Программа внеурочной образовательной деятельности «Азбука общения» (1–2 классы)

2
0
Материал опубликован 13 September 2016 в группе

МБОУ ДОД «Ужурский районный центр дополнительного образования детей»

Программа внеурочной образовательной деятельности «Азбука общения»

 

Педагог дополнительного образования детей

Блюм Ольга Сергеевна

г. Ужур

 

Пояснительная записка

Общение — одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание , которое невозможно без ориентировки на другого человека. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении.

Программа внеурочной образовательной деятельности «Азбука общения» составлена в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам начального общего образования в рамках вариативной части «Внеурочная образовательная деятельность» и относится к программам обще интеллектуальной направленности.

Образовательная программа рассчитана на учащихся 1 -2 классов. Актуальность программы. В данном возрасте (7-8 лет ) дети только начинают постигать новые для них отношения , расширяют контакты и постепенно привыкают к школьной среде. Именно на данном этапе обучения учащимся необходимо дать представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками, окружающими людьми, раскрыть их нравственную сущность.

Цель образовательной программы.

Формирование у детей младшего школьного возраста навыков самостоятель­ной деятельности , социальной ответственности , способности чувствовать , понимать себя и другого человека.

Основные задачи образовательной программы

Первый год обучения.

Обучающие :

1.Обучение детей быть в мире с самим собой и переносить эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

2. Формирование у детей умения и навыков практического владения средствами человеческого общения ( мимикой , жестами ), потребности употреблять в своей речи вежливые слова.

Развивающие :

1 .Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками , педагогами , родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности , направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитательные :

1.Воспитание культуры речи ,культуры поведения в общественных местах , уважения к личности.

2. Воспитание чувства сопереживания товарищам в их бедах , умения разделить с ними радость.

Второй год обучения.

Обучающие :

1.Обучение сознательному овладению детьми речевыми средствами общения. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

2. Обучение младших школьников самонаблюдению, самооценке , умению считаться с мнением других.

Развивающие :

1.Развитие умения учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами , правилами поведения , правилами этикета.

2. Развитие творческих способностей детей, активности, самостоятельности, организаторских способностей в процессе коммуникативной деятельности.

Воспитательные:

Воспитание у детей этических качеств (доброты, внимания друг к другу), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Основные методы обучения.

Наблюдения.

Рассматривание рисунков и фотографий.

Свободное и тематическое рисование.

Игры с правилами (сюжетно-ролевые, подвижные, словесные, музыкальные).

Этюды.

Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

Чтение художественных произведений.

Рассказ педагога и рассказы детей.

Сочинение историй.

Беседы.

Мини-конкурсы.

Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Экскурсии.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

К концуобучения младшие школьники могут овладеть:

знаниями:

  • средства человеческого общения (мимика, жесты), облегчающие установле­ние контактов в общении;
  • вежливые слова;
  • основные правила поведения в общественных местах;
  • средства речевого общения;
  • правила этикета;

умениями:

  • пользоваться средствами человеческого общения;
  • употреблять в своей речи вежливые слов;
  • проявлять положительные качества характера в общении с окружающими людьми;
  • вести себя в соответствии с нравственными нормами;
  • управлять и контролировать своё поведение и поступки;
  • осмысливать и давать объективную оценку человеческих поступков и отношений.

УУД (первый год обучения):

  • организовать себе рабочее место под руководством педагога;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправлять свою работу, если она расходится с эталоном, образцом;
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
  • выполнять простейшие инструкции;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством учителя);
  • понимать информацию, предоставленную в виде текста, рисунков, схем;
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
  • группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

УУД (второй год обучения):

  • самостоятельно организовать себе рабочее место;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправлять свою работу, если она расходится с эталоном, образцом;
  • самостоятельно определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
  • выполнять простейшие инструкции;
  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы;
  • понимать информацию, предоставленную в виде текста, рисунков, схем;
  • самостоятельно сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
  • самостоятельно группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

Форма проверки результатов освоения программы .

Первый год обучения.

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков. (Не ошибись пожалуйста. День рождения .)

Мини-конкурсы по определению эмоционального состояния человека.

Обсуждение прочитанных произведений (рассказы, сказки,басни ).

Конкурсы рисунков.(Моя семья.День рождения.)

Конкурс вежливых ребят.

Подвижные игры.

Творческие игры.

Праздник « Давайте жить дружно».

Второй год обучения.

1. Инсценирование сказки В. Сухомлинского «Жук на ниточке».

2. Конкурс рисунка «Мы за здоровый образ жизни».

3. Конкурсная программа «Будьте вежливы».

4. Игра-путешествие в город «Вежливости».

5. Рыцарский турнир. (Конкурсная программа.)

6. Теоретики и практики. Решение задач по устранению ошибок в поведении.

7. Обыгрывание житейских ситуаций. Блицтурнир.

8. Праздники «Волшебное слово на выручку готово», «Да здравствует вежли­вость и доброта».

Количество учебных часов. На реализацию образовательной программы отводится 288 часов:

Режим занятий - 4ч. в неделю.

Учебно-тематический план

Первый год обучения.

п /п

Название раздела, темы.

Кол-во часов всего

Теория

Практика

 

Раздел 1. Язык общения.

30

10

20

1.1

Введение в образовательную

2

2

-

 

программу.

     

1.2

Восприятие мира.

4

2

2

1.3

Мудрость природы.

8

2

6

1.4

Язык жестов и движений.

8

2

6

1.5

Как я понимаю то, что помню.

8

2

6

 

Раздел 2. Тайна моего «Я».

26

6

20

2.1

Кто такой «Я».

8

2

6

2.2

Я - волшебник.

10

2

8

2.3

Мир моих фантазий.

8

2

6

 

Раздел 3. Как мы видим друг

40

11

29

 

друга.

     

3.1

Разговор взглядов.

5

1

4

3.2

Дружба. Мой лучший друг.

8

1

7

3.3

Мой день рождения.

6

2

4

3.4

Волшебники добра.

6

2

4

3.5

Зависть.

6

2

4

3.6

Поговорим о вежливости.

6

2

4

3.7

О лени и лентяях.

3

1

2

 

Раздел 4. Этот странный взрослый мир.

36

9

27

4.1

       

4.2

Урок мудрости.

6

2

4

4.3

Семья.

6

2

4

4.4

В магазине.

6

1

5

4.5

Поведение на уроке и перемене.

6

1

5

4.6

Правила поведения в столовой.

6

1

5

4.7

На улице.

6

0,5

5,5

4.8

Манеры поведения.

6

0,5

5,5

 

Подведение итогов первого года

6

1

5

 

реализации образовательной

     
 

программы.

     
 

Итого:

144

36

108

Содержание образовательной программы.

Первый год обучения.

Раздел 1. Язык общения.

Введение в образовательную программу .

Теория. Знакомство с образовательной программой.

Восприятие мира.

Теория. Наши органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем и познаём окружающий мир .(Глаза , уши , нос , кожа,язык)

Практика. Разгадывание кроссворда «Органы чувств».Игра-эксперимент «Так ли это?»(С завязанными глазами дети называют предметы , которые им даны.) Подвижная игра «Кто подходил?».

Мудрость природы.

Теория. Что нас окружает? Общение с животными и растениями.

Практика. Подвижные игры « День и ночь» , «Совушка». Экскурсия в лес «Краски осени». Викторина «Знаешь ли ты деревья». Заочное путешествие в зоопарк «Что я знаю о животных». Рисование на тему « Моё любимое растение (животное)». Разгадывание и заучивание загадок о растениях и животных

Язык жестов и движений.

Теория. Язык, мимика и жесты . Знакомство с понятиями «язык жестов» , «мимика». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей .

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Актёр». Чтение и анализ легенды «Язык - друг и враг». Инсценировка сказки «Крошка Енот и тот , кто сидит в пруду» (Л.Мурр). Игра «Я желаю тебе...» (показать при помощи мимики и изобразить графически то , что предлагается детям , например , грустный человек , удивлённый...). Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови , опустить , нахмурить брови , улыбнуться , наморщить нос ). Мини- конкурсы по определению и передаче эмоционального состояния человека при помощи жестов и мимики. Этюды на развитие умения выражать чувства страха, удивления, радости.

Как я понимаю то, что помню.

Теория. Немного о нашей памяти.

Практика. Логическая игра «Верю - не верю». (Найти ошибки в утверждениях и объяснить, почему это может быть или не быть.) Творческие игры : «Дорисуй картинку» , «Небылицы или правда» , «На что это похоже». Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей . Правила тренировки памяти .

Раздел 2. Тайна моего «Я».

Кто такой «Я».

Теория. Мой автопортрет . Умение видеть и понимать себя .

Практика. Игры -драматизации «Отражение в озере» , Свет мой зеркальце , скажи» , «Давайте познакомимся». Этюды , игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка жестов , движений и эмоций.

Я - волшебник .

Теория. Мои чувства и желания . Главное волшебство - это доброта.

Практика. Игровая ситуация «Сказки творят добро». Ситуация для обсуждения «Что легче - ссориться или мириться?». Чтение и обсуждение книг из жизни детей. Осмысление человеческих поступков и отношений . (В.Осеева «Синие листья» , Н.Носов «Огурцы» , Е.Ильина «Старый букварь и новая книжка».)

Мир моих фантазий .

Теория. Кого мы называем фантазёром? Можешь ли ты себя назвать фантазёром?

Практика. Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова « Фантазёры». Рисование на тему «Мои фантазии».

Раздел 3. Как мы видим друг друга .

Разговор взглядов .

Теория. Умение общаться . Правила ведения беседы.

Практика . Игровые ситуации «Чистое общение» , «Почему ты так поступил ?». Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок - невежа». Сюжетно - ролевая игра «Планета друзей».

Дружба

Теория. Знакомство с понятием «дружба» . Мой лучший друг.Законы дружбы .

Практика. Игровая ситуация «Вежливый слон». Чтение и анализ отрывков из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Конкурсная программа «Дружба начинается с улыбки»(Найди себе пару. Туфелька Золушки ...). Творческая игра «Кто интереснее». Рисование на тему «Выставка портретов друзей». Праздник «Давайте жить дружно!».

Мой день рождения.

Теория. Как принимать гостей, подарки, веселиться вместе.

Практика. Сюжетно-ролевые игры «Приём гостей», «День рождения». Рисование сюжетов « Мой день рождения».

Волшебники добра.

Теория. Обсуждение понятия «доброта». Где и как вы проявляете свою доброту?

Практика. Чтение и анализ рассказа К.Ушинского «Сила - не право». Разучивание песен «Если добрый ты», «Дарите радость людям». Творческая игра «Письмо маме...» (Вы- волшебники добра.Составьте письмо своему близкому человеку.)

Инсценировка рассказа В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

Зависть.

Теория. Знакомство с понятием «зависть».

Практика. Анализ русских народных пословиц и поговорок об этом человеческом чувстве .Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Белка и волк».

Поговорим о вежливости.

Теория. Что такое «вежливость»? Слова приветствия.

Практика. Анализ ситуаций .(Подумайте , как бы вы поступили в данныхситуациях.) Просмотр сказки «Вежливый кролик».

О лени и лентяях

Теория.Что мы вкладываем в понятие лень .

Практика. Путешествие в Лентяйдию. Рисование на тему «Лень и лентяи». Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри».

Раздел 4. Этот странный взрослый мир .

Урок мудрости .

Теория. На чём основано взаимопонимание. Уважение к старшим. История моей семьи.

Практика. Загляните в мамины глаза.( Краткие советы , как сделать маме приятное .)Игры- ситуации «Счастье - это когда тебя понимают» . Сюжетно-ролевая игра «Вечер в моей семье». Конкурс рисунков «Моя семья».

Семья.

Теория. Взаимоотношения с родными .

Практика. Сюжетно-ролевые игры «Хозяюшка» , «Чаепитие». Этюды «Дружная семья», «Заговор».

Рисование на тему «Дружная семья». Изготовление подарков своим близким. Разучивание песен и стихов о папе, бабушке. Час сердечного общения . (Чаепитие. Общение с родными и близкими людьми.)

В магазине.

Теория.Поведение в общественных местах.

Практика. Сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Интервью».

Поведение на уроке и перемене .

Теория. Круг обязанностей младшего школьника. Правила поведения во время урока и перемены.

Практика. Чтение стихов С.Маршака « Что случилось нынче в школе», Правила поведения в школе». Фотовыставка «Наш класс на перемене».

Правила поведения в столовой.

Теория. Правила хорошего тона за столом .

Практика. Игра « Мозговой штурм». Чтение и анализ поведения героев сказки А.Милна «Вини Пух и все-все-все». Чтение книжки Г.Остера «Вредные советы».

На улице.

Теория. Поведение и общение в транспорте.

Практика. «На автобусной остановке», «В автобусе».

Манеры поведения

Теория. Беседа-диалог о манерах поведения.

Практика. Показать красивую походку, жесты, которыми пользуются дети при общении , как правильно сидеть .

Подведение итогов первого полугодия реализации образовательной программы

Теория. Повторение теоретического материала изученного в течение года.

Практика. Праздник « Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть».

Методическое обеспечение образовательной программы

Первый год обучения

п/п

Название раздела

Форма проведения занятия

Методы, приёмы , средства обучения

Форма подведения итогов

1.

Язык общения.

Занятия. Разгадывание кроссворда. Экскурсия. Заочное путешест­вие.

Сюжетно-ролевые игры.

Словесные. Наглядные . Наблюдения . Чтение и анализ художественных произведений .

Викторины. Мини-конкурсы . Творческие игры .

2.

Тайна моего «Я».

Занятия. Игры-драматиза­ции.

Сюжетно-ролевые игры.

Словесные . Наглядные . Репродуктивные . Чтение и анализ художественных произведений .

Ситуации для обсуждения.

Конкурс рисунков.

3.

Как мы видим друг друга .

Занятия. Инсценировка рассказа. Просмотр сказки.

Словесные . Наглядные . Наблюдения . Чтение и обсуждение художественных произведений .

Игровые ситуации . Конкурсы . Праздник . Игра-путешествие .

4.

Этот странный взрослый мир.

Занятия. Тематическое рисование. Сюжетно-ролевые игры .

Словесные. Наблюдения. Игры - ситуации . Чтение и анализ художественных произведений .

Конкурсы. Фотовыставка. Праздник.

Учебно-тематический план

Второй год обучения

п /п

Название раздела, темы.

Кол-во часов всего

Теория

Практика

 

Раздел 1. Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений).

45

12,5

32,5

1.1

Мой любимый герой.

6

2

4

         

1.2

Добро и зло.

6

2

4

1.3

Добрые дела.

4

0,5

3,5

1.4

Жадность и жадины.

4

1

3

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

1.11

Ты и твои друзья.

Честен тот, кто работает на совесть.

Сопереживание товарищам в радости и в горе.

Правда и ложь.

Что такое хорошо и что такое плохо.

О заботливом отношении к людям.

Будь нетерпим к грубости, не будь равнодушным.

4

4

4

4

3

4

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

2

3

2

2

 

Раздел 2. Умение владеть собой.

18

3

15

2.1

Правила обязательные для всех.

6

1

5

2.2

Хозяин своего «Я»

6

1

5

2.3

Не хочу быть плохим.

6

1

5

 

Раздел 3. Культура общения.

48

9

39

         

3.1

Волшебные слова.

6

1

5

3.2

Учимся вежливо говорить.

4

1

3

3.3

Вежливый отказ.

4

1

3

3.4

Телефон.

6

1

5

3.5

Вы идете в гости.

4

1

3

3.6

Правила приличия в житейских ситуациях.

6

1

5

2

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

Игра – путешествие в город «Вежливости».

Правила общения с окружающими.

Волшебное слово на выручку готово.

Волшебный день.

Будьте вежливы.

За столом.

Да здравствует вежливость и доброта.

2

4

1

3

2

2

4

0,5

1

0,5

1

2

3,5

1

2

2

1,5

3

 

Раздел 4. Мальчик и девочка

21

3

18

4.1

Знакомство

3

0,5

2,5

4.2

Внешность.

5

0,5

2,5

4.3

Как вести себя.

5

0,5

2,5

4.4

Изумрудный город.

4

 

2

4.5

В гостях у ребят Мойдодыр.

2

 

2

4.6

Как учиться «вежеству»

6

1

5

4.7

Подведение итогов второго года обучения

4

0,5

3,5

 

Итого:

144

27,5

116,5

Содержание образовательной программы

Второй год обучения.

Раздел 1. Фантазия характеров ( оценка человеческих поступков и отношений ).

1. Мой любимый герой.

Теория. Мой любимый герой -пример для подражания. Кто он?

Практика.Инсценирование сказки В.Сухомлинского «Жук на ниточке».Чтение произведений о любимых героях (по выбору детей).

2. Добро и зло.

Теория ч. Добро и зло . Какие это черты характера ?

Практика. Чтение и анализ рассказа В.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» . Разучивание стихов и песен о доброте .

3. Добрые дела.

Теория. Какие дела мы можем назвать добрыми?

Практика. Чтение и иллюстрирование рассказа В.Осеевой «Плохо».

Анализ ситуации (Привести примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах. Какую оценку вы можете дать себе?)

Чтение и анализ произведений Л.Толстого «Как Маша стала большой», «Рассказ из новой азбуки» .

4. Жадность и жадины

Теория. Жадность - отрицательная черта характера человека.

Практика. Чтение и анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка». Стихотворение-загадка «Жадина» (Я.Аким). Конкурс рисунков «Жадность».(Дети рисуют , какой они представляют себе «жадность».) Анализ русских народных пословиц и поговорок о жадности .

5. Ты и твои друзья

Теория. Знакомство с понятием «хороший друг» .

Практика. Чтение и анализ рассказа В.Осеевой «Три товарища» . Чтение и анализ сказки «Лисица и журавль». Конкурс рисунка «Портрет друга».

6. Честен тот, кто работает на совесть

Теория. Что значит «быть честным человеком»? Нечестный поступок .

Практика. Обсуждение прочитанного рассказа «Поступок Гены». Подвижные игры . Работа над пословицами о честности , долге .

7. Сопереживание товарищам в радости и горе

Теория. Как стать хорошим товарищем .

Практика. Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи». Вырабатываем «Законы дружбы» .(Конкурс).Работа над пословицами о дружбе .

8. Правда и ложь

Теория. Знакомство с понятиями «правда», «ложь».

Практика. Чтение и анализ басни «Лгун» и рассказа «Правда, всего дороже» (Л.Толстой). Тематическое рисование . Работа над пословицами и поговорками о правде и лжи .

9. Что такое хорошо и что такое плохо

Теория. Как мы понимаем слова «хорошо», «плохо».(В каких случаях мы их употребляем .)

Практика. Анализ ситуаций . Инсценировка рассказа В.Осеевой «Плохо». Рисование на тему « Что такое хорошо и что такое плохо»(Как с помощью красок можно передать противоположность данных слов.)

10. О заботливом отношении к людям .

Теория. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе , отзывчивости.

Практика. Обсуждение проблемных задач по данной теме. (Дети приводят примеры конкретных и ярких проявлений заботы об окружающих людях.)

11. Будь нетерпимым к грубости , не будь равнодушным .

Теория. Недопустимость сокрытия ошибок в поведении своём и товарищей .

Практика. Чтение отрывка из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Обсуждение ситуации , изложенной в отрывке . Назвать 2-3 похожие жизненные ситуации .

Раздел 2. Умение владеть собой.

1. Правила обязательные для всех .

Теория. Этические нормы поведения в обществе. Знакомство с законами «не» .

Практика. Подвижные игры с правилами. Планирование и подведение итогов дня. Ситуации для обсуждения поведения детей в общественных местах (в школе , библиотеке , во дворе , в столовой).

2. Хозяин своего «Я»

Теория Умение управлять и контролировать своё поведение и поступки.

Практика Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Чего нельзя , того нельзя» . Подвижные игры с правилами . Сочинения - фантазии «Кем и чем я могу быть».

3. Не хочу быть плохим

Теория Знакомство с понятием «вредные привычки» . Преодоление дурных привычек и поступков .

Практика. Чтение и анализ рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка». Разучивание физкультпауз. Конкурс рисунка « Мы за здоровый образ жизни». Составление «Режима дня школьника» .

Раздел 3. Культура общения

1. Волшебные слова

Теория Слова приветствия , благодарности .

Практика Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово». Работа над пословицами о волшебных словах. Чтение стихов « Невежливая вежливость»(О.Дриз), «Добрые слова»(Н.Юсупов). Разыгрывание сценок по стихотворению С.Маршака «Ежели вы вежливы».

2. Учимся вежливо говорить

Теория. Умение начать , поддержать , вести разговор .

Практика Разыгрывание ситуаций , в которых проявляется умение вежливо говорить . Формулирование правил речевого поведения .(Как пра­вильно себя вести при общении слушающему , а как говорящему .) Конкурс вежливых ребят.

3. Вежливый отказ

Теория. Вежливые слова , которые вы употребляете , когда обращаетесь к кому-либо с просьбой . Знакомство с речевыми ответами : вежливыми отказами .

Практика. Закрепление практического материала , изученного ранее. Разыгрывание ситуаций : - мама просит сходить в магазин , а друзья пригла­шают тебя играть в футбол; - друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера , но это вещи папы ;

Ваши действия и возможные слова в данных ситуациях?

4. Телефон

Теория. Телефон на службе у человека . Правила общения по телефону .

Практика Сюжетно-ролевые игры : «Зазвонил телефон», «Интервью», «Звуковое письмо». Инсценировка стихотворения К.Чуковского «Телефон».

Анализ ситуаций . (Общение по телефону .)Чтение и анализ рассказа Н.Носо­ва «Телефон» .

5. Вы идёте в гости

Теория. Правила этикета : как вести себя в гостях.

Практика Игры-драматизации сказок «Кошкин дом»(С.Маршак) «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка ).

6. Правила приличия в житейских ситуациях

Теория Нормы нравственного этикета .

Практика Обыгрывание житейских ситуаций . Блицтурнир . Подвижные игры с правилами.

Игра-путешествие в город «Вежливости».

Занятие-практикум.

7. Общение с окружающими

Теория Правила общения с окружающими.

Практика Формулирование правил общения с окружающими .Советы Мудрой Совы . Составление добрых посланий .

Волшебное слово на выручку готовойЗанятие -практикум .

8. Волшебный день .

Теория. Как сделать утро волшебным .

Практика Чтение стихотворений Т. Брыскиной «Бабушкины нравоуче­ния» и О.Дриза «Как сделать утро волшебным». Обсуждение прочитанного. Сочинение на тему «Как я провёл день .Можно ли назвать его волшебным».

9. Будьте вежливы

Занятие-практикум. Конкурсная программа .

10. За столом

Теория. Правила хорошего тона.

Практика. Разыгрывание ситуации «В столовой».

11. Да здравствует вежливость и доброта

Занятие-практикум. Праздник.

Раздел 4. Мальчик и девочка .

1. Знакомство.

Теория. Правила этикета : знакомство.

Практика. Разыгрывание сценки «Давайте познакомимся» . Подвижные игры с правилами . Проигрывание речевых ситуаций .

2. Внешность

Теория. Внешний облик мальчика и девочки .

Практика. Чтение рассказов , стихов о мальчиках и девочках .

3. Как вести себя .

Теория Правила хорошего тона в различных ситуациях .

Практика. Конкурс «Теоретики и практики» .(Решение задач , в которых надо устранить ошибки в поведении.)Игра «Знаем ли мы друг друга».(Вопросы девочкам , вопросы мальчикам .) Чтение и анализ сказки В.Берестова «Аист и соловей» .

4. Изумрудный город

Занятие-практикум .Игровая программа .

5. В гостях у ребят Мойдодыр

Занятие-практикум . Игра-беседа «Разговор о чистоте и аккуратности» .

6. Как учиться «вежеству» .

Теория. О самонаблюдении . Самооценка . О мнении других людей .

Практика. Обсуждение ситуаций поведения людей в обществе.

7. Подведение итогов второго года обучения

Теория. Повторение теоретического материала, изученного в течение года.

Практика. Рыцарский турнир. Подвижные игры с правилами .


 

Методическое обеспечение образовательной программы .

Второй год обучения

Название раздела

Форма

Методы,

Форма

п/п

 

проведения

приёмы,средства

подведения

   

занятия

обучения

итогов

1.

Фантазия

Занятия.

Словесные .

Конкурс

 

характеров.

Инсценирование.

Наглядные .

рисунков.

   

Тематическое

Наблюдения .

Работа над

   

рисование .

Игра.

пословицами.

     

Чтение и анализ

 
     

художественных

 
     

произведений .

 

2.

Умение владеть

Занятия .

Словесные .

Конкурс

 

собой.

Разыгрывание

Игра.

рисунков.

   

ситуаций по теме.

Чтение и

Сочинения-

     

обсуждение

фантазии.

     

художественных

 
     

произведений.

 

3.

Культура

Занятия.

Словесные.

Конкурс веж­-

 

общения.

Сюжетно-

Наблюдения.

ливых ребят .

   

ролевые игры.

Игра.

Игра-путешествие­-

   

Игры-

 

в город

   

драматизации.

 

«Вежливости».

       

Праздник «Вол­-

       

шебное слово

       

на выручку го-­

       

тово».

4.

Мальчик и

Занятия.

Словесные.

Рыцарский

 

девочка.

Проигрывание

Наблюдения.

турнир.

   

речевых ситуаций

Игра.

 

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

Интернет ресурсы.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

Детские книги разных типов из круга детского чтения: К.И. Чуковский. Телефон. Муха-Цокатуха, А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, Г. Остер. Нарушение правил приличия, вежливости, этикета и др., Русские народные сказки, Волина. праздник числа, русские народные загадки, литературные загадки,Л.Васильева-Гангнус. Азбука вежливости, С. Я.Маршак. Ежели вы вежливы.

Портреты поэтов и писателей.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

  • современная мультимедийная энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2008
  • Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. 1 класс, 2009

Оборудование класса:

Ученические столы одноместные с комплектом стульев, стол ученический с тумбой, шкафы для хранения, пособий, дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 

Список литературы

1. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы”

2. Журнал “Начальная школа”

3. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева

4. “Классный час играючи”. В.А.Герасимова

5. “Школьные праздники”. Н.В.Сухарева

6. “Праздники в детских садах и начальной школе”. О.В.Калашникова

7. “Рождественские праздники в школе”. М.М.Малахова

8. “30 детских утренников для начальной школы”. М.М.Давыдова

9. “День защитников Отечества”. Е.И.Ромашкова

10. “Праздники круглый год”. О.В.Калашникова

11. “Сценарии школьных праздников”. “Школа радости”

12. “Сценарии, капустники, развлечения”. Н.Г.Кувашова

13. “Сценарии игр и юмористические сюжеты”. Ю.В.Доброхотова

14. “Настольная книга учителя начальных классов”. “Школа радости”

15. «Воспитание толерантности» Е.И.Николаева

Комментарии
Комментариев пока нет.