Программа психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат
Программа
психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей – педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей – в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.
Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:
• Конституция Российской Федерации;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
• Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
• Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
• Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
• «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
• ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
• Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель – формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.
Задачи:
1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;
2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;
3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;
4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;
5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;
Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.
Здоровый образ жизни. Половое воспитание.
Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.
Профилактика жестокого обращения в семье.
Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Профориентация.
Популярная психология.
Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.
Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.
Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.
Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.
Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.
В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.
Планируемые результаты:
повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;
формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;
профилактика негативного семейного воспитания;
сокращение числа неблагополучных семей;
Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год
Календарно – тематическое планирование педагога-психолога
Наименование раздела (направления) |
Тема мероприятия (форма) |
Кол-во часов |
Аудитория |
Дата проведения |
Детская психология |
Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся |
1 |
Вновь прибывшие |
08.2018 |
Детская психология |
Подвижные и медлительные дети. Лекция |
1,5 |
Родители обучающихся 3а кл, 3б кл |
29.11.2017 |
ЗОЖ. Половое воспитание |
Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений. |
2 |
8 кл, 9 кл |
14.02.2018 |
Профориентация |
Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей. |
1,5 |
9 кл |
28.03.2018 |
ЗОЖ |
«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол. |
1 |
1-2 кл, 1 кл |
07.02.2018 |
Детская психология |
«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар. |
1 |
4б кл |
06.12.2017 |
Профилактика |
«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга |
2 |
6 кл |
20.10.2017 |
ЗОЖ |
«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция. |
1 |
4а кл, 4б кл |
14.03.2018 |
Профилактика |
Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар. |
2 |
7а кл, 7б кл |
27.10.2017 |
Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар. |
2 |
Родители обучающихся «группы риска» |
21.03.2018 |
|
Психология личности |
Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум. |
1,5 |
д/о «Родительский клуб» |
22.11.2017 |
Женская и материнская психология. Тренинг. |
1,5 |
д/о «Родительский клуб» |
11.04.2018 |
|
ЗОЖ |
Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция. |
2 |
1 кл – 4 кл |
29.11.2017 |
Адаптация |
Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу. |
1 |
1-2 кл, |
11.10.2017 |
Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено. |
1 |
5а кл, 5б кл |
12.10.2017 |
|
Профилактика |
Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви. Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей. Гармоничные семейные отношения и почему их нет. Ежедневное участие в жизни своего ребенка – обязательное условие его благополучия. Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него. Почему дети не выполняют обещания. Компания в жизни старшеклассников. |
Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска». |
ИТОГО: 22ч
Гапонова Оксана Владимировна