Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» для 5 класса
программа внеурочной деятельности
«Теория литературы»
на 2017-2018 учебный год
Тип программы – модифицированная
Направление – общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся –5 класс
Срок реализации – 5 лет (5-9 классы)
Разработала
Рыбакова О.В.,
учитель литературы
АНОО «Православная
классическая гимназия»
г.о.Тольятти
2017
Пояснительная записка
Планируя работу по литературе в 5-м классе, необходимо определить цели этого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Если задачей начальной школы является формирование способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребёнка от непосредственного окружения (семья, улица, школа, город) до общих социальных и природных явлений (страна, общество, мир), то задачей среднего звена школы становится формирование способов общения в деятельности (учебной, игровой, производственной) и потребность- в самопознании личности. Результатом этого периода обучения должно явиться выделение общей направленности интересов и способностей личности (что далеко не всегда совпадает).
Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием. Поэтому задача курса литературы в школе - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности. Учитывая вышесказанное, определены основные задачи литературного образованием в 5 классе:
• показать роль и значение художественного слова в литературных произведениях;
• научить понимать отношение мира художественного произведения к миру действительности, т.е. искусства;
• научить видеть авторскую позицию, способы и формы её выражения;
• одновременно заложить фундаментальные понятия нравственно-эстетического порядка;
• способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Школьный курс литературы предполагает анализ текста, который опирается на теорию литературы. Литературоведческая компетенция учащихся сформирована недостаточно, поэтому зачастую анализ текста у детей вызывает трудности. Связано это с недостаточным опытом юных читателей в области теории литературы. Поэтому теряется интерес к уроку, произведение изучается неглубоко.
Программа направлена на расширение и углубление запаса знаний учеников в области теории литературы; формирование литературоведческой компетенции; воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления.
Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных предметов (литературы). В этом проявляется ЕДИНСТВО УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В основу системы расположения литературного материала мы предлагаем хронологический принцип в сочетании с жанровым и проблематическим, а также изучение русской литературы как составной части мировой литературы.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:
1. Мифы
2. Сказки
3. Малые жанры фольклора
4. Древнерусская литература
5. Древнеегипетская литература
6. Древнегреческая литература
7. Басни
8. Литературная сказка
9.Баллады
10.Малые эпические жанры
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Активные методы обучения позволяют в нетрадиционной форме познакомить учащихся с теорией. На практической части занятия ребята работают над развитием творческого потенциала («Творческий практикум», «Творческая мастерская»). Итоги работы подводятся в форме игр, выставок работ учащихся, презентаций.
Развитие творческого потенциала должно проходить в несколько этапов. Причём первый этап в скрытом виде должен присутствовать на каждом уроке. Это выполнение каких-то небольших творческих заданий. На II этапе необходимо систематизировать полученные знания. Третий этап - создание учащимися своего произведения, кроссворда, инсценировки, презентации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- дидактические игры;
- презентация;
-виртуальная экскурсия;
- творческий практикум.
Количество занятий в неделю – 1
Количество часов в год – 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:
иметь представление о системе жанров литературы,
свободно владеть литературоведческой терминологией,
уметь анализировать поэтический и прозаический текст.
Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.
Личностные результаты предусматриваю умения:
оценивать значимость для личности творческого воспитания;
рефлексировать личный опыт;
согласовывать работу в команде;
высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;
развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные:
умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия;
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Познавательные:
перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);
систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).
Коммуникативные:
владеть всеми видами речевой деятельности;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
адекватно выражать свое отношение к прочитанному, прослушанному;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами являются представления:
о системе литературных жанров;
об анализе поэтического и прозаического текста.
Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:
самостоятельность, готовность к саморазвитию,
творческая и познавательная активность,
гражданственность, патриотизм,
духовность, нравственность.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: творческие работы обучающихся, презентации. Учебный год в 5-м классе должен завершиться или читательской конференцией, или литературным праздником.
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теоретические понятия, категории |
Структурообразующие элементы |
Выразительные средства речи |
Формы организации занятий |
Формы контроля |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Литература как искусство слова |
Автор, читатель, писатель, жанры литературы, вымысел, художественное творчество |
Беседа |
||
2 |
Мифы |
1 |
Миф. Мифологический сюжет |
Притча, легенда, предание, эпизод; мифологический герой, мифологический персонаж |
Беседа |
Творческий практикум |
|
3 |
Жанры фольклора. Сказка |
2 |
Сказки волшебные, о животных, бытовые |
Сказочный сюжет, присказка, зачин, концовка, положительные и отрицательные герои сказок, животные-помощники |
Повторы, иносказание, постоянные эпитеты, сравнения, антитеза |
Беседа Мастерская |
Творческий практикум |
4 |
Жанры фольклора. Пословицы и поговорки |
1 |
Структурные отличия пословиц и поговорок |
Жанры фольклора |
Антитеза, иносказание |
Практикум |
Творческая работа |
5 |
Жанры фольклора. Загадки |
1 |
Загадки, их структура |
Антитеза, антонимы, иносказание |
Практикум |
Творческая работа |
|
6 |
Жанры фольклора. Былины |
1 |
Былины, былинный герой |
Жанр былины, былинный сюжет, патриотизм, тема, идея |
Гипербола, эпитеты |
Беседа |
Анализ текста |
7 |
Древнерусская литература. Первые славянские азбуки |
1 |
Алфавит и азбука. Кириллица и глаголица. |
Свв.Кирилл и Мефодий – славянские первоучители |
Беседа. Практикум |
Творческая работа |
|
8 |
Древнерусская литература. Повесть |
2 |
Повесть. Анонимность древнерусской литературы |
Сюжет, герои повести, автор, портрет |
Афористическая речь |
Беседа Мастерская |
Анализ текста Творческий практикум |
9 |
Древнерусская литература. Житие |
2 |
Житийный канон |
«Плетение словес», святой |
Эпитеты, синонимы |
Беседа Практикум |
Анализ текста Презентация |
10 |
Древнерусская литература. Слово |
1 |
Слово как жанр древнерусской литературы |
Нравственная позиция автора |
Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание |
Беседа |
Анализ текста |
12 |
Мифология древнего Египта |
2 |
Миф. Мифологический сюжет |
Мифологический герой, мифологический персонаж |
Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание |
Беседа Мастерская |
Анализ текста Творческий практикум |
13 |
Дидактическая (поучительная) литература |
1 |
Назидательность литературы |
Автор, сюжет, эссе |
Эпитеты, синонимы, повторы |
Практикум |
Анализ текста |
14 |
Басни |
1 |
Древнеегипетская басня, нравоучительный сюжет |
Басенный персонаж |
Аллегория, эпитеты, синонимы |
Практикум |
Анализ текста |
15 |
Олимпийская мифология |
2 |
Миф. Мифологический сюжет |
Титаны, титаниды, боги Олимпа, герои |
Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание |
Практикум Мастерская |
Творческая работа Проект |
16 |
Древнегреческий эпос |
1 |
Мифологический сюжет, сюжет поэмы |
Аэды и рапсоды, гекзаметр, главные герои |
Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание |
Практикум |
Творческая работа |
17 |
Русские басни |
2 |
Жанр басни, нравоучительный сюжет, мораль |
Басенный персонаж, Эзопов язык |
Аллегория, синонимы, гипербола |
Практикум Мастерская |
Анализ текста Творческая работа |
18 |
Литературная сказка |
2 |
Композиция, библейский мотив |
Отличие литературной сказки от народной, автор, писатель |
Риторическое обращение, повтор |
Практикум Мастерская |
Анализ текста Творческая работа |
19 |
Баллада |
1 |
Лиро-эпический жанр баллады |
Сюжет, герой |
Эпитеты, синонимы |
Практикум |
Анализ текста |
20 |
Лирика |
5 |
Силлабо-тоническая система стихосложения |
Рифма, ритм, строфа, ударные, безударные слоги, стопа, стихотворный размер, ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий |
Эпитеты, анафора, эпифора, метафора, звукопись |
Беседа Мастерская |
Анализ текста Творческая работа |
21 |
Малые эпические жанры. Рассказ |
1 |
Рассказ, сюжет, фабула, образ рассказчика |
Главный герой, автор, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, портрет, пейзаж, автобиографическое произведение |
Эпитеты, синонимы, повторы, диалог, деталь |
Беседа |
Анализ текста |
22 |
Повесть |
1 |
Сюжет в повести |
Портрет, речевая характеристика |
Эпитеты, синонимы, повторы, диалог, деталь |
Беседа |
Анализ текста |
23 |
Литературная игра (смотр знаний) |
1 |
Практикум |
Творческая работа |
|||
24 |
Итоговый урок |
1 |
Мастерская |
Творческая работа |