Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс (КТП)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||
| | ||||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во ч | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно- Оценочная деятельность | Цифр. и электр. образов. ресурсы | ||||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | ||||
Своеобразие родной литературы (1 ч) | |||||||||||
1. | | | Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Урок усвоения новых знаний | 1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. | Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Входной | Лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос. | ЦОР: Писатели о книге и чтении | |
Русский фольклор (1 ч) | |||||||||||
2. | | | Жанровое своеобразие фольклорных произведений. Малые жанры фольклора (былички, потешки, заклички, считалки). Урок усвоения новых знаний | 1 | Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Жанровое своеобразие фольклорных произведений. Малые жанры фольклора (былички, потешки, заклички, считалки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений) | Называть малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Записать 5 известных пословиц и поговорок, объяснить их значение | ЦОР: Что такое фольклор? | |
Древнерусская литература (1 ч) | |||||||||||
3. | | | Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля». Урок усвоения новых знаний | 1 | Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Традиции и особенности духовной литературы. Теория литературы. Сказание (начальные представления). | Различать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе Уметь: заполнять таблицу, отбирать материал. | Л.: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: уметь анализировать текст древнерусского произведения, К.: уметь читать текст и понимать прочитанное. | Текущий | Выразительное чтение; составление простого и цитатного плана | Презентация | |
Из литературы XIX века (6 ч) | |||||||||||
4. | | | Басни. Толстой Л.Н. «Два товарища». Урок усвоения новых знаний | 1 | Традиции литературы XIX века. Нравственная проблематика басен, злободневность басни «Два товарища». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басни. | Понимать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа | Презентация | |
5. | | | Дмитриев И.И. «Два веера». Урок усвоения новых знаний | 1 | Отражение пороков человека в басне «Два веера». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. | Текущий | Презентация | ||||
6. | | | Литературные сказки. Даль В.И. «Что значит досуг?» Урок усвоения новых знаний | 1 | Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Теория литературы. Литературная сказка. Основные признаки. | Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Текущий | Составление цитат.плана, выраз. чтение, беседа | Презентация | ||
7. | | | Родная природа в стихах поэтов XIX века. Урок усвоения новых знаний | 1 | Образ родной природы в стихах русских поэтов. Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Рифма. | Понятия: стихотворение, стихотворный размер, рифма, тропы и фигуры; метафора, эпитет, антитеза, звукопись; аллитерация, параллелизм, пейзажная лирика (представление). Знать и понимать: особенности построения поэтического произведения. Уметь: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов, анализировать произведение, определять стихотворный размер, тип рифмы. | Текущий | выраз. чтение, беседа | Презентация | ||
8. | | | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Урок усвоения новых знаний | 1 | Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Текущий | Составление цитат.плана, выраз. чтение, беседа | Презентация | ||
9. | | | Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Урок усвоения новых знаний | 1 | Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации. | Уметь давать характеристику литературному герою. | Текущий | Письменный ответ на вопрос | Презентация | ||
10. | | | Бажов П. «Серебряное копытце». Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Урок усвоения новых знаний | 1 | Литературные сказки. Сказы. Сказ и сказка (общее и различное). Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (Общее и различное). Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки. Теория литературы. Аллегория в сказке. | Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение, беседа | Презентация | |
11. | | | Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Урок усвоения новых знаний | 1 | Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика». Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). | Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Текущий | Выразительное чтение, сообщения учащихся | Презентация | ||
12. | | | Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Старый повар». Пришвин М.М. «Кладовая солнца». «Остров спасения». Урок усвоения новых знаний | 1 | Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Старый повар». Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Кладовая солнца». «Остров спасения». Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления) | Понимать идейное содержание произведения. Уметь описывать пейзаж в литературном произведении. Уметь находить в тексте требуемую информацию. Понимать психологизм русской литературы. Понимать тему, идейное содержание произведения. | Текущий | Лексическая работа, выразительное чтение, беседа | Презентация | ||
13. | | | Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч». Урок усвоения новых знаний | 1 | «Старик Хоттабыч». Отбор и использование речевых средств в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.). Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | Объяснять свое понимание социально-исторической и эстетической проблематики произведения. | Текущий | Лексическая работа, выразительное чтение, беседа | Презентация | ||
14. | | | Ильина Е. «Четвертая высота». Урок усвоения новых знаний | 1 | Внешний и внутренний портрет героя. | Понимать идейное содержание произведения. Уметь делать выборочный пересказ с оценкой собственного мнения по поднятой автором проблеме. Уметь выразительно читать произведения. | Текущий | Лексич. работа, сообщения учащихся, беседа | Презентация | ||
15. | | | Алексин А.Г. «Самый счастливый день». «Очень страшная история». Мурашова Е.В. «Класс коррекции». Урок усвоения новых знаний | 1 | Алексин А.Г. «Самый счастливый день». «Очень страшная история». Смысл названий и тематика рассказов. Мурашова Е.В. «Класс коррекции». Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления) Литературный герой (начальные представления). | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение, беседа | Презентация | ||
16. | | | Родная природа в произведениях поэтов XX века. Урок усвоения новых знаний | 2 | Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Анализ стихотворений Рубцова Н.М. Стихи о прекрасном и неведомом. Бальмонт К. Стихотворения из книги стихов «Под северным небом» (по выбору). | Понимать идейное содержание произведения. Уметь выразительно читать произведения. Понимать особенности языка и стиля писателя. Понимать тему, идейное содержание произве-дения. | Текущий | выразительное чтение наизусть | Презентация |