Программа внеурочной деятельности «Мы – юные челябинцы»

6
0
Материал опубликован 7 June 2021

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МЫ-ЮНЫЕ ЧЕЛЯБИНЦЫ»

 

Составитель: Кемм О.А.,

учитель географии

МАОУ «ОЦ №5 г. Челябинска»

 

Пояснительная записка

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных задач духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни его родного края». Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к познанию малой родины, к её историческому прошлому и к современной жизни, ибо оторванность ребёнка от практического знакомства с окружающим его миром не даст полноценных знаний об Отечестве в целом.

Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Мы – юные челябинцы» предоставляет обучающимся возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с природными особенностями и городами Челябинской области, пробудить у школьников чувство национального самосознания, воспитывать уважение и терпимость к быту и обычаем людей других национальностей, проживающих в нашей области и городе. В организации внеурочной деятельности в основной школе соблюдается принцип преемственности, так как программа является продолжением курса начальной школы, где основной акцент ставился на изучение города Челябинска.

Программа предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчёт. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

Практические, частично – поисковые, исследовательские методы и приёмы организации внеурочной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, Интернета, печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

 

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, памятники природы и истории, желающего принять активное участие в его развитии.

 

Задачи:

ознакомление с особенностями природы Южного Урала;

формирование представлений о городах горнозаводской зоны Челябинской области;

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование познавательной деятельности;

адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации.

Занятия по программе внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, игровых программ, бесед, заочных путешествий, участия в проектной деятельности, фотоконкурсов.

Программа реализуется классным руководителем в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение туристических фирм. При изучении темы «Природа Южного Урала» занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. При изучении тем «Природные достопримечательности», «Пояс черный, белый, золотой», «Город крылатого коня. Златоуст», «Демидовское наследие. Кыштым», «Музей под открытым небом. Касли» организуются загородные экскурсии, рассчитанные на 9 часов, теоретические и практические занятия. На заня­тиях присутствует весь класс.

 

Программа курса внеурочной деятельности «Мы – юные челябинцы» предназначена для обучающихся 5-6 классов с детьми в возрасте от 12 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:5 класс —35 часов в год, 6 класс - 35 часов в год.

 

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Мы – юные челябинцы»

 

Личностные результаты:

осознание себя членом общества, жителем своего края, сформированное чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, формирование нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;

осознание и выполнение правил и норм поведения в природе. 

Метапредметные результаты:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к

координации различных позиций;

освоение способов решения творческого и поискового характера;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска в книгах, в справочниках и сети Интернета, сбор, обработка, анализ информации о Челябинской области;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих во время внеурочной деятельности;

Предметные результаты:

Знать:

особенности природы своего края;

особенности городов Южного Урала;

основные краеведческие термины и понятия;

природные достопримечательности области.

Уметь:

рассказывать об особенностях рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира своего края;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей;

описывать традиции народов Урала;

работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

работать с творческими и исследовательскими проектами и защищать их.

 

3. Содержание программы

 

Программа состоит из 6 разделов:

Природа Южного Урала

Природные достопримечательности

«Пояс черный, белый, золотой»

«Город крылатого коня». Златоуст

«Демидовское наследие». Кыштым

«Город чугунных кружев». Касли

 

Раздел 1. Природа Южного Урала

Теоретическая часть – 6 ч, практическая –4 ч.

Наша область на карте. «Биография» Уральских гор. Рельеф Южного Урала: три ступени высоты. Сикияз - Тамакский пещерный град. Пещеры. «Уральские Минводы» - гидрологические памятники природы. Растения и животные Южного Урала.

Практическое занятие: Викторина «Загадки деда - краеведа». Создание книги «Рекорды природы Урала»

Раздел 2. Природные достопримечательности

Теоретическая часть – 2 ч, практическая –10 ч.

Особо охраняемые территории. Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина с филиалом «Аркаим». Восточно-Уральский заповедник. Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Памятники природы.

Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Миасс. Посещение Ильменского минералогического заповедника. Создание коллекции минералов и изделий из них. Фотоотчет.

Раздел 3. «Пояс черный, белый, золотой»

Теоретическая часть - 1 ч, практическая – 10ч .

Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование. Царство мрамора. Кочегарка Южного Урала. Золотой Пласт.

Практическое занятие: игра «В гостях у хозяйки медной горы». Загородная экскурсия «Коелгинский мраморный карьер. Коркинский угольный разрез». Фоторепортаж.

Раздел 4. «Город крылатого коня». Златоуст

Теоретическая часть – 1ч, практическая –10ч.

Иоанн Златоуст и Иванко-Крылатко. Родина русского булата. Новый Златоуст.

Горнолыжные курорты «Солнечная долина», «Завьялиха».

Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Златоуст. Конкурс проектов «Горнолыжные курорты Южного Урала»

Раздел 5. «Демидовское наследие». Кыштым

Теоретическая часть – 1ч, практическая – 11 ч .

«Белый дом»- усадьба заводовладельцев Демидовых в Кыштыме. «Пороги»- первая гидростанция на Южном Урале

Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Кыштым. Фотоотчет. Происхождение географических названий, связанных с «царскими» именами на Южном Урале.

Раздел 6. «Город чугунных кружев». Касли

Теоретическая часть – 1 ч, практическая –11 ч .

Город чугунных кружев. Каслинский историко-художественный музей.

Практическое занятие: загородная экскурсия в г. Касли. Фотоотчет «Изделия каслинских мастеров»

 

4.Тематическое планирование

 

5 класс 

дата

Тема

Кол-во

часов

Теор-ие

занятия

Прак-ие

занятия

Раздел 1. Природа Южного Урала

8

6

2

1

 

Наша область на карте.

 

1

 

2

 

«Биография» Уральских гор

 

1

 

3

 

Рельеф Южного Урала: три ступени высоты

 

1

 

4

 

Сикияз – Тамакский пещерный град. Пещеры

 

1

 

 

5

 

«Уральские Минводы» - гидрологические памятники природы.

 

1

 

6

 

Растения и животные Южного Урала

 

1

 

7

 

Создание книги «Рекорды природы Урала»

 

 

 

1

8

 

Викторина «Загадки деда - краеведа».

 

 

 

1

Раздел 2. Природные достопримечательности

12

2

10

9

 

Особо охраняемые территории. Заповедники Южного Урала

 

1

 

10

 

Национальные парки. Памятники природы

 

1

 

11

 

Загородная экскурсия в г. Миасс. Посещение государственного Ильменского минералогического заповедника.

 

 

9

12

 

Создание коллекции минералов и изделий из них. Фотоотчет

 

 

1

Раздел 3. «Пояс черный, белый, золотой»

15

1

14

13

 

Полезные ископаемые Южного Урала. Работа с коллекцией.

 

1

 

14

 

Игра «В гостях у хозяйки медной горы».

 

 

2

15

 

Загородная экскурсия «Коелгинский мраморный карьер. Коркинский угольный разрез».

 

 

9

16

 

Фотоотчет

 

 

1

17

 

Промежуточная аттестация

Творческая работа «Я расскажу о родном крае...»

 

 

 

2

 

6класс

 

дата

Тема

Кол-во

часов

Теор-ие

занятия

Прак-ие

занятия

Раздел 1. «Город крылатого коня». Златоуст

12

1

11

1

 

«Город крылатого коня». Златоуст

 

1

 

2

 

Загородная экскурсия в г. Златоуст.

 

 

9

3

 

Конкурс проектов «Горнолыжные курорты Южного Урала»

 

 

2

Раздел 2. «Демидовское наследие». Кыштым

11

1

10

4

 

«Демидовское наследие». Кыштым

 

1

 

5

 

Загородная экскурсия в г. Кыштым.

 

 

9

6

 

Фотоотчет

 

 

1

Раздел 3. «Город чугунных кружев» Касли

12

1

11

7

 

Город чугунных кружев. Касли

 

1

 

8

 

Загородная экскурсия в г. Касли.

 

 

9

9

 

Фотоотчет «Изделия каслинских мастеров»

 

 

1

10

 

Промежуточная аттестация «Есть такой уголок на планете…»

 

 

1

 

 

Материалы для оценивания планируемых результатов программы курса «Мы – юные челябинцы»

В качестве основной оценки освоения данной программы являются:

непосредственное участие в экскурсиях, конкурсах;

устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступлений с докладом);

анализ продуктов творческой деятельности ребёнка.

 

Критерии оценки викторины:

- за правильный ответ – 2 балла;

- за неполный ответ – 1 балл;

- за неправильный ответ – 0 баллов.

Основными критериями оценки фотоотчёта являются:

п/п

Критерии и показатели для оценки конкурсного фотоотчёта

Количество баллов

1

Качество содержания

Максимальное

количество –

6 баллов

1.1

Соответствие названия работы её содержанию.

3

1.2

Полнота изложенного материала в рамках заявленной темы.

1

1.3

Последовательность изложения материала.

1

1.4

Наличие ссылок на источники информации (при необходимости).

1

2

Качество оформления

Максимальное

количество –

7 баллов

2.1

Единство дизайна всей работы.

3

2.2

Обоснованность применяемого дизайна.

2

2.3

Наличие и качество используемых фотографий.

2

 

 

 

 

 

 

3

Дополнительные критерии

Максимальное

количество –

7 баллов

3.1

Оригинальность фотоотчёта.

4

 

по содержанию

2

 

по оформлению

2

3.2

Грамотность комментариев (отсутствие ошибок)

3

 

 

Максимальное

количество –20 баллов

её реализации;

Критерии оценивания презентации

п/п

Критерии

Кол-во

баллов

1.

Содержание презентации

25

 

Соответствие содержания заявленной теме.

5

 

Информация представлена грамотно, точно, логично.

5

 

Наличие рисунков, таблиц, фотографий.

5

 

Наличие комментариев

5

 

Соответствие выводов целям и задачам презентации

5

2.

Оформление презентации

10

 

Единый стиль

5

 

Соответствие дизайна и содержания презентации. Цветовое и шрифтовое решение (размер шрифта и количество текста, читабельность, оправданность использования Word Art и т.п.)

5

3.

Общее впечатление от просмотра презентации

5

 

Итоговый балл

40

 

Критерии оценивания фотоколлажа

1. Соответствие предложенной тематике.

2. Новизна, оригинальность работы – оценивается глубина идеи работы, образность, индивидуальность творческого мышления, оригинальность используемых средств.

3. Художественный уровень работы  оценивается эмоциональность, гармоничное цветовое сочетание, качество композиционного решения, соблюдение пропорции и масштаба и т. п.;

4. Сюжет  оценивается наличие и оригинальность сюжета, его смысловая законченность.

5. Уровень технического исполнения работы – оценивается грамотное использование инструментов графического редактора, использование дополнительных возможностей графического редактора (фильтры, эффекты), оригинальность и эстетичность графического оформления коллажа.

Примечание: все критерии оцениваются по трехбалльной шкале:

0 – отсутствует

1 – практически не проявляется

2 – присутствует частично, не всегда рационально

3 – присутствует в полной мере, использовано рационально

 

Оценка проекта и его защита проводятся по следующим критериям

Критерии оценивания творческого проекта

Баллы

1. Оценка пояснительной записки (5 баллов)

1.1 Общее оформление

1

1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1

1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

1

1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1

1.5 Реклама

1

2. Оценка защиты проекта (15 баллов)

2.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2

2.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1

2.3 Описание технологии изготовления изделия

3

2.4 Чёткость и ясность изложения

1

2.5 Глубина знаний и эрудиции

2

2.6 Время изложения (7 - 8)

1

2.7 Самооценка

2

2.8 Ответы на вопросы

3

ИТОГО

20

 

 

«Рефлексия»

Рефлексия участников. Необходимо ответить на вопросы:

- Что нового узнали в ходе выполнения заданий?

- Что показалось сложным?

- Ваши пожелания и предложения для новых идей.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.