Программа предпрофильного курса «Законы грамотного письма» (8 класс)
АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива»
Заключение руководителя стажировки:
_________________________________
(зачтено, незачтено)
_______________(_________________)
(подпись, расшифровка)
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«ЗАКОНЫ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА»
(8 класс)
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку»
Автор:
Палаухина Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа»
П. Гайны, 2015 год
Пояснительная записка
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- задавать вопросы.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Актуальность введения курса по выбору "Законы грамотного письма» в 8 классе в базисный план школы определяется необходимостью достижения предметных результатов, определенных ФГОС (с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников при подготовке их к ГИА, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга).
Цель - формирование относительной орфографической грамотности учащихся; подготовка к ГИА.
Курс, предназначенный для учащихся 8 класса, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- знакомить учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
- систематизировать имеющиеся знания, обобщить их форме таблиц, опорных схем;
- повышать интерес к изучению русского языка;
- знакомить учащихся с вариантами заданий ГИА по орфографии.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Предполагаются следующие формы и методы работы:
- работа по опорным таблицам и алгоритмам;
- словарно-орфографическая работа;
- морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;
- этимологический анализ слова;
- различные виды диктантов;
- работа с текстом;
- тестирование.
В результате освоения курса обучающийся научится находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, исправлять орфографические ошибки.
Реализация программы предполагается в условиях классно-урочной системы
обучения. Курс по выбору рассчитан на 32 часа. Занятия могут быть организованы с сентября по апрель, 1 час в неделю.
Программа курса разработана на основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект» (М.: Просвещение, 2011г.) и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011 г.), материалов ФГОС, учебного пособия «ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык, 2014.» \ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. - М.:Интеллект-центр, 2014 г.
Содержание курса «Законы грамотного письма»
1.Правописание проверяемых гласных и согласных в корне, суффиксе, окончании. слова. Правописание непроизносимых согласных. (4ч.) Правописание непроверяемых гласных и согласных. Написание гласных в корне слова, проверяемых ударением в сильной позиции, согласных в корне слова, проверяемых в сильной позиции, непроверяемых и удвоенных согласных.
2. О-Е после шипящих в корне слова. (2 ч.) Условия выбора написания гласной в корне слова, слова- исключения.
3. Буквы З- и С- на конце приставок. (1 ч.) Условия выбора написания приставок на З-, С-
4.Буквы Ы-И после приставок на согласный. ( 1 ч.) Условия выбора написания И-Ы в корне слова после приставок на согласную букву.
5. О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. ( 1 ч.) Условия выбора написания О-Е в окончаниях существительных и прилагательных, вычленение морфем в словах данных частей речи.
6. Слова с чередующейся гласной в корне слова. (2 ч.) Чередование гласных О-А в корнях –гар-/ - гор-, -кас-/-кос-, -зар-/-зор-, -раст-/ -рос-/ -ращ- и др. Чередование гласных Е-И в корнях –мир-/-мер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел- идр. Слова-исключения.
7. Разделительный Ъ. (1 ч.) Правописание Ъ как разделительного знака после приставки на согласную и в сложных словах.
8. Правописание Ь. (2 ч.) Правописание Ь как разделительного Ь и как показатель грамматической формы.
9. Употребление приставок Пре- и При-. ( 2 ч.) Условия выбора написания гласной Е-И в приставке. Определение лексического значения приставки.
10. Н и НН в суффиксах. (2 ч.) Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полной и краткой формы, суффиксах существительных.
11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий. (6 ч.) Условия выбора написания суффиксов –ЕК-/-ИК-, -ЧИК-/-ЩИК- имен существительных; суффиксов –К-/-СК- прилагательных; суффиксов –ОВА-/-ЕВА- глаголов; суффиксов -АЩ- (-ящ-))/-УЩ-(-ющ-), -ОМ- (-ем-)/-ИМ- в причастиях.
12. Написание НЕ с разными частями речи. ( 5 ч.) Написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями.
13. Слитные и дефисные написания сложных слов. (3 ч.) Условия слитного и дефисного написания сложных существительных, прилагательных, наречий.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при -менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные:
1) находить в словах изученные орфограммы,
2) объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме
( с помощью графических символов),
3) соблюдать орфографические нормы, обнаруживать и исправлять орфографические ошибки,
4) извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников.
Учебно-методическая и справочная литература
№ |
Название |
Автор |
Издательство |
Год |
1 |
Русский язык в таблицах: 5-9 классы |
С.Е.Крючков |
М.: Айрис |
2002 |
2 |
Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 |
С.С.Петровская |
М.: Просвещение |
2001 |
3 |
Виды разборов на уроке русского языка |
Е.А.Еремина |
СПб.: Паритет |
2002 |
4 |
Дифференцированное обучение на уроках русского языка |
СПб. |
2000 |
|
5 |
Занимательно о русском языке |
В.А.Иванова и др. |
Л.: Просвещение |
1990 |
6 |
Опрос на уроках русского языка |
Г.А.Богданова |
М.: Просвещение |
1996 |
7 |
Сборник упражнений по орфографии : 5 класс |
Л.Г.Ларионова |
М.: Просвещение |
1999 |
8 |
Сборник упражнений по орфографии : 6 класс |
Л.Г.Ларионова |
М.: Просвещение |
2000 |
9 |
Сборник упражнений по орфографии : 7 класс |
Л.Г.Ларионова |
М.: Просвещение |
2001 |
10 |
Сборник диктантов по русскому языку |
Г.А.Богданова |
М.: Просвещение |
2001 |
11 |
Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 классы |
Г.И.Блинов, В.А.Антохина |
М.: Просвещение |
1999 |
12 |
Правила и упражнения по русскому языку: 1-5 класс |
Е.А.Нефедова, О.В.Узорова |
М.: «Аквариум» |
1996 |
13 |
Русский язык. Орфография. Пунктуация. |
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб |
М.: Айрис-пресс |
2004 |
14 |
Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. |
Бройде М.Г. |
М.: ВАКО |
2012 |
15 |
«Русский язык: типовые экзаменационные варианты» |
И.П.Цыбулько |
М.: «Национальное образование» |
2013 |
16 |
ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий. |
Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка |
М.: «Экзамен» |
2012 |
17 |
Секреты орфографии |
Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко |
М.: Просвещение |
1991 |
18 |
Занимательные материалы по русскому языку |
А.Т. Арсирий |
М.: Просвещение |
1995 |
Словари
№ |
Автор |
Название |
Кол-во |
3 |
Б.Т. Текучев |
Школьный грамматико-орфографический словарь |
3 |
5 |
Б.З. Букчина |
Слитно или раздельно |
1 |
7 |
В.Т. Бирюкова |
Учебный словарь трудностей русского языка для школьников |
1 |
11 |
Т.Ф. Ефремова |
Словарь грамматических трудностей русского языка |
1 |
12 |
Н.А. Еськова |
Краткий словарь трудностей русского языка. |
1 |
13 |
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков |
Орфографический словарь. |
8 |
14 |
Н.Г. Ткаченко |
Орфографический словарь русского языка для школьников |
4 |
15 |
Д.М. Розенталь |
Словарь трудностей русского языка |
3 |