Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса

0
0
Материал опубликован 3 February 2018

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

Согласовано Утверждена приказом

Руководитель ШМО директора школы №52

от

Протокол №

от

Программа внеурочной деятельности

для учащихся 5 «Д» класса

«Изучаю родной край»

Направление: общекультурное

 

Составила учитель технологии

Мерзлякова С.В.

2014-2015 учебный год

г. Ярославль

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения, происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? 
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

 

Актуальность программы

   Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

 Программа внеурочной деятельности – «Изучаю родной край» - направлена на развитие творческих способностей детей и подростков, является модифицированной, адаптированной программой.

Начальным и надежным средством творческой активности детей и подростков является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство – неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность. творческой самореализации. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.

 Назначение программы

Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цели и задачи программы

 Цель программы - формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, способствовать воспитанию патриотических чувств, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Ярославского края, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи.

1. Способствовать созданию у подростков устойчивых знаний; заинтересовать детей в получении необходимых знаний по изучению исторических дат, в подборе материала, для создания слайд - проектов, составление карты города; создание презентаций;

2.  Развивать познавательный интерес к изучению родного края;

3.  Развивать навыки исследовательской работы по сбору и систематизации материалов о родном крае, о своей малой родине; участие в конкурсах и конференциях; проведении экскурсий по городу, сформировать потребность самореализации через участие в конкурсах, исследованиях;

4. Формирование общественно-активной личности, привить умения проектировать свое будущее; сформировать навыки культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи;

5. Сформировать потребность в самообразовании и самореализации;

6. Привить интерес к истории своего края;

7. Создать условия для патриотического воспитания;

8. Воспитать бережное отношение к региональным историческим и культурным   памятникам.

Описание ценностных ориентиров содержания курса  

          Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

          Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

          Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

          Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

          Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

          Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине. 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Структура планируемых результатов

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Формы организации учебного процесса.

   В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий:

экскурсии по городу и области

посещение выставок, музеев;

просмотр видеофильмов;

защита проектов;

исследовательская деятельность;

викторины;

игры;

конкурс сочинений, сказок, фотографий.

Для реализации образовательной программы «Изучаю родной край» необходимо дидактическое обеспечение:

слайды, видео пособия;

специальная литература, фотографии;

иллюстрации.

 Методы работы, используемые при освоении программы:

 - объяснительно-иллюстрационный; - репродуктивный; - частично-поисковый;  - продуктивный.

    В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями, которые принимают участие во многих мероприятиях кружка.

Основные принципы программы

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Программа реализуется в 5 «Д» классе МОУ средняя школа №52.

 

Сроки реализации программы

2014-2015 учебный год.

Программа рассчитана на 34часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1час в неделю).

Программа состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.

Программа является возможностью удержать интерес к изучению истории родного края, с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

в том числе

Элементы содержания

Формы организации деятельности учащихся

Дата

теория

практика

 

Вводное занятие.

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

 

Введение в краеведение. Техника безопасности во время экскурсий; во время работы в кабинете.

Введение в краеведение. Понятие «краеведение». Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия, поход, работа в библиотеке, опрос населения, анкетирование, интервьюирование.

  Необходимость изучения истории и культуры Ярославской области.

Техника безопасности во время экскурсий; во время работы в кабинете.

 

 

Моя малая Родина.

2.П/ Р «Я с тобой навсегда, мой город»-конкурс рисунков.

3.Мой город- моя малая Родина.

4.П/Р Планирование маршрутов экскурсий.

5.П/Р Обзорная экскурсия по городу.

4

1

3

История моего города. Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории и культуры родного края.

Что я хочу узнать о родном крае и с чем желаю познакомить своих друзей. Совместное планирование маршрутов экскурсий (первичное проектирование индивидуальных маршрутов) с учетом углубления и расширения теоретических знаний о родном городе. Обсуждение по итогам экскурсии по городу.

 

 

Ярославль-жемчужина Золотого Кольца России.

6.Историческая память моего города.

7.П/Р Просмотр видеофильма о Ярославле.

8.П/Р Выполнение проекта на выбор: «Разрешите вас познакомить…», «Никакая Родина другая...»,

«Дайте Родину мою…».

9.П/Р Защита проектов.

4

1

3

Сбор литературы, краевед -ческой направленности. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).

Виртуальная экскурсия

«Ярославль- жемчужина Золотого кольца России».

 Обсуждение по итогам просмотра видеофильма. Составление проекта по выбору учащихся: «Разрешите вас познакомить…», «Никакая Родина другая...», «Дайте Родину мою…».

 

 

Мой край родной.

10.История моего края.

11.П/Р Экскурсия в краеведческий музей.

12.Конкурс репортажей по теме «Вехи истории моего края».

13.Создание выпуска газеты «Мой край».

4

1

3

Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.

Правила поведения в музее.

 Понятие «литературное краеведение», «биография», «экскурсия», «экскурсовод».

 Посещение краеведческого музея. Представление репортажей.  Применить на практике правила поведения в музее, словарь музееведа.

Уметь проводить экскурсию, заинтересовать слушателей.

Уметь высказывать свои впечатления о посещении музея.

Знакомство со средствами массовой информации города. Подготовка и выпуск газеты «Мой край».

 

 

Моя семья.

14.История моей семьи.

15.П/Р Составление генеалогического древа своей семьи.

16.П/Р Игра «Семейный калейдоскоп».

17.П/Р Репортаж на тему

«Листая семейный альбом».

4

1

3

Родословное древо моей семьи. История моей семьи. История фамилии. Профессиональная деятельность моей семьи.

Знать свою родословную, своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ, обычаи предков.

Составлять родословную, пересказывать легенды краясоздавать презентации, иметь представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей, о самобытности северных народов, их традиций и обычаев. Уметь найти особую фотографию, по которой можно рассказать об истории своей семьи.

 

 

 

Славься земля ярославская, своими сынами и дочерьми.

18.Чудеса родного края.

19.П/Р Экскурсия в музей-усадьбу Н.А. Некрасова.

20.Инсценировка по мотивам произведений Н.А. Некрасова.

21.П/Р Презентация

«Когда б вы знали…».

22.Первый русский театр.

23.П/Р Посещение спектакля в театре им. Ф. Волкова.

24.В. Терешкова- первая женщина космонавт.

25.П/Р Экскурсия в планетарий.

4

1

3

Памятники природы, особенности времен года своей местности, полезные ископаемые своей местности Произведения искусства, великие люди Ярославии.

Жизнь и литературная деятельность Н.А. Некрасова.

Ф.Г. Волков- основатель первого в России театра.

Первая женщина – космонавт. Ярославский планетарий им. В.В. Терешковой.

Уметь создавать презентации, защищать творческие проекты, составлять эскизы. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках.

Знать биографию В.В Терешковой, ее роль в развитии космонавтики. Общественная деятельность В.В. Терешковой.

 

 

Улица, на которой я живу.

26. История Заволжского района. Улицы Заволжского района.

27.П/Р Конкурс фотографий «Улица, на которой я живу».

28.П/Р Историческое эссе

«Чье имя носит улица моя?»

29.П/Р Экскурсия по улицам Заволжского района.

4

1

3

Административный состав района. Основные этапы заселения территории района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры. История возникновения района. Источники знаний о прошлом района. Происхождение названия. Время основания района. Общая численность населения, площадь. Памятные места как свидетели исторического прошлого города. История района в названиях улиц, площадей, фамилии жителей.

Историческое эссе

«Чье имя носит улица моя?»

Уметь высказывать свои впечатления о пройденной экскурсии.

 

 

Творческие проектные работы.

30-31П/Р Выполнение проекта по выбору учащихся.

32-33П/Р Защита проектов.

4

 

4

Определение темы проектов. Планирование работы над проектом. Сбор информации и материалов. Оформление проекта. Защита проекта.

Определение темы проектов. Планирование работы над проектом. Сбор информации и материалов. Оформление проекта. Защита проекта.

 

 

Итоговое занятие.

34.Итоговое занятие.

П/Р Анкетирование.

1

 

1

Подведение итогов работы. Планирование работы на следующий год.

Работа с анкетами. Составление плана работы на следующий год.

 
 

ИТОГО

34

9

25

 

 

 

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Теоретические сведения:

Введение в краеведение. Необходимость изучения истории и культуры Ярославской области.

Техника безопасности во время экскурсий; во время работы в кабинете. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина?

Карта своей местности (области, района, города, села). Основные населенные пункты. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями –район - город – область. Родной край – часть России, частица мира.

Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др. Краеведение в школе. Что изучают юные краеведы.

Тема 2. Моя малая Родина

Теоретические сведения:

История города, памятные места, известные люди. Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории и культуры родного края.

Практическая работа:

Планирование маршрутов экскурсий.

Обзорная экскурсия по городу.

Конкурс рисунков «Я с тобой навсегда, мой город».

Тема 3. Ярославль-жемчужина Золотого Кольца России

Теоретические сведения:

Археологические памятники: древние поселения (стоянки), жилища, городища, погребения. Вещи, найденные во время раскопок: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения (их камня, керамики, кости, металла, дерева и др. материалов).

Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные (производственные) постройки, крепости, храмы, монастыри др. Их связь с окружающей средой. Деревянная каменная архитектура. Памятники, созданные для увековечивания исторических событий и людей: статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробница, мемориальные сооружения, храмы. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки и т.д. История и культура моего края. Обзор тематики экскурсий.

Практическая работа:

Составление проекта по выбору учащихся: «Разрешите вас познакомить…», «Никакая Родина другая...», «Дайте Родину мою…». Просмотр видеофильма о Ярославле.

Тема 4. Мой край родной

Теоретические сведения:

Памятники устного народного творчества: былины, предания, сказки, песни, частушки, поговорки, загадки. Воспоминания рассказы местных жителей – свидетелей исторических событий. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждений и официальных лиц. Печатные материалы. Книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты и журналы. Фотографии, произведения изобразительного искусства. Плакаты, резьба по дереву, камню, металлическое литье, ювелирные изделия. Почтовые марки, открытки, календари. Картографические материла: карты, атласы, планы. Ярославская земля – часть России. Вклад в развитие культуры и истории Ярославского края выдающихся деятелей страны. Значение деятельности ярославских ученых, творческой интеллигенции, учебных заведений в исследовании природы, недр, истории родного края.

Практическая работа:

Экскурсия в краеведческий музей.

Конкурс репортажей по теме «Вехи истории моего края».

Создание выпуска газеты «Мой край»

Тема 5. Моя семья

Теоретические сведения:

Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей. Их работа и поиск данных о своей семье. Родословные школьников. Родословная учителя. История моей семьи (в фотографиях).

Старая фотография рассказывает… Семейные традиции, реликвии, семейные фотографии. Семейная реликвия.

Наблюдение и описание вещественных источников истории своей семьи. Их зарисовка, описание. Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды.

Практическая работа:

Игра «Семейный калейдоскоп». Выяснить происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и дедушек. Их жизнь рассказы, воспоминания. Составление генеалогического древа своей семьи.

Репортаж на тему: «Листая семейный альбом».

Тема 6. Славься земля ярославская, своими сынами и дочерьми

Теоретические сведения

Выдающиеся знаменитые люди Ярославской земли – люди, оставившие след в истории края, его хозяйства, промышленности, науке, образовании, культуре. Памятники природы, природные ископаемые земли ярославской. Произведения искусства Ярославии. История создания театра. Биография Ф.Г. Волкова. Выдающиеся постановки и актеры. Современность и театр. Освоение космоса. Первая женщина- космонавт-биография. Ярославский планетарий.

Практическая работа:

Экскурсионная поездка в музей-усадьбу Н.А. Некрасова (Карабиха).

Инсценировка по мотивам произведений Н.А. Некрасова.

Презентация:«Когда б вы знали…».

Посещение спектакля в театре им. Ф.Г. Волкова. Экскурсия в Ярославский планетарий

Тема 7. Улица, на которой я живу

Теоретические сведения:

Административный состав района. Основные этапы заселения территории района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры. История возникновения района. Источники знаний о прошлом района. Происхождение названия. Время основания района. Общая численность населения, площадь. Памятные места как свидетели исторического прошлого города. История района в названиях улиц, площадей, фамилии жителей.

Практическая работа:

Историческое эссе «Чье имя носит улица моя?»

Экскурсия по улицам Заволжского района. Конкурс фотографий «Улица, на которой я живу».

Тема 8. Творческие проектные работы

Практическая работа:

Выполнение проекта по выбору учащихся.

Защита проектов.

Тема 9. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Проведение анкетирования, с целью планирования работы на следующий год.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

материально-техническое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение программы:

классный руководитель, реализующий программу

библиотекарь школы

педагоги дополнительного образования УДОД города;

учащиеся

родители учащихся

Методическое обеспечение программы:

методические пособия

Н.А. Касаткина «Уроки знаний, классные часы» Волгоград «Учитель»2001г.; журнал «Классный руководитель» №4,5 .2004г. Центр «Педагогический поиск»; Аралова М.А. «Классный час». Творческий центр «Сфера» М. 2004г.

Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.

Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический поиск», 2000.

Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002.

 

интернет-ресурсы

– www.ppoisk.ru

мультимедийный блок.

Материально-техническое обеспечение программы:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

канцелярские принадлежности,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизоры,

мультимедийные проекторы,

интерактивная доска и др.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:

Критерий психологического комфорта:

Чувство защищенности, уверенности,

Оптимистичности;

Познавательная активность, инициатива;

Стремление к совместной деятельности;

Открытость к другим лицам вне коллектива

Позитивность эмоционального отношения к будущему.

Критерий развития:

Уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость, коммуникативность, трудолюбие;

Адекватность, действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала;

Гражданские качества (ответственность, патриотизм, интернационализм, уважительное отношение к закону);

Нравственные качества (устойчивость, умение сотрудничать, забота о людях);

Сформированность представления о жизненных целях;

Формирование представлений о возможном выборе профессий;

Выявление индивидуального своеобразия личности.

Критерий воспитания:

Ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;

Стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;

Развитие самоорганизации, самодисциплины;

Развитие сложностей с учетом принципа индивидуальной дифференциации в образовании.

Критерии социальной устойчивости:

Престиж класса, школы, педагогов;

Показатель социальной адаптации после окончания школы;

Наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады, выступления и т.д.).

Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса

№ п\п

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

      1.  

Личностные результаты

     
      1.  

Метапредметные результаты

     
      1.  

Предметные результаты

     

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.