Программа самостоятельной работы (выполнения домашнего задания) по географии

Программа самостоятельной работы студентов (выполнения домашних заданий)
при освоении дисциплины
География
Энгельс
2018
Программа самостоятельной работы студентов (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и программы дисциплины «География» для студентов 1 курса, учащихся 10-11 классов.
Разработчик:
Ю.Ю. Лаврентьева, ГАПОУ СО «ЭПЭТ», преподаватель географии
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |
|
2. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ | |
3 условия реализации ПРОГрАММЫ | |
4. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ |
1.Паспорт Программы
1.1 Область применения программы
Программа является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
13.02.03 Электрические станции, сети и системы
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
15.02.01Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
15.02.08 Технология машиностроение
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
при освоении дисциплины «География».
1.2. Цели и задачи Программы
Содержание программы самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость.
метапредметных
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
предметных
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.2 Результаты освоения ПрограммыРезультатом освоения Программы является овладение обучающимися видами деятельности (ВД):
Подготовка и оформление докладов, рефератов, сообщений
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Выполнение заданий в учебнике.
Составление кроссвордов, применяя основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.
Обозначение на контурной карте основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Выполнение заданий в учебнике.
Работа с периодическими изданиями.
Структура и содержание Программы
№ пп |
Тема |
Часы |
Задание |
Деятельность студентов |
|||||
Вид деятельности |
Уровень сложности (форма представления) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||
|
Источники географии-ческой информации |
1 |
Подготовить и оформить доклад на тему: «Особенности формирования современной политической карты мира»; Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение заданий в учебнике. |
Подготовка и оформление доклада. Составление терминологического словаря по конспектам занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение заданий в учебнике. Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Доклад, оформленный по стандарту. Словарь терминов Ответы на контрольные вопросы в письменном виде первого уровня |
Доклад с презентацией Глоссарий Ответы на контрольные вопросы в письменном виде второго уровня |
Доклад с выступле-нием Тезаурус Ответы на контрольные вопросы в письменном виде третьего уровня |
||
|
Политичес-кое устройство мира |
2 |
Составить кроссворд «Страны мира и их столицы» |
Составление кроссворда, применяя основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований. Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Оформленный кроссворд, состоящий из 10 вопросов |
Оформленный кроссворд, состоящий из 20 вопросов |
Оформленный кроссворд, состоящий из 30 вопросов |
||
|
География мировых природных ресурсов. |
2 |
Обозначить на контурной карте основные виды природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Выполнить задания в учебнике. Работа с периодическими изданиями. Подготовить реферат на тему: «Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания». |
Обозначение на контурной карте природных ресурсов. Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 2ч) Выполнение заданий в учебнике. Систематизация источников Подготовка реферата Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Правильно-выполненная контурная карта с нанесенными географичес-кими объектами Ответы на контрольные вопросы в письменном виде первого уровня Список литературы Реферат-конспект |
Правильно-выполненная контурная карта с нанесенными географичес-кими объектами, со сравнительной характеристи-кой. Ответы на контрольные вопросы в письменном виде второго уровня Библиографический список (минимальный набор источников) Реферат-обзор |
Правильно-выполнен-ная контурная карта с нанесен-ными географии-ческими объектами, с анализом террито-риальной структуры место-рождений полезных ископаемых. Ответы на контрольные вопросы в письменном виде третьего уровня Библиографический список (максимальный набор источников) Реферат-доклад |
||
|
География населения мира |
1 |
Подготовить и оформить доклады на темы: «Демографическая ситуация и демографическая политика в странах и регионах мира». «Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы»; «Различия в уровне и качестве жизни населения», «Основные направления миграций», «Проблемы современной урбанизации». Выполнить задания в учебнике. |
Подготовка доклада Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Доклад, оформленный по стандарту. |
Доклад с презентацией |
Доклад с выступле-нием |
||
|
Мировое хозяйство |
2 |
Подготовить и оформить доклады на темы: «Географическая «модель» современного мирового хозяйства». «Традиционные и новые формы внешнеэкономических связей» |
Подготовка доклада Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Доклад, оформленный по стандарту. |
Доклад с презентацией |
Доклад с выступле-нием |
||
|
Регионы и страны мира |
7 |
Подготовить и оформить доклады на темы: «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов». «Современные функции и проблемы крупных городов»; «Страна Европы», «Страна Азии», «Страна Африки» (по выбору студента). Систематически проработать конспекты занятий, учебную литературу. Выполнить заданий учебника. |
Подготовка доклада Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Доклад, оформленный по стандарту. |
Доклад с презентацией |
Доклад с выступле-нием |
||
|
Россия в современном мире. |
1 |
Подготовить и оформить доклад на тему: «Демографическая ситуация и демографическая политика в России»; работа с конспектами лекций. |
Подготовка доклада Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Доклад, оформленный по стандарту. |
Доклад с презентацией |
Доклад с выступле-нием |
||
|
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
2 |
Написать сообщения на темы «Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества»; «Организация особо охраняемых природных территорий, их география». |
Написание сообщения Время выполнения домашнего задания зависит от выбранного уровня сложности (от1 ч.до 3ч) |
Написание сообщения-обзора |
Написание сообщения-доклада |
Написание сообщения и выступление |
3 Условия реализации программы
Текущий и итоговый контроль; индивидуализированный контроль.
Планирование самостоятельной работы студентов в тематическом планировании учебной дисциплины, в учебной программе дисциплины.
Согласование индивидуальных планов самостоятельной работы студентов (виды и темы заданий, сроки представления результатов);
Дифференциация содержания учебного материала в соответствии с повышением уровня сложности предлагаемых заданий внутри дисциплины и многообразием видов деятельности.
4 Контроль и оценка результатов освоения программы
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.
Результаты обучения (предметные результаты) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "География": - владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; - владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; - владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; - владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; |
- просмотра и оценки отчётов по практическим работам №1-№3; -устный опрос; - контрольные задания; - тестирование |
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; - владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; - сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; |
- индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; -проведение тестирования; - контроль самостоятельной работы студентов (просмотр и оценка докладов) - просмотр и обсуждение компьютерных презентаций |
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
- устный опрос; - проведение письменной самостоятельной работы |
Итоговый контроль: - дифференцированный зачёт по дисциплине |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты |
||
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
- экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы |
Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты |
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; креативность мышления, инициативность и находчивость; |
- проявление активной жизненной позиции; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях Занятия по специальным дисциплинам |
метапредметные результаты |
||
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной Программы Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии; |
- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы - использование различных методов решения практических задач |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |