные уроки ( по произведению Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки»)"

5

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)

2

1


1. « Мир полный радостных открытий и серьезных проблем», (по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим черное ухо»).

2. « Добрый урок о грустной повести: жестокость и милосердие» (Сочинение).

6

Что с нами происходит?”

(Нравственные проблемы в

современной литературе)

4

1

1

1. "Нет никого ближе и роднее матери" (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»). Тест на знание текста.

2. Испытание на истинную человечность (образ Насти)

3. «Как здорово жить на земле! Как непросто...» (урок-размышление по повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши»). Тест на знание текста.

4. Сочинение рассуждение.

7

Поэзию любят красивые люди”

(Современная поэзия)

2


0,5

1. Творчество и судьба С.С. Орлова.

2. Образ Родины в стихах С.С.Орлова.


Всего

18

3,5

2






Календарно - тематическое планирование

9 класс


Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

В краю истоков” (О земле, о деревне, о человеке)

2

1


1-2 «Нам бы про душу не забыть…» (по рассказам В. Шукшина)

2

Так это было на земле” (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев

2

1


1-2 Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев в документальной книге С. А. Алексиевич «Цинковые мальчики»

3

Память пылающих лет” (Человек в горниле Великой Отечественной войны)

5

2

1

1. Женщина на войне (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

2-3. Правда о войне в романе Б. Васильева «В списках не значился»

4. Обязанность быть человеком

(по повести В. Быкова «Обелиск»)

5.Классное сочинение по произведениям о Вов.

4

Кто мы на этой земле?” (Человек и природа)




2

1


1. Жить надо по законам сердца и совести (по повести Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»)

2.Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

5

Что с нами происходит?” (Нравственные проблемы в современной литературе)

3

1

1

1.Проблемы нравственности в пьесе А. Вампилова «Старший сын»

2.Исцеление души (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)

3.Сочинение.

6

Поэзию любят красивые люди” (Современная поэзия)


2

1


1.Поэзия родного края. «Малая» родина в жизни и творчестве В. Федорова.

2.Поэзия совести и любви (по творчеству Э. Асадова)


Всего

17

7

2







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.