Выступление «Профессиональная ориентация на уроках профессионально-трудового обучения по профессии "Швея"»
Выступление: «Профессиональная ориентация на уроках профессионально- трудового обучения по профессии: «Швея»
( из опыта работы)
Эффективностью работы учителя профессионально-трудового обучения является приобретение обучающимися профессионально-трудовых навыков и умений по швейному делу, а также выбор профессии «Швея» и трудоустройство по этой профессии.
Этому способствуют:
Уроки трудового обучения. В ходе урока в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду; формирование профессионально важных качеств с целью самоопределения в соответствии с особенностями личности.
С 5 класса начинаю знакомить с профессиями швейного производства, так как, по этим специальностям обучающиеся смогут работать в дальнейшем
На первых уроках трудового обучения по профессии: «Швея», проводится профориентационная беседа- наиболее распространенный метод.
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2.Основным содержанием труда специалистов этой профессии.
3.Общетрудовыми, общетехническими и специальными знания, умениями и навыками, которыми должна обладать швея
В 9 классе изучаем темы, которые целенаправленны на профориентацию:
«Организация труда в производстве на швейных предприятиях» ,
в которых рассматриваются следующие разделы:
1.Виды производства одежды. Этапы изготовления одежды.
2.Структура швейного производства. Цеха швейной фабрики.
3.Производительность труда. Нормирование и оплата труда.
4.Права на труд. Труд молодежи. Прием на работу
5.Безопасность труда на швейных предприятиях.
6.Охрана труда на фабриках.
На уроках швейного дела обучающиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.
В кабинете оформлены стенды, который играют большую роль для обучающихся в профориентации.
Оформление стендов осуществлено по принципу доступности и наглядности.
Школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации. В этом помогает такой вид урочной деятельности как экскурсии
на базовые предприятия, в ходе которого осуществляется адаптация учащихся к работе в условиях конкретного производственного коллектива, усвоение требований к качеству и производительности труда, установленных на предприятии.
Экскурсии в Центр занятости населения, помогают обучающимся оценить свои способности. используя профессиограммы специальностей. Профессиограмма отражает систему требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку. В ней указывается следующее:
1. основные, наиболее часто встречающиеся работы в данной профессии;
2. операции, приёмы и действия, выполняемые при работе;
3. общие и специальные знания, необходимые для выполнения данной работы;
4. общие и специальные умения и навыки;
5. основные противопоказания к освоению профессии.
Целью профессиональной диагностики ставится изучение личности школьника в целях профориентации.
Эффективной формой профориентации учащихся являются школьные, краевые районные, конкурсы к различным праздникам. Учащиеся заранее готовят на конкурсы изделия, выполненные на уроках трудового обучения, кружковых занятиях.
Конкурсы показывают не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, помогают учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии.
Запланирована работа с родителями которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.
Специальность швея необходима для обучающихся , потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка.
Основная задача трудового обучения – дать школьникам профессиональное образование, т.е. вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, всестороннего развития личности учащегося, которые необходимы для работы по специальности швея.
Учитель профессионально- трудового обучения Морозова Н В