>

Программа по внеурочной деятельности

2
0
Материал опубликован 6 January в группе


Программа внеурочной деятельности

«Юный поэт»


Автор: учитель начальных классов


Государственного бюджетного учреждения общеобразовательной организации Запорожской области

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза Гагарина Юрия Алексеевича» г. Мелитополь


Алексеенко Надежда Павловна






























Содержание

Актуальность

Алгоритм работы педагога по обучению участников писать стихотворения

Примерный план работы кружка

Приложение

Литература


































Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы1.


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение»

Работая над стихотворными произведениями, обучающиеся учатся определять:

- темы стихотворных произведений;

- средства выразительности в стихотворных произведениях: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.

Учебники «Литературное чтение» предлагают обучающимся найти сравнение, найти рифмующиеся строки, отыскать эпитеты в изучаемых произведениях. Детям такая работа нравится. Но ребята видят созданный автором стихотворный текст и не имеют представления, как происходит процесс создания стихотворных строк. Если им показать этот процесс изнутри, то у них может возникнуть желание тоже писать стихотворения.. Такая деятельность поможет учителю формировать у обучающихся языковую компетентность, развивать самостоятельное мышление. Художественное слово помогает познать окружающий мир, формировать читательский вкус. Упражнения по созданию стихотворений могут пригодиться на уроках чтения, языка, во время подготовки и проведения праздников, при создании проектов и лепбуков. Создавать стихотворения можно одному ученику или работать в паре. Можно трудиться группой.

Но не все дети имеют желание пробовать создавать стихотворения. Поэтому возникает необходимость проводить такую работу на занятиях на внеурочной деятельности. В своей работе я предлагаю планирование работы кружка «Юный поэт» и алгоритм подготовки участников к созданию стихотворений.















































Алгоритм подготовки обучающихся к созданию стихотворений

Подготовительная работа начинается с первого класса. Дети наблюдают за изменениями в природе.

Учимся подбирать прилагательные

Осень (какая?) – золотая, волшебная, красивая, сказочная, фантастическая, багряная…

Снежинки (какие?) пушистые, белые, лёгкие, узорчатые, холодные, сказочные…

Учимся сравнивать

Тучка похожа на цветок, барашка, птичку, листик…

Бабочка похожа на цветок, листочек, на солнечного зайчика…

Даю понятие о рифмах. Это созвучие концов стихов. Игра «Эхо». Говорю детям слово, а они подбирают своё с похожим или подобным окончанием.

Машина ( картина, малина, корзина, Ирина…)

Читать ( считать, сказать, решать, узнать…)

Даю понятие о ритме

Термин ритм обозначает фактическое размещение ударных и безударных слогов в поэтической строчке. Чтобы определить ритм, нужно определить количество слогов в строке и расположение ударных и безударных слогов.

Сначала учу ребят находить ритм готового произведения. Им это легче сделать, хлопая в ладоши. Ударный слог звучит громче.

После такой работы предлагаю схему и опорные слова ( крокодил, зоопарк, прохожие, клетка )



- - -́ - - -́



- - -́ - - -́



- - -́ - - -́



- - -́ - - -́

Заскучал крокодил,

В зоопарк угодил.

Вот он в клетке сидит,

На прохожих глядит. (Один из вариантов)



Работа с деформированными предложениями.

Строки стихотворения разбиты на отдельные слова. Слова-рифмы выделены. Они сначала выделяются учителем. Работу выполняем на доске. В дальнейшем предлагаю такое задание выполнить в паре и самим отыскать рифму.

бегут, снег, ручьи, уж, тает

повеяло, окно, весною, в

скоро, соловьи, засвищут

листвою, и, оденется лес



Языковые упражнения. Идея состоит в том, чтобы передать содержание прочитанного стихотворными строками.



Что я хочу сказать?

Деревья грустят, когда осенью с них облетают листья

Как я могу это сказать?

Вот дубочки………………………………………………………… стоят

И листочки……………………………………………………………..летят



Вот дубочки на опушке грустные стоят.

И листочки пожелтевшие в воздухе летят. (Один из возможных вариантов)



Что я хочу сказать?

Жёлтые листья на деревьях напоминают фонарики

Как я могу это сказать?

А на ветках …………………………………………………………….. висят

И усталых ……………………………………………………………… манят.

Это не фонарики……………………………………………………….. друг

Просто ……………………………………………………………….. вдруг.

Слова-подсказки, которые можно использовать

На ветках, усталые, фонарики, просто, прохожие, красками, листики,



А на ветках дерева фонари висят

И усталых путников красотой манят.

Это не фонарики, ты пойми, мой друг,

Просто это листики пожелтели вдруг. ( Один из возможных вариантов )



Что я хочу сказать?

Жёлтые листья на деревьях напоминают фонарики

Как я могу это сказать?

Жёлтые фонарики …………………………………………………………

Всех прохожих ……………………………………………………………

Только те фонарики ……………………………………………………

Это осень ……………………………………………………………

Слова-подсказки, которые можно использовать

жёлтые, фонарики, просто, прохожие, красками, листики, осень, покрасила, манят, посмотреть, волшебство



Жёлтые фонарики на ветвях висят

Всех прохожих путников посмотреть манят.

Только те фонарики – просто волшебство.

Это осень листики покрасила давно. (Один из возможных вариантов)



7) Работа над загадками

А) Учимся подбирать близкие и противоположные по смыслу слова

Интересный, занимательный ( скучный )

Пасмурный, хмурый ( ясный )

Б) Подбираем сравнения

Пушистый, как снег, шапка, снежинка….

Горячий, как печка, солнце, чай, огонь…

В) дети подбирают слова, чтобы получилась загадка

Есть животное у нас. Шубка у него бела.

Отгадай его сейчас. Длинные ушки у зверька.

Хвостик у него … Маленький рост

Ну а … пятачком. И короткий …

Работа над небылицами

Особенно нравится работать над созданием небылиц. В них повествуется о совершенно невозможных в жизни событиях.

Лёд по двору катается, Сидит журавлик на суку

Снежок в кастрюле варится, И кричит : «Ку-ка-ре-ку».

Из дождика снежки леплю. К нему подбежала коза

Очень лето я люблю. И взлетела в небеса.















Планирование работы кружка «Юный поэт»

Дата


1


Знакомство с задачами работы кружка.

2


Выставка книг детских писателей, где напечатаны стихотворения.

3


Подбор прилагательных и глаголов к данным словам.

4


Подбор существительных к данным прилагательным.

5


Понятие рифмы. Нахождение рифмы в стихотворениях.

6


Подбор рифмы к данным словам.

7


Понятие о деформированных предложениях. Исправление предложений.

8


Исправление деформированных строк в стихотворении с выделенными словами, которые рифмуются.

9


Исправление деформированных строк в стихотворении с самостоятельным выделением слов, которые рифмуются.

10


Понятие об эпитетах. Нахождение эпитетов в стихотворениях поэтов. Подбор своих эпитетов к данным словам.

11


Понятие о сравнениях. Нахождение сравнений в стихотворениях поэтов. Подбор своих сравнений к данным словам.

12


Понятие об олицетворении. Нахождение олицетворений в стихотворениях поэтов. Подбор своих олицетворений к данным словам.

13


Подбор к существительным глаголов, которые будут рифмоваться.

14


Понятие о ритме. Определение ритма в произведениях поэтов путём прохлопывания.

15


Подбор слов по схеме с указанным ударением.

16


Составление стихотворных строк по схеме с подсказкой.

17


Упражнения в передаче прочитанного стихотворными строками с опорой на подсказку. Работа в парах

18


Упражнения в передаче прочитанного стихотворными строками с опорой на подсказку.

19


Упражнения в передаче прочитанного стихотворными строками с опорой на подсказку.

21


Упражнения в передаче прочитанного стихотворными строками с опорой на подсказку.

22


Упражнения в передаче прочитанного стихотворными строками с опорой на подсказку.

23


Составление четверостиший на заданную тему. Работа в парах.

24


Составление четверостиший на заданную тему.

25


Работа над загадками. Что помогает отгадать загадку?

26


Составление стихотворных загадок с опорой на подсказку.

27


Составление стихотворных загадок. Работа в парах.

28


Составление стихотворных загадок.

29


Понятие о небылицах. Чтение произведений поэтов.

30


Работа над небылицами. Составление стихотворных небылиц. Работа в парах.

31


Работа над небылицами. Составление стихотворных небылиц.

32


Работа над небылицами. Составление стихотворных небылиц.

33


Чтение собственных произведений

34


Выставка детских работ. Подведение итогов.





Написанные детьми стихотворения собираю, печатаю на отдельных листах и даю детям нарисовать, раскрасить. Каждое стихотворение имеет автора или нескольких авторов. Создаю сборники. Я сотрудничаю с учителями русского языка, которые работают в нашей школе. Мои ученики продолжают создавать стихотворные произведения в средних и старших классах школы. Они принимают участие в литературных конкурсах, печатают свои работы в периодических изданиях.

Я считаю, что работа обучающихся по созданию стихотворений очень полезна. Она помогает развить литературные способности, эстетический вкус, фантазию, речь, мышление.

Составленная мною программа может быть полезной для педагогов, работающих в школьных кружках, в детских клубах. Алгоритм работы по подготовке детей к написанию стихотворений может быть полезна на уроках литературного чтения в школе



t1736189455aa.gif







t1736189455ab.gif







t1736189455ac.gif







t1736189455ad.gif







t1736189455ae.gif







t1736189455af.gif









t1736189455ag.gif

t1736189455ah.gif







Литература

1.Рабочая программа (ID 4179001)

учебного предмета «Литературное чтение»

2.Мария Михайловна Лукашкина «Ловись, рифма!» Самоучитель для юного поэта. Издательство Октопус, 2022г.

3. Книга моих стихов. Самоучитель юного поэта Маша Лукашкина

Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2015г.



1 Рабочая программа (ID 4179001)

учебного предмета «Литературное чтение»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.