Программа профессионального обучения профессиональная подготовка по профессии: «Маляр строительный» (3 разряд)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЯНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ
ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО»
ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и одобрена на заседании экспертного совета ЦОПП Брянской области Протокол №___ от «___» _________г. Председатель экспертного совета _______________ Н.В. Макавьева | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» ___________ А.И. Куличенко «___» ______________ г. |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
профессиональная подготовка
по профессии: «Маляр строительный» (3 разряд)
Срок освоения программы: 240 часов
Форма обучения: Очная
Брянск
2022
Аннотация программы.................................................................................................................. 3
1 Общие положения...................................................................................................................... 4
1.1 Основные понятия, используемые в настоящей программе.......................................... 4
1.2 Назначение программы...................................................................................................... 5
1.3 Нормативные документы, используемые при разработке программы......................... 5
1.4 Общая характеристика основной программы профессионального обучения.............. 6
2 Планируемые результаты обучения......................................................................................... 7
2.1 Результаты освоения основной программы профессионального обучения................. 7
2.2 Оценка результатов освоения программы....................................................................... 9
2.3 Показатели уровня квалификации.................................................................................. 10
3 Организация образовательного процесса и содержание программы.................................. 11
3.1 Учебный план программы............................................................................................... 11
3.2 Учебно-тематический план программы......................................................................... 11
3.3 Календарный учебный график........................................................................................ 13
3.4 Содержание программы................................................................................................... 14
3.5 Организация и содержание оценивания достижения планируемых результатов...... 18
4 Организационно-педагогические условия реализации программы.................................... 23
4.1 Кадровое обеспечение программы................................................................................. 23
4.2 Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение................... 23
4.2 Материально-технические условия реализации программы....................................... 23
Примерный перечень вопросов к зачету/квалификационному экзамену.............................. 25
Аннотация программы
Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профессии рабочего (должности служащего) «Маляр строительный» и в рамках квалификации вида профессиональной деятельности: «Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков зданий обоями».
Присваиваемый уровень квалификации: 3 разряд.
Срок освоения (трудоёмкость/объем программы): 240 час.
Категория слушателей: лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава России.
Форма итоговой аттестации: квалификационный экзамен
Краткое содержание программы:
№ | Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Содержание |
1 | Теоретическое обучение | Современные технологии в профессиональной сфере Работа в статусе самозанятого Требования охраны труда и техники безопасности |
2 | Профессиональный курс | Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски Обработка поверхностей различными средствами и составами Шпатлевание поверхностей вручную Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями |
3 | Итоговая аттестация | Квалификационный экзамен |
Преподавательский состав/требования к преподавательскому составу:
реализация профессионального обучения по программам профессиональной подготовки обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и/или профессиональных стандартах (при наличии).
1 Общие положения
1.1 Основные понятия, используемые в настоящей программе
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение осуществляется по средством реализации:
- программ профессиональной подготовки,
- программ переподготовки рабочих и служащих,
- программ повышения квалификации рабочих и служащих.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Обучающийся с особыми образовательными потребностями – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная программа профессиональной подготовки – программа подготовки квалифицированных рабочих, адаптированная для обучения лиц с особыми образовательными потребностями с учетом их особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций. Осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе.
Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
1.2 Назначение программы
Основная программа профессионального обучения по профессии/должности «Маляр строительный» дает возможность приобрести теоретические и практические умения, необходимые для правомерной деятельности на профессиональном уровне, обеспечивающем производственную компетентность работника.
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации, разработанной на основе профессионального стандарта «Маляр строительный».
Программа ежегодно пересматривается, при необходимости обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания дисциплин, тем, модулей разделов, программ учебной и производственной практик (при наличии), контрольно-оценочных средств, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Цель реализации программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профессии рабочего (должности служащего) «Маляр строительный» и в рамках квалификации вида профессиональной деятельности: «Окрашивание наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, оклеивание стен и потолков обоями».
1.3 Нормативные документы, используемые при разработке программы
Программа разработана в соответствии с следующими документами (с учетом следующих документов):
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 N513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 N 29322);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59784);
- Профессиональный стандарт «Маляр строительный», регистрационный № 347, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.07.2020 г. № 443н.
1.4 Общая характеристика основной программы профессионального обучения
Категория обучающихся: лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава России.
Присваиваемый уровень квалификации: 3 разряд.
Срок освоения: трудоемкость обучения 240 академических час., включая все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы слушателя, а также практику.
Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием по настоящей программе.
Форма обучения: Очная.
2 Планируемые результаты обучения
2.1 Результаты освоения основной программы профессионального обучения
В результате освоения программы слушатель должен освоить выполнение предусмотренных профессиональным стандартом «Маляр строительный» трудовых функций, соответствующих 3 уровню квалификации.
Планируемые результаты обучения по программе профессиональной подготовки в соответствии с профессиональным стандартом
Обобщенная трудовая функция | Трудовая функция | Знания | Умения | Практический опыт |
Очистка, протравливание и обработка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями | Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски | - способы и правила подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание - назначение и правила применения ручного инструмента и приспособлений - правила эксплуатации, принцип работы и условия применения строительных пылесосов и компрессоров - способы и материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски - требования охраны труда, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовительных работах | - пользоваться металлическими шпателями, скребками, щетками для очистки поверхностей - пользоваться пылесосом, воздушной струей от компрессора при очистке поверхностей - удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой выбоин - устанавливать защитные материалы для предохранения поверхностей от набрызгов краски | - очистка поверхностей - сглаживание поверхностей вручную - удаление старой краски с расшивкой трещин и расчистки выбоин - предохранение поверхностей от набрызгов краски |
Обработка поверхностей различными средствами и составами | - виды и свойства основных нейтрализующих растворов, грунтовок, пропиток - правила применения олиф, грунтовок, пропиток и нейтрализующих растворов - способы и правила нанесения олиф, грунтовок, пропиток и нейтрализующих растворов - виды и правила применения средств индивидуальной защиты, применяемых при травлении нейтрализующим составом - требования охраны труда при работе с олифами, грунтовками, пропитками и нейтрализующими растворами | - наносить на поверхности олифу, грунтовки, пропитки и нейтрализующие растворы кистью или валиком - приготавливать нейтрализующие растворы | - грунтование олифой деревянных поверхностей с помощью кисти и валика - обработка различных поверхностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика - травление цементной штукатурки нейтрализующим раствором | |
Приготовление и нанесение на поверхности клеевых составов | - виды и основные свойства клеев, применяемых при производстве обойных работ - способы и правила приготовления клея - способы раскроя обоев вручную - категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий | - приготавливать клей заданного состава и консистенции - получать ровную кромку при резке обоев вручную - наносить клеевой состав на поверхности кистями, валиками | - приготовление клеевого состава - нанесение клеевого состава на поверхности | |
Окончательная подготовка поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями | Шпатлевание поверхностей вручную | - типы и основные свойства шпатлевочных составов - правила приготовления и технология применения шпатлевочных составов - правила эксплуатации инструмента для приготовления шпатлевочных составов - способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность вручную - устройство, назначение и правила применения инструмента для нанесения шпатлевочных составов - категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий | - выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом основания и типом финишного покрытия - приготавливать шпатлевочные составы - пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного состава на поверхность вручную - разравнивать шпатлевочные составы в соответствии с требованиями к категории качества поверхности | - приготовление шпатлевочных составов - нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную - разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованиями к качеству поверхности |
Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом | - типы и основные свойства шпатлевочных составов для финишного выравнивания - правила приготовления и технология применения шпатлевочных составов для финишного выравнивания - устройство, правила эксплуатации и принцип работы оборудования для приготовления и нанесения шпатлевочных составов - способы и правила нанесения шпатлевочных составов на поверхность механизированным способом - категории качества поверхностей в зависимости от типов финишных покрытий - виды и основные свойства грунтовочных составов - правила нанесения грунтовочных составов механизированным способом - способы и правила выполнения шлифовальных работ - основные требования, предъявляемые к качеству грунтования и шлифования поверхностей - требования охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности при шпатлевании, грунтовании и шлифовании поверхностей | - выбирать шпатлевочные составы в соответствии с видом основания и типом финишного покрытия - приготавливать шпатлевочные составы для финишного выравнивания поверхностей - пользоваться инструментом и оборудованием для нанесения шпатлевочного состава на поверхность механизированным способом - разравнивать шпатлевочные составы в соответствии с требованиями к категории качества поверхности - наносить на поверхность грунтовочные составы механизированным способом - производить техническое обслуживание оборудования для нанесения грунтовочных и шпатлевочных составов - шлифовать поверхности вручную и механизированным способом | - приготовление шпатлевочных составов для финишного выравнивания поверхностей - нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную и механизированным способом - разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к категории качества поверхности - грунтование поверхностей механизированным способом - техническое обслуживание оборудования для нанесения шпатлевочных и грунтовочных составов - шлифовка поверхностей вручную и механизированным способом | |
Выполнение работ средней сложности при окрашивании и оклеивании поверхностей | Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом | - виды и основные свойства применяемых лакокрасочных материалов - требования к качеству выполненных малярных работ - способы и правила приготовления окрасочных составов - способы и правила подбора колера - способы и правила нанесения лаков и красок на поверхности вручную и механизированным способом - способы и правила нанесения жидких обоев на вертикальные и горизонтальные поверхности - устройство и правла эксплуатации машин, механизмов и механизированного инструмента для малярных работ (кроме агрегатов высокого давления) | - отмеривать и смешивать компоненты окрасочных составов по заданной рецептуре - подбирать колер при приготовлении окрасочных составов - пользоваться инструментом и приспособлениями для нанесения на поверхность лаков и красок - вытягивать филенки без подтушевывания - пользоваться инструментом и приспособлениями для нанесения жидких обоев на вертикальные и горизонтальные поверхности - закреплять трафареты на поверхности - пользоваться инструментами и приспособлениями для фиксации трафарета на поверхности | - нанесение окрасочных составов на вертикальные и горизонтальные поверхности кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом - приготовление окрасочных составов по заданной рецептуре - окрашивание поверхностей кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом - вытягивание филенок без подтушевывания - нанесение на вертикальные и горизонтальные поверхности жидких обоев - окрашивание поверхностей по трафарету в один тон - окрашивание рам |
Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями | - способы оклеивания поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями - свойства материалов, применяемых при производстве обойных работ - способы оценки качества поверхностей, оклеенных обоями - устройство и принцип действия машин и станков для пакетного раскроя обоев - техника охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности при использовании машин и станков для пакетного раскроя обоев | - наклеивать на поверхности бумажные, виниловые и текстильные обои - обеспечивать прилегание без пузырей и отслоений, наклеенных на поверхности бумажных, виниловых и текстильных обоев - пользоваться станком для пакетного раскроя обоев | - оклеивание поверхности обоями плотности до 110 г/м2 - оклеивание поверхности обоями плотности от 110 до 180 г/м2 - оклеивание поверхностей тканевыми обоями - выполнение пакетного раскроя обоев на станке |
2.2 Оценка результатов освоения программы
Форма итоговой аттестации: квалификационный экзамен, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональном стандарте «Маляр строительный».
Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по должности/профессии «Маляр строительный», соответствующих 3 разряду, что подтверждается документом о квалификации – свидетельством о профессии рабочего, должности служащего.
2.3 Показатели уровня квалификации
3 Организация образовательного процесса и содержание программы
3.1 Учебный план программы
Промежу точная аттестация/ | ||||||
Теоретическое обучение | ||||||
Современные технологии в профессиональной сфере | Зачет | |||||
Работа в статусе самозанятого | ||||||
Требования охраны труда и техники безопасности | Зачет | |||||
Профессиональный курс | ||||||
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски | Зачет | |||||
Обработка поверхностей различными средствами и составами | Зачет | |||||
Шпатлевание поверхностей вручную | Зачет | |||||
Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом | Зачет | |||||
Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом | Зачет | |||||
Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями | ||||||
Консультация | ||||||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | Экзамен | |||||
ИТОГО: |
3.2 Учебно-тематический план программы
Промежу точная аттестация/ | ||||||
Теоретическое обучение | ||||||
Современные технологии в профессиональной сфере | Зачет | |||||
Работа в статусе самозанятого | ||||||
Требования охраны труда и техники безопасности | Зачет | |||||
Профессиональный курс | ||||||
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски | ||||||
Очистка поверхностей | ||||||
Сглаживание поверхностей вручную | ||||||
Удаление старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин | ||||||
Предохранение поверхностей от набрызгов краски | Зачет | |||||
Обработка поверхностей различными средствами и составами | ||||||
Грунтование олифой деревянных поверхностей с помощью кисти и валика | ||||||
Обработка различных поверхностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика | ||||||
Травление цементной штукатурки нейтрализующим раствором | Зачет | |||||
Шпатлевание поверхностей вручную | ||||||
Приготовление шпатлевочных составов | ||||||
Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную | ||||||
Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к качеству поверхности | Зачет | |||||
Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом | ||||||
Приготовление шпатлевочных составов для финишного выравнивания поверхностей | ||||||
Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную и механизированным способом | ||||||
Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к категории качества поверхности | ||||||
Грунтование поверхностей механизированным способом | ||||||
Техническое обслуживание оборудования для нанесения шпатлевочных и грунтовочных составов | ||||||
Шлифовка поверхностей вручную и механизированным способом | Зачет | |||||
Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом | ||||||
Приготовление окрасочных составов по заданной рецептуре | ||||||
Нанесение окрасочных составов на вертикальные и горизонтальные поверхности кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом | ||||||
Вытягивание филенок без подтушевывания | ||||||
Нанесение на вертикальные и горизонтальные поверхности жидких обоев | ||||||
Окрашивание поверхностей по трафарету в один тон | ||||||
Окрашивание рам | Зачет | |||||
Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями | ||||||
Выполнение пакетного раскроя обоев на станке | ||||||
Приготовление клеевого состава | ||||||
Нанесение клеевого состава на поверхности | ||||||
Оклеивание поверхности бумажными, виниловыми обоями | ||||||
Оклеивание поверхностей тканевыми обоями | Зачет | |||||
Консультация | ||||||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | Экзамен | |||||
ИТОГО: |
3.3 Календарный учебный график
№ | Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Порядковый номер недели | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Теоретическое обучение | 13 | |||||||
Современные технологии в профессиональной сфере | 7 | |||||||
Работа в статусе самозанятого | 1 | |||||||
Требования охраны труда и техники безопасности | 5 | |||||||
Профессиональный курс | 22 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 20 | |
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски | 21 | |||||||
4.1 | Очистка поверхностей | 3 | ||||||
4.2 | Сглаживание поверхностей вручную | 6 | ||||||
4.3 | Удаление старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин | 7 | ||||||
4.4 | Предохранение поверхностей от набрызгов краски | 5 | ||||||
Обработка поверхностей различными средствами и составами | 1 | 15 | ||||||
5.1 | Грунтование олифой деревянных поверхностей с помощью кисти и валика | 1 | 4 | |||||
5.2 | Обработка различных поверхностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика | 5 | ||||||
5.3 | Травление цементной штукатурки нейтрализующим раствором | 6 | ||||||
6 | Шпатлевание поверхностей вручную | 20 | 15 | |||||
6.1 | Приготовление шпатлевочных составов | 6 | ||||||
6.2 | Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную | 14 | ||||||
6.3 | Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к качеству поверхности | 15 | ||||||
7 | Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом | 20 | 24 | |||||
7.1 | Приготовление шпатлевочных составов для финишного выравнивания поверхностей | 4 | ||||||
7.2 | Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную и механизированным способом | 11 | ||||||
7.3 | Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к категории качества поверхности | 5 | 2 | |||||
7.4 | Грунтование поверхностей механизированным способом | 5 | ||||||
7.5 | Техническое обслуживание оборудования для нанесения шпатлевочных и грунтовочных составов | 7 | ||||||
7.6 | Шлифовка поверхностей вручную и механизированным способом | 10 | ||||||
8 | Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом | 11 | 35 | 8 | ||||
8.1 | Приготовление окрасочных составов по заданной рецептуре | 6 | ||||||
8.2 | Нанесение окрасочных составов на вертикальные и горизонтальные поверхности кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом | 5 | 12 | |||||
8.3 | Вытягивание филенок без подтушевывания | 4 | ||||||
8.4 | Нанесение на вертикальные и горизонтальные поверхности жидких обоев | 12 | ||||||
8.5 | Окрашивание поверхностей по трафарету в один тон | 5 | ||||||
8.6 | Окрашивание рам | 2 | 8 | |||||
9 | Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями | 27 | 20 | |||||
9.1 | Выполнение пакетного раскроя обоев на станке | 3 | ||||||
9.2 | Приготовление клеевого состава | 6 | ||||||
9.3 | Нанесение клеевого состава на поверхности | 6 | ||||||
9.4 | Оклеивание поверхности бумажными, виниловыми обоями | 12 | 6 | |||||
9.5 | Оклеивание поверхностей тканевыми обоями | 14 | ||||||
10 | Консультация | 2 | ||||||
11 | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | 8 |
3.4 Содержание программы
Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Содержание | |
Теоретическое обучение | ||
Современные технологии в профессиональной сфере | Содержание учебного материала:
- Виды темперамента, его характеристик - Выбор цвета в зависимости от темперамента - Типы восприятия, отличительные особенности - Взаимосвязь восприятия с цветом - Влияние цветового окружения на эмоциональное и психофизическое состояние - Закономерность использования цвета в интерьере - Оптические особенности цвета в интерьере Практические занятия:
Промежуточная аттестация по модулю: Зачет | |
Работа в статусе самозанятого | Содержание учебного материала:
| |
Требования охраны труда и техники безопасности | Содержание учебного материала:
Промежуточная аттестация по модулю: Зачет | |
Профессиональный курс | ||
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски | ||
4.1 | Очистка поверхностей | Содержание учебного материала:
Практические занятия:
|
4.2 | Сглаживание поверхностей вручную | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Сглаживание поверхностей вручную и механизированным способом |
4.3 | Удаление старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Удаление старой краски с расшивкой трещин и расчисткой выбоин |
4.4 | Предохранение поверхностей от набрызгов краски | Содержание учебного материала:
Практические занятия:
Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
5 | Обработка поверхностей различными средствами и составами | |
5.1 | Грунтование олифой деревянных поверхностей с помощью кисти и валика | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Грунтование олифой поверхностей кистью и валиком |
5.2 | Обработка различных поверхностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Обработка различных поверхностей грунтовками и пропитками с помощью кисти и валика |
5.3 | Травление цементной штукатурки нейтрализующим раствором | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Травление цементной штукатурки нейтрализующим раствором Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
6 | Шпатлевание поверхностей вручную | |
6.1 | Приготовление шпатлевочных составов |
Практические занятия: Приготовление шпатлевочных составов под водные и неводные окраски |
6.2 | Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную |
Практические занятия: Нанесение шпатлевочных составов на поверхности вручную |
6.3 | Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к качеству поверхности |
Практические занятия: Разравнивание шпатлевального состава вручную в соответствии с требованиями к качеству поверхности Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
7 | Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом | |
7.1 | Приготовление шпатлевочных составов для финишного выравнивания поверхностей |
Практические занятия: Приготовление шпатлевочных составов для финишного выравнивания поверхностей |
7.2 | Нанесение шпатлевочных составов на поверхности механизированным способом |
Практические занятия: Нанесение шпатлевочных составов на поверхности механизированным способом |
7.3 | Разравнивание шпатлевочного состава в соответствии с требованием к категории качества поверхности |
Практические занятия: Разравнивание шпатлевального состава механизированным способом в соответствии с требованиями к качеству поверхности |
7.4 | Грунтование поверхностей механизированным способом |
Практическое занятие: Грунтование поверхностей механизированным способом |
7.5 | Техническое обслуживание оборудования для нанесения шпатлевочных и грунтовочных составов |
Практическое занятие: Техническое обслуживание оборудования для нанесения шпатлевочных и грунтовочных составов |
7.6 | Шлифовка поверхностей вручную и механизированным способом |
Практическое занятие:
Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
8 | Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом | |
8.1 | Приготовление окрасочных составов по заданной рецептуре |
Практические занятия:
|
8.2 | Нанесение окрасочных составов на вертикальные и горизонтальные поверхности кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом |
Практические занятия: Окраска поверхностей водными/неводными составами ручным (кистями, валиком) и механизированным (краскопультами с ручным приводом) способом |
8.3 | Вытягивание филенок без подтушевывания |
Практические занятия: Вытягивание филенок с помощью – метровой линейки и кисти; специальных валиков; трафаретов |
8.4 | Нанесение на вертикальные и горизонтальные поверхности жидких обоев |
Практические занятия: Нанесение жидких обоев на вертикальные и горизонтальные поверхности |
8.5 | Окрашивание поверхностей по трафарету в один тон |
Практические занятия: Нанесение трафаретного рисунка на вертикальные и горизонтальные поверхности |
8.6 | Окрашивание рам |
Практические занятия: Подготовка и окрашивание деревянной рамы Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
9 | Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями | |
9.1 | Выполнение пакетного раскроя обоев на станке |
Практические занятия:
|
9.2 | Приготовление клеевого состава | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Приготовление клеевого состава |
9.3 | Нанесение клеевого состава на поверхности | Содержание учебного материала:
Практические занятия: Нанесение клеевого состава на поверхности ручным и механизированным способами Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
9.4 | Оклеивание поверхности бумажными, виниловыми обоями |
Практические занятия:
|
9.5 | Оклеивание поверхностей тканевыми обоями |
Практические занятия: Оклеивание поверхности тканевыми обоями Промежуточная аттестация по модулю: Зачет |
10 | Консультация | |
11 | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) |
3.5 Организация и содержание оценивания достижения планируемых результатов
(зачет/ не зачет; неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично) | |||||
Теоретическое обучение | освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий | ||||
Современные технологии в профессиональной сфере | Зачет | Зачет/не зачет | «зачет» –выполнение работы не менее 55% | ||
Работа в статусе самозанятого | - | - | |||
Требования охраны труда и техники безопасности | Зачет | Зачет/не зачет | |||
Профессиональный курс | освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий | ||||
Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски | Зачет | Зачет/не зачет | «зачет» –выполнение работы не менее 55% | ||
Обработка поверхностей различными средствами и составами | Зачет | Зачет/не зачет | |||
Шпатлевание поверхностей вручную | Зачет | Зачет/не зачет | |||
Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом | Зачет | Зачет/не зачет | |||
Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом | Зачет | Зачет/не зачет | |||
Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями | Зачет | Зачет/не зачет | |||
Консультация | - | - | - | ||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | Экзамен | неудовлетворительно /удовлетворительно/ хорошо /отлично | Представлены в таблице «Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена» |
Перечень и содержание оценочных средств по промежуточной аттестации (контрольно-измерительных материалов): устные/письменные ответы на вопросы, указанные в билетах по темам.
- Зачет по дисциплине/теме «Современные технологии в профессиональной сфере».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 1 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Требования охраны труда и техники безопасности».
Оценочное средство: билеты с вопросами по теме.
Описание проведения испытания: устные ответы по перечню вопросов.
Содержание испытания: примерный перечень вопросов к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Очистка поверхностей и предохранение от набрызгов краски».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Обработка поверхностей различными средствами и составами».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Шпатлевание поверхностей вручную».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Дополнительное шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Окрашивание поверхностей вручную и механизированным способом».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Зачет по дисциплине/теме «Оклеивание поверхностей бумажными, виниловыми и текстильными обоями».
Оценочное средство: билеты с заданиями по теме.
Описание проведения испытания: практические задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий к зачету указан в Приложении 1.
Описание организации итоговой аттестации – квалификационного экзамена, форм и правил оценивания достижения планируемых результатов (компетенций) освоения программы: теоретическая часть – тестирование, практическая часть – практические задания по выполнению малярных работ, указанных в экзаменационном билете.
- Теоретическая часть квалификационного экзамена.
Описание проведения испытания (как организована теоретическая часть экзамена): билеты с вопросами по теме.
Содержание испытания: примерный перечень вопросов к теоретической части квалификационного экзамена указан в Приложении 1.
Критерии и шкалы оценивания: представлены в таблице «Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена».
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
- Практическая часть квалификационного экзамена.
Описание проведения испытания (как организована практическая часть экзамена): практические задания по выполнению малярных работ, указанных в экзаменационном билете.
Содержание испытания: примерный перечень заданий к практической части квалификационного экзамена указан в Приложении 1.
Критерии и шкалы оценивания: представлены в таблице «Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена».
Максимальное время выполнения задания: 6 ак.час.
Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена
Шкалы | Не освоена | Освоена частично | Освоена в основном | Освоена полностью |
Неудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | |
Знать | Фрагментарные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля). Отсутствие знаний и понимания содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) | Общие, но не структурированные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы в знаниях и достаточно глубокое понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) | Сформированные систематические знания, глубокое понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) |
Уметь | Отсутствие сформированных умений / частично освоенные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля) | В основном сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные умения, но осуществляемые не систематически | Сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы | Полностью сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля) |
Владеть | Отсутствие сформированных навыков / частично сформированные навыки, фрагментарное их применение | В основном сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные навыки, но применяемые не систематически | Сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешное применение навыков, но содержащее отдельные пробелы | Полностью сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). Успешное и систематическое применение навыков |
4 Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и/или профессиональных стандартах (при наличии).
4.2 Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение
- техническое описание компетенции;
- печатные раздаточные материалы для слушателей;
- учебные пособия, изданных по отдельным разделам программы;
- профильная литература;
- отраслевые и другие нормативные документы;
- электронные ресурсы и т.д.;
- профессиональный стандарт «Маляр строительный», регистрационный № 347, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.07.2020 г. № 443н.
4.2 Материально-технические условия реализации программы
Сведения об оснащенности образовательного процесса учебными кабинетами, специализированным и лабораторным оборудованием.
Учебные кабинеты:
- охраны труда и техники безопасности;
- аудитория.
Тренинговые кабинеты:
- компьютерный класс;
- мастерская «Малярные и декоративные работы».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- оборудование и технологическое оснащение рабочих мест;
- справочная и нормативная документация;
- профильная литература, учебные пособия, изданные по отдельным разделам программы;
- наглядные пособия, печатные раздаточные материалы для слушателей;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- состав списка средств обучения:
компьютеры, программное обеспечение, доступ к сети Интернет, экран настенный, доска, флипчарт, мультимедийный проектор;
оборудование, оснащение рабочих мест, инструменты и расходные материалы в соответствии с требованиями по компетенции «Малярные и декоративные работы».
РАЗРАБОТАНО: Центр опережающей профессиональной подготовки Брянской области.
РАЗРАБОТЧИКИ: Селифонова Екатерина Алексеевна, методист.
Приложение 1
Примерный перечень вопросов к зачету/квалификационному экзамену
|
|
|
Применение средств пожаротушения – огнетушители, песок, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения, пожарная техника
Применяют переноски, светильники напряжением 12В и 42В с питанием от понижающих трансформаторов
Не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр. Работы разрешены с инвентарных стоечных или подвесных лесов, передвижных люлек, имеющих ограждение. При работе механизированным способом – иметь удостоверение
Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий. Цели инструктажа – ознакомить рабочего с обязанностями на данном рабочем месте по специальности
Спецодежда, спецобувь, перчатки, защитные очки, противопылевые респираторы, пасты и мази для защиты кожных покровов
Система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов
Красный – «Стоп», «Запрещение»; желтый – «Внимание»; зеленый – «Безопасно», «Разрешено»; синий – «Информация»
Накрыть сухой чистой тканью, поверх приложить холод и обратиться к врачу
Перед началом работы маляр обязан: А - получить задание у мастера, пройти инструктаж по специфике выполняемых работ Б – надеть спецодежду, спецобувь, каску В – подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность, проверить рабочее место и подходы к нему, инструмент. Маляр не должен начинать работу при неисправностях технологической оснастки, приспособлений, инвентаря, механизированного инструмента, отсутствии пломб на предохранительных клапанах манометров, компрессоров, при отсутствии освещения
Инвентарных подмостков, лестниц-стремянок. Леса выше 1м должны иметь ограждения
При выполнении малярных работ на лесах в случае изменения погодных условий (снегопад, туман или гроза) ухудшающих видимость в пределах фронта работ, а также усиление ветра до скорости 15 м/с маляры обязаны прекратить работать. При возникновении неполадок в работе механизированного инструмента его необходимо остановить, отключить, доложить мастеру
Отключить применяемый механизированный инструмент и оборудование от электросети; убрать инструмент в предназначенное для хранения место; промыть оборудование, инструмент, привести в порядок рабочее место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влажность оштукатуренных поверхностей допускается не более 8%. На оштукатуренных поверхностях не должно быть дутиков, трещин, щелей в местах примыкания к наличникам, подоконникам и плинтусам. Влажность столярных изделий допускается не более 12%. Они должны быть хорошо пригнаны и очищены от пыли. Полы должны быть хорошо сплочены, доски прибиты и не провисали
Для очистки поверхностей применяют: пескоструйный, дробеструйный аппарат, гидропескоструйную установку, механизированный инструмент и стальные щетки
Краскотерка. Мешалка для масляных окрасочных составов СО-137, СО-140, СО-11, вибросито для процеживания масляных составов
Грунтовки, шпатлевки, смывочные составы для удаления старых масляных, лаковых, эмалевых пленок, сиккативы
Дефекты деревянных поверхностей (засмолы, заусенцы, выступающие нагели, шершавые поверхности) убирают или зачищают, шлифуют, сучки и места засмолов вырубают, поверхность олифят, наносят шпатлевку, затем очищают от пыли и грунтуют.
Металлическую поверхность очищают от грязи, брызг раствора и ржавчины с помощью пескоструйных аппаратов или скребками и щетками. Химический способ очистки заключается в обработке металлической поверхности растворами серной, соляной и других кислот. Стразу же после очистки поверхность грунтуют грунтовкой на натуральной олифе
Грунтовка – это составы, в которые входят пигменты, наполнители и связующие. Назначение – выровнять «тянущую» способность поверхности, сделать ее одинаковой пористости, усилить сцепление окрасочного слоя с окрашиваемой поверхностью
Поверхность под покраску должна быть сухой, для чего ее просушивают, поверхность очищают и сглаживают, расшивают трещины, затем с поверхности обметают пыль или удаляют ее пылесосом, грунтуют, шпатлюют, обрабатывают шкуркой и т.д.
Применяют для выравнивания поверхности перед окрашиванием. Шпатлевку приготовляют из смеси связующего материала, наполнителя и растворителя. Клеевая шпатлевка – это однородная смесь, состоящая из животного клея, олифы, скипидара, хозяйственного мыла, мела или смесь казеиновой белой краски, мела, олифы и воды. Масляная шпатлевка – смесь олифы, животного плиточного клея, хозяйственного мыла, сиккатива, мела, воды. Масляно-эмульсионная шпатлевка – смесь олифы натуральной, сиккатива, растворителя, животного клея и мела
В качестве добавки применяют поташ, хлорид натрия, хлорид кальция. Эти добавки понижают температуру замерзания воды до -15-20℃ и способствуют твердению раствора и бетона при отрицательных температурах
Ускорителями твердения являются хлорид кальция, сульфат натрия, нитрит кальция, нитрит натрия. Добавки многокомпонентного типа: нитрит-нитрат-хлорид кальция. Добавки-ускорители вводят в смесь в количестве 1-3% от массы цемента
Клей казеиновый представляет собой смесь казеина, гашеной извести, минеральных солей и керосина. Клей костный вырабатывается из обезжиренных и отполированных костей животных путем варки до полного распада и образования жидкой клеящей массы. Костный клей вырабатывают твердый плиточный, крупнодробленый, мелкодробленый, гранулированный. Клей мездровый. Клей рыбный, растительный (крахмал, мука), синтетические клеи, бустилат, декстрин кислый и др. Животный и растительный клей не должен иметь неприятного запаха, инородных включений, плесени, должен быть однородным по консистенции и по цвету
Это пасты или жидкости, порошки, которые используют при отделке стен, потолков любой поверхности
Кисти различного вида, торцовки, щетки, валики для нанесения краски, ванночки для валиков и кистей, сетка для валика, шпатели, скребки, шлифовальные шкурки и т.д.
На две группы. 1 группа – ахроматические, к ним относят белый и черный, а также все серые цвета, которые получают смешением в различных пропорциях белого и черного цветов. 2 группа – хроматические цвета, все цвета, кроме ахроматических т.е. такие, которые имеют тот или иной цветовой фон (красный, желтый, зеленый, синий)
Выделяют 4 вида краскораспылителей, различающихся по подаче краски: с верхним красконаливным бачком; с нижним красконаливным бачком; с центральной подачей краски под давлением от красконагнетательного бака; универсальный, может быть переоборудован под любой вариант подачи краски. Краскораспылители снабжены сменными распылительными головками
Состав: Калиевого растворимого стекла, сухая смесь щелочестойких пигментов, кремнеземистые добавки (доломит, песок). Область применения: для окраски кирпичных оштукатуренных фасадов, бетона для поверхностей, подвергающихся увлажнению, можно применять для внутренних работ по деревянным поверхностям
Сухие краски – тонкоизмельченные, цветные порошки, которые хорошо смешиваются с водой, олифами, лаками, растворителями и другими жидкостями, входящие в окрасочные составы
Состав работ зависит от проектного задания, от вида поверхности, окрасочных работ, качества применяемых материалов. Объем окрашиваемой поверхности определяется в зависимости от вида конструкции: в метах квадратных
Поверхность должна быть однотонной, нижние слои не должны просвечивать, не должно быть на поверхности инородных пятен, трещин, брызг, филенки должны быть одинаковой толщины, не допускается искривлений, изменения тона, не должно быть видно следов кисти и т.д. |
|
|