Программа поддержки психолого-педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста «Школа молодых родителей» индивидуально - подгрупповых

0
0
Материал опубликован 19 November 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

«Центр «Созвездие» им. Героя Советского союза

генерал – полковника Гришина И.Т.»

Программа

поддержки психолого – педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста «Школа молодых родителей» индивидуально – подгрупповых занятий «Малыш и мама»

Составил: педагог – психолог

Шуляковская Е.А.

Советский 2017г.

Информационная карта программы

Название программы

Программа подготовки психолого- педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста «Школа молодых родителей» индивидуально- подгрупповых занятий «Малыш и мама»

Автор программы

Шуляковская Е.А., педагог-психолог

Руководитель программы

Сухнева О.С., заведующая психолог- педагогическим отделом «Центра «Созвездие»

Территория представившая программу

Советский район ХМАО - Югра

Название проводящей организации

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал – полковника Гришина И.Т.»

Адрес, телефон, факс

628240, Ханты - Мансийский автономный округ

Тюменская область, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии 10

т.:(34675) 3-74-10

т.ф.: (346 75) 3- 07-74

Цель программы

Повышение психолого- педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста для поиска и выбора адекватных путей, средств, методов воспитания.

Задачи программы

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Развитие социальных и коммуникативных умений у детей раннего возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).

Развитие познавательной активности детей раннего возраста; развитие общей и мелкой моторики;

Своевременное выявление детей, нуждающихся в ранней помощи.

Прогноз программы

Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах приемов и способов раннего развития, возрастных и психологических особенностей детей.

Ожидаемый результат

Родители:

Овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка

Умение уважать желания и потребности малыша

Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности

Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Дети:

развитие познавательных процессов;

развитие общей и мелкой моторики4

активизация речевых процессов;

развитие игровых навыков;

развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Сроки проведения

В течение года (октябрь – май).

1. Подготовительный этап (сентябрь).

2. Основной этап (октябрь – декабрь; февраль – апрель)

3. Этап рефлексии (май).

4. Этап последействия.

Место проведения

г. Советский ул. 50 лет Пионерии 4

Кадровое обеспечение

Программа реализуется:

1.Педагогом - психологом МАУ ДО СР «Центра «Созвездие» Шуляковской Е.А.

2. Специалистами (консультации логопеда МАУЗ ЦРБ Адаменко В.П.; педагогом дополнительного образования эколого – биологической направленности Брытковой М.А. )

Общее число детей и родителей

Ежегодно группа родителей и детей (20 человек)

География

Советский район

Условия участия в программе

Участниками являются родители, имеющие детей раннего возраста (1-3 лет)

Краткое содержание программы

Программа включает в себя 25 занятий для родителей с детьми раннего возраста. Курс рассчитан на 3 месяца. Занятия проходят 2 раза в неделю. Все занятия имеют гибкую структуру, с учетом возрастных особенностей ребенка, ориентируясь на актуальный уровень развития детей. Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

- приветствие

- продуктивная деятельность (ИЗО, пластилин, аппликация)

- двигательные (пальчиковые) гимнастики

- подвижные игры

- свободная деятельность ребенка

- консультирование родителей

История осуществления программы

В связи с большим количеством обращений родителей, в отдел психолого- педагогического сопровождения, связанных с вопросами развития и воспитания детей раннего возраста, проведенным (соц. опросом) родителей детей данного возраста, возникла необходимость в создании программы «Школа молодых родителей».

Последействие

Реализация программы «Школа молодых родителей» может привести

К позитивным изменениям:

Овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка

Умение уважать желания и потребности малыша

Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности

Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развитии.

К негативным изменениям:

несистематическое посещение занятий

непрохождение курса программы до конца

Компенсаторные меры:

согласование с родителями время проведения занятий и дня недели;

на организационной встрече мотивирование родителей, объяснении, что для эффективности реализации программы, необходимо регулярно посещать занятия.

Содержание программы

Информационная карта программы…………………………………………………….2

Содержание программы…………………………………………………………………...4

Введение……………………………………………………………………………………..6

Концептуальные основания программы……………………………………8

Цель, задачи, предполагаемый результат…………………………………..9

Механизм реализации программы…………………………………………..11

Календарно- тематическое планирование………………………………….13

Ресурсное обеспечение ………………………………………………………...15

Приложение……………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………………………..22

Введение

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.

Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребёнка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Важным для развития ребенка раннего возраста представляет общение с близким взрослым, является необходимым условием его полноценного развития. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает мать или другой близкий взрослый. Ребенок раннего возраста осваивает мир предметов. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют более сложные действия с ними. Особую роль здесь играет эмоциональное взаимодействие матери и ребенка, где особенно важными оказываются внимание, чувствительность к ребенку, эмоциональная поддержка. Только теплые эмоциональные отношения матери и ребенка раннего возраста способствуют становлению гармоничного взаимодействия, что в свою очередь влияет на развитие личности ребенка.

Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребёнка в будущем.

В связи с большим количеством обращений в отдел психолого – педагогоического сопровождения «Центра «Созвездие» за консультативной помощью, родителей, по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, было проведено «интервьюирование» 35 мам, имеющих детей раннего возраста. Основная цель определения уровня психолого – педагогической компетентности родителей и их отношение к посещению совместно с детьми развивающих занятий.

Получились следующие результаты:

- 77% не знает возрастных особенностей детей раннего возраста;

- для 83% мам недостаточно информации о развитии детей данной категории;

- 71 % родителей согласились бы посещать развивающие занятия под руководством психолога.

Таким образом, согласно проведенному социологическому опросу, мы выявили (подтвердили) потребность родителей в профессиональной помощи специалиста (педагога – психолога) в вопросах воспитания и развития ребенка.

Развивающие занятия проводятся на базе отдела психолого – педагогического сопровождения МАУ ДО СР «Центр «Созвездие», педагогом – психологом Шуляковской Е.А., два раза в неделю. Продолжительность занятий 1 час. Курс рассчитан на 25 занятий. Ежегодно общее число детей и родителей, посещающих группы развития –20 человек ( 10 родителей и 10 детей).

Технологии, используемые в проекте:

педагогика сотрудничества;

личностно – ориентированная технология.

Идея данной программы - в разработке новых форм работы с родителями детей раннего возраста на основе интеграции существующих психологических знаний, педагогических технологий и развивающих методик.

Особенностью данной программы является то, что знакомство малыша с окружающим миром, творческими дисциплинами, современным развитием мелкой и крупной моторики и многого другого происходит через родителей.

Концептуальные основания программы

В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека.

В основу данной программы легли идеи таких изветсных исследователей, как М.И.Лисина, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Д. Стерн, Э. Эриксон и др.

Возникающие эмоциональные взаимоотношения между близкими взрослыми, как правило, матерью и малышом, отражаются на внешнем и внутреннем состоянии партнеров. Качество этих отношений связано с направленностью отношений либо на поддержание контакта, либо на его избегание. Дениэл Стерн, проводивший исследования с матерями и младенцами в семидесятых годах 20 столетия, назвал данный процесс настройкой одного партнера на другого, таким образом доказав, что основой процесса взаимоотношений матери и младенца выступает диалог, в котором происходит настройка партнеров друг на друга. В этом процессе мама и малыш меняют друг друга, обоюдно развиваясь.

Фигура матери – одна из самых важных для ребенка на протяжении всего раннего возраста. Именно она способствует формированию чувства безопасности и защиты (Э. Эриксон).

На втором и третьем году жизни происходят изменения взаимоотношения с мамой и другими близкими взрослыми, меняется степень свободы ребенка. Ребенок впервые сталкивается с новыми задачами развития, с освоением функций контроля и автономии (Э. Эриксон). Для взрослеющего малыша очень важно, чтобы близкие люди и мама заметили его новые потребности и вовремя поддержали своей любовью, принятием и готовностью к изменениям. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею и нуждается в ее поддержке.

Очень точное понимание взаимодействия матери и ребенка раннего возраста дает основатель научной школы исследования общения ребенка со взрослым и сверстником Мая Ивановна Лисина. Она предлагает к ребенку относиться к ребенку как к личности и партнеру по общению, наделяя его действия смыслом и значением. Такое поведение взрослого позволяет малышу смело преодолевать трудности на пути развития, открывать мир своих возможностей и познания окружающих его людей и предметов. Именно в таком диалоге может быть удовлетворена ведущая потребность ребенка раннего возраста в общении – потребность в сотрудничестве.

Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей и даже некоторых специалистов.

Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используют в работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

2. Цель, задачи, предполагаемый результат программы

Цель программы:

Повышение психолого – педагогической компетенции родителей, имеющих детей раннего возраста для поиска и выбора адекватных путей, средств, методов воспитания.

Задачи программы:

Углубление психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Включение родителей в образовательный процесс, как активных субъектов.

Развитие социальных и коммуникативных умений у детей раннего возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие познавательной активности детей раннего возраста.

Прогноз программы:

Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах приемов и способов раннего развития, возрастных и психологических особенностей детей.

Предполагаемые результаты программы:

Родители:

овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.

умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

умение уважать желания и потребности малыша.

умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

Дети:

развитие познавательных процессов;

развитие общей и мелкой моторики;

активизация речевых процессов;

развитие игровых навыков;

развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Методологические принципы программы:

- принцип личностного подхода (развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития ребенка, в атмосфере признания ценности его творческого потенциала, уникальности его личности и права на уважение его потребностей.);

- комплексности (сочетание различных направлений и форм занятий);

- этнологический (воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле. В соответствии с этим в содержании программы используется фольклорный материал – потешки, сказки и песенки.)

- деятельностный подход (предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Этот принцип реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д.), дидактическим материалом (матрешки, пирамидки, кубики и т. д.) и на занятиях продуктивными видами деятельности).

3. Механизмы реализации программы

Программа раннего развития детей с очевидностью предполагает активное участие взрослых (когда ребенок видит, что мама, или другой близкий человек, с увлечением выполняет задания, он сам стремится ей подражать). Этот курс предлагается в качестве помощи родителям: на занятиях они могут познакомиться с методами и способами обучения, узнают, чем заниматься с ребенком самостоятельно.

В первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Все методики раннего развития, используемые на занятиях, предлагаются в игровой форме, опираются на естественные законы развития детей данного возраста. В подаче материала присутствует определенная логика - от простого к сложному.

Формирование у детей элементарной системы знаний об окружающем мире происходит во взаимодействии и общении, с использованием фольклорных текстов (потешки, песенки, поговорки, присказки и сказки), в которых ярко, эмоционально, колоритно отражены представления о мире. Обращается внимание малышей на изменения в живой и неживой природе в разные времена года.

В творческом плане программа предусматривает знакомство со всеми доступными видами творчества: рисованием, лепкой, аппликацией, работе с природным материалом.

Для реализации данной программы, планируется набор группы, состоящей из 5-7 пар родителей детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 1 час. На первом занятии родители заполняют: «Анкета для поступающих в группу» и « Анкета для родителей», с целью определения уровня развития своего ребенка. Второе занятие посвящено изучению психологом реального развития ребенка в соответствии с возрастом.

В программу занятий по раннему развитию входят:

Ритуал приветствия и прощания, которые остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий. Они позволяют ощутить целостность и завершенность процесса.

Совместная деятельность родителя и ребенка (занятие).

Собственное занятие – 10- 20 минут, в зависимости от возрастных особенностей ребенка и его индивидуальных способностей.

В этот период времени включается организационный момент (приветствие), инструкция для родителей и само развивающее занятие, с использованием методических приемов, вызывающих интерес ребенка к выполняемой деятельности и позволяющих сохранить его в процессе всего занятия.

Данное занятие включает в себя обязательно: пальчиковую гимнастику, продуктивную деятельность (ИЗО, пластилин, аппликация), музыкально- ритмическую часть, коммуникативные игры, упражнения на развитие общей моторики детей. При необходимости, на занятиях используются персонажи кукольного театра.

3. Консультирование родителей – выяснение понимания родителями целей и задач проведенного занятия, составление программы работы с ребенком дома на неделю, получение обратной связи по результатам предыдущего «домашнего» задания.

свободная деятельность ребенка – ребенку дают на выбор игры и игрушки, предоставляют возможность самому организовать свой игровой процесс, при этом вмешательство взрослых в игру сводится к минимуму (вмешательство может иметь место только при нарушении безопасности ребенка).

Эти два вида деятельности осуществляются параллельно друг другу.

4. Заключительный этап – 5 минут.

В него входят уборка помещения и наведения в нем порядка (участвуют дети, родители и психолог), прощание.

Совместное пребывание в группе родителей и детей раннего возраста становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в новой для него социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

Для оценки эффективности реализации программы была разработана анкета – опросник для родителей, как анкета обратной связи (Приложение 3). Эту анкету родители заполняют анонимно. Такой подход к заполнению дает возможность искренне ответить на вопросы анкеты. Данная анкета позволяет ведущему увидеть динамику развития эмоциональных взаимоотношений, динамику развития ребенка, повышение психолого- педагогической компетентности родителей, сильные и слабые стороны работы группы.

Тематический план занятий.

Тема

Цель

Упражнения

Количество часов

1.Знакомство с родителями

- познакомиться с родителями

- сформировать мотивацию к совместной деятельности

- создать положительный настрой на последующие занятия

анкетирование

(приложение 1,1)

1

2. Тесты психического развития ребенка третьего года жизни

- познакомиться с детьми

- определить уровень развития ребенка

- научить родителей пальчиковым играм

«В гостях у Мишки»

Тест с кубиками

Тест с пирамидкой

Тест на понимание инструкции

Пальчиковая игра «Замок»

1

3. Пластилин

- познакомить детей с понятием «пластилин» и его свойствами

- научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук

- катать колбаски, шарики.

- формировать интерес к работе с пластилином

- развивать мелкую моторику рук

- развивать артикуляционный аппарат

- учить цветовому различению

Приемы лепки: «Разминание», «Кусочки», «Колбаски и шарики», «Надавливание».

Упражнение «Солнышко»

Упражнение «Гусеница»

Упражнение «Цветочек»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры «Замок», «Рыбки»

5

4. Цветные карандаши

- учить ребенка правильно держать карандаш; рисовать палочки (прямые вертикальные линии); не выходить за границу рисунка

- формировать интерес к рисованию

- развивать мелкую моторику

- учить цветовому различению

- формировать понятие величины

Упражнение «Палочки»

Упражнение «Травка»

Упражнение «Клубок»

Упражнение «Нитки для шариков»

Пальчиковые игры «Замок», «Рыбки»

5

5. Краски

- развивать чувство цвета

-обучить умению правильно и аккуратно использовать краски и т.д.

- развивать эмоции и фантазию

- развивать мелкую моторику

- развивать речь

Упражнение «Рисуем дождь»

Упражнение «Рисуем дорожки»

Упражнение «Спрячь мышку от кошки»

Упражнение «Нитки для шариков»

Упражнение «Клубочки для котенка»

Упражнение «волшебная картинка»

Пальчиковые игры «Замок», «Рыбки», «Капуста»

5

6. Аппликация

- развивать конструкторское мышление (собрать целое из кусочков)

- развивать тактильные ощущения и моторику

Помогать в изучении цветов и форм

Упражнение «Скороспелая»

Упражнение «Кубики»

Упражнение «Полосатый коврик»

Упражнение «Подсолнух»

Пальчиковые игры

5

7. Совместные занятия с логопедом

- определить уровень развития речи

- развитие доступных ребенку речевых проявлений

- развивать артикуляционный аппарат

Упражнение «Шарик»

Упражнение «Перышко»

Упражнение «Кто быстрей»

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые игры

«Ягодка»

2

8. Экскурсия «Станция юных натуралистов»

- расширить и закрепить представления о животных

- расширить словарный запас названиями животных

- развитие речи

Упражнение «Кто это?»

1

Итого:

   

25

Ресурсное обеспечение

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

Основные материалы и оборудование:

5 столов для лепки, рисования, аппликации;

музыкальный центр;

геометрические модули;

развивающие вкладыши;

мыльные пузыри;

массажные мячи;

мячи;

воздушные шары;

материалы для творчества:

- цветная бумага

- цветной картон

-белый картон

- альбомы

- гуашь

- пальчиковые краски

- восковые мелки

- клей- карандаш

- цветные карандаши

- простые карандаши

- пластилин

- вата

- крупа

- ватные диски

-

При свободном владении материалом и четкой организации может работать один специалист, обладающий следующими качествами:

опыт работы с детьми раннего возраста, знание их возрастных особенностей;

умение в доступной для родителей форме рассказать о закономерностях и роли периода раннего детства в развитии человека – личности;

способность дать консультацию родителям по вопросам воспитания и развития ребенка;

чуткость, эмоциональность, внимательность к детям и родителям во время занятия.

Информирование родителей о формировании групп происходит через развешивания объявлений на информационных тумбах, на стендах в детской поликлиники, в «Центре «Созвездие».

Приложение 1

Анкета для родителей

«Малыш и мама»

1

Ф.И. ребенка

 

2

Дата рождения

 

3

Ф.И.О. мамы

 

4

Ф.И.О. отца

 

5

Домашний адрес

 

6

Контактные телефоны

 

7

Цель посещения занятий

 

8

Дата заполнения

 

Приложение 2

Анкета для родителей.

Ф.И.О.родителя__________________________

Ф.И.ребенка_____________________________

Полный возраст ребенка__________________

От 2 – 2,4

да

нет

не знаю

Позновательная деятельность

1. Может после показа повторить простое действие (например, вкл. – выкл. фонарик)

2. Показывает на себя, когда спрашивают: «Где (имя)?»

3.Осуществляет целенаправленный поиск предметов.

4.Знает не менее 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый).

5.В работе с картинками и игрушками умеет выполнять задание (отыскать предмет по цвету, выбрать нужный из двух).

6.Показывает на картинке названный предмет.

7.Показывает одну из частей тела.

8.Может понарошку имитировать ранее виденные действия (н-р, показывает, как лает собачка, как мама моет посуду, как звонят по телефону и т. п.).

9.Должен уметь подобрать 2 одинаковых предмета.

10.Различает и сортирует на 2 цвета.

11.Должен уметь показывать большие и маленькие предметы, называя их размеры.

12.Должен называть знакомые запахи (н-р, запах духов, мыла, кофе и т. п.).

13.Должен уметь определять температуру воды (теплая – холодная).

     

Мелкая моторика

1.Срисовывает по образцу круг и вертикальную линию, при этом правильно держит карандаш.

2.Ориентируется в 4 формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3.Строит башню из 6 кубиков.

4.Пытается имитировать действия взрослого в конструктивной деятельности (н-р, взрослый строит поезд из 4 кубиков, просит построить ребенка, а тот должен соединить хотя бы 2 кубика).

5.Овладевает вращательным захватом и может раскрутить и закрутить крышку, пробку в банке, бутылке.

     

Крупная моторика

1.Ходит по доске, приподнятой на 10 см. от пола.

2.Ходит по наклонным доскам.

3.Перешагивает через предметы.

4.Может удерживать равновесие, стоя на гимнастическом бревне или доске шириной 10 см (от пола 10 -15 см.).

5.Удерживает равновесие, пиная одной ногой мяч диаметром примерно 20 см.

6.Должен удерживать равновесие при прыжках со ступенек, приземляясь на обе ноги.

     

От 2 – 2,4

да

нет

не знаю

Социально – эмоциональная сфера

1.Самостоятельно выбирает игрушку и играет с ней.

2.Играет понарошку – имитирует в игре, какие- нибудь действия (н-р, звонит по телефону).

3.Воспроизводит ряд последовательных действий (н-р, лечит игрушку, опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу игрушки).

4.К 2,4 должен различать мальчиков и девочек.

     

Активная речь

1.Малыш способен понимать несложный сюжет по картинке и ответить на вопросы.

2.Понимает короткий рассказ без иллюстраций событий, имеющихся в собственном опыте.

3.Активный словарь 200-300 слов.

4.Умеет строить двухсловные или трехсловные предложения.

5.Употребляет в речи прилагательные и местоимения.

6.Слушает потешки,первые сказки.

7.Проявляет интерес к книге: эмоционально ярко реагирует на иллюстрации, проявляет предпочтения в их выборе.

8.Умеет работать с кртинкой, подбирать по вопросам: «Что наденем на куклу?» (платье,туфли,шапочку и т. п.), «Чем угостим мишку?» и др.

     

Самообслуживание

Кормление:

1.Пьет через соломинку.

2.Может развернуть конфету, завернутую в фантик, очистить банан.

3.Ест ложкой без потери пищи (неважно, как держит ложку).

4.Пользуется вилкой (нанизывает на вилку еду).

5.Может сам взять стакан, налить в него воду и пить.

Одевание:

1.Быстро раздевается полностью (кроме застежек).

2.Пытается самостоятельно обуться.

3.Пытается застегнуть крупную молнию.

4.Надевает простую одежду без помощи.

5.Моет и вытирает руки (взрослый помогает включить воду, дает мыло и т. д.).

Туалет:

1.Позволяет посадить себя на горшок.

2.Не писается (сон не в счет).

     

Укажите вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответы

Анкета для родителей.

Ф.И.О.родителя__________________________

Ф.И.ребенка_____________________________

Полный возраст ребенка__________________

От 2,4 – 3лет

да

нет

не знаю

Познавательная деятельность

1.Различает цвета: красный, зеленый, синий, желтый, черный.

2.Умеет сортировать цвета по образцу.

3.В своей деятельности ребенок должен правильно использовать геометрические фигуры по назначению.

4.Имеет понятие о количестве предметов – один, два, много, меньше, больше.

5.Может ответить на вопрос типа: «Из чего пьют воду? На что купим хлеб?»

6.Соотносит верх и низ (н-р, ребенку дают книжку, повернутую вверх ногами. Ребенок должен сообразить перевернуть и положить книгу правильно).

7.Собирает по порядку пирамидку из 5 и более колец.

     

Мелкая моторика

1.Может «начертить кружок» рисуя движениями, похожими на круг.

2.Строит башню из 8 кубиков.

3.Режет ножницами (делает бахрому).

4.Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их.

5.Начинает лепить простые фигуры из пластилина.

6.Элементарные рисунки карандашом.

     

Крупная моторика

1.Ребенок проходит вверх по наклонной доске, приподнятой с одного конца, и сходит с нее вниз.

2.Встает из положения лежа, как взрослый, с минимальным покачиванием и минимум движения.

3.Держит равновесие на одной ноге 1- 2 секунды.

4.Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70 – 100 см.

5.Ребенок может менять темп, направление, характер движения.

     

Социально – эмоциональная сфера

1.Знает свое имя.

2.Узнает себя в зеркале.

3.По просьбе «делиться», дает игрушку другому ребенку.

4.В игре отображает однократно наблюдаемые явления, устанавливать взаимосвязь и последовательность действий.

5.В игре с предметами придавать значение в соответствии с замыслом и содержанием игры.

6.Появляются элементы ролевой игры (н-р, «дочки-матери», «папа-мама» и т. д.).

     

Активная речь

1.Ребенок должен легко запоминать стихи и песенки.

2.В его словарный запас входят все части речи, кроме причастия и деепричастия.

3.Словарь состоит из 1200- 1500 слов.

4.Говорить ребенок должен простыми и сложными предложениями, хотя грамматически они не всегда правильны.

5.В его речи появляются вопросы «Зачем?», «Когда?», «Почему?».

6.Все звуки, кроме р, л и шипящих, он должен произносить правильно.

7.Речь эмоционально выразительна.

     

Самообслуживание

Кормление:

1.Ложкой ест без потерь (не важно, как держит ложку).

2.Пользуется вилкой (нанизывает на вилку еду).

3.Может сам взять стакан, налить в него воду и пить.

Одевание:

1..Одевается самостоятельно (простую одежду).

2.Без напоминания должен мыть руки перед едой.

3.Вытирает руки самостоятельно.

4.Расстегивает липучки, большие пуговицы и т. д.

Туалет:

1.Не писается (сон не в счет).

     

Укажите вопросы, на которые Вы хотели бы получить ответы___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Анкета – опросник для родителей по завершении занятий

1.

Возраст ребенка

 

2.

Пол:

3.

Изменились ли Ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребенка за время посещения Вами группы, опишите как:

 
 

4.

Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как:

 
 

5.

Какие фрагменты занятия Вам кажутся наиболее значимыми:

 
 

6.

Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:

 
 

7.

Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и интересным:

 
 

8.

Ваши пожелания психологу по работе группы:

 
 

Список литературы.

1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Горюнова Т. М. Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (8).

3. Кравец О. Ю., Рыбкина И. А., Иванова А. Е., Соломаха Л. С. и др. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Перспективное планирование коррекционной работы специалистами центра психолого – медико - социального сопровождения. – Санкт-Петербург, 2001г. – 50с.- (Центр психолого – медико – социального сопровождения Калининского района).

4. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.- метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

5. Хомякова Е.Е. комплексные развивающие занятия с детьми раннего возратса.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс» 2011.-128с.

5. Шорохова О. А. Речевое развитие ребенка: Анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (5).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации