Программа внеурочной деятельности по физической культуре (1–4 класс)
Пояснительная записка
Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
Обучение технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
обучающие
Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;
воспитательные
содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
развивающие
способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости
развивать координационные способности и силу воли.
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать:
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Уметь:
Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности:
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного масштабов.
Содержание обучения.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы физического воспитания учащихся (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение». М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.
Формы организации работы с детьми
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в матчевых встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип систематичности и последовательности
Принцип сознательности и активности
Средства обучения
Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия)
Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.
Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования
Практический метод
Игровой метод
Соревновательный метод
Материально-техническое обеспечение занятий
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
Щиты тренировочные с кольцами -6шт.
2. Мячи баскетбольные - 20 шт.
3. Насос ручной со штуцером - 2 шт;
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Дата |
1 1 |
Скоростно-силовые упражнения |
4.09 |
22 2 |
Бег на выносливость, прыжковые упражнения |
11.09 |
3 3 |
Развитие координационных способностей, прыжковые упражнения |
18.09 |
4 4-5 |
Ведение мяча. Передачи мяча. |
25.09 2.10 |
5 6 |
Ведение мяча с изменением направления. Броски мяча по кольцу со средней дистанции. |
9.10 |
6 7-8 |
Штрафной бросок. Заслоны |
16.10 23.10 |
9 |
Заслоны. Финты. Быстрый прорыв. |
13.11 |
8 10 |
Зонная защита. |
20.11 |
9 11-12 |
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. |
27.11 4.12 |
13-14 |
Держание мяча(в зависимости от ситуации). Уход с места(скрестный). |
11.12 18.12 |
15 |
Остановка в один контакт, в два контакта. Пивотирование на месте(с мячом, без мяча). |
25.12 |
16 |
Дриблинг(на месте, движении).Обводящие передачи(в пол, по воздуху). |
15.01 |
17-18 |
Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Выход для получения мяча. |
22.01 29.01 |
19 |
Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Бросок в проходе после остановки в один контакт+скрестное подшагивание. |
5.02 |
20 |
Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Постановка спины игроку с мячом. |
12.02 |
21-22 |
Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход».Подбор в защите. |
19.02 26.02 |
23 |
Совершенствование всех видов бросков.Проход-скидка. |
5.03 |
24-25 |
Бросок в проходе снизу.Бросок с отклонением.Противодействия броску. |
12.03 19.03 |
26 |
Групповые взаимодействия в защите.Противодействия заслону. |
9.04 |
27 |
Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.Серийные заслоны. |
16.04 |
28 |
Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.Освобождение от заслона. |
23.04 |
29 |
Подбор в защите.Перехват передачи. |
30.04 |
30 |
Отбор мяча у игрока,остановившего ведение.Ротация в защите трех игроков.Раннее нападение. |
7.05 |
31 |
Перемещение в защите с игроком с мячом(работа рук и ног в зависимости удаленности от кольца),различные способы перемещения,защитный шаг,рывок. |
14.05 |
32 |
Развитие скоростных способностей.Координация движений. |
21.05 |
|