Статья «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей. Стратегии»
Одаренность – это совокупность способностей ребенка, значительно превышающие средние. Современное общество определяет одаренных детей как тех, кто демонстрирует высокие достижения в интеллектуальной, творческой, художественной областях, а также кто обладает высокими лидерскими способностями. Тем не менее, не существует каких-либо единых стандартов для выявления одаренных учащихся, и обычно регионам или школам приходится распознавать одаренных детей и определять, какие программы наилучшим образом соответствуют их потребностям.
В наши дни накоплено значительное количество знаний об одаренных детях, однако лишь малая их часть дошла до специалистов в области психического здоровья, учителей и школьного персонала или других лиц, работающих с детьми. Это связано с распространенным и ошибочным убеждением, что эти дети, наделенные выдающимся интеллектом и талантами, не имеют особых образовательных потребностей. И хотя специалисты имеют доступ к знаниям об особых потребностях умственно отсталых и детей с ограниченными возможностями в обучении, не существует аналогичного набора руководящих принципов для оценки и планирования работы с одаренными детьми. Тем не менее, современные исследования, выявили особые потребности одаренных в зависимости от их интеллектуального уровня и областей их таланта. В настоящее время разрабатываются методы консультирования одаренных, а также выпущены книги для родителей и учителей.
Одаренность - это асинхронное развитие, при котором развитые когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутреннего опыта и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность возрастает с повышением интеллектуальных способностей. Уникальность таких детей делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании, чтобы они могли оптимально развиваться. Данные факты позволяют нам утверждать, что не только проблема выявления одаренных требует внимания психологов, но и необходимость их психологической поддержки и педагогического сопровождения. Мы сосредоточили наше внимание на особых потребностях, связанных с самореализацией одаренных детей.
Особые потребности одаренных детей
Одаренному ребенку необходимо, чтобы образование соответствовало интеллектуальному уровню и областям таланта ребенка. Вместо того чтобы просто понимать или запоминать информацию, одаренные дети должны анализировать, оценивать, синтезировать и творить. Эти ученики должны отвечать на сложные вопросы и решать сложные задачи.
Такие дети, как правило, понимают причинно-следственные связи и различные точки зрения на более продвинутом уровне, чем их сверстники, и им следует давать проекты и задания, которые позволят им отточить эти навыки. Исследовательская деятельность может принести пользу одаренным детям, особенно если им будет предоставлена возможность разработать свой собственный проект. Обучение на основе проектов настоятельно рекомендуется для одаренных учащихся, поскольку оно дает учащимся возможность пытаться решать вопросы или проблемы реального мира.
Одаренному ребенку необходимо найти «равных», других детей с аналогичными способностями и возрастом. Таким ученикам полезно проводить дискуссии и дебаты на высоком уровне с интеллектуальными сверстниками, которые могут познакомить их с новыми идеями или новыми подходами к решению проблем.
В-третьих, существует необходимость в необычайно отзывчивой среде, поскольку многообещающий ребенок также нуждается в экстраординарном целенаправленном участии для полной реализации высокого потенциала. Наконец, существует потребность в специалистах, которые понимают ускоренный путь развития этих детей и которые могут реагировать на их порой необычные эмоциональные потребности. Одаренные дети, как правило, мыслят качественно иначе, чем им сверстники. Например, они борются с абстрактными идеями, такими как смысл жизни и смерти, моральные и этические проблемы, в более раннем возрасте, чем большинство детей. У них могут быть сильные эмоциональные всплески на их собственные сложные идеи и мышление, и эти реакции требуют чуткой реакции взрослых и понимания. Такие дети, чувствительные к социальным нюансам и быстро анализирующие события, склонны строить собственные интерпретации, которые являются как сложными, так и неправильными. Взрослые должны быть готовы следовать за мыслями этих детей в неожиданные места, если они хотят по-настоящему понять их и направлять
В современных реалиях в классах, заполненных учениками с совершенно разными способностями и потребностями, учителя из лучших побуждений иногда обращаются с одаренными учениками, используя стратегии, которые не приносят пользы таким детям. К ним относятся следующие:
- Просить одаренных детей помогать одноклассникам или заниматься с ними, когда они заканчивают задание раньше. Хотя для одаренных детей прекрасно время от времени объяснять информацию учащимся, испытывающим трудности, это время можно было бы потратить на расширение и углубление обучения.
- Монотонные задания. Если одаренный ученик легко и точно справляется с двадцатью математическими задачами, назначение еще двадцати не помогает. Ученик продемонстрировал мастерство в решении этих проблем, и простое выполнение дополнительной работы может показаться наказанием. Вместо этого следует давать все более сложную, творческую работу.
- Давать одаренным ученикам задания «убить время», такие как уборка в классе или кроссворды.
- Позволять одаренным ученикам просто сидеть и ждать, пока одноклассники догонят их.
Работа с одаренным учеником может стать как радостью, так и разочарованием. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, независимо от того, одарен он или нет. У каждого ребенка есть особые потребности, поэтому ему следует уделять время и внимание, чтобы способствовать его развитию.