Программа «Семейный очаг» с детьми 7-18 лет
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ
ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦСПСД _____________Г.Г Залютдинова «____» __________2018г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦСПСД __________Р.Н.Ахметзянова «____»____________2018г. |
ПРОГРАММА КЛУБА «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»
С ДЕТЬМИ 7-18 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ
Автор-составитель:
специалист по социальной работе
Дерюгина Р.Ф.
Руководитель:
Камалова А.Г.
зав.отделением
социальной помощи семье и детям
ОКТЯБРЬСКИЙ
2018 ГОД
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
2.1. Обоснование актуальности
ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ограниченными возможностями здоровья различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей.
Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.
Именно поэтому сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья может обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию его в социум. То есть то, что мы называем социализацией, включающей в себя комплекс разнообразных методов, о которых мы рассмотрим.
При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой группе, а к средней.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.
Дети в процессе социализации проходят следующие стадии:
1)имитация - в процессе которой копируют поведение взрослых;
2) игра – в процессе которой исполняют простейшие роли со значением;
3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение.
Таким образом, образовательное пространство при социализации составляют:
дети
родители
специалисты (психолог, логопед, дефектолог, социальный работник).
Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов не будет!
Бесспорно, положительным является тот факт, что в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, школ-интернатов, специализированных коррекционных школ, центров социальной помощи (как наша), спортивно-адаптивных школ и т.д., что вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы социализации - преодоление отклонений от нормального становления личности, через реализацию основных задач, тесно взаимосвязанных меж собой:
пробуждение социальной активности;
воспитание чувства собственного достоинства;
формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;
формирование навыков правильного поведения;
развитие творческих способностей.
Решение этих задач - не просто сложный процесс и вот почему.
С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.
С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни.
С вышеперечисленными задачами социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:
развитие его личности и межличностного общения;
подготовку к самостоятельной жизни;
расширению кругозора и творческих способностей.
Отсюда возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных задач, стоящих перед Западным межрайонным Центром «Семья» - создание пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.
Вся работа начинается с проведения социально-психологического мониторинга, в основе которого:
1. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением.
2. Взаимопомощь – приобщение к работе добровольных помощников из числа самих обучающихся и добровольная взаимная поддержка.
Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.
Вот один из ключей к успеху, где у детей формируется позитивная здоровая Я-концепция. В Западном межрайонном Центре «Семья» функционирует кружок творческой деятельности «Дизайн студия» для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг качества предоставляемых услуг в части внеурочной деятельности, проведённый среди родительской общественности, позволил определить приоритетные направления, предусматривающие развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Знания и умения, реализуют на конкурсах детского творчества. Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала детей, познанию их собственного “Я”, дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.
Творческие способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом. На занятиях используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях, развивают коммуникативные навыки, культуру общения, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.
Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ограниченными возможностями здоровья собственная активность снижена. Им необходимы танцы, зарядка, разнообразные виды физических нагрузок, поднимающие общий уровень активности, ребенка, положительно влияющие на тонус организма, стимулируют творческую активность. Спортивно-оздоровительная работа в Западном межрайонном Центре «Семья включает в себя проведение выездные мероприятия здоровья «Веселые старты» направленные на привитие детям культуры здорового образа жизни. Они так же важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое место занимает мероприятия проводимые совместно со здоровыми детьми.
С этой целью активно внедряются выход в социум: «посещение музея»; игровые тренинги; постановки спектаклей, Концерты для родителей; арт-терапия; празднование «День именинника»; игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.
Широко используется игровая терапия, которая выполняет три функции: терапевтическую и обучающую.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.
Включение в работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.
Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.
Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя - работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии
Важным для учреждения является положительный психолого – эмоциональный климат в процессе социализации. Мероприятия должны проводятся грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждое мероприятие был для детей маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих.
Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье?
социальные нормы,
стиль жизни,
знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей,
познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность,
семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.
Поскольку мы заговорили о значимости семьи в процессе социализации, остановимся на формах работы с родителями, включающими как коллективные, так и индивидуальные мероприятия:
коллективные формы взаимодействия с родителями. Задачи: знакомство с участниками мероприятия, передача положительного опыта.
групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов.
Встречи в клубе.
Формы проведения: консультации; тренинги; круглые столы.
Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической помощи детям, друг – другу.
Проведение детских праздников. Задачи: поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьей. Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи родителям.
В заключении отметим, что проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной поддержки специалистами детей родителями, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.
Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние. Наиболее важной составляющей частью реабилитации является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его возможностей.
На решение обозначенных проблем и направлена клубная программа поддержки семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Семейный очаг».
При составлении программы работы с родителями учитываются три основные составляющие:
1) информационная поддержка;
2) знакомство родителей с эффективными методами детско-родительских отношений;
3) психолого – педагогическая поддержка и помощь других специалистов.
2.2. Целевая группа.
Дети с ограниченными возможностями и родители, в возрасте от 7-18 лет.
2.3. Цель программы.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.
2.4. Задачи программы.
Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.
Познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка.
Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.
Формировать включение детей в социум.
2.5. Ожидаемые результаты
Целевые индикаторы и методы их оценки
Таблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (Показателя) | 2018 г. 2 квартал | 2019 г. 1 квартал |
1 | численность детей с ограниченными возможностями здоровья участвующих в программе клуба | 9 | |
2 | численность детей участвующих в работе клуба | 13 | |
3 | численность здоровых детей, участвующих в программе клуба | 5 | |
4 | общая численность взрослых (родителей, опекунов, попечителей) принимающих участие в программе клуба | 14 | |
5 | число специалистов принимающих участие в клубе | 5 | |
6 | количество мероприятий по программе клуба | 2 | |
7 | число публикация в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы | 1 | |
8 | число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах | 2 | |
3. Механизм реализации программы « Семейный очаг»
3.1. Этапы и сроки реализации программы
Процесс реализации программы состоит из трех этапов предоставленных в Таблице 2.
Таблица 2
Этапы реализации программы
№ Направление деятельности | Сроки. Ответственные исполнители | форма отчетности/срок ее предоставления |
Организационный (подготовительный) | 2 недели. Специалисты Западного межрайонного Центра «Семья» | Предупредительный контроль. В течение 20 дней. |
Практический (основной) | долгосрочный, бессрочный. Специалисты отделения. | Текущий контроль. В течении всего периода программы. |
Итоговый (аналитический) | В конце каждого отчетного года. Заведующий отделением, специалисты отделения. | По завершению деятельности. В течение 10 дней. |
Организационный (подготовительный) - 2 недели. В ходе данного этапа предполагается осуществить программу разработку программы деятельности:
Сбор информации о семьях, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьях воспитывающих здоровых детей.
Составление банка данных семей с детьми участвующих в программе клуба.
Ведение журнала регистрации обращений (запросов) родителей (законных представителей), обратившихся в учреждение «Семья».
Практический (основной) - бессрочный долговременный. В ходе данного этапа будет происходить практическая работа по созданию взаимосвязанной системы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведения занятий, тренингов, консультаций, экскурсии, проведение выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
Итоговый – в конце каждого отчетного периода, в ходе которого необходимо обобщить опыт работы специалистов, родителей по созданию системы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и наметить перспективы и пути дальнейшего развития данной программы.
3.2.Формы и методы работы.
Формы работы (групповые и индивидуальные)
Групповые: | Индивидуальные |
тренинги, консультации, встречи со специалистами, круглый стол игры, экскурсии, посещение игровых комнат, выставки, выезд всей семьей на природу, участие в кружке «Дизайн студия», участие в театральном кружке «Мир сказок» участие в танцевальной группе «Радуга» | занятия с педагогом психологом беседы, консультации, коррекционные занятия. |
Методы работы:
Организационные: | Практические: | Итог: |
информирование населения о новой форме социального обслуживания и способах адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых сверстников; формирование группы; разработка перспективных планов, расписания занятий, мероприятий, совместные встречи, консультаций, круглый стол и т.д.; привлечение городских организаций, учреждений в мероприятиях клуба; привлечение волонтеров и спонсоров; | анкетирование; работа с родителями, семьями и специалистами: психологом, логопедом, дефектологом; оформление помещений; репетиция. | групповые и индивидуальные занятия; беседы; кружки; мастер-классы; праздники, развлечения; театрализованные постановки; соревнования; выставки; концерты; выезды. |
3.3.Ресурсы
Кадровые:
специалисты по социальной работе организуют и проводят опрос, беседы, консультации для участников программы.
Специалисты проводят и организуют психолого-педагогические встречи, мероприятия, индивидуальные и групповые занятия с родителями и детьми, вовлекает спонсоров, аниматоров и волонтеров.
2. Материально-технический: Актовый зал, игровые комнаты, песочная терапия, театральная.
3. Цифровая техника: игровые пособия, игрушки, оборудование для арт-терапии, театральной студии.
2. Методические:
Нормативно - правовые документы:
Данная программа направлена на работу с семьями детей с ограниченными возможностями.
«Конвенция прав ребенка», принятая резолюцией 44/25 Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.
«Конвенция ООН о правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной
Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.
Декларация прав ребёнка
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п
«О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы - Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012г.
Федеральный Закон № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Методические пособия при разработки программы:
Белъмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З., Кручинин В.А., и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). - Москва : «Экзамен», 2003.- 173с.
Бажанова О.С. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий психолога с детьми с ограниченными возможностями и интерактивный подход в работе с семьей в рамках проекта «Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях» при поддержке грантового фонда конкурса Социальное партнерство. Окружной ярмарки социальных и культурных проектов.- Саратов.- 2001.
Ковалева Е.Ю. Авторизированная программа по коррекционной педагогике « Ступени» - Краснодарский край г. Новокубанск – 2006 г.
Методические разработки:
Бусова Е.Д. Современные технологии помощи инвалидам: Монтессори-педагогика в реабилитации/ Казань: Глаголь, 2014.-56с.
Гармонова А.А. Методы игротерапии в социализации детей с ОВЗ.//Казань: Веда, 2014. – 78с.
Груздева М.И. Современные технологии помощи инвалидам, в том числе детям с ОВЗ: игровые средства и оборудование в лекотеках./ Казань: Глаголь,2014.-68с.
Яценко О.А. Из опыта работы с семьей по социализации детей с детским церебральным параличом в условиях лекотеки. // Коррекционная педагогика.2012- №1(48)-С. 39- 46.
Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
3.4. Направление деятельности и их содержание.
Программа раскрывает организацию и содержание работы специалистов с детьми ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми.
Работа строится по формированию нескольких видов социальной адаптации:
Социально-психологической;
Организационной.
Данная программа по своей сути является комплексным. По продолжительности проект является бессрочный, долгосрочный.
Программа «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с программой клуба и планом мероприятий.
По результатам анкетирования и опроса эффективность деятельности мероприятий по программе «Семейный очаг» проводится во второй половине дня.
Практика показала, что наибольшая посещаемость мероприятий по программе «Семейный очаг» зафиксирована во второй половине дня.
Разработка плана занятий требует тщательности в подготовке и профессионального подхода специалистов к мероприятиям, где включается теоретическая и практическая информация родителям и одновременно консультирование по возникающим вопросам. Оказание помощи родителям и детям в кризисных ситуациях.
Многообразие методов работы с участниками программы позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружить новыми знаниями и приемами грамотного общения с подростками, а детей обучать приемами конструктивного общения со сверстниками.
Алгоритм подготовки и проведения встречи в клубе выглядит следующим образом:
Заседания со специалистами Западный межрайонный Центр «Семья» о проведении мероприятия,
Опрос родителей и детей.
Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
Привлечение спонсоров к участию данного мероприятия и оказанию
благотворительности в виде подарков, призов для детей и др.
Привлечение городских средств массовой информации.
Информирование родителей и участников о занятиях через приглашения и объявления.
Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству детей, участвующих в мероприятии).
Основные акценты подготовки мероприятия можно определять по следующим позициям:
- название мероприятия
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)
- цель его проведения
- продолжительность
- оргкомитет (инициативную группу, благотворительные организации) и ход его (ее) работы
- виды и формы деятельности
- краткое описание содержания
- условия успешности проведения.
Мероприятия проводятся 3-4 раз в месяц, время проведения: в учреждении от 1часа до 1,20 минут, вне учреждения от 1,30 минут до 2 часов.
3.5.План мероприятий
Клуб «Семейный очаг» подготовил план мероприятий как:
№ | Название мероприятия | Сроки |
1 | Встреча «Давайте встречаться» | июнь |
2 | Участие в акции «Мой папа самый» | июнь |
4 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | июль |
5 | Участие в кружке «Дизайн студия» | июль |
6 | Участие в первой встрече театрального кружка «Мир сказок» | июль |
7 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | август |
8 | Выездное мероприятие «Веселые старты» | август |
9 | Участие в театральном кружке «Мир сказок» | август |
10 | Участие в кружке «Дизайн студия» | август |
11 | Встреча «Школа желаний» | сентябрь |
12 | Участие в кружке «Дизайн студия» | сентябрь |
13 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | сентябрь |
14 | Участие в театральном кружке «Мир сказок» | сентябрь |
15 | Выход с социум «Посещение музея» | октябрь |
16 | Участие в кружке «Дизайн студия» | октябрь |
17 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | октябрь |
18 | Посещение театрального кружка «Мир сказок» | октябрь |
19 | Игровой тренинг « Я среди людей», | ноябрь |
20 | Участие в кружке «Дизайн студия» | ноябрь |
21 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | ноябрь |
22 | Посещение театрального кружка «Мир сказок» | ноябрь |
23 | Выездное мероприятие в г. Туймазы. | декабрь |
24 | Посещение театрального кружка «Мир сказок» | декабрь |
25 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | декабрь |
26 | Участие в кружке «Дизайн студия» | декабрь |
27 | Встреча за круглым столом «Мои друзья» | январь |
28 | Участие в кружке «Дизайн студия» | январь |
29 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | январь |
30 | Посещение театрального кружка «Мир сказок» | январь |
31 | Постановка детского спектакля «Я и мои друзья», | февраль |
32 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | февраль |
33 | Участие в кружке «Дизайн студия» | февраль |
34 | Концерт для мам «Подарок маме». | март |
35 | Участие в кружке «Дизайн студия» | март |
36 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | март |
37 | Арт-терапия «Волшебный мир» | апрель |
38 | Участие в кружке «Дизайн студия» | апрель |
39 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | апрель |
40 | День именинника | май |
41 | Участие в кружке «Дизайн студия» | май |
42 | Посещение танцевального кружка «Радуга» | май |
3.6.Контроль и управление
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.
3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Имеются три вида контроля.
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.
3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.
3.7.Оценка результатов программы.
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 3
Оценка результатов программы
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методов оценки | |
До Реализации программы (2018 г.) | После реализации программы | |||
1 | Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивной деятельности, творческих мероприятий различного уровня. | 14 детей | | |
2 | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. | 9 семей | | |
3 | Сформированность наличия навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками. | 7 семей | | |
4 | Повышение возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия. | 5 детей | | |
5 | Сформированность навыков общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми. | 5 детей | | |
6 | Вовлечение общественности города, волонтеров в работе программы клуба | 3 уч. | | |
Список литературы
Бурменскя Г.В., Карабанова О.А., Лидера А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы развития детей). М.: Изд-во Моск.универ, 1990 г.
Габдрахимова Э.Ф. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ / Э.Ф. Габдрахимова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2016/1933/23471 (дата обращения: 24.03.2017).
Зарубина Ю.Г. Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг – М.:Теревенф, 2009. -56с.
Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.
Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm.
Кияйкина Наталья Федоровна