Рабочая программа родительского клуба для детей раннего возраста и их родителей «Гармония»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
(МБДОУ д/с № 13)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ Д/С № 13 (протокол от ________ 2018)
|
УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ Д/С № 13 от _______ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
родительского клуба для детей раннего возраста
и их родителей «Гармония»
на период с 09.2018 г. – 03.2019г.
Составитель:
О.А. Туренко
педагог -психолог
г. Зеленогорск, 2019
Раздел 1. |
Целевой |
1.1. |
Пояснительная записка |
|
Цель и задачи реализации рабочей программы |
|
Основные направления деятельности: |
1.2. |
Планируемые результаты реализации программы |
Раздел 2. |
Содержательный |
2.1. |
Содержание рабочей программы |
2.3. |
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
Раздел 3. |
Организационный |
3.1. |
Режим работы |
3.2. |
Перспективное планирование работы |
3.4. |
Описание материально-технического обеспечения программы |
|
Список литературы |
Оглавление
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями
взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов,
занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер-
стниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого
человека. Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми.
Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога - психолога с родителями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях,
отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата и комфорта детям раннего возраста в семье и ДОУ.
Задачи:
Создать условия для:
- снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста;
- снижения импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развития внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом у детей;
- развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения у детей;
- формировать адекватное восприятие родителями своего ребёнка;
Способствовать:
- формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов;
- формированию партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, осуществляющего взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащению опытом;
- личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности поведения.
Программа разработана с применением методики, описанной А.С. Роньжиной в книге «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Основные направления деятельности:
- образовательное (просветительское) – формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируются взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.
- психопрофилактическое – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего ребенка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психопрофилактического воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
- интеграционное – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
Участники работы клуба «Гармония»: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-логопед.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки,«ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на разные виды деятельности, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
Дети: успешная адаптация к ДОУ;
Родители: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
№ |
Заседание |
Период |
Тема |
1 |
Заседание |
сентябрь |
Занятие «Божья коровка» |
2 |
Заседание |
октябрь |
Занятие «Путешествие в осенний лес» |
3 |
Заседание |
ноябрь |
Занятие «Мячик» |
4 |
Заседание |
январь |
Занятие «Лягушка» с учителем-логопедом |
5 |
Заседание |
февраль |
Занятие «Весёлый петрушка» |
6 |
Заседание |
март |
Занятие «К нам пришла весна» |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы организации работы занятий:
- инвариантные (групповые мероприятия для родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации);
- вариативные (подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей, индивидуальные консультации для родителей, индивидуальная работа с родителями и их детьми, совместно детско-родительские встречи).
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим деятельности
Работа клуба «Гармония» осуществляется во вторую половину дня, в 17.30 мин.
Численность группы – не более 10 воспитанников и их родителей.
Длительность мероприятия составляет не более 15 минут.
3.2. Перспективное планирование работы клуба «Гармония»
№ |
Тема
|
срок |
1. |
«Божья коровка» Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения. |
сентябрь |
2. |
«Путешествие в осенний лес» Цель: сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей. |
октябрь |
3. |
«Мячик» Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. |
ноябрь |
4. |
Занятие с учителем - логопедом Цель: привлечь внимание родителей к речевым проблемам своего ребенка; познакомить родителей с игровыми приемами для развития психических процессов и речи; поддерживать у родителей веру в успех своего ребенка. |
январь |
5. |
«Веселый Петрушка» Цель: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);закрепление пространственных представлений («верх», «низ»). |
февраль |
6. |
Заключительное «К нам пришла Весна!» Цель: создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях; расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной. |
март |
3.4. Описание материально-технического обеспечения программы.
Наименование |
Количество |
Пианино |
1 |
Музыкальный центр |
1 |
Проектор |
1 |
Экран |
1 |
Ноутбук |
1 |
Музыкальные инструменты |
1 |
Столы для детей |
5 |
Стулья для детей и взрослых |
20 |
Дидактические пособия |
6 |
Атрибуты для декора музыкального зала по тематике |
20 |
Атрибуты(флажки, мячи, платочки и т.д) |
20 |
Дидактический материал по тематике занятия |
20 |
Список литературы:
Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
Воробьева Е.М. Шевцова Е.Е. Секачев В.Ю. «Развитие речи ребенка от одного года до семи лет», ТЦ Сфера, Логопедия
Янушко Е.Я. «Развитие речи у детей раннего возраста», изд. «Мозаика-синтез», 2010
Гриншпун Б.М. «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов» Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов под ред. Л.С. Волковой, М.. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Гриншпун Г.Б., Шаховская С.Н. Характеристика этапа формирования коммуникативных умений и навыков и связной речи при моторной алалии.
Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликами»
«Стимуляция речевой деятельности и адаптация неговорящего ребенка в условиях микро и макросоциума» Reznichenko T., Davidovich L., Benilova S. SpeechStimulationandAdaptationof a Non-SpeakingChildinMicro- andMacro-Socium // XXV IALP WorldCongress / 5 – 9 августа 2001, Монреаль, Канада / Электронная версия / jalp 16a. (© O’ZoneSoft-ware)