Программа элективного курса «Еnglish grammar» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ENGLISH grammar»
8 класс
Учитель английского языка:
Поштариков А.А.
РЕЦЕНЗИЯ
программы элективного курса «English grammar»
Составитель: учитель английского языка Поштариков А.А.
Данная программа элективного курса представляет собой курс
предварительной подготовки учащихся к экзаменам по английскому языку
или для дальнейшего его изучения, а также средство для развития
интеллектуальных способностей школьников, их образовательного
потенциала. Программа рассчитана на учащихся 8-ых классов, на 17 часов, по 1 часу в неделю в полугодие, что не дает перегрузку ученикам.
Целью программы является: систематизировать знания учащихся по
грамматике, способствовать расширению и углублению грамматических и
лексических знаний учащихся на основе привлечения аутентичных текстов,
отдельных грамматических конструкций, совершенствовать иноязычную
коммуникативную компетенцию учащихся в целом.
Программа располагает содержанием курса и тематическим планированием.
Итоговым занятием является тестирование по изученным темам курса.
При работе автор использует такие формы и методы работы, как тренинг,
лекции, тестирование, практический перевод, мини – сочинение.
В целом программа соответствует требованиям и доступна для реализации поставленных целей и задач.
Руководитель ШМО _____________ Поштариков А.А.
1. Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка.
Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал, который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих, интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.
Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в старшей школе в области грамматики следующие:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth;
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов;
- знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive;
- знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
- совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little); количественных и порядковых числительных;
- систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).
Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники, к сожалению, их не могут.
Таким образом, налицо явное противоречие между заявленными требованиями федерального стандарта и результатом обучения – недостаточно сформированными грамматическими умениями и навыками. Данным противоречием и обусловлена актуальность данного элективного курса грамматики английского языка.
Целью элективного курса является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка за курс основной и средней школы для повторения, закрепления и усовершенствования полученных ранее знаний.
Элективный курс грамматики английского языка имеет также следующие развивающие и воспитательные цели:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (дискурсивной, речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
дискурсивная компетенция – развитие умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в изучаемом языке;
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
развитие ассертивности – умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:
автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;
совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в зависимость от ситуаци, коммуникативной задачи, цели общения;
в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;
в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;
в учебно-познавательной области – дать учащимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка.
В результате прохождения курса учащиеся усовершенствуют свои знания, умения и навыки в области грамматики английского языка.
Структура и организация обучения.
Курс рассчитан на 17 учебных часов по 1 часу в неделю.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;
соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися устных и письменных практических и тестовых заданий, итогового творческого задания, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля при выполнении тестовых заданий.
2. Тематический план
№ |
Тема |
Содержание |
Цели |
Форма контроля |
1 |
Имя существительное. |
Множественное число существительных. (Существительные, употребляемые только в единственном числе. Существительные, употребляемые только во множественном числе.) Собирательные существительные (синтаксические сочетания существительных как единое целое и как группа индивидов) |
Развитие грамматических навыков говорения (множественное число существительных). Развитие умений и навыков устной речи, аудирования. |
Устное практическое задание. Тренинг. |
2 |
Три вида артиклей. |
Артикли в английском языке (форма, смысл). « Нулевой» артикль. Артикли в застывших словосочетаниях. The в формальном общении. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений и навыков монологической и диалогической речи. |
Устное практическое задание. |
3 |
Имя прилагательное. |
Понятие и признаки имен прилагательных. Разряды имен прилагательных. Прилагательные, не употребляющиеся в функции определения. Обозначение меры (возраст, рост, размеры). Субстантивируемые прилагательные. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Письменное тестовое задание. Задания ГИА. |
4 |
Наречия. |
Классификация наречий. Отрицательные и полуотрицательные наречия. Особые случаи употребления наречий. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с извлечением конкретной информации. |
Устное практическое задание. |
5 |
Глагол. |
Основные формы глагола. Фразово-предложные глаголы. Разделяемые и неразделяемые фразовые глаголы. Вводные глаголы. Роль вспомогательного глагола в эмфатических предложениях. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Устное практическое задание. Задания ГИА. |
6 |
Виды вопросов. Порядок слов в предложении. |
Порядок слов в вопросительном предложении. Отрицательные формы вопросов. Переспросы. Передача вопросов различными интонационными средствами в разговорном английском. |
Развитие грамматических навыков говорения (составление всех типов вопросов). |
Устное практическое задание. Устный тест-самоконтроль. |
7 |
Настоящее время глагола. |
Образование времен группы Present. Особенности перевода предложений. Отличие предложений в значении двух времен группы Present. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений восстанавливать текст, употребляя правильную форму глагола. |
Устное тестовое задание. Задания ГИА. |
8 |
Прошедшее время глагола. |
Образование времен группы Past. Особенности перевода предложений. Структура I used to в разных значениях. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков монологической речи (пересказ в прошедшем времени). |
Устное тестовое задание. Тренинг. |
9 |
Будущее время глагола. Способы выражения будущего времени. |
Формы будущего времени в английском языке. Способы выражения длительных действий в будущем. Способы выражения будущих договоренностей. Выражение будущей вероятности или предположений в английском языке. Способы выражения обещаний и угроз, отказов и согласия, решимости и пожелания. Способы выражения завершенности в будущем. Способы выражения повторных и нерегулярно возобновляющихся действий в будущем. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, монологической речи с извлечением конкретной информации. |
Устное тестовое задание. |
10 |
Времена глагола. |
Общая характеристика времен глаголов. Употребление Future Progressive и Future Perfect, Past Perfect Progressive. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие умений восстанавливать текст, употребляя правильную форму глагола. |
Письменное тестовое задание. Задания ГИА. |
11 |
Модальные глаголы. |
Особенности модальных глаголов. Их эквиваленты. Многофункциональные глаголы, выполняющие функцию модальных. Классификация: выражение обязанности, долженствования; выражение разрешения, позволения; выражение способности, возможности; выражение уверенности, вероятности; выражение желания, намерения, решимости. |
Развитие грамматических навыков говорения, правильного употребления модальных глаголов в речи. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Устное практическое задание. |
12 |
Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения. |
Условные предложения: общие сведения. Систематизация типов условных предложений (составление таблицы). Другие случаи использования союза if. Способы перевода условных предложений. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Устное тестовое задание. Устный тест-самоконтроль. Письменное практическое задание. |
13 |
Прямая и косвенная речь. |
Косвенная речь: общие сведения. Неполные (эллиптические) предложения в косвенной речи. Разговорные формулы в косвенной речи (приветствие, прощание, знакомство, приглашение, благодарность, извинение, совет). |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков диалогической и монологической речи. |
Устное практическое задание. Тренинг. |
14 |
Имя числительное. |
Функции числительного в предложении. Количественные и порядковые числительные. Дроби (простые, десятичные). Субстантивируемые числительные. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков монологической и диалогической речи. |
Устное практическое задание. |
15 |
Местоимения. |
Местоимения и их классификация. Взаимные местоимения. Обобщающие или универсальные местоимения. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с полным пониманием основного содержания. |
Устное практическое задание. Задания ГИА. |
16 |
Согласование времен. |
Повторение основных форм английского глагола. Переходные и непереходные глаголы. Типы пассивных конструкций (прямой, косвенный и предложный пассив). Особенности употребления некоторых глагольных форм и предлогов в страдательном залоге. Способы перевода предложений. Аксиомы. |
Развитие грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с извлечением конкретной информации. |
Устное практическое задание. Устный тест-самоконтроль. |
17 |
Согласование времен. Подведение итогов. |
Тренировочные (обучающие) тесты на сравнение Present Simple и Present Progressive; Present Progressive и Present Perfect Progressive; Present Perfect и Present Perfect Progressive; Present Perfect и Past Simple; Past Perfect и Past Perfect Progressive; Future Progressive и Future Perfect. |
Совершенствование грамматических навыков говорения. Развитие навыков чтения, аудирования с извлечением конкретной информации. |
Итоговое письменное тестовое задание. |
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Raymond Murphy. English grammar in use / Cambridge University Press, 1998.
2. Арцинович Н. К. Английская грамматика в таблицах: справочник. – М.: Астрель, 2006.
3. Ионина А. А., Саакян А. С. Английская грамматика в схемах и таблицах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2006.
4. Игнатова Т. Н. Английский язык для общения: Интенсивный курс: Учеб. – М.: Издат. дом «РТ-Пресс», 1999.
5. Английский язык: 2770 упражнений и тестов для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999.
6. Экономакис Э., Жуковский А. Артикли. – СПб.: КАРО, 2001.
7. Бужинский В. В. Учимся понимать английскую речь на слух. 10-11 кл.: пособие по аудированию. – М.: Дрофа, 2004.
8. Поль Ларрея, Клод Ривьер, Робер Асселино, Арно Греми; пер.на рус. О.А. Кутуминой. Вся грамматика английского языка. - М.:Астрель:АСТ, 2010.