12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Почаева Наталия170 |
Программа сетевого элективного курса по химии. «В мире химических профессий» для 8-9 классов
В мире химических профессий.
Пояснительная записка.
Перед выпускниками школы стоит проблема выбора будущей профессии. А у ребят– проблема выбора места самореализации: уехать, работать и жить, в другой город или остаться работать в родных местах.
Цель данного курса – презентация химических профессий, через изучение химических производств, показать какие химические производства базируются в нашем и соседних городах. Какие химические специальности необходимы для этого.
Предполагается, что по изучению данного материала, школьники будут иметь представление о профессиях, связанных с химией, о знаниях, которые необходимы для данной специальности, о путях получения профессии. Это даст возможность учащимся сориентировать себя в выборе профиля дальнейшего обучения и места самореализации.
Для достижения этой цели предлагается:
- изучение химического производства (в разумных пределах, в соответствии с возрастным развитием детей и опорой на имеющиеся у них знания и опыт): сырье (состав, свойства, добыча, обогащение), процессы, лежащие в основе производства, общие закономерности управления ими, устройства и принципы действия типичных аппаратов, технологические стадии производства, продукты химического производства (состав, свойства и применение), загрязнение и охрана окружающей среды;
- изучение химической промышленности родного края;
- занятия по профессиографии;
- знакомство с образовательными учреждениями по подготовке соответствующих специалистов.
Ожидаемые результаты
В результате занятий элективного курса учащиеся должны иметь представление:
- о химическом производстве и его принципах;
- об основных химических производствах: получение чугуна, стали, алюминия, аммиака, серной кислоты, сахара;
- о профессиях связанных с данными производствами;
- Об учебных заведениях;
- О предприятиях, на которых осуществляются химические процессы.
В результате занятий кружка учащиеся должны уметь:
- характеризовать химическое производство;
- выполнять химический виртуальный эксперимент по получению меди;
- работать с различными источниками знаний.
Основные методы:
Проведение виртуальных химических опытов, поиск и чтение химической научно – популярной информации в сети Интернет, тестирование, в том числе он-лайн но профессионально самоопределение.
Основные формы:
Просмотр обучающего видео, выполнение виртуальных лабораторных работ, составление карт.
Электронный адрес элективного курса :
На веб-странице сетевого элективного курса предусмотрена обратная связь с учителем и зона вопросов и ответов.
Программа.
- Введение. Знакомство с программой, целями и задачами курса. Химическая промышленность и химическая технология. (1). Занятие по профессиографии.
- Важнейшие составляющие химического производства. Научные принципы организации химических производств. Важнейшие составляющие химического производства. Аппаратура, сырье, энергия, вода (и другие вспомогательные материалы) (1). Контроль: Программируемый тест.
- Защита окружающей среды и охрана труда. Знакомство с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), с идеей безотходного производства.(4). Занятие по профессиографии. Объективные условия выбора профессии химика.(2) Контроль: Программируемый тест.
- Химико - технологические процессы в металлургии. Повторение способов получения металлов и их применение. Знакомство с основными способами промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали. Контроль: Программируемый тест.
- Химико - технологические процессы в производстве аммиака. Знакомство с производством аммиака, охрана окружающей среды, а так же знакомство с основными профессиями работников аммиачного производства: оператор, компрессовщик, аппаратчик, катализаторщик, лаборант заводской Контроль: Программируемый тест.
- Химико-технологические процессы по переработке растительного сырья. Рассмотрение химико-технологических процессов получения сахара из сахарной свеклы, Контроль: Программируемый тест
- Знакомство с химическим производством родного края и всей страны. Информация о химических предприятиях (или о предприятих, где применяются химические процессы).
- Знакомство с методами получения металла. Проведение виртуальных лабораторных работ по получению металла. Описание процесса.
- Знакомство с учебными заведениями. Информация об учебных заведения, готовящие специалистов данного профиля.
- Занятие по профессиографии: Тестирование: Психофизиологическая пригодность к различным типам профессий. Значение самопознания и правильной самооценки в профессиональном самоопределении. Интересы, способности, склонности и их роль в будущем профессиональном самоопределении (7).
Примерный тематический план.*
Тема | Число часов |
Итого: | 2 1 1 2 2 2 2 2 1 2 14 |
Литература.
- Габриелян О.С, Лысова Г. Г. Химия,11 кл.-М.: Дрофа,2002.
- Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат,1974.
- Человек и профессия. / Под ред. Е.А.Климова. - Л.: Лениздат,1975.
- Справочник химика. – М: Высшая школа, 1995.
- Фельдман Ф.Г, Рудзитис Г.Е. Химия, 9 кл, 10 кл.. – М.: Просвещение,1990.
- Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. – М.: Химия, 1984.
- Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию. – М.: Просвещение, 1991.
- Бурицкая Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. – М.: Просвещение,1983.
- Журнал «Химия в школе № 5. 1999 г.
- Методическая разработка элективных курсов по химии для 9 классов., Почаева Н.Д.
Приложение 1.
Содержание занятий.
Приветствие
Добрый день школьники! Перед вами школы стоит проблема выбора будущей профессии! Предлагаем вам окунуться в интересный мир профессий , связанных с химией! Надеемся, что по изучению данного материала, вы будете иметь представление о профессиях, связанных с химией, о знаниях, которые необходимы для данной специальности, о путях получения профессии. Это даст вам возможность сориентировать себя в выборе профиля дальнейшего обучения и места самореализации.
Задание 1.Введение.
Пройдите тестирование и сделайте для себя вывод:
*
* Тесты для учета склонностей
Задание 2.Важнейшие составляющие химического производства
* Посмотрите таблицу
*
Задание 3.Защита окружающей среды и охрана труда.
* Посмотрите фильм
* Зайдите в экологическую карту. Посмотрите, где больше всего загрязнений. Узнайте, какие производства расположены на данной территории. Сделайте вывод.
* Свои размышления пришлите
Задание 4.Химико - технологические процессы в металлургии
*
*
Инструкция: 1) посмотрите видеоролик о том как получают сталь из чугуна и как это делают в электропечи (ссылка на видео в слове "электропечи " 1 мин), в кислородном конверторе (1 мин) и в мартеновской печи (2 мин). Посмотрите видеоролики о профессиях: Разливщик стали (1 мин) и Ковшевой (1 мин).Изучите химические процессы, происходящие при производстве стали по этой схеме . После этого приступайте к ответам на вопросы. Желаю успехов
*
Задание 5. Химико - технологические процессы в производстве аммиака *Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик:
Задание 6.Химико - технологические процессы в производстве Серной кислоты
*Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик:
Задание 7. Химико-технологические процессы по переработке растительного сырья.
*Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик:
Задание 8. Знакомство с химическим производством
Изучите списки предприятий на которых требуются профессии, связанные с химией:
*Список
*
*
*
'''Задание А.'''
*Выберите отрасль промышленности, которая вам больше всего подходит
*Выберите 5 предприятий из этой отрасли.
*Составьте яндекс карту под названием "Предприятия (название промышленности)"
* В яндекс-карте расставьте метки этих предприятий с описанием
'''Задание Б.'''
*Найдите какие отрасль промышленности, которые связаны с химей расположены в нашем городе
*Найдите информацию об этих предприятиях.
*Составьте яндекс карту под названием "Предприятия г. Владимира"
* В яндекс-карте расставьте метки этих предприятий с описанием.
** Ссылки на карты пришлите
Задание 9. Практическая часть.Получение металлов
Выполнение практической работы проходит виртуально, т.е. посмотреть видеоопыт и описать его.
''Примечание: Можно договориться с учителем и провести эти опыты в школьной химической лаборатории''
Способы получения меди
*Получение меди с помощью из раствора медного купороса электролизом
*Получение меди с помощью из раствора медного купороса
*Получение меди из оксида меди с помощью газа водорода
*Получение меди из оксида меди с помощью угля
Посмотрите видеоопыты, оформите отчет и пришлите
*
*
*
*
*Шаблон отчета (смотри. Приложение 1. в программе)
Задание 10. Знакомство с учебными заведениями
*Здесь вы найдете полный перечен
*Здесь вы найдете полный перечень и описание
*Здесь можно ознакомиться с
'''Задание'''
Выберите одну профессию, которая вам подходит больше всего, опишите ее, укажите где можно научиться на нее и кокой у нее рейтинг. Описание пришлите
Задание 11. Профессиография
проверка психофизиологическая пригодности к различным типам профессий.
*Пройдите итоговый Тест на
Итоги
*Итоги работы размещать
*Рефлексию размещать
Приложение 2.
Шаблон.
Практическая работа.
Тема: Получение металлов.
Цель: Получить медь, железо из их соединений.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, штатив, лапки, кольцо, железная сетка газоотводная трубка, U- образная трубка, угольные электроды, выпрямитель тока или источник тока 12в, провода, банка с песком, железные щипцы, стакан с водой, магниевая лента, маленькая железная тарелочка, термитная смесь, раствор медного купороса, оксид меди (II), гранулы цинка, раствор соляной кислоты.
Опыт 1. Получение меди электролизом раствора медного купороса.
В U-образную трубку наливают раствор медного купороса, опускают угольные электроды, подсоединяют к источнику тока 12в. Задание. Что свидетельствует о получении чистой меди? Запишите реакции, происходящие на электродах. К какой группе промышленных способов получения металлов можно отнести проделанный опыт?Опыт 2. Получение меди из оксида меди (II). Порошок оксида меди (II) поместите в пробирку, которую закрепите в горизонтальном положении в штативе. В другую пробирку поместите несколько гранул цинка и залейте раствором соляной кислоты, закрой те ее пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместите в пробирку с оксидом меди (II). Под последней зажгите спиртовку. Подождите некоторое время.Задание. Что свидетельствует о получении металла? Запишите уравнения проделанных химических реакций. К какой группе промышленных способов получения металлов можно отнести проделанный опыт?