12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хвойнова Наталья Михайловна56 Педагогический стаж с 1976 года, работаю в Гимназии №1 Ангарска Россия, Иркутская обл., Ангарск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа элективного курса для 10-11 классов «Пишу грамотно»
Управление образования администрации Ангарского муниципального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
ПРОГРАММА
курса «Пишу грамотно» по русскому языку
для 10 – 11 классов
Автор- составитель:
Хвойнова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1»
2017 г.
Краткая аннотация
к программе курса «Пишу грамотно» учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» Хвойновой Натальи Михайловны
Программа курса представляет собой целостный, самостоятельный комплекс, целью которого является развитие грамотной письменной речи учащихся. Для реализации цели автор выстраивает индивидуальную работу каждого обучающегося. В основу курса положена Государственная программа обучения русскому языку на 1 час в неделю. Программой предусмотрены различные формы обучения и творческих заданий, а также соответствующие формы контроля.
Пояснительная запискаНаправление. Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Актуальность. Экзамены по русскому языку – выпускные в школе и вступительные в вузах – уже много лет проходят в виде различно рода тестов. Традиционные тесты включают разделы по орфографии, пунктуации, культуре речи, то есть проверяют практическое знание языка.
Тесты ЕГЭ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.
Программой «Пишу грамотно» автор ставит задачу систематизировать, закрепить, углубить знания учащихся, полученные в 5-9 классах, а также обеспечить организацию самостоятельной деятельности курсантов по выявлению и ликвидации пробелов в знаниях.
Содержание курса определяется базовым уровнем стандарта основного общего образования, а также требованиями, заложенными в материалы ЕГЭ.
Новизна. Возможность помочь ученику в ликвидации пробелов в знаниях и коррекции его умений представляется через индивидуальные образовательные маршруты по диагностическим картам, повторение теоретических сведений, практикумы, тесты, ЕГЭ, экспресс-диагностику
«Орфографические квадраты», что будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе учащегося по затруднившей его теме: ошибка – её причина – устранение причины – тренировка cебя.
Отличием данного курса от предмета является то, что, во-первых, значительный круг орфографических и синтаксических трудностей вообще не входит в школьную программу, во-вторых, школьная программа совершенно не предусматривает подготовку к ЕГЭ, в-третьих, невозможность тренировочной деятельности учащегося по затруднившей его проблеме.
Данный курс является практико-ориентированным, приближенным к особенностям учащегося. Курс рассчитан на двухгодичное – от простого к сложному, от теории к практике-обучению.
Программа курса состоит из двух разделов 1 и ΙΙ, соответственно для 10-х и 11-х классов, но может также выбираться учеником по желанию: если он хочет систематизировать знания, можно изучать 1 раздел, а потом ΙΙ. Если ученик считает, что он имеет за один год хорошие базовые знания и грамотен, то он может выбрать раздел ΙΙ, который рассматривает самые сложные темы курса и подготовку к ЕГЭ.
Учебная программа курса для 10 класса (1 раздел) состоит из четырёх частей:
Орфография.
Части речи.
Пунктуация.
Культура речи.
Для 11 класса (ΙΙ раздел) учебная программа состоит из четырёх частей:
Трудные случаи орфографии.
Культура речи.
Трудные случаи пунктуации.
Подготовка к ЕГЭ.
Курс рассчитан на 32 занятия в 11 классах (ΙΙ раздел).
Реализация программы строится на двух уровнях:
- информационном, где через решение общеобразовательных задач на занятиях повторяются основные разделы языка;
- операционно-деятельном, где происходит формирование и корректировка умений и навыков грамотного письма.
Цели и задачи данного курса:
Общие цели:
- создать положительную мотивацию к освоению основных понятий и законов фонетики, графики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса;
- актуализировать орфографические и пунктуационные умения и навыки грамотности учащихся;
- развивать мотивацию собственной учебной деятельности, соответствующей проблемам школьника;
- помочь приобрести опыт самостоятельного поиска причин орфографических и пунктуационных ошибок и устранения их
Практическая цель: развитие письменной речи учащихся, их способности к грамотному письму.
Воспитательная цель: находить пути решения проблемных ситуаций, формирование опыта самостоятельного поиска причин орфографических и пунктуационных ошибок, умение найти пути их устранения.
Развивающая цель: создание системы диагностических заданий, способствующих индивидуальному продвижению учащихся в освоении материала.
Основной задачей первого этапа курса является формирование умений диагностировать собственные пробелы по грамотности и отрабатывать их. К концу первого этапа учащиеся должны уметь объяснять свои ошибки правилами и находить пути устранения их.
Основной задачей второго этапа является развитие способности видеть орфограммы и пунктограммы в связном тексте.
Основными организационными формами вовлечения в деятельность являются:
- тематические групповые занятия;
- работа над ошибками;
- самостоятельная индивидуальная работа(анализ допущенных ошибок, заполнение индивидуальной карты грамотности, выполнение заданий на определённые правила);
- выполнение тестов, упражнений;
- составление и защита учащимися своей программы по устранению ошибок на письме.
Курс обеспечивается раздаточным материалом, упражнениями, тестовыми заданиями, диагностическим материалом «Орфографические квадраты» и предполагает групповую и индивидуальную работу учащихся, причём ученик имеет возможности выстраивать свой путь к грамотности, через индивидуальные маршруты.
Критериями успешности курса могут быть результаты итоговых тестовых заданий на занятиях уроках, а также экзаменационные результаты по окончании гимназии и поступлению в вузы.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса
После усвоения данного курса учащиеся будут:
Иметь представление об:
-
Индивидуальных особенностях усвоения материала орфографии и пунктуации.
Основных закономерностях грамотного письма.
Путях улучшения грамотности и выстраивания собственной программы устранения пробелов.
О системе языка и его основных единицах.
О литературной норме и типах норм современного литературного языка
2. Знать:
2.1. Основные понятия науки о русском языке.
2.2. Основные правила орфографии и пунктуации.
2.3. Собственные психологические особенности материала.
2.4. Пути работы над ошибками.
Уметь:
3.1. Анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи.
3.2. Применять в практической деятельности теоретические знания по русскому языку.
3.3. Оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.
3.4.выстраивать собственный путь (программу) ликвидации пробелов в знаниях.
3.5.Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.
3.6.Находить пути решения в проблемных ситуациях.
Владеть:
4.1.Методами научного познания.
4.1.1.Проведением анализа причин ошибок.
4.1.2.Графическим выделением и объяснением допущенных ошибок.
4.1.3.Использованием группировки материала для теоретических знаний для решения практических задач.
4.1.4.Методами самостоятельной работы.
4.1.5.Работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками.
4.1.6.Выполнять тестовые работы.
4.1.7.выполнять практические работы, вести наблюдения, сбирать, группировать информацию.
4.1.8.Представлять выполненные работы (защита, презентация, рецензия).
Механизм отслеживания результатов
Контрольные и практические работы по орфографии и пунктуации.
Индивидуальные карты грамотности.
Диагностические квадраты.
Экзаменационные критерии по творческому заданию:
постановка проблемы
комментирование проблемы
авторская позиция
аргументация
смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
точность и выразительность речи
орфография
синтаксис
грамматические ошибки
речевые ошибки
К концу второго этапа учащиеся должны уметь писать сочинения – рассуждения, опираясь на жизненный опыт и сформированную лингвистическую компетенцию.
Изучение курса может завершаться выполнением материалов ЕГЭ, созданными индивидуальными программами грамотности в 10 кл. (1 раздел), а в 11 кл. (ΙΙ раздел) – сдачей экзаменов в форме ЕГЭ.
Структура курса
10 класс (1 раздел)
Модуль 1 Орфография | Модуль 2 Части речи | Модуль 3 Пунктуация | Модуль 4 Культура речи |
11 класс (П раздел)
Модуль 1 Трудные случаи орфографии | Модуль 2 Культура речи | Модуль 3 Трудные случаи пунктуации | Модуль 4 Подготовка к ЕГЭ |
Содержание курса и учебная деятельность в 10 классе (1 раздел)
Ссылка на цели | Часы | Тема занятий | Деятельность учащихся |
2.2, 1.2, 4.2.3, 3.6, | 1 | Диагностический диктант | Наименование диктанта |
1.1, 2.5, 3.1 | 1 | Составление программы работы | Определение целей, группировка ошибок. Задачи и сроки. |
Орфография
1.4, 2.2 | 1 | Правописание гласных в корне. | Повторение теории и выполнение упражнений. |
1.4, 1.3, 2.2, 3.2, 3.4 | 1 | Правописание чередующихся гласных в корнях. Гласные О-Ё после шипящих согласных. И и Ы после Ц. | Повторение теории, выполнение диагностических квадратов. |
1.4, 2.2, 3.4 | 1 | Правописание согласных. Буквы Ь и Ъ. | Практическое применение знаний. |
1.4, 2.2, 3.4 | 1 | Правописание приставок, оканчивающихся на З(С). Пре- и при-. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | Диагностика и корректировка деятельности. |
1.4, 2.2, 3.4 | 1 | Правописание сложных существительных и прилагательных. | Повторение теории, диагностика, корректировка целей программы. |
Части речи
2.1, 2.2, 1.2, 3.1, 4.1.1 | 1 | Имя существительное. Склонение. Правописание окончаний. Правописание гласных в суффиксах. | Диагностические квадраты. Графическое выделение и объяснение ошибок. |
2.1, 2.2, 1.5, 3.1, 4.1.1 | 1 | Глагол. Ь знак в глагольных формах. Глагольные суффиксы. Спряжение глаголов. | Работа со справочниками. |
2.1, 2.2. 3.1, 4.1.1 | 1 | Имя прилагательное. Буквы О и Е в окончаниях. Правописание притяжательных прилагательных. | Анализ причин ошибок. |
2.1, 3.1, 2.2 | 1 | Имя числительное. Склонение. Правописание. | Повторение темы. Практическое применение знаний. |
2.1, 3.1, 2.2, 4.1.1 | 1 | Наречие. Правописание суффиксов. Мягкий знак на конце наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание. | Работа со словарём. |
2.1. 3.1, 2.2, 3.2, 4.1.1 | 1 | Местоимение. Правописание. | Практикум на знание разрядов местоимений. |
2.1, 3.1, 2.2, 4.1.1, 3.2 | 1 | Причастие. Правописание суффиксов причастий. Деепричастие. | Группировка материала для теоретических выводов. |
2.1, 2.2, 3.1 | 1 | НЕ со всеми частями речи. | Применение теоретических знаний для рещения практических задач. |
2.1, 2.2 | 1 | Н и НН в частях речи. | Применение теоретических знаний для рещения практических задач. |
2.1, 2.2 | 1 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | Работа со справочниками. |
4.1, 1.3, 4.1.3,4.2.3, 4.2.4 | 1 | Представление индивидуальных программ по ликвидации пробелов. | Проведение анализа деятельности, защита программ. |
Пунктуация
2.1, 2.2, 3.1 | 1 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. | Анализ собственных ошибок. |
2.1, 2.2, 3.1 | 1 | Односоставные предложения. Осложнения предложения. Однородные члены предложения. | Повторение теории для практического применения. |
2.1, 2.2, 3.1 | 2 | Предложения с обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами. Обособленные уточняющиеся, поясняющие, присоединительные члены предложения. Вводные конструкции. | Выполнение тестовых работ. |
2.1, 2.2, 3.1 | 1 | Сложные предложения. Запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. | Выполнение тестовых заданий. |
2.1, 2.2, 3.1 | 1 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзом КАК. | Практикум. |
2.1, 2.2, 3.1 | 1 | Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. | Практикум. |
Культура речи
2.1, 2.2, 3.6 | 1 | Употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. | Тестовые задания. |
2.1, 2.2, 4.2.4, 3.3, 3.4 | 1 | Представление программы по ликвидации пробелов в знаниях. | Проведение анализа причин ошибок. |
4.2.2, 4.2.3, 3.5 | 1 | Практикум по темам, затруднившим учащихся. | Применение теоретических знаний для решения практических задач. |
4.2.4, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4 | 1 | Индивидуальная работа с учащимися по программам устранения пробелов в знаниях. | Работа со справочной литературой. |
Содержание курса и учебная деятельность в 11 классе (II раздел)
Ссылка на цели | Часы | Тема занятий | Деятельность учащихся |
Орфография
1.3,3.1,4.1.1 | 1 | Диагностика знаний учащихся | Выполнение заданий |
1.4, 4.1.3 | 1 | Правописание гласных в корнях слов | Повторение и выявление затруднений |
4.1.3,4.2.3 | 1 | Гласные в приставках | Практикум |
4.2.2, 4.1.1 | 1 | Гласные в окончаниях существительных, прилагательных, причастиях | Самостоятельная группировка орфограмм |
3.6, 4.1.1 | 1 | Правописание гласной в суффиксах и окончаниях глагола | Диагностика знаний учащихся |
4.1.1, 4.1.3 | 1 | Правописание в корнях, приставках и суффиксах. Практикум | Диагностика знаний |
3.2, 4.1.4 | 1 | Н и НН в прилагательных и причастиях | Поиск причин ошибок |
4.2.1, 4.2.3 | 1 | Ъ и Ь знаки | Практикум |
3.6, 4.2.3 | 1 | Слитное, раздельное и дефисное написание | Определение целей и задач работы |
4.2.3, 4.1.1 | 1 | Знаменательные и служебные слова | Работа над ошибками |
2.3, 3.4, 3.1 | 1 | Диагностика знаний учащихся по орфографии | Построение своих программ по ликвидации пробелов |
Культура речи
1.5, 4.2.3 | 1 | Орфоэпические и морфологические нормы | Практикум |
3.5, 4.2.1 | 1 | Лексические и синтаксические нормы | Практикум |
Синтаксис
4.1.3 | 1 | Члены предложения. Однородные члены предложения | Определение путей работы с пунктограммами |
4.2.1 | 1 | Обособленные члены предложения | |
4.1.1, 4.2.1 | 1 | Знаки препинания перед союзом КАК | Тренировочные упражнения |
4.2.1, 4.1.3 | 1 | Вводные конструкции | Тесты |
4.1.4, 4.2.1 | 1 | Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения | Практикум |
4.2.3 | 1 | Бессоюзные сложные предложения | Практикум |
1.4, 4.1.1 | 1 | Диагностика знаний учащихся по пунктуации | Определение целей и задач по ликвидации пробелов |
3.1, 2.3, 2.2 | 1 | Защита учащимися программ по ликвидации пробелов | Самостоятельная работа учащихся |
Подготовка к ЕГЭ
3.5, 2.2 | 1 | ЕГЭ 1 – 5 | Выполнение тестов |
3.5, 2.2 | 1 | ЕГЭ 6 – 12 | Выполнение тестов |
3.5, 2.2 | 1 | ЕГЭ 13 – 21 | Учёт затруднений учащихся |
3.5, 2.2 | 1 | ЕГЭ 22 – 24 | Тренировочная работа по выполнению заданий |
3.5, 2.2 | 1 | ЕГЭ 7 | |
3.5, 2.2 | 1 | ЕГЭ 19 | |
3.3, 3.5 | 1 | ЕГЭ. Задание 25 | Выполнение требований к тесту |
3.3, 4.2.2 | 1 | Выполнение теста | Самостоятельная работа учащихся |
3.3, 3.1 | 2 | Подготовка к сочинению | Строение высказываний |
3.6, 3.1, 2.3 | 1 | Индивидуальная работа по проблемам учащихся | Защита своих работ |
Список рекомендуемой литературы для учителя
Егорова Н.В. Пособия по интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М., Вако, 2005
Журавлёва Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд, 1996
Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрёжки. – М., 1999
Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов и абитуриентов. – М.: Флинта: Наука, 1998
Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.: Высшая школа, 1989
Русский язык. Пособие для абитуриентов. – составитель: Першина В.Н. – Томск, госуниверситет систем управления и радиоэлектроники, 2004
Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. – Челябинск. Юж.-Уральское кн. изд, 1996
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Горшков А.И. русская словесность. – М.: Просвещение, 1995
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. пособие по русскому языку. М.: Оникс 21 век, - Мир и образование, 2003
Розенталь Д.Э. Русский язык 10 -11 классов. – М.: Просвещение, 2003
Сухочинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997
Штоль А.А. Русский язык в таблицах. – Новосибирск: Сиб.универ.изд-во, 2008
Сайты подготовки к ЕГЭ
Приложение