Программа предпрофильного курса «Законы грамотного письма» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 5 November 2016

АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива»

Заключение руководителя стажировки:

_________________________________

(зачтено, незачтено)

_______________(_________________)

(подпись, расшифровка)

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«ЗАКОНЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА»

(8 класс)

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку»

Автор:

Палаухина Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа»

П. Гайны, 2015 год

Пояснительная записка

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.


 

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текстиллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

- задавать вопросы.

Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Актуальность введения курса по выбору "Законы грамотного письма» в 8 классе в базисный план школы определяется необходимостью достижения предметных результатов, определенных ФГОС (с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников при подготовке их к ГИА, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга).

Цель  - формирование относительной орфографической грамотности учащихся; подготовка к ГИА.

Курс, предназначенный для учащихся 8 класса, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

- знакомить учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

- систематизировать имеющиеся знания, обобщить их форме таблиц, опорных схем;

- повышать интерес к изучению русского языка;

- знакомить учащихся с вариантами заданий ГИА по орфографии.

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Предполагаются следующие формы и методы работы:

- работа по опорным таблицам и алгоритмам;

- словарно-орфографическая работа;

- морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;

- этимологический анализ слова;

- различные виды диктантов;

- работа с текстом;

- тестирование.

В результате освоения курса обучающийся научится находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.

Реализация программы предполагается в условиях классно-урочной системы

обучения. Курс по выбору рассчитан на 32 часа. Занятия могут быть организованы с сентября по апрель, 1 час в неделю.

Программа курса разработана на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011 г.), материалов ФГОС, учебного пособия «ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык, 2014.» \ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. - М.:Интеллект-центр, 2014 г.


 

Содержание курса «Законы грамотного письма»

1.Правописание проверяемых гласных и согласных в корне, суффиксе, окончании. слова. Правописание непроизносимых согласных. (4ч.) Правописание непроверяемых гласных и согласных. Написание гласных в корне слова, проверяемых ударением в сильной позиции, согласных в корне слова, проверяемых в сильной позиции, непроверяемых и удвоенных согласных.

2. О-Е после шипящих в корне слова. (2 ч.) Условия выбора написания гласной в корне слова, слова- исключения.

3. Буквы З- и С- на конце приставок. (1 ч.) Условия выбора написания приставок на З-, С-

4.Буквы Ы-И после приставок на согласный. ( 1 ч.) Условия выбора написания И-Ы в корне слова после приставок на согласную букву.

5. О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. ( 1 ч.) Условия выбора написания О-Е в окончаниях существительных и прилагательных, вычленение морфем в словах данных частей речи.

6. Слова с чередующейся гласной в корне слова. (2 ч.) Чередование гласных О-А в корнях –гар-/ - гор-, -кас-/-кос-, -зар-/-зор-, -раст-/ -рос-/ -ращ- и др. Чередование гласных Е-И в корнях –мир-/-мер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел- идр. Слова-исключения.

7. Разделительный Ъ. (1 ч.) Правописание Ъ как разделительного знака после приставки на согласную и в сложных словах.

8. Правописание Ь. (2 ч.) Правописание Ь как разделительного Ь и как показатель грамматической формы.

9. Употребление приставок Пре- и При-. ( 2 ч.) Условия выбора написания гласной Е-И в приставке. Определение лексического значения приставки.

10. Н и НН в суффиксах. (2 ч.) Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полной и краткой формы, суффиксах существительных.

11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий. (6 ч.) Условия выбора написания суффиксов –ЕК-/-ИК-, -ЧИК-/-ЩИК- имен существительных; суффиксов –К-/-СК- прилагательных; суффиксов –ОВА-/-ЕВА- глаголов; суффиксов -АЩ- (-ящ-))/-УЩ-(-ющ-), -ОМ- (-ем-)/-ИМ- в причастиях.

12. Написание НЕ с разными частями речи. ( 5 ч.) Написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями.

13. Слитные и дефисные написания сложных слов. (3 ч.) Условия слитного и дефисного написания сложных существительных, прилагательных, наречий.


 

Планируемые результаты изучения курса

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при -менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.


 

Предметные:

1) находить в словах изученные орфограммы,

2) объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме

( с помощью графических символов),

3) соблюдать орфографические нормы, обнаруживать и исправлять орфографические ошибки,

4) извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников.

 


 

Учебно-методическая и справочная литература

Название

Автор

Издательство

Год

1

Русский язык в таблицах:

5-9 классы

С.Е.Крючков

М.: Айрис

2002

2

Сборник диктантов по русскому

языку: 10-11

С.С.Петровская

М.: Просвещение

2001

3

Виды разборов на уроке русского

языка

Е.А.Еремина

СПб.: Паритет

2002

4

Дифференцированное обучение

на уроках русского языка

 

СПб.

2000

5

Занимательно о русском

языке

В.А.Иванова и др.

Л.: Просвещение

1990

6

Опрос на уроках русского

языка

Г.А.Богданова

М.: Просвещение

1996

7

Сборник упражнений по

орфографии : 5 класс

Л.Г.Ларионова

М.: Просвещение

1999

8

Сборник упражнений по

орфографии : 6 класс

Л.Г.Ларионова

М.: Просвещение

2000

9

Сборник упражнений по

орфографии : 7 класс

Л.Г.Ларионова

М.: Просвещение

2001

10

Сборник диктантов по русскому

языку

Г.А.Богданова

М.: Просвещение

2001

11

Сборник диктантов по

орфографии и пунктуации:

5-9 классы

Г.И.Блинов,

В.А.Антохина

М.: Просвещение

1999

12

Правила и упражнения по

русскому языку: 1-5 класс

Е.А.Нефедова,

О.В.Узорова

М.: «Аквариум»

1996

13

Русский язык. Орфография. Пунктуация.

Д.Э.Розенталь,

И.Б.Голуб

М.: Айрис-пресс

2004

14

Занимательные упражнения по

русскому языку: 5-9 классы.

Бройде М.Г.

М.: ВАКО

2012

15

«Русский язык: типовые экзаменационные варианты»

И.П.Цыбулько

М.: «Национальное образование»

2013

16

ГИА. Практикум по русскому

языку: подготовка к выполнению заданий.

Т.Н. Назарова,

Е.Н. Скрипка

М.: «Экзамен»

2012

17

Секреты орфографии

Г. Г. Граник,

С. М. Бондаренко

М.: Просвещение

1991

18

Занимательные материалы по

русскому языку

А.Т. Арсирий

М.: Просвещение

1995

         
         


 

Словари

Автор

Название

Кол-во

3

Б.Т. Текучев

Школьный грамматико-орфографический словарь

3

5

Б.З. Букчина

Слитно или раздельно

1

7

В.Т. Бирюкова

Учебный словарь трудностей русского языка для школьников

1

11

Т.Ф. Ефремова

Словарь грамматических трудностей русского языка

1

12

Н.А. Еськова

Краткий словарь трудностей русского языка.

1

13

Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков

Орфографический словарь.

8

14

Н.Г. Ткаченко

Орфографический словарь русского языка для школьников

4

15

Д.М. Розенталь

Словарь трудностей русского языка

3


 


 

Комментарии
Комментариев пока нет.