Программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» (1–4 классы)
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО руководитель ШМО ______Хакимьянова Г.Ф. Протокол № ___ от «___» ______ 20___г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе МОАУ СОШ №12 _______ И.Ш. Салмиянова Пр. МС № ___ от «___» _____________20__г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ №12 ___________ З. Ф. Гумерова Приказ №______ от «___» _________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Азбука здоровья»
для 1-4 класса
Учитель: Гордеева Оксана Александровна Категория: первая
Нефтекамск 2016г
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
Программа составлена в соответствии с требованиями:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707) , от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18.12.2012 № 1060 (зарегистрирован в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993); №1576 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02 февраля 2016г.);
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (2015 г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ№12 (2014г);
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 12 на 2016-2017 учебный год.
Цель - формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
Задачи:
развить представление о факторах, оказывающих влияние на здоровье; расширение кругозора в области знаний тесно связанных со здоровым образом жизни;
развитие у учащихся навыка осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять.
Планируемые результатыЛичностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
1-й класс
На первом году обучения учащиеся узнают, как заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх.
2-й класс
На втором году обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде; обучаются правилам обращения с огнём; как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания первой медицинской помощи.
3-й класс
В третьем классе учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила поведения в общественных местах.
4-й класс
Учащиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность; умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на --- физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и -осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Содержание программы
1 класс (33ч)
Вводное занятие (1).
Дружи с водой (2ч) Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
Забота об органах чувств (5 ч) Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
Уход за зубами (3 ч) Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
Уход за руками и ногами (1 ч) «Рабочие инструменты» человека.
Как следует питаться (2 ч) Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным (1 ч) Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе (2 ч) Как настроение?
Настроение после школы(1 ч) Я пришёл из школы.
Поведение в школе (2 ч) Я – ученик.
Вредные привычки (2 ч)
Мышцы, кости и суставы (2 ч) Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.
Как закаляться (2 ч) Если хочешь быть здоров.
Как правильно вести себя на воде (1 ч) Правила безопасности на воде.
Народные игры.(2 ч)
Подвижные игры (3ч)
Доктора природы(2 ч)
Итоговое занятие(2ч)
2-й класс (34 ч)
Вводное занятие(1)
Почему мы болеем(3ч) Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье?
Кто и как предохраняет нас от болезней(2ч) Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни
Кто нас лечит(1ч) Какие врачи нас лечат
Прививки от болезней(2ч) Инфекционные болезни. Прививки от болезней
Что нужно знать о лекарствах(2) Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка
Как избежать отравлений(2ч) Отравление лекарствам Пищевые отравления
Безопасность при любой погоде(2ч) Если солнечно и жарко Если на улице дождь и гроза
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте(2ч)Опасность в нашем доме Как вести себя на улице
Правила безопасного поведения на воде(1ч) Вода – наш друг
Правила общения с огнём(1ч) Чтобы огонь не причинил вреда
Как уберечься от поражения электрическим током(1ч) Чем опасен электрический ток
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.(1ч) Травмы
Как защититься от насекомых(1ч) Укусы насекомых
Предосторожности при обращении с животными(1ч) Что мы знаем про кошек и собак
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом(2ч) Отравление ядовитыми веществами. Отравление угарным газом.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях(2ч).Как помочь себе при тепловом ударе.Как уберечься от мороза
Первая помощь при травмах(3ч). Растяжение связок и вывих костей. Переломы
Если ты ушибся и порезался.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос(1ч).Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек(1ч).Укусы змей
Сегодняшние заботы медицины(3ч).Расти здоровым. Воспитай себя.Я выбираю движение.
Итоговое занятие(1)
3-й класс (34 ч)
Вводное занятие(1)
Чего не надо бояться(1ч) Как воспитывать уверенность и бесстрашие
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч) Учимся думать. Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду(2ч) Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках
Почему мы не слушаемся родителей(2ч) Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга
Надо ли уметь сдерживать себя(2ч) Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность
Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч) Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)
Как относиться к подаркам(2ч) Я принимаю подарок. Я дарю подарок
Как следует относиться к наказаниям(1ч) Наказание
Как нужно одеваться(1ч) Одежда
Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч) Ответственное поведение
Как вести себя, когда что – то болит(1ч) Боль
Как вести себя за столом(2ч) Сервировка стола. Правила поведения за столом
Как вести себя в гостях(1ч) Ты идёшь в гости
Как вести себя в общественных местах(2ч) Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе
«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч) Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону
Что делать. Если не хочется в школу(1ч) Помоги себе сам
Чем заняться после школы(1ч) Умей организовать свой досуг
Как выбрать друзей(2ч) Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом
Как помочь родителям(1ч) Как доставить родителям радость
Как помочь больным и беспомощным(2ч) Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро
Повторение(3ч) Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
Итоговое занятие (3)
4-й класс (34 ч).
Вводное занятие (2) Наше здоровье(4ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс
Как помочь сохранить себе здоровье(3ч) Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Что зависит от моего решения(2ч) Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.
Злой волшебник – табак(1ч) Что мы знаем о курении
Почему некоторые привычки называются вредными(5ч) Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
Помоги себе сам(1ч) Волевое поведение.
Злой волшебник – алкоголь(3ч) Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор Злой волшебник – наркотик(2ч) Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.
Мы – одна семья(2ч) Мальчишки и девчонки. Моя семья.
Повторение(10ч)Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.
Итоговое занятие(1).
Календарно-тематическое планирование
1 класс 33 часа
№ |
Тема занятий |
Тема занятия |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
||
2 |
Советы доктора Воды |
2 |
||
3 |
Забота об органах чувств. |
4 |
||
4 |
Уход за зубами. |
3 |
||
5 |
Уход за руками и ногами. |
1 |
||
6 |
Уход за руками и ногами. |
1 |
||
7 |
Забота о коже. |
3 |
||
8 |
Как следует питаться. |
3 |
||
9 |
Как сделать сон полезным. |
1 |
||
10 |
Настроение после школы |
1 |
||
11 |
Поведение в школе |
1 |
||
12 |
Вредные привычки. |
2 |
||
13 |
Мышцы, кости и суставы. |
2 |
||
14 |
Как закаляться. |
1 |
||
15 |
Как правильно вести себя на воде. |
1 |
||
16 |
Народные игры. |
2 |
||
17 |
Доктора природы. |
2 |
||
18 |
Итоговое занятие |
2 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс 34 часа
№ |
Тема занятий |
Тема занятия |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
||
Почему мы болеем |
2 |
|||
2 |
Кто и как предохраняет нас от болезней. |
2 |
||
3 |
Кто нас лечит. |
1 |
||
4 |
Прививки от болезней. |
2 |
||
5 |
Что нужно знать о лекарствах. |
2 |
||
6 |
Как избежать отравлений. |
2 |
||
7 |
Безопасность при любой погоде. |
2 |
||
8 |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. |
2 |
||
9 |
Правила безопасного поведения на воде. |
1 |
||
10 |
Правила обращения с огнём. |
1 |
||
11 |
Как уберечься от поражения электрическим током. |
1 |
||
12 |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. |
1 |
||
13 |
Как защититься от насекомых. |
1 |
||
14 |
Предосторожности при обращении с животными. |
1 |
||
15 |
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. |
2 |
||
16 |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. |
2 |
||
17 |
Первая помощь при травмах. |
3 |
||
18 |
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. |
1 |
||
19 |
Сегодняшние заботы медицины. |
2 |
||
20 |
Итоговое занятие |
1 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс 34 часа
№ |
Тема занятий |
Тема занятия |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
||
2 |
Чего не надо бояться |
2 |
||
3 |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. |
2 |
||
4 |
Почему мы говорим неправду. |
2 |
||
5 |
Почему мы не слушаемся родителей. |
2 |
||
6 |
Надо уметь сдерживать себя. |
2 |
||
7 |
Не грызи ногти, не ковыряй в носу. |
2 |
||
8 |
Как относиться к подаркам. |
2 |
||
9 |
Как следует относиться к наказаниям. |
1 |
||
10 |
Как вести себя с незнакомыми людьми. |
1 |
||
11 |
Как вести себя, когда что-то болит. |
1 |
||
12 |
Как вести себя за столом. |
2 |
||
13 |
Как вести в гостях. |
1 |
||
14 |
Как вести себя в общественных местах. |
2 |
||
15 |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки. |
2 |
||
16 |
Что делать, если не хочется в школу. |
1 |
||
17 |
Как выбрать друзей. |
2 |
||
18 |
Как помочь родителям. |
1 |
||
19 |
Как помочь беспомощным и больным. |
2 |
||
20 |
Итоговое занятие |
3 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс 34 часа
№ |
Тема занятий |
Тема занятия |
Примечание |
|
план |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
||
2 |
Наше здоровье |
3 |
||
3 |
Как помочь сохранить здоровье. |
3 |
||
4 |
Что зависит от моего решения. |
2 |
||
5 |
Злой волшебник – табак. |
1 |
||
6 |
Почему некоторые привычки называются вредными. |
5 |
||
7 |
Помоги себе сам. |
2 |
||
8 |
Злой волшебник – алкоголь. |
3 |
||
9 |
Злой волшебник – наркотик. |
2 |
||
10 |
Повторение. |
10 |
||
11 |
Итоговое занятие |
1 |