Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Азбука денег» (1-4 классы)
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Азбука денег»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации: 4 года
Возраст участников: 7-11 лет.
Автор Серавина Ж.А.,
учитель начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………….…..………………………………………...…….… 3
цели и задачи программы;
основные содержательные линии;
место курса в учебном плане;
планируемые результаты.
Содержание дополнительной образовательной программы…………....…………….…..4
Учебно-тематический план1-4 года обучения……………………………………………….…11
Методическое обеспечение………………………………………………………………...…. 15
формы организации учебной деятельности;
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
способы отслеживания и фиксации результатов.
Список литературы…………….……………………………………………………………....17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука денег» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ:
Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
Изучение курса «Азбука денег» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений
в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Принципы построения программы.
1. Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению возникающих проблем, способность работать в группах, парах.
2. Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в частности создании ситуации при организации занятии, в которых ученик может выполнять как индивидуальную творческую работу, так и рабочим и группе.
3. Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность учащихся и их самостоятельность в выборе речевого поведения.
4. Личностно ориентированный подход. Способствует становлению, самоопределению, самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Азбука денег» в 1-4 классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часов (34 учебных недель) во 2-4 классах.
Организация учебных занятий – групповая. Наполняемость группы не менее 15 человек.
Предпочтительная продолжительность занятий 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых иреальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
проводить элементарные финансовые расчеты.
Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам.
Режим организации занятий кружка осуществляется в соответствии с утверждённым графиком внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов, для 2-4 классов – 1 час в неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
2 класс
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»
Что такое деньги и откуда они взялись
Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира.
Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Универсальные учебные действия:
— различать деньги бумажные и монеты;
— определять понятие «ликвидность»;
— формулировать понятие товарного обмена.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Универсальные учебные действия:
— различать деньги бумажные и монеты;
— определять понятие «ликвидность»;
— формулировать понятие товарного обмена.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
3 класс
Жила-была денежка
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Универсальные учебные действия:
— раскрывать причины возникновения денег;
— различать российские и иностранные деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
Какие деньги были раньше в России
Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты.
Универсальные учебные действия:
— различать современные и старинные российские деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— рассматривание коллекций разных монет.
Современные деньги России и других стран
Знакомство с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Универсальные учебные действия:
— раскрыть причины появления безналичных денег;
— различать современные российские и иностранные деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование денег страны Экономики.
Откуда в семье деньги
В теме рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
У всякого товара есть цена
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Универсальные учебные действия:
— объяснять, как оплачивают товары и услуги;
— определять размер сдачи при осуществлении покупки.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в магазин;
— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
Универсальные учебные действия:
— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
— тема проекта «Реклама продукта»;
— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
— изготовление упаковки для подарка.
Доход не бывает без хлопот (из чего складывается доход в семье)
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Универсальные учебные действия:
— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
— осуществлять простейшие экономические расчёты;
— планировать результаты экономии и бережливости.
Практическая и игровая деятельность:
— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
На что тратятся деньги
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Универсальные учебные действия:
— планировать результаты экономии и бережливости;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну «Увлекандию».
Деньги счёт любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Понятие«бюджет» – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Универсальные учебные действия:
— планировать результаты экономии и бережливости;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— квест «Бюджет моей семьи».
Как делать сбережения
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Универсальные учебные действия:
— планировать результаты экономии и бережливости;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— квест «Заработаем и сбережём».
«Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Универсальные учебные действия:
— планировать результаты экономии и бережливости;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну Минуток.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
— о доходах и расходах в семье;
— о формировании бюджета семьи.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
— составлять свой бюджет;
— отличать российские деньги от иностранных;
— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
4 класс
История монет
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Универсальные учебные действия:
— объяснять, почему появились монеты, описывать устройство монеты, приводить примеры первых монет. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку».
Бумажные и безналичные деньги
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Универсальные учебные действия:
— объяснять, почему появились бумажные деньги;
— оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег;
—приводить примеры первых бумажных денег;
— описывать первые российские бумажные деньги;
— объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
— взаимодействовать и договариваться в процессе практической работы.
Практическая и игровая деятельность:
— составление кроссворда в парах (в командах).
Банк
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель.
Безналичные денежные расчёты. Банковские карты .Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать виды денег;
— объяснять роль банков;
— объяснять условия вкладов и кредитов;
— рассчитывать проценты на простых примерах;
— объяснять принцип работы пластиковой карты.
Практическая и игровая деятельность:
— составление кроссворда в парах (в командах).
Семейные доходы
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Универсальные учебные действия:
—описывать и сравнивать источники доходов семьи;
—объяснять причины различий в заработной плате;
— объяснять, как связаны профессии и образование;
—объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке;
—описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Лотерея – повезло?», «Как заработать премию».
Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
— определять источники формирования богатства;
— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
— различать материальные и нематериальные ценности;
— обосновывать важность меценатства и милосердия;
— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Универсальные учебные действия:
— объяснять причины, по которым люди делают покупки.
— описывать направления расходов семьи.
— рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
— сравнивать и оценивать виды рекламы.
— обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: составление собственного плана расходов.
Планирование бюджета семьи
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения(накопления). Долг.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
— объяснять последствия образования долгов.
— составлять семейный бюджет на условных примерах.
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Служба быта»;
— встреча с человеком интересной профессии;
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
— различать виды ресурсов;
— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;
— рисование на темы проектов.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
— основные виды ресурсов;
— как производят товары;
— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
— почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
— определять ресурсы, необходимые для производства товара;
Учебно-тематический план 1 год обучения (33 часа)
№ п\п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||||||
всего |
теория |
практика |
||||||
Я и моя семья |
||||||||
1 |
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. |
1 |
1 |
|||||
2 |
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
3 |
Важность уюта, целесообразность порядка в доме. |
1 |
1 |
|||||
4 |
Игра «Генеральная уборка» |
1 |
1 |
|||||
5 |
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. |
1 |
1 |
|||||
6 |
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. |
1 |
1 |
|||||
7 |
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. |
1 |
1 |
|||||
8 |
Игра «Я — хозяин большого дома |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
9 |
Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
Моё и чужое |
||||||||
10 |
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. |
1 |
1 |
|||||
11 |
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). |
2 |
1 |
1 |
||||
12 |
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. |
1 |
1 |
|||||
13 |
Как нужно относиться к своей и чужой собственности. |
1 |
1 |
|||||
14 |
Игра «Страна Обмения». |
2 |
1 |
1 |
||||
15 |
Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ. |
2 |
1 |
1 |
||||
Почему люди трудятся |
||||||||
16 |
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. |
1 |
1 |
|||||
17 |
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. |
1 |
1 |
|||||
18 |
Ценность труда людей разных профессий. |
1 |
1 |
|||||
19 |
Экскурсия в школьную столовую. |
1 |
1 |
|||||
20 |
Экскурсия в библиотеку. |
1 |
1 |
|||||
21 |
Важность домашнего труда для ведения хозяйства. |
1 |
1 |
|||||
22 |
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. |
1 |
1 |
|||||
23 |
Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся». Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». |
1 |
1 |
|||||
Все работы хороши |
||||||||
24 |
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). |
1 |
1 |
|||||
25 |
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). |
1 |
1 |
|||||
26 |
Как люди выбирают профессию. |
1 |
1 |
|||||
27 |
Профессии членов семьи. |
1 |
1 |
|||||
28 |
Как люди получают профессию. |
1 |
1 |
|||||
29 |
Встреча с человеком интересной профессии. |
1 |
1 |
|||||
30 |
Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» |
1 |
1 |
|||||
ВСЕГО |
33 |
12,5 |
20,5 |
Учебно-тематический план 2 год обучения (34 часа)
№ п\п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||||||
всего |
теория |
практика |
||||||
Что нам нужно для жизни |
||||||||
1 |
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. |
1 |
1 |
|||||
2 |
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» |
1 |
1 |
|||||
3 |
Игра: «Собери портфель» |
1 |
1 |
|||||
4 |
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
5 |
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. |
1 |
1 |
|||||
6 |
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
7 |
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни». |
1 |
1 |
|||||
Что такое деньги и откуда они взялись |
||||||||
8 |
Товарный обмен; первые деньги; монеты разных стран мира. Знакомство с историей появления обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость).Первые монеты и монеты разных государств. |
1 |
1 |
|||||
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок |
||||||||
9 |
Знакомство с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег. |
1 |
1 |
|||||
Хочу, могу и надо |
||||||||
10 |
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. |
1 |
1 |
|||||
11 |
Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». |
1 |
1 |
|||||
12 |
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. |
1 |
1 |
|||||
13 |
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. |
1 |
1 |
|||||
14 |
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). |
1 |
1 |
|||||
15 |
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). |
1 |
1 |
|||||
16 |
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо» |
1 |
1 |
|||||
Какие товары и услуги исполняют желания |
||||||||
17 |
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. |
1 |
1 |
|||||
18 |
Экскурсия в магазин |
1 |
1 |
|||||
19 |
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. |
1 |
1 |
|||||
20 |
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. |
1 |
1 |
|||||
21 |
Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». |
1 |
1 |
|||||
22 |
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. |
1 |
1 |
|||||
23 |
Покупатель — человек, покупающий товары. |
1 |
1 |
|||||
24 |
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). |
1 |
1 |
|||||
25 |
Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). |
1 |
1 |
|||||
26 |
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. |
1 |
1 |
|||||
27 |
Виртуальная экскурсия на почту |
2 |
1 |
1 |
||||
28 |
Экскурсия в парикмахерскую |
2 |
2 |
|||||
29 |
Виртуальная экскурсия в амбулаторию |
1 |
1 |
|||||
30 |
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. |
1 |
1 |
|||||
31 |
Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. |
1 |
1 |
|||||
32 |
Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания» |
1 |
1 |
|||||
ВСЕГО |
34 |
14 |
20 |
Учебно-тематический план 3 год обучения(34 часа)
№ п\п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||||||
всего |
теория |
практика |
||||||
Жила-была денежка |
||||||||
1 |
Натуральное хозяйство. Бартер. |
1 |
1 |
|||||
2 |
Как появились первые деньги. Монеты. Две стороны монет. |
1 |
1 |
|||||
3 |
Рубли и копейки – российские деньги. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
4 |
Купюры. Валюта. Курсы валют. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
Какие деньги были раньше в России |
||||||||
5 |
Древнерусские товарные деньги, происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка», первые русские монеты. |
1 |
1 |
|||||
6 |
Коллекция старинных денег. Практическая работа. |
1 |
1 |
|||||
Современные деньги России и других стран |
||||||||
7 |
Знакомство с современными деньгами России. |
1 |
1 |
|||||
8 |
Знакомство с современными деньгами мира. |
1 |
1 |
|||||
9 |
Факторы и причины появления безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, функции банкоматов. |
2 |
1 |
1 |
||||
Откуда в семье деньги |
||||||||
10 |
Наследство, лотерея – значение слов. Заработная плата -основной источник дохода современного человека. Зависимость размера заработной платы от профессии. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
11 |
Значение слов «собственник, арендная плата и проценты, пособия, пенсия, стипендия». |
1 |
1 |
|||||
12 |
Займы и мошенники. |
1 |
1 |
|||||
У всякого товара есть цена |
||||||||
13 |
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара. Сдача. Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. |
1 |
1 |
|||||
14 |
Экскурсия в магазин; игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг. |
1 |
1 |
|||||
Что нужно знать, чтобы товары покупать |
||||||||
15 |
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. |
1 |
1 |
|||||
16 |
Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? |
1 |
1 |
|||||
17 |
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов. |
1 |
1 |
|||||
18 |
Мини-проект «Реклама продукта». |
2 |
1 |
1 |
||||
19 |
Мини исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел» (по выбору учащихся). |
2 |
1 |
1 |
||||
20 |
Изготовление упаковки для подарка. |
1 |
1 |
|||||
Доход не бывает без хлопот (из чего складывается доход в семье) |
||||||||
21 |
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Составление семейного бюджета, составление личного бюджета. |
1 |
1 |
|||||
22 |
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов. |
1 |
1 |
|||||
23 |
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. Кредит. Виртуальная экскурсия в банк, игры: «Банк», «Кредит и предприниматели», рисование банковской карты. |
1 |
1 |
|||||
На что тратятся деньги |
||||||||
24 |
Товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. |
1 |
1 |
|||||
25 |
Сбережения. Деньги в долг. Значение слова хобби. |
1 |
1 |
|||||
Деньги счёт любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал |
||||||||
26 |
Бюджет – план доходов и расходов семьи». |
1 |
1 |
|||||
27 |
Квест «Бюджет моей семьи». |
1 |
1 |
|||||
Как делать сбережения |
||||||||
28 |
Сбережения. Сбережения вложенные в банк или ценные бумаги. |
1 |
1 |
|||||
29 |
Практическая и игровая деятельность: квест «Заработаем и сбережём». |
1 |
1 |
|||||
«Дом невелик, да лежать не велит» |
||||||||
30 |
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии. |
1 |
1 |
|||||
31 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|||||
ВСЕГО |
34 |
9,5 |
24,5 |
Учебно-тематический план 4 год обучения(34 часа)
№ п\п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||||||
всего |
теория |
практика |
||||||
История монет |
||||||||
1 |
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. |
1 |
1 |
|||||
2 |
Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». |
1 |
1 |
|||||
3 |
Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку». |
1 |
1 |
|||||
Бумажные и безналичные деньги |
||||||||
4 |
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
5 |
Составление кроссворда «Монеты», «Наличные и безналичные деньги» в парах (в командах). |
1 |
1 |
|||||
Банк |
||||||||
6 |
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. |
1 |
1 |
|||||
7 |
Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. |
1 |
1 |
|||||
Семейные доходы |
||||||||
8 |
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). |
1 |
1 |
|||||
9 |
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. |
1 |
1 |
|||||
10 |
Исследования: «Лотерея – повезло?», «Что такое премия и как её заработать». |
1 |
1 |
|||||
Богатство и бедность |
||||||||
11 |
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. |
1 |
1 |
|||||
12 |
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
13 |
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. |
1 |
1 |
|||||
14 |
Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования». |
1 |
1 |
|||||
15 |
Мини проект «Как распорядиться богатством». |
1 |
1 |
|||||
16 |
Мини проект «Русские меценаты». |
1 |
1 |
|||||
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать |
||||||||
17 |
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. |
1 |
1 |
|||||
18 |
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. |
1 |
1 |
|||||
19 |
Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. |
1 |
1 |
|||||
20 |
Переменные расходы. Сезонные расходы. |
1 |
1 |
|||||
21 |
Практическая работа «Составление собственного плана расходов». |
1 |
1 |
|||||
Планирование бюджета семьи |
||||||||
22 |
Семейный бюджет. |
1 |
1 |
|||||
23 |
Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. |
1 |
1 |
|||||
Труд — основа жизни |
||||||||
24 |
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. |
1 |
1 |
|||||
25 |
Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. |
1 |
1 |
|||||
26 |
Труд человека. Продукт труда (нематериальный продукт труда). Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». |
1 |
1 |
|||||
27 |
Игра «Служба быта».Экскурсия в школьную столовую; |
1 |
1 |
|||||
28 |
Встреча с человеком интересной профессии; экскурсия в библиотеку. Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». |
1 |
1 |
|||||
29 |
Экскурсия в краеведческий музей. Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». |
1 |
1 |
|||||
30 |
Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». |
1 |
1 |
|||||
Как товары производят |
||||||||
31 |
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы. Прогулка в парк за природным материалом; изготовление изделий из природного материала для подарка. |
1 |
1 |
|||||
32 |
Важность труда людей разных профессий. Производители. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Подготовка проектов «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д. |
1 |
1 |
|||||
33 |
Фабрика, завод — места, где производят товары. Подготовка проектов «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д. |
1 |
1 |
|||||
34 |
Защита проектов «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д. |
1 |
1 |
|||||
ВСЕГО |
34 |
13 |
21 |
Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы денег, монет, пластиковых карт, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. При строгом соблюдении логики обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- игра, квест;
- выставка;
- ролевые игры;
- диспуты;
- поисковые мини-исследования;
- решение проблемных ситуаций;
- создание проектов;
- создание презентаций.
Структура теоретического занятия:
1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.
2. Изложение нового материала: лекция учителя или сообщения учеников.
3. Закрепление материала: беседа по вопросам.
4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Структура практического занятия:
1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.
2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и
рекомендации по осуществлению самоконтроля.
3. Самостоятельная практическая работа учащихся.Наставничество.
4.Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации,
уборка рабочих мест.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям в ходе реализации программы, подразделяются на:
словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные;
проблемные;
частично поисковые или эвристические;
исследовательские.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном
процессе образования;
- свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление
специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Способы отслеживания и фиксации результатов. Отслеживание результата - сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным, качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. В качестве промежуточного контроля используются викторины, мультимедиа игры в рамках итоговых занятий.
Формы и средства безотметочного контроля:
• наблюдение;
• защита творческих работ в различных формах.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1-Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2-Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книга для чтения Т.В. Смирновой «Дом в Обычном переулке» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004.
Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009.
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4 классов https://fmc.hse.ru/2-4forms
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
Финансовая грамотность: Методические материалы. 2–4 классы обще- образоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). — ISBN 0000000https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131587464/5.%20Для%20родителей%202-4%20кл..pdf
Ресурсы интернет
Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru
Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/
Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/58
Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php
«Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php
JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.jobfair.ru/articles/102
Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/
Сайт «Всё о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-Strahovaniay
Хохлова Нина Борисовна
Кияйкина Наталья Федоровна