Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Видимская средняя общеобразовательная школа»


 

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа родительского всеобуча

Основание для разработки Программы

Закон «Об образовании РФ»;

ФГОС второго поколения

«Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года»;

Концепция воспитания детей Иркутской области

Заказчики Программы

Управляющий совет МОУ «Видимская СОШ»

Основные разработчики Программы


 


 

Исполнители

Программы

Администрация школы, коллектив педагогов, медицинский работник, социально- психологическая служба образовательного учреждения.

Цель Программы

Повышение значимости роли родителей в воспитании детей в условиях реализации ФГОС общего образования

Задачи

- просвещение родителей по проблемам обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования

- усиление социального партнерства семьи и школы

- психолого- педагогическое и социальное сопровождение семейного воспитания

Сроки реализации

2016 – 2019 гг.


 

Ожидаемые

результаты

  - Повышение компетентности родителей в вопросах

воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС,

усиление роли семьи в воспитании детей, формирование

семейных ценностей, укрепление родительского

самоуправления.

   


 

Введение

Воспитание гражданина начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

На территории Видимского городского поселения проживает 2221 человек; из них 271 ребенок школьного возраста, что составляет 226 семей. В последние годы наметилась тенденция снижения числа семей, состоящих на различных видах учета, положительная динамика в вопросах трудоустройства, нет фактов лишения родительских прав. Однако, наряду с положительной динамикой некоторые вопросы социального благополучия, здоровья, являются проблемными. Ключевыми остаются вопросы формирования семейных ценностей, укрепление социальных ролей, осознание необходимости и перспектив дальнейшего обучения детей. Появились дети, которые на выходе из образовательного учреждения являются социально-незрелыми личностями. Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата».

В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации. Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Ведущую роль в организации родительского всеобуча играют классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, социально-психологическая служба школы.

Формы взаимодействия семьи и школы могут быть разнообразны: лекции, конференции, практикумы, педагогические диспуты, родительские собрания (классные и общешкольные), переписка с родителями, вечера – встречи, родительские чтения, коллективные поездки и походы, семинарские занятия, собрание отцов, гостиная для мам, "круглые столы", ролевые и деловые игры, индивидуальные беседы и консультации.

Отбор материала для программ родительского образования подчинен нескольким принципам:

Актуальность – изучаемый материал должен быть современным, актуальным на данном этапе

Доступность - материл, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-школьников.

Вариативность - формы проведения занятий родительского всеобуча должны быть активными, разнообразными, с привлечением родительской общественности и специалистов по правовым, медицинским вопросам.

Тактичность - содержание деятельности педагога, построение отношений с родителями в ходе совместной работы должны носить преимущественно деловой характер, исключающий обсуждение личности ребенка и его семьи. Тактично обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.


 

Повышение педагогической компетентности осуществляется через общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, педагогический лекторий для родителей по ступеням обучения.

 

Год

Тематика общешкольных

родительских собраний

Тематика педагогического всеобуча родителей по ступеням

   

НОО

ООО

СОО

 

Закон «Об образовании РФ»

Использование информационных технологий в работе с семьями учащихся: электронный документооборот (Дневник.ру; электронный журнал)

Программа духовно-нравственного развития личности школьника: роль семьи в формировании нравственных ценностей

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей

как первостепенная задача образовательного учреждения

(Концепция воспитания и развития Иркутской области)

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей

как первостепенная задача образовательного учреждения.

(Концепция воспитания и развития Иркутской области)

 

Интеграция семьи и школы по решению проблем воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования

Тренды нового воспитания

Первые результаты ФГОС на ступени НОО

«Портфолио» ученика как способ оценки личных достижений

«Новые образовательные стандарты за развитие личности: родительское «за» и «против»

Модель выпускника в новой парадигме образования

 

Интеграция программ духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: место и роль родителей

Успешный родитель по воспитанию детей

«Портфолио» родителей как веяние нового времени

«Портфолио» родителей как веяние нового времени

Семейное воспитание в интересах детей: что это значит?

Семейное воспитание или воспитание семьянина


 

На этапе начального общего образования центральной проблемой является адаптация школьников к новой для них среде, вопросы сохранения психологического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.

Главная цель родительского образования на этом этапе– заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет. Задача родителей и педагогов в период начальной школы – тесное сотрудничество на основе взаимопонимания, взаимоуважения.

Примерная тематика родительских собраний по классам

№ тема

Основное содержание

Форма проведения

ответственные

1класс

1.Младший школьный возраст и его особенности
 

- Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
-Итоги адаптации и пути коррекции поведения с учетом

индивидуальных особенностей ребенка. - Социальный паспорт семьи

Лекция

Индивидуальная беседа и консультации

Анкетирование

Психолог

Классный руководитель, психолог

Соц.педагог

2.Как научить детей учиться.

-Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания
-Содержание школьного образования в рамках требований ФГОСов.
-Единство педагогических требований семьи и школы

Лекция


 


 

Практикум

Деловая игра

Психолог


 

Классный руководитель

Классный руководитель

3.Физическое воспитание школьника в семье.

-Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим для первоклассника Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.
-Привитие у ребенка желания систематически заниматься физическими упражнениями дома, роль семьи в поддержании данного интереса. - Памятка для детей и родителей " Делу - время, а потехе - час ".

Лекция, практическое занятие


 

Семинар- практикум

 

Заочная консультация

Классный руководитель


 

Учитель физической культуры

Классный руководитель

4.Семья как воспитательный коллектив

- Труд младшего школьника. Формы взаимодействия семьи и ребенка

- Выставка результатов проектной деятельности семьи и ребенка

Конференция


 

Презентация семейных проектов

Семьи учащихся, классный руководитель

2класс

1.Духовно- нравственное развитие и воспитание младшего школьника как основа реализации ФГОС

- Методы и средства духовно- нравственного развития и воспитания младшего школьника. - Главный метод воспитания - пример родителей (культура речи , взаимоуважение, труд).
- Памятка " Как себя вести ".
 

Анализ образовательной программы школы

Анкета уч-ся, беседа

Заочная консультация

Завуч УВП


 

Классный руководитель

2.Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

- Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника.
- Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
- Режим питания в школе и дома.

Анализ


 

Лекция


 

Практикум

Мед.сестра


 

Мед.сестра , классный руководитель

Зав.столовой

3.Дорога в " Читай - город " или как руководить чтением ребенка

- Место книги в жизни ребенка.

- Руководство чтением в семье.

- Любимые семейные книги

Беседа Консультация

Презентация семейного проекта

Библиотекарь

Классный руководитель

Семьи учеников

4.Авторитет родителей

- Некоторые вопросы педагогики и психологии
- Педагогические методы убеждения и приучения

- Памятка для родителей «Доверяй, но проверяй»

Лекция

Тренинг

Заочная консультация

Классный руководитель

Психолог

Психолог

3класс

1. Воспитание словом

- Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.
- Поощрение и наказание.
- Педагогические ситуации в жизни родителей и результативные выходы из них.

Семинар- практикум


 

Деловая игра

Классный руководитель


 

Психолог

2. Мы коллектив? Мы коллектив!
 

- Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.
- Методика «Какой у нас коллектив» - Взаимопомощь и взаимоуважение в коллективе. Семья – коллектив.

Беседа

Анализ анкетирования

Круглый стол

Классный руководитель


 


 

Родительский актив

3. Когда в ответе родители или роль семьи в воспитании детей.

-Гендерное воспитание - Семейные традиции, их значение в гендерном воспитании.

- Памятка " Заповеди для родителей

Семинар- практикум

Круглый стол

Заочная консультация

Классный руководитель

Семьи учеников

4.Семейное хозяйство и дети

- Воспитание хозяина, хозяйки

- Работа твоих родителей

- Основы семейного бюджета (покупки необходимые и нужные)

Анализ анкет

Ролевые игры

Родительский актив Классный руководитель Родители

4класс

1. Учебные способности ребенка

- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка.

- Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

- Стратегия и тактика обучения в 4 классе

Лекция


 

Практикум


 

Обзор программ

Психолог


 

Классный руководитель

Учителя -предметники

2. Телевидение: за и против.

- Что смотрят наши дети и как это отражается на их психике.


- Нервные дети и их воспитание.

- Рекомендации «Что смотреть детям»

Анализ анкет, беседа

Лекция

 

Заочная консультация

Классный руководитель

Психолог

3. Азы безопасности

- Немного статистики (несчастные случаи на ж/дороге, на воде, нарушение ПДД и другое)

- Один дома (правила поведения детей в отсутствии родителей)

- Памятка родителям и детям

Обзор статистических документов по Иркутской области

Практикум

Заочная консультация

Преподаватель ОБЖ

Соц.педагог

4.Праздничное итоговое собрание " Прощай, начальная школа

- Подведение итогов. Награждение родителей и учащихся по итогам 4 лет обучения.

- «Чему мы научились в начальной школе»

-Демонстрация семейных фильмов

Награждение

Презентация –концерт

Презентация семейного проекта. Выявление победителей

Родительский комитет

Классный руководитель

Родительский комитет


 

На этапе основного общего образования (5- 9 классы) родители, как правило, самоустраняются от процесса воспитания, считая детей взрослыми. Такой подход приводит к тому, что снижается успеваемость, имеют место нарушение дисциплины. Родители не могут управлять поведением детей, а дети не хотят подчиняться родителям. Поэтому именно на данном этапе классному руководителю необходимо направить усилия на привлечение родителей к проблемам воспитания. При этом необходимо учитывать ряд принципов: уважение к личности ребенка, его право на самоопределение; индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности; развитие ответственности за собственные поступки. На данном этапе необходимо активно знакомить родителей с основами правовых знаний, формировать идеалы и нравственные ценности у детей, гражданскую идентичность.

№ тема

Основное содержание

Форма проведения

ответственные

5 класс

1. Наша встреча всерьез и надолго

- Знакомство с родителями, знакомство родителей друг с другом, с учебным планом, учителями – предметниками, расписанием и т.д.

- Новые образовательные стандарты

- Перспективы развития классного коллектива

Беседа

Лекция

Дискуссия

Классный руководитель

Завуч УВР

Родительский актив

2. Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.

- Итоги медосмотра. Режим дня школьника

- Уроки физкультуры и школьные соревнования

- Спорт в семье.

Мониторинг здоровья

Беседа

Дискуссия

Детский врач

Учитель физкультуры

Родительский актив

3. Детская шалость и нравственная ответственность

- Некоторые правовые понятия (правонарушение, ответственность, уголовная ответственность, нравственная ответственность)

- Решение проблемных заданий

- Памятка «Что делать родителям, если ребенок попал в беду»

- Памятка «Основы нравственных отношений в семье»

Лекция


 

Практикум

Заочная консультация

Соц. педагог


 

Психолог

4. Маленькое дело лучше безделья

- Некоторые аспекты трудового воспитания.

- Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.

- Самообслуживание в школе. " Труд - необходимость или обязанность?

Лекция

Беседа, дискуссия

Презентация

Диспут

Классный руководитель

Учителя технологии

Психолог

6 класс

1. " Школа вчера, сегодня, завтра".

- Педагогический альянс семьи и школы в новой парадигме образования

- Анализ сочинений учащихся на тему: " Если бы я был директором школы …".

- Выставка рисунков " Школа будущего".

- Выборы членов родительского комитета.

Лекция

Анализ – беседа


 

Презентация

Завуч УВР

Классный руководитель

2. Компьютер в жизни школьника

- Информатизация общества: плюсы и минусы

- «Электронный журнал», «Дневник.ру»

- Методические рекомендации «Посетите эти сайты»

Лекция

Практикум для родителей

Консультация

Учитель информатики

Классный руководитель

3. Подросток в мире вредных привычек

- Вредные привычки. Как им противостоять?

- Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.

- Советы психологов "Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка".

Беседа

Дискуссия

Консультация

Соц. педагог

Психолог

Психолог

4. Права детей и ответственность родителей

- Право – это то, что разрешено законом; семейный кодекс в действии

- «Мои права»

- Решение проблемных ситуаций

Лекция

Анализ эссе

Практикум

Соц. педагог

Психолог

7 класс

1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.

- Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания.

- Различия в развитии мальчиков и девочек.

- «Какие мы сегодня»

Лекция


 

Беседа

Анализ анкет

Психолог


 

Детский врач

Классный руководитель

2. Результативность школьного урока

- Особенности учебной деятельности подростков: характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе.

- Самообразование подростков и педагогическое руководство им.

- Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Беседа


 


 

Лекция

Диспут

Завуч УВР


 

Классный руководитель

Родительский актив

3. Отец и мать как воспитатели.

- Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.

- Роль бабушек и дедушек в воспитании детей

- Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

Лекция


 

Анализ анкет.

Дискуссия

Классный руководитель

Психолог

Родительский актив

4. Досуг подростков.

- Cвободное время и его роль в формировании личности подростка.

- Подросток и ТВ.

- Подросток и улица

Круглый стол

Классный руководитель, родительский актив

8 класс

1. Этот трудный возраст.

- Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков».

- как избежать конфликтов с детьми

- если ребенок попал в беду

Лекция


 

Консультация

Психолог

Социальный педагог.

2. Воспитание у подростков эстетической культуры.

- Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании школьника.
- Форма и средства эстетического воспитания подростка в семье.
- Концерт художественной самодеятельности силами учащихся класса, выставка поделок

Лекция

Обмен опытом

Концерт, выставка

Классный руководитель

Родительский актив

Классный руководитель

3. Твое здоровье в твоих руках.

- Воспитание поколения здоровых людей - главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом.

- Программа по физической культуре в школе.

- Гигиена подростков.

- Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт - понятия несовместимые.

Устный журнал для родителей и учащихся.

Лекция

Беседа

Концерт

Классный руководитель.

Учитель физкультуры Детский врач

Классный руководитель, учащиеся

4. Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.

- Особенности физиологического развития мальчиков и девочек.

- Особенности дружбы между мальчиками и девочками.

- Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков.

Лекция

Беседа

Обзор литературы

Мед. работник

Психолог

Библиотекарь

9 класс

1. Жизненные цели подростка

- Многоступенчатость образования.

- Особенности обучения на третьей ступени

- Как приготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.

Лекция

Семинар-практикум

Завуч УВР

Психолог, учителя-предметники

2. Склонности и интересы подростков в выборе профессии

- «Мой выбор»

- Информация о близлежащих учебных заведениях, профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях

Анализ анкет

Презентация

Лекция

Психолог

Классный руководитель

Завуч УВР

3. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

- Итоги анкетирования родителей и детей на предмет определения уровня комфортности ребенка в семье.

- Влияние особенностей семейных отношений на уровень морального развития ребенка и четыре типа семей.

- Создание благоприятной семейной атмосферы

Анализ анкет

Лекция

Памятка – заочная консультация

Психолог

4. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

- Выбор профессии – личное дело подростка?

- Личные деньги

- Личное время

Круглый стол

Классный руководитель, психолог, соц. педагог, родительский актив


 


 

На завершающем этапе обучения центром обсуждения становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-17 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, подготовка к семье и браку. Занятия родительского всеобуча на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка.

№ тема

Основное содержание

Форма проведения

ответственные

10 класс

1 Возрастные особенности старшеклассников.

-Особенности личности

- Самооценка школьника

-Ценностные ориентиры

- Способности учащихся

Беседа

Анализ результатов мониторинга

Психолог, классный руководитель

2. Самовоспитание старшеклассников, как условие нравственного воспитания.

Семь жизненных правил: Уважительность. Уравновешенность. Улыбчивость, Удивление. Уверенность, Убедительность, Успешность

Презентация опыта семейного воспитания.

Дискуссия

Родительский актив, психолог, классный руководитель, соц. педагог

3. Правовые аспекты воспитания: гражданская идентичность

- Гражданская идентичность и формы её проявления

- Закон и ответственность

- Правила поведения в обществе

Беседа.

Индивидуальные консультации

Классный руководитель, соц. педагог

4. Трудный диалог: отцы и дети.

- Проблема отцов и детей: в чем она заключается

- анализ результатов тестирования

- ролевая игра «Наоборот»

- Выработка общих правил взаимопонимания

Дискуссия

Родительский актив, классный руководитель, соц. педагог, психолог

11 класс

1.Особенности организации учебного труда школьников в 11 классе и роль родителей в этом процессе

- Портрет выпускника школы в соответствии с требованиями ФГОС.

- Единые требования семьи и школы при подготовке к сдаче ЕГЭ

Лекция

Дискуссия

Завуч УВР

Классный руководитель, родительский актив

2. Воспитание сознательного отношения к семейной жизни.

- Ранние браки: за и против

- «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

- Решение педагогических ситуаций

Диспут

Анализ анкет

Практикум

Психолог

Классный руководитель, родительский актив

3.Экзамены на аттестат зрелости. Как подготовить к ним ребенка?

- Анкетирование школьников на подверженность стрессам

- Некоторые закономерности запоминания

- Условия поддержки работоспособности

- Приемы психологической защиты

Анализ анкет

Практические советы, практикум

Психолог

4.Профессиональное самоопределение детей

- Профессиональные склонности учащихся класса

- Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии (памятка)

Анализ анкет

Консультация

Психолог


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень жаль, что Ваша разработка не соответствует условию конкурса. Попробуйте подать ее на другой конкурс, она интересная.

10 March 2017