Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьные проекты с применением информационных технологий»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
456207, Челябинская обл., г.Златоуст, ул.им.К.Маркса, д.10
Тел.-факс: 8 (3513) 67-77-78
e-mail: zlatschool18@rambler.ru, сайт: zlatschool18.ucoz.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школьные проекты с применением информационных технологий»
6 класс
Составил:
Кузнецова Олеся Василевна
учитель информатики и ИКТ
первой категории
МАОУ «СОШ №18»
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Принято считать, что только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Для развития навыков исследовательской деятельности необходимо предложить учащимся простые исследования, которые вполне доступны для выполнения учащимися. В условиях современной жизни нам необходимо научить детей взаимодействию, освоению опыта творческой работы, доведению задуманного до логического конца.
Этой цели служит метод проектирования – один из интерактивных методов обучения, позволяющих максимально увеличить активность учащихся в усвоении учебного материала, дающий возможность организовать неформальное сотрудничество «учитель – ученик», представляет практически неограниченную возможность для творчества и саморазвития личности учащихся.
Цели:
- Воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
- Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
- Формирование творческой разносторонне развитой личности.
- Ориентация учащихся на познание как ценность.
Задачи научного общества учащихся:
- содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
- развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
- знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
- учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
- способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
-возможность для учителей и учащихся накопления материала для личного портфолио.
Место курса в базовом учебном плане
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа рассчитана на обучающихся 6 класса с нагрузкой 1 час в неделю. Общее количество часов внеурочной деятельности в 6 классе – 35 часов.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Программы – Microsoft Office (Word, PowerPoint), браузер
Технические средства – АРМ учителя в составе: мультимедийный проектор, ПК, экран; рабочие места учащихся в кол-ве не менее 10 в составе: системный блок, монитор, клавиатура, мышь; доступ в Интернет
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
Основными личностными результатами, формируемыми во время занятий внеурочной деятельности в 6 классе являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развитие личности;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области исследовательской деятельности в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Основными метапредметными результатами, формируемыми во время занятий внеурочной деятельности в 6 классе, являются:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
поиск и организация хранения информации;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Основные предметные результаты, формируемые во время занятий внеурочной деятельности в 6 классе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления об основных правилах целеполагания
формирование представления об основных понятиях исследовательской работы: цель, задачи, объект исследования, предмет исследования;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирования представления об основных правилах оформления исследовательской работы, ее структуре
формирование навыков грамотного оформления исследовательской работы с использованием специализированных компьютерных программ;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
развитие алгоритмического мышления, необходимого для организации исследовательской работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Выбор тем исследований
Теория: основные принципы формулировки тем исследований, правила формулировки тем исследований
Практика: подбор, составление, корректировка тем исследований.
Тема 2. Работа над основными параметрами исследования
Теория: понятие цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования. Принципы формулировки цели, задач исследования, объекта, предмета, гипотезы исследования.
Практика: формулировка и корректировка цели, задач исследования, объекта, предмета, гипотезы исследования.
Тема 3. Выбор методов исследования
Теория: понятие методов исследований, формы, виды методов исследований.
Практика: подбор и формулировка методов исследований
Тема 4. Работа над основной частью исследования
Теория: структура исследовательской работы (введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, источники литературы, приложение), основные принципы наименования глав и параграфов
Практика: составление структуры исследовательской работы (оглавление): формулировка наименований глав, параграфов, определение целей и задач разделов; поиск и подбор необходимых источников литературы: работа в библиотеках, архивах, музеях, сети Internet; работа с источниками литературы: выбор информации, ее компоновка, распределение по главам и параграфам.
Тема 5. Индивидуальные консультации
Практика: помощь и решение в индивидуальных вопросах, трудностях по поиску, подбору, компоновки информации для основной части работы.
Тема 6. Работа над практической частью исследовательской работы
Теория: формы, методы, способы реализации практической части исследовательской работы
Практика: анкетирование, тестирование, интервьюирование, составление опросов (в т.ч. интернет-опросы), съемка фильмов, подбор материалов для презентаций, слайд-шоу и т.п.
Тема 7. Требования к оформлению раздела «Источники и литература»
Теория: государственный стандарт оформления списка литературы
Практика: составление списка литературы в соответствие с ГОСТом
Тема 8. Оформление исследовательской работы
Теория: требования к оформлению исследовательской работы (шрифт, размер шрифта, поля, ориентация текста, отступы интервалы)
Практика: форматирование текста исследовательской работы
Тема 9. Подготовка, выступление на конференциях, семинарах
Теория: основные правила составления доклада
Практика: составление доклада, презентации, репетиция доклада.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алейникова И. Научно-исследовательская работа (организация исследовательской деятельности)
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов)
Андреева М.Е. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся
Беглова Т.В. Учимся решать проблемы (программа и учебно-методические рекомендации по развитию проектного мышления у младших подростков-5-7 класс)
Беглова Т.В. Учимся решать проблемы (рабочая тетрадь ученика)
Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования.
Степанов П.В. Внеурочна деятельность школьников. Методический конструктор.
Гуляев В. И педагоги, и исследователи, и консультанты…Организация экспериментальной деятельности педагогов в условиях инновационного ОУ
Завельский Ю.В. Памятка для учителя (учебно-исследовательская работа с учениками)
Иванова Е.К. Проектная деятельность учащихся. Принципы организации и управления.
Романовская М.Б. Этапы проектной деятельности в логике дизайн-проектирования в образовательной области «Технология»
Савенков А. Я-исследователь
Савенков А. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности (учебник-тетрадь для учащихся средней школы).
Сырицина С. Воспитать ученого. О системе организации научно-исследовательской деятельности в начальной школе
Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе (опыт)
Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся
Ширина Н.В. Исследовательская и проектная деятельность школьников Повышение профессионального мастерства учителя.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-вочасов |
Дата |
Дата фактич. |
1 |
Выбор тем исследований |
2 |
1-2 нед. |
|
2 |
Работа над основными параметрами исследования: цели, задачи, гипотеза |
3 |
3-5 нед. |
|
3 |
Выбор методов исследования |
1 |
6 нед. |
|
4 |
Работа над основной частью исследования |
10 |
7-16 нед. |
|
5 |
Индивидуальные консультации |
9 |
17-25 нед. |
|
6 |
Работа над практической частью исследовательской работы |
5 |
26-30 нед. |
|
7 |
Требования к оформлению раздела «Источники и литература» |
1 |
31 нед. |
|
8 |
Оформление исследовательской работы |
2 |
32-33 нед. |
|
9 |
Подготовка, выступление на конференциях, семинарах |
2 |
34-35 нед. |
|
ИТОГО: |
35 |
РИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
№пп |
Конференция |
уровень |
Сроки |
Ссылка на сайт |
1 |
Шаг в будущее |
Городской |
Октябрь |
|
Областной |
Декабрь |
|||
Всероссийский |
Февраль |
|||
2 |
Научное общество учащихся |
Городской |
Апрель |
|
3 |
Отечество |
Областной |
Январь-февраль |
|
4 |
Юность. Наука. Культура. |
Всероссийский |
До 5 мая |
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4430&Itemid=2803 |
5 |
Шаги в науку |
Всероссийский |
До 14 декабря |
http://future4you.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=4430&Itemid=2803 |
6 |
Грани науки |
Всероссийский |
В течение года |
Elena Elena
Кузнецова Олеся Василевна