Выступление на районном августовском педагогическом форуме Диалоговая площадка №2 «Поддержка семей, имеющих детей: консультационный центр-школа для родителей»

3
2
Материал опубликован 21 August 2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 г. Нижний Ломов


ВЫСТУПЛЕНИЕ

на районном августовском педагогическом форуме

Диалоговая площадка №2

«Поддержка семей, имеющих детей: консультационный центр-школа для родителей»





Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ

детского сада №11 г. Нижний Ломов

Жаркова Оксана Александровна


2019


Слайд №1 «..Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,  обеспечивающие получение детьми дошкольного образования  в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры...»
Ст.64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273

Государство начинается с семьи, и тема семьи в сфере образования выходит на первое место. Слайд №2 Проблема сохранения единого образовательного пространства остается актуальной на протяжении всего периода социальных и экономических преобразований в России. Постоянно возрастающие требования к качеству образования налагают особую ответственность на родителей и работников ДОУ.

Согласно государственной политике главными воспитателями ребенка являются родители, они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка дошкольного возраста и переоценить это нельзя.

К сожалению, сегодня наблюдается недостаточно эффективное во многих случаях использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует четко выстроенная программа воспитания, в основном все происходит стихийно. Педагогические знания родителей отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность.

Ошибочные подходы к этому процессу, сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.

В 2016 году была разработана и утверждена Концепция развития ранней помощи в РФ в период до 2020гг.

Слайд №3 К вариативным формам ранней помощи при ДОУ для детей с 2 месяцев (при наличие условий) до 7 лет относят:

    группа кратковременного пребывания;

    центр игровой поддержки ребенка;

    консультативный центр;

    служба ранней помощи;

    лекотека;

    семейный детский сад (группа);

    «гувернерство» и др.



Группа кратковременного пребывания (ГКП) – форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). Такая группа создается для детей раннего и дошкольного возраста для обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.

Кроме того, группа нацелена на оказание консультативно-методической поддержки родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.


Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – организационная форма предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в режиме кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. При организации работы используются современные методы игровой деятельности.


Консультационные Центры создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в том числе не посещающих детские сады. Они призваны обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, необходимы для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребенка.


Служба сопровождения семьи ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения организуется для создания оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста. Такая работа с ребенком помогает стимулировать развитие его потенциальных возможностей путем взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.


Лекотека создается для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого- педагогической помощи родителям.


«Гувернерская служба» создается в образовательном учреждении для помощи семье в воспитании детей на дому. Создание службы также позволяет расширить сферу платных дополнительных образовательных услуг, привлечь в учреждение дополнительные источники финансирования.

Заказчиком консультативной помощи может быть как родитель, так и организация дошкольного образования.


В нашем ДОУ одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети - педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях.

Слайд №4 С этой целью с 2016 года на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Работа Консультационного центра осуществляется на базе МБДОУ д/с № 11, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Основным содержанием работы Консультационного центра в ДОУ на первом этапе была разработка нормативно - прававой базы, регулирующей его деятельность:

- издан приказ о создании консультационного центра для родителей детей от 2 месяцев до 7 лет»;

- утверждено Положение о Консультационном центре;

- утвержден режим работы Консультационного центра,

Цель работы Консультационного пункта в ДОУ: оказание методической, диагностической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Задачи: оказание диагностической помощи, педагогическое просвещение и консультирование родителей, по различным вопросам:

-воспитания, обучения и развития детей;

-профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок детей;

-подготовки детей к поступлению в детский сад, в школу;

-осуществления преемственности семейного и общественного воспитания;

-оказания диагностической помощи в выявлении отклонений в развитии детей дошкольного возраста.

Для эффективной реализации цели и задач был разработан план работы Консультационного центра на учебный год, определен состав педагогов, оказывающих методическую, диагностическую, психолого-педагогическую и консультационную помощь семьям; обеспечено информирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому и проживающих в микрорайоне МБДОУ д/с №11, о работе Консультационного центра ДОУ путем устного информирования при подворном обходе, размещения материалов на Интернет-сайте ДОУ, распространения информационных листовок.

Слайд №5 Подготовлены для фиксирования деятельности Консультационного центра ДОУ: журнал регистрации обращений в консультационный центр, журнал оказания методической, диагностической, психолого-педагогической и консультационной помощи, бланки заявлений для родителей, журнал предварительной записи родителей; форма примерного договора о согласии родителей на психолого-педагогическое обследование ребенка в рамках предоставления муниципальной услуги.

Созданы условия для оптимальной деятельности Консультационного центра: выделено помещение для встреч с родителями и детьми, подобрана методическая и художественная литература, дидактический материал. В настоящее время создается видео картотека занятий и различных мероприятий, а также развивающих игр с детьми.

Слайд №6 Консультационный центр работает 2 раза в неделю с 11.00 до 12.00. Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.

Слайд №7 Наполняемость Центра устанавливается в зависимости от возраста детей в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Слайд №8 Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.

Слайд №9 Родителей интересуют различные вопросы. Такие как вопросы послушания ребёнка, его боязливости, вопросы здоровья как физического, так и психического. А также вопросы организация досуга ребенка и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.

Слайды №10, 11, 12, 13 Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультативного центра.

1. Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождения, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы).

2. Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону.

3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.

Слайд №14, 15, 16, 17, 18 Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.

Слайд №19, 20 Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.

Слайд №21, 22 4. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.

5. Использование ИКТ имеет свои преимущества перед традиционными формами работы с родителями. Эффективным средством знакомства с особенностями работы того или иного специалиста центра является мультимедийная презентация для взрослых по актуальным вопросам с целью ознакомления, обучения и вовлечения родителей в процесс развития и образования детей дошкольного возраста.

Через сайт ДОУ можно получить ответы на интересующие вопросы.

Слайд №23 С 2017 г. действует персональный сайт педагога-психолога Жарковой О.А., где родители Он-лайн могут записаться на занятия и консультации, также на сайте осуществляется планирование мероприятий и оповещение родителей о проведении тех или иных мероприятий (создание анонсов, пресс-релизов и пост-релизов).

Все данные, собранные через сайты должны быть строго конфиденциальны, а полученные результаты, в обработанном и обобщенном виде, могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.

Анализируя деятельность по работе консультативного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:

- нехваткой времени для проведения полноценной работы узкими специалистами;

- неадекватной оценкой родителей возможностей своих детей в силу отсутствия педагогических знаний.

Слайд №24 В заключении хочется отметить что, когда мы видим что родители начинают видеть и замечать достижениями своих детей пусть еще почти незаметными, но все же уже достижениями, мы понимаем, что проводим эту работу не зря, и надеемся на еще более тесное сотрудничество с родителями в вопросах воспитания и обучения детей не посещающих ДОУ.

Организованная таким образом ранняя психолого-педагогическая деятельность позволяет предоставить возможность воспитанникам развиваться в своем индивидуальном темпе, повысить психологическую грамотность среди всех участников образовательных отношений, обеспечить комфортный эмоционально-психологический климат в стенах дошкольной

образовательной организации. А у родителей появилась еще одна площадка для личного общения и обмена опытом в развитии детей, а, значит, возрастает педагогическая грамотность в семьях.

Таким образом, главная цель — помочь родителям в воспитании детей, обеспечив профессиональное взаимодействие со специалистами — будет достигнута. Слайд №25.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за хороший материал. А где презентация???Вы ведь пишите слайд...

21 August 2019

Спасибо! Презентация опубликована отдельно.

21 August 2019

Похожие публикации