Программа по внеурочной деятельности по физической культуре для учащихся 6 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Темрюка
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
Протокол № 1 от ___ августа 2017г.
Председатель педагогического совета
__________ Л.В.Величко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ступень образования (класс) : основное общее (6 «а», «б», «в», «г» классы)
Количество часов : всего 136 часов в год
Уровень: базовый
Учитель : Игорь Васильевич Калашников
Программа разработана на основе рабочих программ по физической культуре. Предметная линия учебников. Авторы М.Я.Виленский, В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2011г. и рабочей программы внеурочной деятельности по лёгкой атлетике (работаем по ФГОС). Авторы: Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2011г., разработанной учителем ФК И.В.Калашниковым и утверждённой решением педагогического совета, Протокол №1от 30августа 2017г.
Пояснительная записка
Данная программа спортивно-оздоровительного направления представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 1 год обучения общим объёмом 136 часов : в каждом из 6 «а», 6 «б», 6 «в», 6 «г» классах пот 34 часа в год. Выбор курса определяется желанием учащихся 6-ых классов, возможностями и материально – техническим оснащением образовательного учреждения.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (по 1 часу в неделю в 6 «а», «б», «в», «г» классах внеурочной деятельности физкультурно – оздоровительной направленности).
Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий в форме внеаудиторных и аудиторных активных занятий.
Целью программы факультативных занятий факультатива данного курса является формирование у учащихся 6-ых классов школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, формирование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
совершенствование навыков и умений для сдачи испытаний (тестов) ВФСК «ГТО»;
формирование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством обучения различным эстафетам;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
–умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Таблица тематического распределения количества часов
| 
			 №  | 
			
			 Название модуля, разделы  | 
			
			 Рабочая програм-ма  | 
			
			 Количество часов  | 
			
			 Характеристика видов деятельности учащихся ( УУД)  | 
		|||
| 
			 6 – ые классы  | 
		|||||||
| 
			 «А»  | 
			
			 «Б»  | 
			
			 «В»  | 
			
			 «Г»  | 
		||||
| 
			 Всего часов  | 
			
			 136  | 
			
			 34  | 
			
			 34  | 
			
			 34  | 
			
			 34  | 
		||
| 
			 1.  | 
			
			 Подвиж-ные игры  | 
			
			 28  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			
			 Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр Излагать правила подвижных игр Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Спортив-ные игры  | 
			
			 40  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			
			 Осваивать технические действия из спортивных игр Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения во время спортивных игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности Развивать физические качества  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Гимнастика с элемен- тами акробати- ки  | 
			
			 28  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			
			 7  | 
			
			 Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Лёгкая атлетика  | 
			
			 40  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			
			 10  | 
			
			 Осваивать технику бега различными способами Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений Проявлять физические качества силы, быстроты, выносливости и координации Соблюдать правила ТБ при выполнении бросков различных мячей  | 
		
Основное содержание программы
| 
			 1 раздел  | 
			
			 Кол – во часов  | 
		||
| 
			 Подвижные игры  | 
			
			 28  | 
		||
| 
			 1  | 
			
			 Подвижные игры на основе игровых видов спорта, Снайпер, Салки Бег сороконожек, Вызов номеров, У ребят порядок строгий, Кто быстрей?, Метко в цель, Мяч соседу, Мяч на полу, Мяч над головой, Запрещённое движение  | 
			||
| 
			 2 раздел  | 
		|||
| 
			 Спортивные игры  | 
			
			 40  | 
		||
| 
			 2.1  | 
			
			 Футбол  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 2.2  | 
			
			 Гандбол  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 2.3  | 
			
			 Баскетбол  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 2.4  | 
			
			 Волейбол  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 3 раздел  | 
		|||
| 
			 Гимнастика с элементами акробатики  | 
			
			 28  | 
		||
| 
			 3.1  | 
			
			 Гимнастические упражнения  | 
			
			 7  | 
		|
| 
			 3.2  | 
			
			 Гимнастическая комбинация  | 
			
			 7  | 
		|
| 
			 3.3  | 
			
			 Эстафеты с элементами гимнастики  | 
			
			 7  | 
		|
| 
			 3.4  | 
			
			 Строевые упражнения  | 
			
			 7  | 
		|
| 
			 4 раздел  | 
			|||
| 
			 Лёгкая атлетика  | 
			
			 40  | 
		||
| 
			 4.1  | 
			
			 Прыжки (с места, с разбега, через скакалку)  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 4.2  | 
			
			 Бег (спринт, челночный бег)  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 4.3  | 
			
			 Метание и броски  | 
			
			 10  | 
		|
| 
			 4.4  | 
			
			 Эстафеты на основе лёгкой атлетики  | 
			
			 10  | 
		|
Подвижные игры: Развивать ловкость, координацию. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Подбор физических упражнений и подвижных игр осуществляется с учётом возрастных особенностей учащихся, с использованием добавочного материала, дополняющего содержание учебного материала по физической культуре. Подвижные игры: на основе игровых видов спорта , Снайпер, Салки, Вызов номеров, Метко в цель, Мяч соседу, Мяч на полу, Мяч над головой – гармонично развивают физические качества учащегося.
Спортивные игры: закрепление и совершенствование полученных навыков на уроках физической культуры по базовым видам спорта: волейбол, гандбол, баскетбол, мини – футбол. Выполнение технических приёмов и действий; играть в данные спортивные дисциплины по правилам, знать и правильно применять стойки игрока; передача, ведение мяча. Совершенствовать командные тактические действия и построения в нападении (атаке) и защите.
Гимнастика с элементами акробатики: Организующие команды и приёмы.
Выполнение строевых приёмов на месте («направо», «налево», «кругом»). Развитие гибкости, силы, координации. Выбирать упражнения и составлять комбинации. Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине, гимнастическом мате. Упражнения на развитие координации.
Лёгкая атлетика: Развитие выносливости, силы, скорости, координации движений. Выполнять упражнения и участвовать в соревнованиях по лёгкой атлетике по правилам данного вида спорта и соблюдать меры безопасности. Беговые упражнения . Прыжковые упражнения. Метание малого мяча весом 150г. Метание турбоснаряда.
Предполагаемые результаты реализации программы
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний о здоровом образе жизни, об основных нормах гигиены, о ТБ при занятиях спортом, о способах и средствах самозащиты, о способах ориентирования на местности, элементарных правилах выживания в природе; о взаимодействии, понимание партнёра.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему собственному здоровью и внутреннему миру, к здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, другим людям.
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыт организации досуга; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности.
Формы контроля
Тестирование «ГТО»
Физкультурно – массовые и спортивные состязания
Спартакиада: соревнования по спортивным играм
Методические рекомендации
Программа кружковых занятий спортивно-оздоровительного направления включает в себя четыре раздела. Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность построенных друг за другом и направленных на приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни, формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Важным требованием программы является воспитание нравственных и волевых качеств учащихся: дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения различных заданий.
Школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Особенностью школьников данного возраста является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Это необходимо использовать на занятиях.
Материально – техническое обеспечение
- спортивный зал с разметкой и оборудованием для спортивных игр(волейбол, баскетбол)
- спортивная площадка с разметкой и оборудованием для спортивных игр (мини – футбол, гандбол)
- спортивная площадка с разметкой для занятий лёгкой атлетикой
- мячи волейбольные
- мячи футбольные
- мячи гандбольные
- мячи баскетбольные
- фишки для разметки
- манишки
- секундомер
- рулетка
- метательные снаряды (мяч 150г, турбоснаряд)
- гантели 3 – 5 кг
- мячи набивные 1кг, 3кг
- шведская стенка
- гимнастические маты
- скакалки различной длины
- аптечка медицинская
- табло перекидное
Список учебно-методической литературы
Рабочая программа внеурочной деятельности по лёгкой атлетике в соответствие с ФГОС. Авторы Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – М.: Просве-щение, 2011г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу в соответствие с ФГОС. Авторы Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – М.: Просвеще-ние, 2011г.
Внеурочная деятельность. Олимпийские игры. Познавательно – игровая деятельность. 1 – 11 классы. Авторы – составители И.В.Барминова и др. – Волгоград: Учитель. 2013г.
Учебник по физической культуре 5 – 9 классы. Авторы М.Я.Виленский, В.И.Лях. – М.: Просвещение,2011г.
Физическая культура. Тестовый контроль. В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2012г.
Здоровьесберегающая деятельность. Планирование. Рекомендации. Мероприятия. Авторы – составители И.В.Лебедева, Т.Н.Чурилова. – Волгоград: Учитель,2013г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
заседание МО учителей заместитель директора по НМР
Протокол № 1 от __ августа 2017г. ________ С.А.Кириченко
Руководитель МО учителей ФК ____ августа 2017 г.
________ Т.В.Куприянова
Согласовано
Зам.директора по НМР
_________ С.А.Кириченко
«___»____________ 2017 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Темрюка
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
«Спортивные звёздочки»
По внеурочной деятельности
Классы 6 «а», «б», «в», «г»
Учитель Калашников Игорь Васильевич
Количество часов: всего – 34, в неделю – 1 час
Планирование составлено на основе : В.И.Лях. Рабочие программы.
Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011г и рабочей программы внеурочной деятельности в соответствие с ФГОС. Авторы Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2011г., разработано учителем физической культуры И.В.Калашниковым и утверждено решением педагогического совета,Протокол №1 от___ августа 2017г
Календарно – тематическое планирование
по внеурочной деятельности для учащихся 6 –ых классов
| 
			 № п/п  | 
			
			 Тема занятий  | 
			
			 Дата  | 
			
			 Обору-дование  | 
			
			 Универсальные учебные действия  | 
		|||
| 
			 План.  | 
			
			 Факт.  | 
		||||||
| 
			 Подвижные игры 7 часов  | 
		|||||||
| 
			 1  | 
			
			 ТБ при п/и. П/и «Салки»  | 
			
			 Рулетка Мячи свисток разметка для игры в волейбол, мини-футбол  | 
			
			 Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр Излагать правила и условия проведения подвижных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности  | 
		||||
| 
			 2  | 
			
			 П/и с мячами  | 
			||||||
| 
			 3  | 
			
			 П/и «Пионербол»  | 
			||||||
| 
			 4  | 
			
			 П/и на основе гандбола  | 
			||||||
| 
			 5  | 
			
			 П/и на основе волейбола  | 
			||||||
| 
			 6  | 
			
			 П/и на основе мини-футбола  | 
			||||||
| 
			 7  | 
			
			 П/и на основе баскетбола  | 
			||||||
| 
			 Спортивные игры 5 часов  | 
		|||||||
| 
			 8  | 
			
			 ТБ при играх. Мини-футбол  | 
			
			 Футбольные мячи Разметка для игры в футбол  | 
			
			 Осваивать технические действия из спортивных игр Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения во время спортивных игр Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности Развивать физические качества  | 
		||||
| 
			 9  | 
			
			 Ведение мяча. Эстафеты  | 
			||||||
| 
			 10  | 
			
			 Упр. в группах  | 
			||||||
| 
			 11  | 
			
			 Передача мяча. Игра  | 
			||||||
| 
			 12  | 
			
			 Эстафеты с элементами футбола  | 
			||||||
| 
			 Гимнастика с элементами акробатики 7 часа  | 
		|||||||
| 
			 13  | 
			
			 ТБ при гимнастике. Строевые упр.  | 
			
			 Гимнастические маты турник рулетка скакалки свисток ш/стенка обручи  | 
			
			 Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной  | 
		||||
| 
			 14  | 
			
			 ТБ. Кувырки  | 
			||||||
| 
			 15  | 
			
			 ТБ. Висы  | 
			||||||
| 
			 16  | 
			
			 ТБ. Подтягивания  | 
			||||||
| 
			 17  | 
			
			 Упр. на гибкость. ГТО  | 
			||||||
| 
			 18  | 
			
			 Эстафеты с элементами гимнастики  | 
			||||||
| 
			 19  | 
			
			 ТБ. Лазания  | 
			||||||
| 
			 Спортивные игры 5 часов  | 
		|||||||
| 
			 20  | 
			
			 ТБ при гандболе. Мини-гандбол  | 
			
			 Гандбольная разметка гандбольные мячи свисток фишки секундомер  | 
			
			 Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр Излагать правила и условия проведения подвижных игр Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности  | 
		||||
| 
			 21  | 
			
			 Передача мяча  | 
			||||||
| 
			 22  | 
			
			 Эстафеты на основе гандбола  | 
			||||||
| 
			 23  | 
			
			 Броски мяча. Учебная игра  | 
			||||||
| 
			 24  | 
			
			 Тактика игры в защите и атаке  | 
			||||||
| 
			 Лёгкая атлетика 10 часов  | 
		|||||||
| 
			 25  | 
			
			 ТБ, Прыжки с/м  | 
			
			 Осваивать технику бега различными способами Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков различных мячей Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр Излагать правила и условия проведения подвижных игр Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности  | 
		|||||
| 
			 26  | 
			
			 Соревнования в беге на 30 м  | 
			
			 Разметка для занятий л/атлетикой рулетка мячи 150г свисток секундомер метательные снаряды  | 
		|||||
| 
			 27  | 
			
			 Челночный бег  | 
			||||||
| 
			 28  | 
			
			 Эстафеты с различными видами бега  | 
			||||||
| 
			 29  | 
			
			 Тесты ГТО  | 
			||||||
| 
			 30  | 
			
			 Эстафеты с элементами л/а  | 
			||||||
| 
			 31  | 
			
			 ТБ. Метание мяча 150г  | 
			||||||
| 
			 32  | 
			
			 Техника метания с разбега  | 
			||||||
| 
			 33  | 
			
			 Броски набивного мяча 1кг  | 
			||||||
| 
			 34  | 
			
			 Эстафеты  | 
			||||||
| 
			 ИТОГО 34 часа  | 
			|||||||