Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония»

0
0
Материал опубликован 16 April 2019

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»

(МБДОУ д/с № 13)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБДОУ Д/С № 13

(протокол от ________ 2018)

 

УТВЕРЖДЕН

приказом МБДОУ Д/С № 13

от _______ 2018

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

родительского клуба для детей раннего возраста

и их родителей «Гармония»

на период с 09.2018 г. – 03.2019г.

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

О.А. Туренко

педагог -психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Зеленогорск, 2019

Раздел 1.

Целевой

1.1.

Пояснительная записка

 

Цель и задачи реализации рабочей программы

 

Основные направления деятельности:

1.2.

Планируемые результаты реализации программы

Раздел 2.

Содержательный

2.1.

Содержание рабочей программы

2.3.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Раздел 3.

Организационный

3.1.

Режим работы

3.2.

Перспективное планирование работы

3.4.

Описание материально-технического обеспечения программы

 

Список литературы

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

 

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями

взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов,

занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-

стниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого

человека. Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми.

Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога - психолога с родителями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях,

отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

 

Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата и комфорта детям раннего возраста в семье и ДОУ.

 

Задачи:

Создать условия для:

- снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста;

- снижения импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развития внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом у детей;

- развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения у детей;

- формировать адекватное восприятие родителями своего ребёнка;

Способствовать:

- формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов;

- формированию партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, осуществляющего взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащению опытом;

- личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности поведения.

 

Программа разработана с применением методики, описанной А.С. Роньжиной в книге «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Основные направления деятельности:

 

- образовательное (просветительское) – формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируются взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.

 

- психопрофилактическое – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего ребенка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психопрофилактического воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

 

- интеграционное – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

Участники работы клуба «Гармония»: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-логопед.

 

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки,«ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на разные виды деятельности, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

1.2. Планируемые результаты освоения программы:

 

Дети: успешная адаптация к ДОУ;

Родители: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом.

 

 

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

 

Заседание

Период

Тема

1

Заседание

сентябрь

Занятие «Божья коровка»

2

Заседание

октябрь

Занятие «Путешествие в осенний лес»

3

Заседание

ноябрь

Занятие «Мячик»

4

Заседание

январь

Занятие «Лягушка» с учителем-логопедом

5

Заседание

февраль

Занятие «Весёлый петрушка»

6

Заседание

март

Занятие «К нам пришла весна»

 

 

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

 

Формы организации работы занятий:

- инвариантные (групповые мероприятия для родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации);

- вариативные (подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей, индивидуальные консультации для родителей, индивидуальная работа с родителями и их детьми, совместно детско-родительские встречи).

 

 

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим деятельности

Работа клуба «Гармония» осуществляется во вторую половину дня, в 17.30 мин.

Численность группы – не более 10 воспитанников и их родителей.

Длительность мероприятия составляет не более 15 минут.

 

3.2. Перспективное планирование работы клуба «Гармония»

 

Тема

 

срок

1.

«Божья коровка»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

развитие внимания, речи и воображения.

сентябрь

2.

«Путешествие в осенний лес»

Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

развитие пространственных представлений, умения

отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за

и др.) местонахождение вещей.

октябрь

3.

«Мячик»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

ноябрь

4.

Занятие с учителем - логопедом

Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам своего ребенка; познакомить родителей с игровыми приемами для развития психических процессов и речи; поддерживать у родителей веру в успех своего ребенка.

январь

5.

«Веселый Петрушка»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);закрепление пространственных представлений («верх», «низ»).

февраль

6.

Заключительное «К нам пришла Весна!»

Цель: создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях; расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.

март

 

 

 

3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.

Наименование

Количество

Пианино

1

Музыкальный центр

1

Проектор

1

Экран

1

Ноутбук

1

Музыкальные инструменты

1

Столы для детей

5

Стулья для детей и взрослых

20

Дидактические пособия

6

Атрибуты для декора музыкального зала по тематике

20

Атрибуты(флажки, мячи, платочки и т.д)

20

Дидактический материал по тематике занятия

20

 

 

Список литературы:

 

Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.

Воробьева Е.М. Шевцова Е.Е. Секачев В.Ю. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», ТЦ Сфера, Логопедия

Янушко Е.Я. «Развитие речи у детей раннего возраста», изд. «Мозаика-синтез», 2010

Гриншпун Б.М. «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов» Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов под ред. Л.С. Волковой, М.. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Гриншпун Г.Б., Шаховская С.Н. Характеристика этапа формирования коммуникативных умений и навыков и связной речи при моторной алалии.

Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликами»

«Стимуляция речевой деятельности и адаптация неговорящего ребенка в условиях микро и макросоциума» Reznichenko T., Davidovich L., Benilova S. SpeechStimulationandAdaptationof a Non-SpeakingChildinMicro- andMacro-Socium // XXV IALP WorldCongress / 5 – 9 августа 2001, Монреаль, Канада / Электронная версия / jalp 16a. (© O’ZoneSoft-ware)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.