ПРОГРАММА по внеурочной деятельности«УЛОВ»- Учебная лаборатория около врачей (в рамках проекта Модульной школы)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Муниципальный отдел образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова»
РАССМОТРЕНО общественных дисциплин ___________(_______________) | СОГЛАСОВАНО "____" ______ 202___ г. | УТВЕРЖДАЮ им. Е.К. Зырянова |
РАССМОТРЕНО общественных дисциплин ___________(_______________) | СОГЛАСОВАНО "____" ______ 202___ г. | УТВЕРЖДАЮ им. Е.К. Зырянова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«УЛОВ»
(в рамках проекта Модульной школы)
8-9 классы
Составитель:
Мандрик Н.Ф.,
учитель химии
пгт. Березовка
2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учебная лаборатория около врачей» (УЛОВ) в рамках проекта Модульной школы разработана в соответствии с программами внеурочной деятельности.
Программа «УЛОВ» имеет естественнонаучную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.
Проект УЛОВ (Учебная лаборатория около врачей) направлен на обучающихся общеобразовательных учреждений 8-11 классов (14 – 18 лет ) Красноярского края.
В 2022-2023 учебном году в проекте приняли участие более 130 команд, общее количество участников более 800, в более чем 40 населенных пунктах Красноярского края. Проект получил очень высокую оценку как самих школьников, так и их родителей, и учителей. Модульная система помогает пройти обучение в комфортном темпе, усваивать материал, опираясь на свои возможности. Поэтому данный проект ещё называют Модульной школой.
Целью модульной школы является информирование и обучение навыкам, необходимым для сохранения здоровья человека.
За время обучения участники познакомятся с основными темами по сохранению здоровья, приобретут навыки оказания неотложной помощи.
В 2023 году с начала учебного года 2023-2024 к данному проекту присоединилась команда нашей школы «Витаминка» в составе других 190 команд из разных городов и районов Красноярского края.
Темы обучения в УЛОВ сгруппированы в три модуля:
1 модуль – обучение по пяти основным темам сохранения здоровья, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения: здоровое питание, здоровый и глубокий сон, нормы физической активности, правильный питьевой режим, гигиена полости рта (дистанционно/очно);
2 модуль - обучение навыкам оказания первой помощи (очно);
3 модуль – обучение по темам: профилактика ВИЧ, онкология, антибиотики, противовирусные и другие заболевания (дистанционно/очно).
Режим занятия не регламентирован. Обучение проходит на онлайн – площадке, что делает обучение доступным, с любого устройства: ноутбук, планшет, смартфон. Каждый участник программы проходит обучение своим темпом, в своём удобном режиме, но строго в ограниченные сроки каждого модуля.
Успешность прохождения обучения определяется по результатам тестирования после изучения каждой темы;
обучение каждому модулю проходит поочередно – для перехода ко 2-му модулю, необходимо пройти успешное обучение темам 1-го модуля, соответственно доступ участников проекта к 3-му модулю, открывается после полного усвоения тем 2-го модуля; при этом учитываются не только личный результат каждого участника, важно проходить все этапы командой.
Обучение по темам 1-го и 3-го модулей проходит дистанционно по видео лекциям, подготовленным профильными медиками с акцентом на целевую аудиторию проекта, т.е. изложены понятным языком, с учетом современных запросов молодежи. Видео лекции размещаются на платформе для онлайн обучения, позволяющей геймифицировать процесс обучения, что соответствует запросам современного молодого человека, а также стимулировать членов отрядов-участников. Завершив обучение по видео лекциям, отряды-участники переходят ко второму этапу обучения – по принципу «равный обучает равного».
После прохождения обучения каждого модуля члены отряда должны провести уроки для учащихся младшей школы. Каждый урок представляет из себя интерактивное занятие в игровой форме.
Для 2-го модуля предусмотрено очное обучение. На базе местных отделений и штабов КРО ВОД «Волонтеры-медики» в городах края будут организованы занятия с инструктором. Продолжительность занятия 5 часов. Через каждые 45 мин. предусмотрен короткий перерыв и один перерыв не менее 20 мин.
Для общения и обсуждения рабочих вопросов создаётся Телеграм-канал, куда будет публиковаться вся информация и где регистрируются все участники проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание первого года обучения:
Введение. Регистрация на платформе Телеграмм-канал по ссылке https://okolovrachei.ru
Модуль 1 «Основы здорового поведения»
Обучение по пяти основным темам сохранения здоровья, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения: здоровое питание, здоровый и глубокий сон, нормы физической активности, правильный питьевой режим, гигиена полости рта (дистанционно/очно);
После изучения каждой темы – прохождение онлайн тестов. Итоговый тест по завершению модуля. Проведение мастер – классов для младших школьников.
Модуль 2 «Оказание первой помощи»
Обучение навыкам оказания первой помощи (очно); Занятия с инструкторами – профессионалами по темам: принципы оказания первой помощи; безопасное положение; первая помощь при обмороке; вызов СМП; эпилепсия; инородное тело в дыхательных путях; кровотечения; травмы переломы, ожоги, отморожения, электротравма; инсульт.
Итоговый тест по завершению модуля. Проведение мастер – классов для младших школьников.
Модуль 3 «РRО – медицинские темы»
Обучение важным темам для сохранения здоровья: вирусные и бактериальные инфекции; эндокринные заболевания; сердчно – сосудистые заболевания; онкология; профилактика ВИЧ (дистанционно/очно);
После изучения каждой темы – прохождение онлайн тестов. Итоговый тест по завершению модуля. Проведение мастер – классов для младших школьников
Содержание второго года обучения:
Повторение всех модулей первого года обучения, подготовка к участию в Международном чемпионате по оказанию первой помощи. Знакомство с инструкцией по регистрации на Чемпионат, регистрация на сайте.
Участие в Международном чемпионате по оказанию первой помощи (региональный этап)- выездной трёхдневный чемпионат в г.Красноярске. (очное участие)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - информирование и обучение навыкам, необходимым для сохранения здоровья человека. Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
узнавать основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
выявлять факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
находить вредные привычки и способы их профилактики;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
правилам личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдать меры пожарной безопасности в быту и на природе;
здоровому образу жизни;
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Умение работать на онлайн- площадке.
Возрастные ограничения от 13-18 лет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально – техническое обеспечение
Возможные технические средства обучения:
- интерактивная доска;-
-мультимедийный проектор;-
- экспозиционный экран;
-персональный компьютер для учителя (ноутбук);
- фото-и видео камера (планшет, мобильный телефон).
Наглядные пособия:-
- скелет человека;
- торс человека;
- тренажёр «Гоша», для отработки тем второго модуля;
- челюсти с зубами млекопитающих животных;
- муляжи овощей и фруктов;
- наборы лабораторной посуды и лабораторного оборудования
- напольные весы;
- таблицы, плакаты по нормам питания;
Сувенирная продукция предоставляется Российским красным крестом, волонтёрами – медиками для поощрения самих участников и младших школьников, для которых участники программы проводят мастер – классы.
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, основное обучение проходит на онлайн-площадке https://okolovrachei.ru/
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы привлекается педагог МБОУ БСШ № 1 им. Е.К.Зырянова. Онлайн - видеолекции ведут высококвалифицированные врачи Краевой клинической больницы. Очные мастер – классы по обучению навыкам оказания первой помощи проводят волонтёры – медики Российского красного креста.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем программы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1. | Введение. Регистрация команд | | | | | |
2. | Модуль 1 «Основы здорового поведения» | | | | инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего к отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti |
3. | Модуль 2 «Оказание первой помощи» | | | | реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей | |
4. | Модуль 3 «РRО – медицинские темы» | | | | применять на занятии интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися |
Поурочное планирование
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
программы (литература)
1. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ составитель
И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
2. Биология. 10-11 класс: элективные курсы/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. –
151 с.
3. Бубнов В.Г, Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» / учебное пособие для учащихся 9-11
классов - М.: АСТ, 1999. 400с.: ил.
4. Смирнов А.Т. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» / учебное пособие для учащихся
10-11 классов - М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
5. Колесов Д.В., Маш Р.Д, Беляев И.Н. « Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008г – 332 с.
6. Детская энциклопедия. Т.18. Человек. – М.: «Аванта+», 2002.
7. Абаскалова Н. П. “Здоровью надо учить”, Новосибирск, “Лада”, 2000.
8. Баенбаева Н.Б. Основы медицинских знаний. Волгоград, издательство «Учитель»
9. Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье. М., 2000
10. Мультимедийное приложение “Анатомия человека”, М., 2006.. 5. Рохлов В. С. Школьный практикум.
Биология. Человек. 9класс. М.,2000.
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя школа № 1 им. Е.К. Зырянова» Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «УЛОВ» Рабочая программа по внеурочной деятельности «УЛОВ» разработана в соответствии с пунктом 18.2.2 ФГОС ООО и реализуется 1 год в 8 классе. Рабочая программа разработана группой учителей в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определенному курсу. Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей: - содержание; - планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); -тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР; - поурочное планирование. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова. Дата 31.08 2024 г. |