Паспорт программы родительского всеобуча
Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Видимская средняя общеобразовательная школа»
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа родительского всеобуча |
Основание для разработки Программы |
Закон «Об образовании РФ»; ФГОС второго поколения «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года»; Концепция воспитания детей Иркутской области |
Заказчики Программы |
Управляющий совет МОУ «Видимская СОШ» |
Основные разработчики Программы |
|
Исполнители Программы |
Администрация школы, коллектив педагогов, медицинский работник, социально- психологическая служба образовательного учреждения. |
Цель Программы |
Повышение значимости роли родителей в воспитании детей в условиях реализации ФГОС общего образования |
Задачи |
- просвещение родителей по проблемам обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования - усиление социального партнерства семьи и школы - психолого- педагогическое и социальное сопровождение семейного воспитания |
Сроки реализации |
2016 – 2019 гг.
|
Ожидаемые результаты |
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС, усиление роли семьи в воспитании детей, формирование семейных ценностей, укрепление родительского самоуправления. |
Введение
Воспитание гражданина начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
На территории Видимского городского поселения проживает 2221 человек; из них 271 ребенок школьного возраста, что составляет 226 семей. В последние годы наметилась тенденция снижения числа семей, состоящих на различных видах учета, положительная динамика в вопросах трудоустройства, нет фактов лишения родительских прав. Однако, наряду с положительной динамикой некоторые вопросы социального благополучия, здоровья, являются проблемными. Ключевыми остаются вопросы формирования семейных ценностей, укрепление социальных ролей, осознание необходимости и перспектив дальнейшего обучения детей. Появились дети, которые на выходе из образовательного учреждения являются социально-незрелыми личностями. Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием руководителей нашего государства и правительства. В.В. Путин утверждает: «Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата».
В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации. Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Ведущую роль в организации родительского всеобуча играют классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, социально-психологическая служба школы.
Формы взаимодействия семьи и школы могут быть разнообразны: лекции, конференции, практикумы, педагогические диспуты, родительские собрания (классные и общешкольные), переписка с родителями, вечера – встречи, родительские чтения, коллективные поездки и походы, семинарские занятия, собрание отцов, гостиная для мам, "круглые столы", ролевые и деловые игры, индивидуальные беседы и консультации.
Отбор материала для программ родительского образования подчинен нескольким принципам:
Актуальность – изучаемый материал должен быть современным, актуальным на данном этапе
Доступность - материл, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-школьников.
Вариативность - формы проведения занятий родительского всеобуча должны быть активными, разнообразными, с привлечением родительской общественности и специалистов по правовым, медицинским вопросам.
Тактичность - содержание деятельности педагога, построение отношений с родителями в ходе совместной работы должны носить преимущественно деловой характер, исключающий обсуждение личности ребенка и его семьи. Тактично обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.
Повышение педагогической компетентности осуществляется через общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, педагогический лекторий для родителей по ступеням обучения.
Год |
Тематика общешкольных родительских собраний |
Тематика педагогического всеобуча родителей по ступеням |
||
НОО |
ООО |
СОО |
||
Закон «Об образовании РФ» Использование информационных технологий в работе с семьями учащихся: электронный документооборот (Дневник.ру; электронный журнал) |
Программа духовно-нравственного развития личности школьника: роль семьи в формировании нравственных ценностей |
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей как первостепенная задача образовательного учреждения (Концепция воспитания и развития Иркутской области) |
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей как первостепенная задача образовательного учреждения. (Концепция воспитания и развития Иркутской области) |
|
Интеграция семьи и школы по решению проблем воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования Тренды нового воспитания |
Первые результаты ФГОС на ступени НОО «Портфолио» ученика как способ оценки личных достижений |
«Новые образовательные стандарты за развитие личности: родительское «за» и «против» |
Модель выпускника в новой парадигме образования |
|
Интеграция программ духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: место и роль родителей Успешный родитель по воспитанию детей |
«Портфолио» родителей как веяние нового времени |
«Портфолио» родителей как веяние нового времени |
Семейное воспитание в интересах детей: что это значит? Семейное воспитание или воспитание семьянина |
На этапе начального общего образования центральной проблемой является адаптация школьников к новой для них среде, вопросы сохранения психологического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.
Главная цель родительского образования на этом этапе– заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет. Задача родителей и педагогов в период начальной школы – тесное сотрудничество на основе взаимопонимания, взаимоуважения.
Примерная тематика родительских собраний по классам
№ тема |
Основное содержание |
Форма проведения |
ответственные |
1класс |
|||
1.Младший школьный возраст и его особенности |
- Характеристика физиологических особенностей младшего школьника. индивидуальных особенностей ребенка. - Социальный паспорт семьи |
Лекция Индивидуальная беседа и консультации Анкетирование |
Психолог Классный руководитель, психолог Соц.педагог |
2.Как научить детей учиться. |
-Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания |
Лекция
Практикум Деловая игра |
Психолог
Классный руководитель Классный руководитель |
3.Физическое воспитание школьника в семье. |
-Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим для первоклассника Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня. |
Лекция, практическое занятие
Семинар- практикум
Заочная консультация |
Классный руководитель
Учитель физической культуры Классный руководитель |
4.Семья как воспитательный коллектив |
- Труд младшего школьника. Формы взаимодействия семьи и ребенка - Выставка результатов проектной деятельности семьи и ребенка |
Конференция
Презентация семейных проектов |
Семьи учащихся, классный руководитель |
2класс |
|||
1.Духовно- нравственное развитие и воспитание младшего школьника как основа реализации ФГОС |
- Методы и средства духовно- нравственного развития и воспитания младшего школьника. - Главный метод воспитания - пример родителей (культура речи , взаимоуважение, труд). |
Анализ образовательной программы школы Анкета уч-ся, беседа Заочная консультация |
Завуч УВП
Классный руководитель |
2.Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения. |
- Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника. |
Анализ
Лекция
Практикум |
Мед.сестра
Мед.сестра , классный руководитель Зав.столовой |
3.Дорога в " Читай - город " или как руководить чтением ребенка |
- Место книги в жизни ребенка. - Руководство чтением в семье. - Любимые семейные книги |
Беседа Консультация Презентация семейного проекта |
Библиотекарь Классный руководитель Семьи учеников |
4.Авторитет родителей |
- Некоторые вопросы педагогики и психологии - Памятка для родителей «Доверяй, но проверяй» |
Лекция Тренинг Заочная консультация |
Классный руководитель Психолог Психолог |
3класс |
|||
1. Воспитание словом |
- Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка. |
Семинар- практикум
Деловая игра |
Классный руководитель
Психолог |
2. Мы коллектив? Мы коллектив! |
- Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости. |
Беседа Анализ анкетирования Круглый стол |
Классный руководитель
Родительский актив |
3. Когда в ответе родители или роль семьи в воспитании детей. |
-Гендерное воспитание - Семейные традиции, их значение в гендерном воспитании. - Памятка " Заповеди для родителей |
Семинар- практикум Круглый стол Заочная консультация |
Классный руководитель Семьи учеников |
4.Семейное хозяйство и дети |
- Воспитание хозяина, хозяйки - Работа твоих родителей - Основы семейного бюджета (покупки необходимые и нужные) |
Анализ анкет Ролевые игры |
Родительский актив Классный руководитель Родители |
4класс |
|||
1. Учебные способности ребенка |
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка. - Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий. - Стратегия и тактика обучения в 4 классе |
Лекция
Практикум
Обзор программ |
Психолог
Классный руководитель Учителя -предметники |
2. Телевидение: за и против. |
- Что смотрят наши дети и как это отражается на их психике.
- Рекомендации «Что смотреть детям» |
Анализ анкет, беседа Лекция
Заочная консультация |
Классный руководитель Психолог |
3. Азы безопасности |
- Немного статистики (несчастные случаи на ж/дороге, на воде, нарушение ПДД и другое) - Один дома (правила поведения детей в отсутствии родителей) - Памятка родителям и детям |
Обзор статистических документов по Иркутской области Практикум Заочная консультация |
Преподаватель ОБЖ Соц.педагог |
4.Праздничное итоговое собрание " Прощай, начальная школа |
- Подведение итогов. Награждение родителей и учащихся по итогам 4 лет обучения. - «Чему мы научились в начальной школе» -Демонстрация семейных фильмов |
Награждение Презентация –концерт Презентация семейного проекта. Выявление победителей |
Родительский комитет Классный руководитель Родительский комитет |
На этапе основного общего образования (5- 9 классы) родители, как правило, самоустраняются от процесса воспитания, считая детей взрослыми. Такой подход приводит к тому, что снижается успеваемость, имеют место нарушение дисциплины. Родители не могут управлять поведением детей, а дети не хотят подчиняться родителям. Поэтому именно на данном этапе классному руководителю необходимо направить усилия на привлечение родителей к проблемам воспитания. При этом необходимо учитывать ряд принципов: уважение к личности ребенка, его право на самоопределение; индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности; развитие ответственности за собственные поступки. На данном этапе необходимо активно знакомить родителей с основами правовых знаний, формировать идеалы и нравственные ценности у детей, гражданскую идентичность.
№ тема |
Основное содержание |
Форма проведения |
ответственные |
|
5 класс |
||||
1. Наша встреча всерьез и надолго |
- Знакомство с родителями, знакомство родителей друг с другом, с учебным планом, учителями – предметниками, расписанием и т.д. - Новые образовательные стандарты - Перспективы развития классного коллектива |
Беседа Лекция Дискуссия |
Классный руководитель Завуч УВР Родительский актив |
|
2. Главное - здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье. |
- Итоги медосмотра. Режим дня школьника - Уроки физкультуры и школьные соревнования - Спорт в семье. |
Мониторинг здоровья Беседа Дискуссия |
Детский врач Учитель физкультуры Родительский актив |
|
3. Детская шалость и нравственная ответственность |
- Некоторые правовые понятия (правонарушение, ответственность, уголовная ответственность, нравственная ответственность) - Решение проблемных заданий - Памятка «Что делать родителям, если ребенок попал в беду» - Памятка «Основы нравственных отношений в семье» |
Лекция
Практикум Заочная консультация |
Соц. педагог
Психолог |
|
4. Маленькое дело лучше безделья |
- Некоторые аспекты трудового воспитания. - Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок. - Самообслуживание в школе. " Труд - необходимость или обязанность? |
Лекция Беседа, дискуссия Презентация Диспут |
Классный руководитель Учителя технологии Психолог |
|
6 класс |
||||
1. " Школа вчера, сегодня, завтра". |
- Педагогический альянс семьи и школы в новой парадигме образования - Анализ сочинений учащихся на тему: " Если бы я был директором школы …". - Выставка рисунков " Школа будущего". - Выборы членов родительского комитета. |
Лекция Анализ – беседа
Презентация |
Завуч УВР Классный руководитель |
|
2. Компьютер в жизни школьника |
- Информатизация общества: плюсы и минусы - «Электронный журнал», «Дневник.ру» - Методические рекомендации «Посетите эти сайты» |
Лекция Практикум для родителей Консультация |
Учитель информатики Классный руководитель |
|
3. Подросток в мире вредных привычек |
- Вредные привычки. Как им противостоять? - Самовоспитание - важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности. - Советы психологов "Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка". |
Беседа Дискуссия Консультация |
Соц. педагог Психолог Психолог |
|
4. Права детей и ответственность родителей |
- Право – это то, что разрешено законом; семейный кодекс в действии - «Мои права» - Решение проблемных ситуаций |
Лекция Анализ эссе Практикум |
Соц. педагог Психолог |
|
7 класс |
||||
1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании. |
- Знание возрастных особенностей детей - необходимое условие их воспитания. - Различия в развитии мальчиков и девочек. - «Какие мы сегодня» |
Лекция
Беседа Анализ анкет |
Психолог
Детский врач Классный руководитель |
|
2. Результативность школьного урока |
- Особенности учебной деятельности подростков: характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе. - Самообразование подростков и педагогическое руководство им. - Домашняя работа: удовольствие или наказание? |
Беседа
Лекция Диспут |
Завуч УВР
Классный руководитель Родительский актив |
|
3. Отец и мать как воспитатели. |
- Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей. - Роль бабушек и дедушек в воспитании детей - Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи. |
Лекция
Анализ анкет. Дискуссия |
Классный руководитель Психолог Родительский актив |
|
4. Досуг подростков. |
- Cвободное время и его роль в формировании личности подростка. - Подросток и ТВ. - Подросток и улица |
Круглый стол |
Классный руководитель, родительский актив |
|
8 класс |
||||
1. Этот трудный возраст. |
- Психолого-педагогическая характеристика «трудных подростков». - как избежать конфликтов с детьми - если ребенок попал в беду |
Лекция
Консультация |
Психолог Социальный педагог. |
|
2. Воспитание у подростков эстетической культуры. |
- Эстетическое воспитание подростка - забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании школьника. |
Лекция Обмен опытом Концерт, выставка |
Классный руководитель Родительский актив Классный руководитель |
|
3. Твое здоровье в твоих руках. |
- Воспитание поколения здоровых людей - главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом. - Программа по физической культуре в школе. - Гигиена подростков. - Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт - понятия несовместимые. |
Устный журнал для родителей и учащихся. Лекция Беседа Концерт |
Классный руководитель. Учитель физкультуры Детский врач Классный руководитель, учащиеся |
|
4. Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков. |
- Особенности физиологического развития мальчиков и девочек. - Особенности дружбы между мальчиками и девочками. - Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков. |
Лекция Беседа Обзор литературы |
Мед. работник Психолог Библиотекарь |
|
9 класс |
||||
1. Жизненные цели подростка |
- Многоступенчатость образования. - Особенности обучения на третьей ступени - Как приготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. |
Лекция Семинар-практикум |
Завуч УВР Психолог, учителя-предметники |
|
2. Склонности и интересы подростков в выборе профессии |
- «Мой выбор» - Информация о близлежащих учебных заведениях, профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях |
Анализ анкет Презентация Лекция |
Психолог Классный руководитель Завуч УВР |
|
3. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка |
- Итоги анкетирования родителей и детей на предмет определения уровня комфортности ребенка в семье. - Влияние особенностей семейных отношений на уровень морального развития ребенка и четыре типа семей. - Создание благоприятной семейной атмосферы |
Анализ анкет Лекция Памятка – заочная консультация |
Психолог |
|
4. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности. |
- Выбор профессии – личное дело подростка? - Личные деньги - Личное время |
Круглый стол |
Классный руководитель, психолог, соц. педагог, родительский актив |
На завершающем этапе обучения центром обсуждения становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-17 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, подготовка к семье и браку. Занятия родительского всеобуча на данном этапе включает изучение основ процесса личностного самоопределения подростка.
№ тема |
Основное содержание |
Форма проведения |
ответственные |
10 класс |
|||
1 Возрастные особенности старшеклассников. |
-Особенности личности - Самооценка школьника -Ценностные ориентиры - Способности учащихся |
Беседа Анализ результатов мониторинга |
Психолог, классный руководитель |
2. Самовоспитание старшеклассников, как условие нравственного воспитания. |
Семь жизненных правил: Уважительность. Уравновешенность. Улыбчивость, Удивление. Уверенность, Убедительность, Успешность |
Презентация опыта семейного воспитания. Дискуссия |
Родительский актив, психолог, классный руководитель, соц. педагог |
3. Правовые аспекты воспитания: гражданская идентичность |
- Гражданская идентичность и формы её проявления - Закон и ответственность - Правила поведения в обществе |
Беседа. Индивидуальные консультации |
Классный руководитель, соц. педагог |
4. Трудный диалог: отцы и дети. |
- Проблема отцов и детей: в чем она заключается - анализ результатов тестирования - ролевая игра «Наоборот» - Выработка общих правил взаимопонимания |
Дискуссия |
Родительский актив, классный руководитель, соц. педагог, психолог |
11 класс |
|||
1.Особенности организации учебного труда школьников в 11 классе и роль родителей в этом процессе |
- Портрет выпускника школы в соответствии с требованиями ФГОС. - Единые требования семьи и школы при подготовке к сдаче ЕГЭ |
Лекция Дискуссия |
Завуч УВР Классный руководитель, родительский актив |
2. Воспитание сознательного отношения к семейной жизни. |
- Ранние браки: за и против - «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» - Решение педагогических ситуаций |
Диспут Анализ анкет Практикум |
Психолог Классный руководитель, родительский актив |
3.Экзамены на аттестат зрелости. Как подготовить к ним ребенка? |
- Анкетирование школьников на подверженность стрессам - Некоторые закономерности запоминания - Условия поддержки работоспособности - Приемы психологической защиты |
Анализ анкет Практические советы, практикум |
Психолог |
4.Профессиональное самоопределение детей |
- Профессиональные склонности учащихся класса - Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии (памятка) |
Анализ анкет Консультация |
Психолог
|
Сафонова Елена Валерьевна