Программа элективного курса для 10–11 классов «Пишу грамотно»

2
0
Материал опубликован 16 September 2017 в группе

Управление образования администрации Ангарского муниципального образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

 

ПРОГРАММА

курса «Пишу грамотно» по русскому языку

для 10 – 11 классов


 

 


 


 


 

Автор- составитель:

Хвойнова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1»

 


 


 


 


 


 

2017 г.


 

Краткая аннотация

к программе курса «Пишу грамотно» учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» Хвойновой Натальи Михайловны

 

Программа курса представляет собой целостный, самостоятельный комплекс, целью которого является развитие грамотной письменной речи учащихся. Для реализации цели автор выстраивает индивидуальную работу каждого обучающегося. В основу курса положена Государственная программа обучения русскому языку на 1 час в неделю. Программой предусмотрены различные формы обучения и творческих заданий, а также соответствующие формы контроля.

Пояснительная записка

Направление. Основная цель данного курса состоит в повышении гра­мотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Сво­бодное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способ­ность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характерис­тике речевого общения в целом, особенностям письменного обще­ния, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе стано­вятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический ана­лиз, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет есте­ственную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая реф­лексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование уме­ния ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их сис­темность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописа­ния, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономер­ностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Та­кое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обоб­щающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского право­писания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой под­ход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попут­ное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — со­вершенствование орфографических умений.

Актуальность. Экзамены по русскому языку – выпускные в школе и вступительные в вузах – уже много лет проходят в виде различно рода тестов. Традиционные тесты включают разделы по орфографии, пунктуации, культуре речи, то есть проверяют практическое знание языка.

Тесты ЕГЭ имеют более сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

Программой «Пишу грамотно» автор ставит задачу систематизировать, закрепить, углубить знания учащихся, полученные в 5-9 классах, а также обеспечить организацию самостоятельной деятельности курсантов по выявлению и ликвидации пробелов в знаниях.

Содержание курса определяется базовым уровнем стандарта основного общего образования, а также требованиями, заложенными в материалы ЕГЭ.

Новизна. Возможность помочь ученику в ликвидации пробелов в знаниях и коррекции его умений представляется через индивидуальные образовательные маршруты по диагностическим картам, повторение теоретических сведений, практикумы, тесты, ЕГЭ, экспресс-диагностику

«Орфографические квадраты», что будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе учащегося по затруднившей его теме: ошибка – её причина – устранение причины – тренировка cебя.

Отличием данного курса от предмета является то, что, во-первых, значительный круг орфографических и синтаксических трудностей вообще не входит в школьную программу, во-вторых, школьная программа совершенно не предусматривает подготовку к ЕГЭ, в-третьих, невозможность тренировочной деятельности учащегося по затруднившей его проблеме.

 

Данный курс является практико-ориентированным, приближенным к особенностям учащегося. Курс рассчитан на двухгодичное – от простого к сложному, от теории к практике-обучению.

Программа курса состоит из двух разделов 1 и ΙΙ, соответственно для 10-х и 11-х классов, но может также выбираться учеником по желанию: если он хочет систематизировать знания, можно изучать 1 раздел, а потом ΙΙ. Если ученик считает, что он имеет за один год хорошие базовые знания и грамотен, то он может выбрать раздел ΙΙ, который рассматривает самые сложные темы курса и подготовку к ЕГЭ.

Учебная программа курса для 10 класса (1 раздел) состоит из четырёх частей:

Орфография.

Части речи.

Пунктуация.

Культура речи.

Для 11 класса (ΙΙ раздел) учебная программа состоит из четырёх частей:

Трудные случаи орфографии.

Культура речи.

Трудные случаи пунктуации.

Подготовка к ЕГЭ.

Курс рассчитан на 32 занятия в 11 классах (ΙΙ раздел).

Реализация программы строится на двух уровнях:

- информационном, где через решение общеобразовательных задач на занятиях повторяются основные разделы языка;

- операционно-деятельном, где происходит формирование и корректировка умений и навыков грамотного письма.

Цели и задачи данного курса:

Общие цели:

- создать положительную мотивацию к освоению основных понятий и законов фонетики, графики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса;

- актуализировать орфографические и пунктуационные умения и навыки грамотности учащихся;

- развивать мотивацию собственной учебной деятельности, соответствующей проблемам школьника;

- помочь приобрести опыт самостоятельного поиска причин орфографических и пунктуационных ошибок и устранения их

Практическая цель: развитие письменной речи учащихся, их способности к грамотному письму.

Воспитательная цель: находить пути решения проблемных ситуаций, формирование опыта самостоятельного поиска причин орфографических и пунктуационных ошибок, умение найти пути их устранения.

Развивающая цель: создание системы диагностических заданий, способствующих индивидуальному продвижению учащихся в освоении материала.

Основной задачей первого этапа курса является формирование умений диагностировать собственные пробелы по грамотности и отрабатывать их. К концу первого этапа учащиеся должны уметь объяснять свои ошибки правилами и находить пути устранения их.

Основной задачей второго этапа является развитие способности видеть орфограммы и пунктограммы в связном тексте.

Основными организационными формами вовлечения в деятельность являются:

- тематические групповые занятия;

- работа над ошибками;

- самостоятельная индивидуальная работа(анализ допущенных ошибок, заполнение индивидуальной карты грамотности, выполнение заданий на определённые правила);

- выполнение тестов, упражнений;

- составление и защита учащимися своей программы по устранению ошибок на письме.

Курс обеспечивается раздаточным материалом, упражнениями, тестовыми заданиями, диагностическим материалом «Орфографические квадраты» и предполагает групповую и индивидуальную работу учащихся, причём ученик имеет возможности выстраивать свой путь к грамотности, через индивидуальные маршруты.

Критериями успешности курса могут быть результаты итоговых тестовых заданий на занятиях уроках, а также экзаменационные результаты по окончании гимназии и поступлению в вузы.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса

После усвоения данного курса учащиеся будут:

Иметь представление об:

  1. Индивидуальных особенностях усвоения материала орфографии и пунктуации.

    Основных закономерностях грамотного письма.

    Путях улучшения грамотности и выстраивания собственной программы устранения пробелов.

    О системе языка и его основных единицах.

    О литературной норме и типах норм современного литературного языка

    2. Знать:

2.1. Основные понятия науки о русском языке.

2.2. Основные правила орфографии и пунктуации.

2.3. Собственные психологические особенности материала.

2.4. Пути работы над ошибками.

Уметь:

3.1. Анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи.

3.2. Применять в практической деятельности теоретические знания по русскому языку.

3.3. Оценивать высказывания с точки зрения содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.

3.4.выстраивать собственный путь (программу) ликвидации пробелов в знаниях.

3.5.Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.

3.6.Находить пути решения в проблемных ситуациях.

Владеть:

4.1.Методами научного познания.

4.1.1.Проведением анализа причин ошибок.

4.1.2.Графическим выделением и объяснением допущенных ошибок.

4.1.3.Использованием группировки материала для теоретических знаний для решения практических задач.

4.1.4.Методами самостоятельной работы.

4.1.5.Работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками.

4.1.6.Выполнять тестовые работы.

4.1.7.выполнять практические работы, вести наблюдения, сбирать, группировать информацию.

4.1.8.Представлять выполненные работы (защита, презентация, рецензия).

Механизм отслеживания результатов

Контрольные и практические работы по орфографии и пунктуации.

Индивидуальные карты грамотности.

Диагностические квадраты.

Экзаменационные критерии по творческому заданию:

постановка проблемы

комментирование проблемы

авторская позиция

аргументация

смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

точность и выразительность речи

орфография

синтаксис

грамматические ошибки

речевые ошибки

К концу второго этапа учащиеся должны уметь писать сочинения – рассуждения, опираясь на жизненный опыт и сформированную лингвистическую компетенцию.

Изучение курса может завершаться выполнением материалов ЕГЭ, созданными индивидуальными программами грамотности в 10 кл. (1 раздел), а в 11 кл. (ΙΙ раздел) – сдачей экзаменов в форме ЕГЭ.

Структура курса

10 класс (1 раздел)

Модуль 1

Орфография

Модуль 2

Части речи

Модуль 3

Пунктуация

Модуль 4

Культура речи

11 класс (П раздел)

Модуль 1

Трудные случаи

орфографии

Модуль 2

Культура речи

Модуль 3

Трудные случаи

пунктуации

Модуль 4

Подготовка к ЕГЭ

Содержание курса и учебная деятельность в 10 классе (1 раздел)

Ссылка на цели

Часы

Тема занятий

Деятельность учащихся

2.2, 1.2,

4.2.3, 3.6,

1

Диагностический диктант

Наименование диктанта

1.1, 2.5, 3.1

1

Составление программы работы

Определение целей, группировка ошибок. Задачи и сроки.

Орфография

1.4, 2.2

1

Правописание гласных в корне.

Повторение теории и выполнение упражнений.

1.4, 1.3, 2.2, 3.2, 3.4

1

Правописание чередующихся гласных в корнях. Гласные О-Ё после шипящих согласных. И и Ы после Ц.

Повторение теории, выполнение диагностических квадратов.

1.4, 2.2, 3.4

1

Правописание согласных. Буквы Ь и Ъ.

Практическое применение знаний.

1.4, 2.2, 3.4

1

Правописание приставок, оканчивающихся на З(С). Пре- и при-. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Диагностика и корректировка деятельности.

1.4, 2.2, 3.4

1

Правописание сложных существительных и прилагательных.

Повторение теории, диагностика, корректировка целей программы.

Части речи

2.1, 2.2, 1.2, 3.1, 4.1.1

1

Имя существительное. Склонение. Правописание окончаний. Правописание гласных в суффиксах.

Диагностические квадраты. Графическое выделение и объяснение ошибок.

2.1, 2.2, 1.5, 3.1, 4.1.1

1

Глагол. Ь знак в глагольных формах. Глагольные суффиксы. Спряжение глаголов.

Работа со справочниками.

2.1, 2.2. 3.1, 4.1.1

1

Имя прилагательное. Буквы О и Е в окончаниях. Правописание притяжательных прилагательных.

Анализ причин ошибок.

2.1, 3.1, 2.2

1

Имя числительное. Склонение. Правописание.

Повторение темы. Практическое применение знаний.

2.1, 3.1, 2.2, 4.1.1

1

Наречие. Правописание суффиксов. Мягкий знак на конце наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание.

Работа со словарём.

2.1. 3.1, 2.2, 3.2, 4.1.1

1

Местоимение. Правописание.

Практикум на знание разрядов местоимений.

2.1, 3.1, 2.2, 4.1.1, 3.2

1

Причастие. Правописание суффиксов причастий. Деепричастие.

Группировка материала для теоретических выводов.

2.1, 2.2, 3.1

1

НЕ со всеми частями речи.

Применение теоретических знаний для рещения практических задач.

2.1, 2.2

1

Н и НН в частях речи.

Применение теоретических знаний для рещения практических задач.

2.1, 2.2

1

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

Работа со справочниками.

4.1, 1.3, 4.1.3,4.2.3, 4.2.4

1

Представление индивидуальных программ по ликвидации пробелов.

Проведение анализа деятельности, защита программ.

Пунктуация

2.1, 2.2, 3.1

1

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Анализ собственных ошибок.

2.1, 2.2, 3.1

1

Односоставные предложения. Осложнения предложения. Однородные члены предложения.

Повторение теории для практического применения.

2.1, 2.2, 3.1

2

Предложения с обособленными определениями, приложениями, дополнениями, обстоятельствами. Обособленные уточняющиеся, поясняющие, присоединительные члены предложения. Вводные конструкции.

Выполнение тестовых работ.

2.1, 2.2, 3.1

1

Сложные предложения. Запятая в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

Выполнение тестовых заданий.

2.1, 2.2, 3.1

1

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзом КАК.

Практикум.

2.1, 2.2, 3.1

1

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Практикум.

Культура речи

2.1, 2.2, 3.6

1

Употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Тестовые задания.

2.1, 2.2, 4.2.4, 3.3, 3.4

1

Представление программы по ликвидации пробелов в знаниях.

Проведение анализа причин ошибок.

4.2.2, 4.2.3, 3.5

1

Практикум по темам, затруднившим учащихся.

Применение теоретических знаний для решения практических задач.

4.2.4, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4

1

Индивидуальная работа с учащимися по программам устранения пробелов в знаниях.

Работа со справочной литературой.

Содержание курса и учебная деятельность в 11 классе (II раздел)

Ссылка на

цели

Часы

Тема занятий

Деятельность учащихся

Орфография

1.3,3.1,4.1.1

1

Диагностика знаний учащихся

Выполнение заданий

1.4, 4.1.3

1

Правописание гласных в корнях слов

Повторение и выявление затруднений

4.1.3,4.2.3

1

Гласные в приставках

Практикум

4.2.2, 4.1.1

1

Гласные в окончаниях существительных, прилагательных, причастиях

Самостоятельная группировка орфограмм

3.6, 4.1.1

1

Правописание гласной в суффиксах и окончаниях глагола

Диагностика знаний учащихся

4.1.1, 4.1.3

1

Правописание в корнях, приставках и суффиксах. Практикум

Диагностика знаний

3.2, 4.1.4

1

Н и НН в прилагательных и причастиях

Поиск причин ошибок

4.2.1, 4.2.3

1

Ъ и Ь знаки

Практикум

3.6, 4.2.3

1

Слитное, раздельное и дефисное написание

Определение целей и задач работы

4.2.3, 4.1.1

1

Знаменательные и служебные слова

Работа над ошибками

2.3, 3.4, 3.1

1

Диагностика знаний учащихся по орфографии

Построение своих программ по ликвидации пробелов

Культура речи

1.5, 4.2.3

1

Орфоэпические и морфологические нормы

Практикум

3.5, 4.2.1

1

Лексические и синтаксические нормы

Практикум

Синтаксис

4.1.3

1

Члены предложения. Однородные члены предложения

Определение путей работы с пунктограммами

4.2.1

1

Обособленные члены предложения

 

4.1.1, 4.2.1

1

Знаки препинания перед союзом КАК

Тренировочные упражнения

4.2.1, 4.1.3

1

Вводные конструкции

Тесты

4.1.4, 4.2.1

1

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

Практикум

4.2.3

1

Бессоюзные сложные предложения

Практикум

1.4, 4.1.1

1

Диагностика знаний учащихся по пунктуации

Определение целей и задач по ликвидации пробелов

3.1, 2.3, 2.2

1

Защита учащимися программ по ликвидации пробелов

Самостоятельная работа учащихся

Подготовка к ЕГЭ

3.5, 2.2

1

ЕГЭ 1 – 5

Выполнение тестов

3.5, 2.2

1

ЕГЭ 6 – 12

Выполнение тестов

3.5, 2.2

1

ЕГЭ 13 – 21

Учёт затруднений учащихся

3.5, 2.2

1

ЕГЭ 22 – 24

Тренировочная работа по выполнению заданий

3.5, 2.2

1

ЕГЭ 7

 

3.5, 2.2

1

ЕГЭ 19

 

3.3, 3.5

1

ЕГЭ. Задание 25

Выполнение требований к тесту

3.3, 4.2.2

1

Выполнение теста

Самостоятельная работа учащихся

3.3, 3.1

2

Подготовка к сочинению

Строение высказываний

3.6, 3.1, 2.3

1

Индивидуальная работа по проблемам учащихся

Защита своих работ

Список рекомендуемой литературы для учителя

Егорова Н.В. Пособия по интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М., Вако, 2005

Журавлёва Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд, 1996

Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрёжки. – М., 1999

Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов и абитуриентов. – М.: Флинта: Наука, 1998

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.: Высшая школа, 1989

Русский язык. Пособие для абитуриентов. – составитель: Першина В.Н. – Томск, госуниверситет систем управления и радиоэлектроники, 2004

Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. – Челябинск. Юж.-Уральское кн. изд, 1996

Список рекомендуемой литературы для учащихся

Горшков А.И. русская словесность. – М.: Просвещение, 1995

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. пособие по русскому языку. М.: Оникс 21 век, - Мир и образование, 2003

Розенталь Д.Э. Русский язык 10 -11 классов. – М.: Просвещение, 2003

Сухочинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997

Штоль А.А. Русский язык в таблицах. – Новосибирск: Сиб.универ.изд-во, 2008

Сайты подготовки к ЕГЭ

Приложение

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.