Программа внеурочной деятельности «Теория литературы» для 5 класса
 
 
 
 
 
программа внеурочной деятельности
«Теория литературы»
на 2017-2018 учебный год
Тип программы – модифицированная
Направление – общеинтеллектуальное
 
Возраст обучающихся –5 класс
Срок реализации – 5 лет (5-9 классы)
Разработала
Рыбакова О.В.,
учитель литературы
АНОО «Православная
классическая гимназия»
г.о.Тольятти
2017
Пояснительная записка
Планируя работу по литературе в 5-м классе, необходимо определить цели этого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Если задачей начальной школы является формирование способов общения с культурой и постепенное расширение горизонта видения ребёнка от непосредственного окружения (семья, улица, школа, город) до общих социальных и природных явлений (страна, общество, мир), то задачей среднего звена школы становится формирование способов общения в деятельности (учебной, игровой, производственной) и потребность- в самопознании личности. Результатом этого периода обучения должно явиться выделение общей направленности интересов и способностей личности (что далеко не всегда совпадает).
Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием. Поэтому задача курса литературы в школе - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности. Учитывая вышесказанное, определены основные задачи литературного образованием в 5 классе:
• показать роль и значение художественного слова в литературных произведениях;
• научить понимать отношение мира художественного произведения к миру действительности, т.е. искусства;
• научить видеть авторскую позицию, способы и формы её выражения;
• одновременно заложить фундаментальные понятия нравственно-эстетического порядка;
• способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Школьный курс литературы предполагает анализ текста, который опирается на теорию литературы. Литературоведческая компетенция учащихся сформирована недостаточно, поэтому зачастую анализ текста у детей вызывает трудности. Связано это с недостаточным опытом юных читателей в области теории литературы. Поэтому теряется интерес к уроку, произведение изучается неглубоко.
Программа направлена на  расширение и углубление запаса знаний учеников в области теории литературы;  формирование литературоведческой компетенции;  воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;  овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления.
Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных предметов (литературы). В этом проявляется ЕДИНСТВО УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В основу системы расположения литературного материала мы предлагаем хронологический принцип в сочетании с жанровым и проблематическим, а также изучение русской литературы как составной части мировой литературы.
 
 
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа построена с опорой на современные образовательные технологии, открывающие возможности для применений деятельностного подхода. Учащиеся не только знакомятся с теорией, но и анализируют художественные тексты. Содержание программы структурировано в виде следующих разделов- модулей:
1. Мифы
2. Сказки
3. Малые жанры фольклора
4. Древнерусская литература
5. Древнеегипетская литература
6. Древнегреческая литература
7. Басни
8. Литературная сказка
9.Баллады
10.Малые эпические жанры
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Активные методы обучения позволяют в нетрадиционной форме познакомить учащихся с теорией. На практической части занятия ребята работают над развитием творческого потенциала («Творческий практикум», «Творческая мастерская»). Итоги работы подводятся в форме игр, выставок работ учащихся, презентаций.
Развитие творческого потенциала должно проходить в несколько этапов. Причём первый этап в скрытом виде должен присутствовать на каждом уроке. Это выполнение каких-то небольших творческих заданий. На II этапе необходимо систематизировать полученные знания. Третий этап - создание учащимися своего произведения, кроссворда, инсценировки, презентации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- дидактические игры;
- презентация;
-виртуальная экскурсия;
- творческий практикум.
Количество занятий в неделю – 1
Количество часов в год – 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе занятий по программе обучающийся овладевает следующими умениями и знаниями:
 иметь представление о системе жанров литературы,
  свободно владеть литературоведческой терминологией,
  уметь анализировать поэтический и прозаический текст.
Результаты внеурочной деятельности формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования.
Личностные результаты предусматриваю умения:
 оценивать значимость для личности творческого воспитания;
 рефлексировать личный опыт;
 согласовывать работу в команде;
 высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
 формировать опыт разнообразной творческой деятельности, опыта познания и самопознания;
 развивать умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
 развивать креативные способности художественной направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной деятельности.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные:
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Регулятивные:
 умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, принятие практической задачи;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов действия;
 внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Познавательные:
 перерабатывать информацию, выполняя универсальные логические действия (анализ и синтез), проводить сопоставления, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждения и т.п.);
 систематизировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (проводить смысловой анализ текстов различных стилей и жанров).
Коммуникативные:
 владеть всеми видами речевой деятельности;
  участвовать в коллективном обсуждении проблем, вступать в диалог,
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  адекватно выражать свое отношение к прочитанному, прослушанному;
  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметными результатами являются представления:
 о системе литературных жанров;
 об анализе поэтического и прозаического текста.
Программа предусматривает устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности, качеств личности:
 самостоятельность, готовность к саморазвитию,
 творческая и познавательная активность,
 гражданственность, патриотизм,
 духовность, нравственность.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: творческие работы обучающихся, презентации. Учебный год в 5-м классе должен завершиться или читательской конференцией, или литературным праздником.
 
Тематический план
| № | Тема занятия | Всего часов | Теоретические понятия, категории | Структурообразующие элементы | Выразительные средства речи | Формы организации занятий | Формы контроля | 
| 1 | Вводное занятие | 1 | Литература как искусство слова | Автор, читатель, писатель, жанры литературы, вымысел, художественное творчество | Беседа | ||
| 2 | Мифы | 1 | Миф. Мифологический сюжет | Притча, легенда, предание, эпизод; мифологический герой, мифологический персонаж | Беседа | Творческий практикум | |
| 3 | Жанры фольклора. Сказка | 2 | Сказки волшебные, о животных, бытовые | Сказочный сюжет, присказка, зачин, концовка, положительные и отрицательные герои сказок, животные-помощники | Повторы, иносказание, постоянные эпитеты, сравнения, антитеза | Беседа Мастерская | Творческий практикум | 
| 4 | Жанры фольклора. Пословицы и поговорки | 1 | Структурные отличия пословиц и поговорок | Жанры фольклора | Антитеза, иносказание | Практикум | Творческая работа | 
| 5 | Жанры фольклора. Загадки | 1 | Загадки, их структура | Антитеза, антонимы, иносказание | Практикум | Творческая работа | |
| 6 | Жанры фольклора. Былины | 1 | Былины, былинный герой | Жанр былины, былинный сюжет, патриотизм, тема, идея | Гипербола, эпитеты | Беседа | Анализ текста | 
| 7 | Древнерусская литература. Первые славянские азбуки | 1 | Алфавит и азбука. Кириллица и глаголица. | Свв.Кирилл и Мефодий – славянские первоучители | Беседа. Практикум | Творческая работа | |
| 8 | Древнерусская литература. Повесть | 2 | Повесть. Анонимность древнерусской литературы | Сюжет, герои повести, автор, портрет | Афористическая речь | Беседа Мастерская | Анализ текста Творческий практикум | 
| 9 | Древнерусская литература. Житие | 2 | Житийный канон | «Плетение словес», святой | Эпитеты, синонимы | Беседа Практикум | Анализ текста Презентация | 
| 10 | Древнерусская литература. Слово | 1 | Слово как жанр древнерусской литературы | Нравственная позиция автора | Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание | Беседа | Анализ текста | 
| 12 | Мифология древнего Египта | 2 | Миф. Мифологический сюжет | Мифологический герой, мифологический персонаж | Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание | Беседа Мастерская | Анализ текста Творческий практикум | 
| 13 | Дидактическая (поучительная) литература | 1 | Назидательность литературы | Автор, сюжет, эссе | Эпитеты, синонимы, повторы | Практикум | Анализ текста | 
| 14 | Басни | 1 | Древнеегипетская басня, нравоучительный сюжет | Басенный персонаж | Аллегория, эпитеты, синонимы | Практикум | Анализ текста | 
| 15 | Олимпийская мифология | 2 | Миф. Мифологический сюжет | Титаны, титаниды, боги Олимпа, герои | Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание | Практикум Мастерская | Творческая работа Проект | 
| 16 | Древнегреческий эпос | 1 | Мифологический сюжет, сюжет поэмы | Аэды и рапсоды, гекзаметр, главные герои | Гипербола, синонимы, эпитеты, иносказание | Практикум | Творческая работа | 
| 17 | Русские басни | 2 | Жанр басни, нравоучительный сюжет, мораль | Басенный персонаж, Эзопов язык | Аллегория, синонимы, гипербола | Практикум Мастерская | Анализ текста Творческая работа | 
| 18 | Литературная сказка | 2 | Композиция, библейский мотив | Отличие литературной сказки от народной, автор, писатель | Риторическое обращение, повтор | Практикум Мастерская | Анализ текста Творческая работа | 
| 19 | Баллада | 1 | Лиро-эпический жанр баллады | Сюжет, герой | Эпитеты, синонимы | Практикум | Анализ текста | 
| 20 | Лирика | 5 | Силлабо-тоническая система стихосложения | Рифма, ритм, строфа, ударные, безударные слоги, стопа, стихотворный размер, ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий | Эпитеты, анафора, эпифора, метафора, звукопись | Беседа Мастерская | Анализ текста Творческая работа | 
| 21 | Малые эпические жанры. Рассказ | 1 | Рассказ, сюжет, фабула, образ рассказчика | Главный герой, автор, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, портрет, пейзаж, автобиографическое произведение | Эпитеты, синонимы, повторы, диалог, деталь | Беседа | Анализ текста | 
| 22 | Повесть | 1 | Сюжет в повести | Портрет, речевая характеристика | Эпитеты, синонимы, повторы, диалог, деталь | Беседа | Анализ текста | 
| 23 | Литературная игра (смотр знаний) | 1 | Практикум | Творческая работа | |||
| 24 | Итоговый урок | 1 | Мастерская | Творческая работа | 
 
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                                 
                        