Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - краеведы»

6
3
Материал опубликован 26 September 2020 в группе

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы - краеведы»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы – краеведы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.), краеведческих материалов. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.

Направленность объединения.

Основная направленность программы «Мы - краеведы» – гражданско-патриотическая. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины, в том числе малой Родины

Актуальность.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения, учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

Тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном - не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Программа ««Мы – краеведы»» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы. Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, историческое, литературное и географическое краеведение).

Цель программы:

создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи программы:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать представление об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой Родине;

формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности служить Отечеству;

воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;

создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;

развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Сроки реализации программы:

Данная образовательная программа рассчитана на 1 год.

Формы и режимы занятий:

Для реализации программы внеурочной деятельности «Мы – краеведы» используются следующие формы работы:

коллективная;

групповая;

индивидуальная.

Теоретические:

беседы;

сообщения;

встречи с интересными людьми;

экскурсии;

просмотр видео фильмов и электронных презентаций.

Практические:

проекты;

сочинения;

составление презентаций;

викторины;

участие в школьных мероприятиях.

Занятия будут проходить по 1 часу 1 раз в неделю, всего 34 часов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);

Коммуникативные УУД:

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

В результате реализации программы ожидается:

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

Методическое обеспечение программы.

Среди методов, в основе которых лежит способ организации занятия, будут использованы словесные методы обучения (устное изложение, беседа), наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение), практические методы обучения. Среди методов, в основе которых лежит уровень деятельности детей, будут использованы объяснительно-иллюстративные методы обучения, репродуктивные методы обучения и частично-поисковые методы обучения. Будут использованы следующие формы проведения занятий: теоретическое занятие, занятие-игра, экскурсия, конкурс, акция и другие.

Материальное обеспечение программы

- плакаты, иллюстрации, книги, историко-географический атлас;

- проектор, экран.

Содержание программы

1. Введение.

С чего начинается Родина. Что такое свой край, своя местность, ближайшая (малая) родина. Границы края, их условность, подвижность: родной дом - школа с ближайшими окраинами - села, город - район - область. Родной край часть России, часть мира.

2. История поселка Лежнево и Лежневского района Ивановской области.

История развития Лежнева и Лежневского района.

Символ Лежнева – колокольня Троицко-Знаменской церкви. Герб Лежневского района. Памятник А.С. Пушкину.

Храмы Лежнева. Троицко-Знаменская церковь. Казанская церковь. Христорождественская церковь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Торговля. Промыслы. Прядильно-ткацкая фабрика купцов Кокушкиных. Земское училище и земская больница.

Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Герои Советского союза Лежневского района.

Пешая экскурсия по поселку Лежнево. Осмотр достопримечательностей Лежнева. Экскурсия в музей библиотеки Лежневского городского поселения.

Экскурсия в музей МБОУ Лежневская СШ №10.

Села Лежневского района Ивановской области, их топонимика.

3. Село Шилыково в прошлом, настоящем и будущем.

История возникновения моей деревни (села). Источники знаний о прошлом деревни (села). Первые упоминания о нашей деревне (селе).

История памятника воинам Великой Отечественной войны. Книга памяти села Шилыково. Практическая работа «Фронтовики-шилыковцы».

История Ивановской птицефабрики. Экскурсия на предприятие. История керамического завода. Осмотр заводских помещений.

Родная школа, её история и традиции. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Традиции школы. Современная жизнь школы. Творческая работа «Мой любимый учитель» (мини сочинение).

Географическое положение села. Практическая работа. Площадь территории села, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Составление плана-схемы села.

Растительный и животный мир. Экскурсия на природу. Практическая работа «Зарисовка и описание отдельных видов растений и животных. Использование населением даров леса».

Численность, национальный, этнический состав населения. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями. Народные праздники, фольклор, особенности жилья. Трудовые навыки. Знатные люди села, семейные династии. Встреча с выдающимися жителями села. Культурная жизнь села. Экономическая ситуация. Проблемы села. Будущее села. Творческая работа «Мое село в будущем».

3. Село Златоуст.

История села Златоуст и окрестностей. Церковь Иоанна Златоустого. Дворянская усадьба «Романово», ныне подворьем Свято-Введенского женского монастыря. Дмитрий Блудов. Памятник воинам, погибшим в ходе Великой Отечественной войны. Виктор Соловьев. Сергиева Пустынь.

Экскурсия по селу Златоуст и его окрестностям.

4. Село Чернцы.

История села Чернцы-Воротынских. Церковь Святой Живоначальной Троицы. Народное начальное училище 1861 г. Усадьба и старый парк. Ткацкая фабрика Пряхиных и Рысина. Лагерь военнопленных и кладбище.

Экскурсия по селу Чернцы и в музей МБОУ Чернцкая СШ.

5. Село Воскресенское.

Административная история. Летопись сельской школы. Воскресенская церковь. Никольская церковь. Загадка Воскресенской колокольни. Горностаевский дом. Память войны.

Экскурсия по селу Воскресенское.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Всего часов

1.

Введение

1

2.

История поселка Лежнево и Лежневского района Ивановской области.

11

3.

Село Шилыково в прошлом, настоящем и будущем.

15

4.

Село Златоуст.

2

5.

Село Чернцы.

2

6.

Село Воскресенское.

2

7

Итоговое повторение

1

Итого


34


Список литературы

Баделин В. «Земля Иванов»: историко-литературные очерки. Иваново: МИК, 2001.

Балдин К.Е., Ильин Ю.А.» Ивановский край в истории Отечества». Изд. второе, доп. Иваново, 1998.

Бачев И.И. Моя малая Родина. Очерки истории Лежневского района Ивановской области. Иваново, 2001.

Бачев И.И. «По селам Лежневским». Историко-краеведческие очерки. Иваново,2002.

«Богатыри годины давней…». Иваново: «Новая Ивановская газета», 2005.

Востриков С.» Наш любимый край». – Ярославль, 1990.

«Дорогами войны», Сборник воспоминаний ивановцев-участников фронта и тыла Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Иваново: Талка, 2001.

«Древнейшая история Ивановского края», Материалы в помощь учителям истории. /Сост. П.Н. Травкин. Иваново, 1987.

Книга памяти. Шилыково, 2012.

«Краеведение в школе», Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

«На земле Ивановской. Прошлое и настоящее Ивановской области». Автор и составитель И. Антонов. – Иваново: Издательство «Новая Ивановская газета», 2005.

Шилов М.П. «Ивановское краеведение». Иваново: Талка, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественный уникальный материал!!!

27 September 2020

Благодарю за интересную работу!

27 September 2020

Спасибо большое, коллеги!

30 September 2020