Программа по силовой подготовке.
2
Министерство образования Тверской области
__________________________________________________________________
(орган местного самоуправления муниципального образования, осуществляющий управление в сфере образования)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
(полное наименование организации в соответствии с Уставом)
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МОУ СОШ № 14 (сокращенное наименование организации в соответствии с Уставом) протокол от _________ № _________ (дата - дд.мм.гггг) (номер) | УТВЕРЖДЕНА приказом МОУ СОШ № 14 (сокращенное наименование организации в соответствии с Уставом) от ______________ № _____________ (дата - дд.мм.гггг) (номер) ________________ / Н.Б. Шикунова / (подпись) (расшифровка - И.О. Фамилия) |
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
по силовой подготовке юношей старшего школьного возраста
Возраст обучающихся: 15 - 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель: Кузнецова Елена Игоревна ,
(фамилия, имя, отчество)
учитель физической культуры (должность)
Г. Тверь
(населенный пункт)
2024-2025
(год)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 4
2. Содержание программного материала 6
2.1. Основы знаний 6
2.2. Должны уметь демонстрировать.....................................................................6
3. Методическое обеспечение реализации программы 7
3.1. Методы обучения.............................................................................................8
3.2. Условия реализации программы.....................................................................8
3.3. Система контроля и зачетные требования 8
4. Календарно-тематическое планирование.........................................................9
5. Литература.........................................................................................................10
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Наименование программы | дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по ОФП |
Направленность | физкультурно-спортивная |
Общий объем программы в часах | 68 |
Форма обучения | очная |
Целевая категория обучающихся | 15 - 17 лет |
Аннотация программы | Программа направлена на социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, физическое развитие учащихся. Обучение позволяет своевременно сформировать и реализовать в той или иной степени новообразования подросткового возраста: становление мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, потребность в самоутверждении, в общении, формирование самооценки и самоанализа, развитие волевых качеств, стремление к самостоятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Планируемые результаты реализации программы | Результатом освоения образовательной программы являются качественные и количественные изменения параметров личностного развития, включающего когнитивный (наличие системы специальных знаний по физической культуре и спорту), практический (техническая, теоретическая и физическая подготовка), коммуникативный (способность к эффективному межличностному взаимодействию), мотивационно-волевой (наличие мотивов к занятиям, готовность к осуществлению конкретного вида деятельности, морально-волевая подготовка), рефлексивный компонент (способность к личностной рефлексии), выявление талантов и способностей к определенным видам спорта (спортивная ориентация). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа секции силовой подготовки рассчитана на школьников в возрасте 15-17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий).
Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Основой силовой подготовки является процесс развития физических качеств человека (силы и выносливости).
Занятия силовой подготовкой общедоступны благодаря разнообразию легко дозируемых упражнений, как с собственным весом тела, так и с отягощениями, которыми можно заниматься в спортивном зале, на спортивных площадках и дома.
Общими задачами секции являются:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;
- обучение двигательным навыкам по развитию силовых способностей;
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимые в быту и труде, для достижения более высоких результатов;
- подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;
- воспитание нравственно-волевых черт личности.
В программе учебный материал дается в виде основных силовых упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
В течение учебного года обучающиеся секции выступают на внутришкольных соревнованиях.
Образовательный процесс секции рассчитан на 2 года, где могут заниматься дети с 15 до 17 лет. В группе занимаются мальчики. Количественный состав 15 учащихся. Что позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать полный объем знаний и умений, предусмотренных программой. Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность занятия - 60 минут.
Набор в группы осуществляется по желанию ребенка заниматься в секции.
Силовая подготовка имеет большое оздоровительное значение, требует динамической и статической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа обучения направлена на ознакомление с такими видами спорта: как тяжёлой атлетикой, пауэрлифтингом, армреслингом; воспитание интереса к занятиям силовой подготовкой; создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Распределение программного материала
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
1. | ОФП | 20 |
2. | Силовая подготовка | 39 |
3. | Теоретические знания | В процессе занятия |
4. | Контрольные нормативы | 9 |
| ИТОГО: | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
2.1.Основы знаний
Силовая подготовка: Влияние силовых упражнений на развитие костно-мышечной системы, укрепление здоровья спортсмена и повышение культуры ЗОЖ. Техника безопасности при проведении занятий по силовой подготовке. Самоконтроль и дозировка нагрузок. Правила проведения соревнований.
2.2Должны уметь демонстрировать
Силовая подготовка: осуществлять страховку и самостраховку.
Физические способности | Физические упражнения | Юноши начало года | Юноши конец года |
силовые | подтягивание в висе на высокой перекладине, кол-во раз | 12 - 14 | 20 - 24 |
силовые | подтягивание в висе на высокой перекладине с отягощением, кол-во раз | 5 | 10 |
силовые | жим лёжа, кол-во раз | Инд. | Инд. |
силовые | присед, вес, ко-во раз | Инд. | Инд. |
скоростно-силовые | прыжок в длину с места, см | 2.30 | 2.50 |
скоростно-силовые | прыжки на скакалке за 1 мин., кол-во раз | 150 | 180 |
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успех реализации данной программы определяется:
теоретической подготовленностью и педагогическим мастерством учителя, его умением организовать образовательный процесс, разнообразно и интересно проводить учебные занятия, владеть знаниями сенситивных периодов развития детей и подростков, способностью находить взаимный контакт с обучающимися, добиваться выполнения поставленных задач, повышать мотивацию действий занимающихся;
рациональным планированием учебного материала;
осознанном участии обучающихся в образовательном процессе;
материальным обеспечением учебного процесса (условиями проведения занятий, состоянием спортивной базы, наличием инвентаря, медицинским обеспечением и т.д.).
В основе принципов построения учебно-физкультурных занятий лежат педагогические принципы воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и единство трех тесно связанных компонентов: технической, физической и психологической. При планировании необходимо учитывать следующее:
строгую преемственность задач, средств и методов обучения обучающихся;
выполнение нормативов общей и специальной физической подготовки;
непрерывное совершенствование технического мастерства; планирование тренировочных нагрузок с учетом возрастных особенностей;
одновременное развитие физических качеств .
Основными задачами при работе с занимающимися должны быть:
укрепление здоровья обучающихся;
знакомство с базовыми элементами каждого вида спорта;
привитие элементарных гигиенических навыков;
воспитание устойчивого интереса к занятиям ФК и С;
содействие всестороннему физическому развитию;
развитие гибкости и подвижности в суставах;
развитие выносливости, силы и координации с использованием силовых видов спорта;
повышение ОФП.
выявление и развитие способностей обучающихся.
3.1. Методы обучения
Для достижения результата учитель применяет принципы:
общепедагогические - методы использования слова и методы наглядного восприятия;
спортивной тренировки - непрерывности и цикличности, постепенности повышения требований, волнообразности динамики нагрузок;
методические принципы.
В практике обучения пользуются несколькими методами. Основными их них являются:
словесный - команды и распоряжения, указания и инструктаж, описания и объяснения, пояснения и сравнения, самоотчеты и самооценки;
наглядный - показ тренера и гимнасток, фото и кинопоказ, графическое изображение;
практический - целостного и расчлененного упражнения, упрощенного упражнения, стандартного и переменного упражнения, игровой, круговой, самостоятельный;
ориентировочной помощи - зрительной, слуховой, тактильной;
идеомоторный - представление, мысленное воспроизведение, мысленная тренировка;
Чтобы представить себе, как в ходе обучения у занимающегося формируется двигательный навык в выполнении упражнений, условно разделим этот процесс на 3 фазы:
учитель создает у обучающегося представление об изучаемом элементе;
обучающиеся овладевают упражнением, выполняя его самостоятельно или с помощью;
обучающиеся закрепляют упражнение и совершенствуют его выполнение путем неоднократных выполнений. Упражнения закрепляются также в играх по заданию.
3.2. Условия реализации программы
Необходимым условием для реализации программы является наличие квалифицированных специалистов, спортивное оборудование и инвентарь: штанга, гиря, гантели, маты, скакалки, резина, турник, брусья.
3.3. Система контроля и зачетные требования.
Одним из наиболее существенных результатов занятий силовой подготовкой является высокий уровень формирования у обучающихся основных физических качеств человека (акцент на воспитание силовых качеств) , морально-волевых качеств, а также чувства ответственности за свое здоровье.
По окончанию курса обучающиеся должны владеть теоретическими знаниями силовых видов спорта, правилами проведения соревнований в этих видах спорта, элементарными знаниями в области анатомии, физиологии, методики тренировки различных двигательных качеств, психологии.
Занимающиеся должны уметь самостоятельно организовать соревнования и судейство. Знать и соблюдать требования техники безопасности при проведении тренировочной и соревновательной деятельности. Уметь осуществлять страховку.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | № занятия |
I. | ОФП(20 ч.) | Прыжки на скакалке | 1 | | |
Круговая тренировка | 1 | | | ||
Подтягивания с отягощением | 1 | | | ||
Прыжки вверх, запрыгивания | 1 | | | ||
Упражнения на пресс | 1 | | | ||
Приседания, ходьба выпадами | 1 | | | ||
Прыжки на скакалке | 1 | | | ||
Упражнения на все группы мышц | 1 | | | ||
Круговая тренировка | 1 | | | ||
Подтягивания с отягощением | 1 | | | ||
Прыжки вверх, запрыгивания | 1 | | | ||
Упражнения на пресс | 1 | | | ||
Приседания, ходьба выпадами | 1 | | | ||
Прыжки на скакалке. | 1 | | | ||
Упражнения на все группы мышц | 1 | | | ||
Круговая тренировка | 1 | | | ||
Подтягивания с отягощением | 1 | | | ||
Прыжки вверх, запрыгивания | 1 | | | ||
Упражнения на пресс | 1 | | | ||
Приседания, ходьба выпадами | 1 | | | ||
II. | Силовая подготовка(39 ч.) | Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | |
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
Выпрыгивания со штангой | 1 | | | ||
Жим штанги лёжа, кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой, кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Ходьба выпадами со штангой | 1 | | | ||
III. | Контрольные нормативы(9 ч.) | Прыжок в длину с места | 1 | | |
Прыжки на скалке за 1 мин | 1 | | | ||
Жим штанги на кол-во раз | 1 | | | ||
Приседания со штангой на кол-во раз | 1 | | | ||
Отжимания на брусьях с отягощ | 1 | | | ||
Прыжок вверх толчком одной ноги с разбега | 1 | | | ||
Подтягивания на перекладине с отягощением | 1 | | | ||
Жим штанги на максимум | 1 | | | ||
Приседание со штангой на максимум | 1 | | | ||
| ИТОГО | | 68 ч. | | |
Тематический план ориентирован на использование следующих учебных пособий:
пособие для учащихся:
- Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е., Лях В.И., Физическая культура: учебник для учащихся 10 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2006;
пособия для учителя:
Силовая подготовка студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО : учебно-методическое пособие / В.В. Ягодин, М.С. Бородулина, О.И. Мусина, Н.В. Улитин ; М-во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 160 с.
Интернет ресурсы:
https://znanio.ru/media/razvitie-sily-u-obuchayuschihsya-1-11-klassov-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-fizicheskoj-kultury-2509683