Программа внеурочной деятельности «Мы – юные челябинцы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ-ЮНЫЕ ЧЕЛЯБИНЦЫ»
Составитель: Кемм О.А.,
учитель географии
МАОУ «ОЦ №5 г. Челябинска»
Пояснительная записка
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных задач духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни его родного края». Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к познанию малой родины, к её историческому прошлому и к современной жизни, ибо оторванность ребёнка от практического знакомства с окружающим его миром не даст полноценных знаний об Отечестве в целом.
Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Мы – юные челябинцы» предоставляет обучающимся возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с природными особенностями и городами Челябинской области, пробудить у школьников чувство национального самосознания, воспитывать уважение и терпимость к быту и обычаем людей других национальностей, проживающих в нашей области и городе. В организации внеурочной деятельности в основной школе соблюдается принцип преемственности, так как программа является продолжением курса начальной школы, где основной акцент ставился на изучение города Челябинска.
Программа предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчёт. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Практические, частично – поисковые, исследовательские методы и приёмы организации внеурочной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, Интернета, печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, памятники природы и истории, желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи: ознакомление с особенностями природы Южного Урала; формирование представлений о городах горнозаводской зоны Челябинской области; развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование познавательной деятельности; адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации. Занятия по программе внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, игровых программ, бесед, заочных путешествий, участия в проектной деятельности, фотоконкурсов. Программа реализуется классным руководителем в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение туристических фирм. При изучении темы «Природа Южного Урала» занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. При изучении тем «Природные достопримечательности», «Пояс черный, белый, золотой», «Город крылатого коня. Златоуст», «Демидовское наследие. Кыштым», «Музей под открытым небом. Касли» организуются загородные экскурсии, рассчитанные на 9 часов, теоретические и практические занятия. На занятиях присутствует весь класс.
Программа курса внеурочной деятельности «Мы – юные челябинцы» предназначена для обучающихся 5-6 классов с детьми в возрасте от 12 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:5 класс —35 часов в год, 6 класс - 35 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Мы – юные челябинцы»
Личностные результаты: осознание себя членом общества, жителем своего края, сформированное чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, формирование нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром; установка на безопасный здоровый образ жизни; способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности; способность осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач; осознание и выполнение правил и норм поведения в природе. Метапредметные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к координации различных позиций; освоение способов решения творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска в книгах, в справочниках и сети Интернета, сбор, обработка, анализ информации о Челябинской области; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих во время внеурочной деятельности; Предметные результаты: Знать: особенности природы своего края; особенности городов Южного Урала; основные краеведческие термины и понятия; природные достопримечательности области. Уметь: рассказывать об особенностях рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира своего края; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей; описывать традиции народов Урала; работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию; работать с творческими и исследовательскими проектами и защищать их.
3. Содержание программы
Программа состоит из 6 разделов: Природа Южного Урала Природные достопримечательности «Пояс черный, белый, золотой» «Город крылатого коня». Златоуст «Демидовское наследие». Кыштым «Город чугунных кружев». Касли
Раздел 1. Природа Южного Урала Теоретическая часть – 6 ч, практическая –4 ч. Наша область на карте. «Биография» Уральских гор. Рельеф Южного Урала: три ступени высоты. Сикияз - Тамакский пещерный град. Пещеры. «Уральские Минводы» - гидрологические памятники природы. Растения и животные Южного Урала. Практическое занятие: Викторина «Загадки деда - краеведа». Создание книги «Рекорды природы Урала» Раздел 2. Природные достопримечательности Теоретическая часть – 2 ч, практическая –10 ч. Особо охраняемые территории. Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина с филиалом «Аркаим». Восточно-Уральский заповедник. Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Памятники природы. Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Миасс. Посещение Ильменского минералогического заповедника. Создание коллекции минералов и изделий из них. Фотоотчет. Раздел 3. «Пояс черный, белый, золотой» Теоретическая часть - 1 ч, практическая – 10ч . Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование. Царство мрамора. Кочегарка Южного Урала. Золотой Пласт. Практическое занятие: игра «В гостях у хозяйки медной горы». Загородная экскурсия «Коелгинский мраморный карьер. Коркинский угольный разрез». Фоторепортаж. Раздел 4. «Город крылатого коня». Златоуст Теоретическая часть – 1ч, практическая –10ч. Иоанн Златоуст и Иванко-Крылатко. Родина русского булата. Новый Златоуст. Горнолыжные курорты «Солнечная долина», «Завьялиха». Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Златоуст. Конкурс проектов «Горнолыжные курорты Южного Урала» Раздел 5. «Демидовское наследие». Кыштым Теоретическая часть – 1ч, практическая – 11 ч . «Белый дом»- усадьба заводовладельцев Демидовых в Кыштыме. «Пороги»- первая гидростанция на Южном Урале Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Кыштым. Фотоотчет. Происхождение географических названий, связанных с «царскими» именами на Южном Урале. Раздел 6. «Город чугунных кружев». Касли Теоретическая часть – 1 ч, практическая –11 ч . Город чугунных кружев. Каслинский историко-художественный музей. Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Касли. Фотоотчет «Изделия каслинских мастеров»
4.Тематическое планирование
5 класс
6класс
Материалы для оценивания планируемых результатов программы курса «Мы – юные челябинцы» В качестве основной оценки освоения данной программы являются: непосредственное участие в экскурсиях, конкурсах; устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступлений с докладом); анализ продуктов творческой деятельности ребёнка.
|