Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» для 5 класса

3
0
Материал опубликован 7 March 2018 в группе


 


 


 

 
 

программа внеурочной деятельности

«Теория литературы»

на 2017-2018 учебный год

Тип программы – модифицированная

Направление – общеинтеллектуальное


 

Возраст обучающихся –5 класс

Срок реализации – 5 лет (5-9 классы)

Разработала

Рыбакова О.В.,

учитель литературы

АНОО «Православная

классическая гимназия»

г.о.Тольятти

2017

Пояснительная записка

Планируя работу по литературе в 5-м классе, необходимо определить цели этого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Если зада­чей начальной школы является формирование способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребёнка от непосредственного окружения (семья, улица, школа, город) до общих социальных и природных явлений (страна, общество, мир), то задачей среднего звена школы становится формирование способов общения в деятельности (учебной, игровой, производственной) и потребность- в самопознании личности. Результатом этого периода обучения должно явиться выделение общей направленности интересов и способностей личности (что далеко не всегда совпадает).

Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием. Поэтому задача курса литературы в школе - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности. Учитывая вышесказанное, определены основные задачи литературного образованием в 5 классе:

• показать роль и значение художественного слова в литературных произведениях;

• научить понимать отношение мира художественного произведения к миру действительности, т.е. искусства;

• научить видеть авторскую позицию, способы и формы её выражения;

• одновременно заложить фундаментальные понятия нравственно-эстетического порядка;

• способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Школьный курс литературы предполагает анализ текста, который опирается на теорию литературы. Литературоведческая компетенция учащихся сформирована недостаточно, поэтому зачастую анализ текста у детей вызывает трудности. Связано это с недостаточным опытом юных читателей в области теории литературы. Поэтому теряется интерес к уроку, произведение изучается неглубоко.

Программа направлена на ​ расширение и углубление запаса знаний учеников в области теории литературы; ​  формирование литературоведческой компетенции; ​ воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; ​ овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;​  развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления.

Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных предметов (литературы). В этом проявляется ЕДИНСТВО УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В основу системы расположения литературного материала мы предлагаем хронологический принцип в сочетании с жанровым и проблематическим, а также изучение русской литературы как составной части мировой литературы.


 


 

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:

1.​  Мифы

2.​ Сказки

3.​ Малые жанры фольклора

4.​ Древнерусская литература

5.​ Древнеегипетская литература

6.​ Древнегреческая литература

7. Басни

8. Литературная сказка

9.Баллады

10.Малые эпические жанры

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Активные методы обучения позволяют в нетрадиционной форме познакомить учащихся с теорией. На практической части занятия ребята работают над развитием творческого потенциала («Творческий практикум», «Творческая мастерская»). Итоги работы подводятся в форме игр, выставок работ учащихся, презентаций.

Развитие творческого потенциала должно проходить в несколько этапов. Причём первый этап в скрытом виде должен присутствовать на каждом уроке. Это выполнение каких-то небольших творческих заданий. На II этапе необходимо систематизировать полученные знания. Третий этап - создание учащимися своего произведения, кроссворда, инсценировки, презентации.

Формы организации внеурочной деятельности:

- беседы;

- дидактические игры;

- презентация;

-виртуальная экскурсия;

- творческий практикум.

Количество занятий в неделю – 1

Количество часов в год – 34.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:

​ иметь представление о системе жанров литературы,

​  свободно владеть литературоведческой терминологией,

​  уметь анализировать поэтический и прозаический текст.

Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.

Личностные результаты предусматриваю умения:

​ оценивать значимость для личности творческого воспитания;

​ рефлексировать личный опыт;

​ согласовывать работу в команде;

​ высказывать личную точку зрения.

Метапредметными результатами являются умения:

​ формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;

​ развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

​ развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

Личностные:

​ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

​ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные:

​ умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;

​ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия;

​ внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Познавательные:

​ перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);

​ систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).

Коммуникативные:

​ владеть всеми видами речевой деятельности;

​  участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,

​ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

​  адекватно выражать свое отношение к прочитанному, прослушанному;

​  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметными результатами являются представления:

​ о системе литературных жанров;

​ об анализе поэтического и прозаического текста.

Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:

​ самостоятельность, готовность к саморазвитию,

​ творческая и познавательная активность,

​ гражданственность, патриотизм,

​ духовность, нравственность.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: творческие работы обучающихся, презентации. Учебный год в 5-м классе должен завершиться или читательской конференцией, или литературным праздником.


 

 Тематический план

Тема занятия

Всего часов

Теоретические понятия, категории

Структурообразующие элементы

Выразительные средства речи

Формы организации занятий

Формы контроля

1

Вводное занятие

1

Литература как искусство слова

Автор, читатель, писатель, жанры литературы, вымысел, художественное творчество

 

Беседа

 

2

Мифы

1

Миф. Мифологический сюжет

Притча, легенда, предание, эпизод; мифологический герой, мифологический персонаж

 

Беседа

Творческий практикум

3

Жанры фольклора. Сказка

2

Сказки волшебные, о животных, бытовые

Сказочный сюжет, присказка, зачин, концовка, положительные и отрицательные герои сказок, животные-помощники

Повторы, иносказание, постоянные эпитеты, сравнения, антитеза

Беседа

Мастерская

Творческий практикум

4

Жанры фольклора. Пословицы и поговорки

1

Структурные отличия пословиц и поговорок

Жанры фольклора

Антитеза, иносказание

Практикум

Творческая работа

5

Жанры фольклора. Загадки

1

Загадки, их структура

 

Антитеза, антонимы, иносказание

Практикум

Творческая работа

6

Жанры фольклора. Былины

1

Былины, былинный герой

Жанр былины, былинный сюжет, патриотизм, тема, идея

Гипербола, эпитеты

Беседа

Анализ текста

7

Древнерусская литература. Первые славянские азбуки

1

Алфавит и азбука. Кириллица и глаголица.

Свв.Кирилл и Мефодий – славянские первоучители

 

Беседа. Практикум

Творческая работа

8

Древнерусская литература. Повесть

2

Повесть. Анонимность древнерусской литературы

Сюжет, герои повести, автор, портрет

Афористическая речь

Беседа

Мастерская

Анализ текста

Творческий практикум

9

Древнерусская литература. Житие

2

Житийный канон

«Плетение словес», святой

Эпитеты, синонимы

Беседа

Практикум

Анализ текста

Презентация

10

Древнерусская литература. Слово

1

Слово как жанр древнерусской литературы

Нравственная позиция автора

Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание

Беседа

Анализ текста

12

Мифология древнего Египта

2

Миф. Мифологический сюжет

Мифологический герой, мифологический персонаж

Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание

Беседа

Мастерская

Анализ текста

Творческий практикум

13

Дидактическая (поучительная) литература

1

Назидательность литературы

Автор, сюжет, эссе

Эпитеты, синонимы, повторы

Практикум

Анализ текста

14

Басни

1

Древнеегипетская басня, нравоучительный сюжет

Басенный персонаж

Аллегория, эпитеты, синонимы

Практикум

Анализ текста

15

Олимпийская мифология

2

Миф. Мифологический сюжет

Титаны, титаниды, боги Олимпа, герои

Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание

Практикум

Мастерская

Творческая работа

Проект

16

Древнегреческий эпос

1

Мифологический сюжет, сюжет поэмы

Аэды и рапсоды, гекзаметр, главные герои

Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание

Практикум

Творческая работа

17

Русские басни

2

Жанр басни, нравоучительный сюжет, мораль

Басенный персонаж, Эзопов язык

Аллегория, синонимы, гипербола

Практикум

Мастерская

Анализ текста

Творческая работа

18

Литературная сказка

2

Композиция, библейский мотив

Отличие литературной сказки от народной, автор, писатель

Риторическое обращение, повтор

Практикум

Мастерская

Анализ текста

Творческая работа

19

Баллада

1

Лиро-эпический жанр баллады

Сюжет, герой

Эпитеты, синонимы

Практикум

Анализ текста

20

Лирика

5

Силлабо-тоническая система стихосложения

Рифма, ритм, строфа, ударные, безударные слоги, стопа, стихотворный размер, ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий

Эпитеты, анафора, эпифора, метафора, звукопись

Беседа

Мастерская

Анализ текста

Творческая работа

21

Малые эпические жанры. Рассказ

1

Рассказ, сюжет, фабула, образ рассказчика

Главный герой, автор, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, портрет, пейзаж, автобиографическое произведение

Эпитеты, синонимы, повторы, диалог, деталь

Беседа

Анализ текста

22

Повесть

1

Сюжет в повести

Портрет, речевая характеристика

Эпитеты, синонимы, повторы, диалог, деталь

Беседа

Анализ текста

23

Литературная игра (смотр знаний)

1

     

Практикум

Творческая работа

24

Итоговый урок

1

     

Мастерская

Творческая работа


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.