12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Почаева Наталия170
4

Программа сетевого элективного курса по химии. «В мире химических профессий» для 8-9 классов

В мире химических профессий.

Пояснительная записка.

Перед выпускниками школы стоит проблема выбора будущей профессии. А у ребят– проблема выбора места самореализации: уехать,  работать и жить, в другой город или остаться работать в родных местах.  

Цель данного курса – презентация химических профессий, через изучение химических производств, показать какие химические производства  базируются в нашем и соседних городах.  Какие химические специальности необходимы для этого.

Предполагается, что по изучению данного материала, школьники будут иметь представление о профессиях, связанных с химией, о знаниях, которые необходимы для данной специальности, о путях получения профессии. Это даст возможность учащимся сориентировать себя в выборе профиля дальнейшего обучения и места самореализации.

Для достижения этой цели предлагается:

- изучение химического производства (в разумных пределах, в соответствии с возрастным развитием детей и опорой на имеющиеся у них знания и опыт): сырье (состав, свойства, добыча, обогащение), процессы, лежащие в основе производства, общие закономерности управления ими, устройства и принципы действия типичных аппаратов, технологические стадии производства, продукты химического производства (состав, свойства и применение), загрязнение и охрана окружающей среды;

- изучение химической промышленности родного края;

- занятия по профессиографии;

- знакомство с образовательными учреждениями по подготовке соответствующих специалистов.


Ожидаемые результаты

В результате занятий элективного курса  учащиеся должны иметь представление:

  • о химическом производстве и его принципах;
  • об основных химических производствах:  получение чугуна, стали, алюминия, аммиака, серной кислоты, сахара;
  • о профессиях связанных с данными производствами;
  • Об учебных заведениях;
  • О предприятиях, на которых осуществляются химические процессы.


В результате занятий кружка  учащиеся должны уметь:

  • характеризовать химическое производство;
  • выполнять   химический виртуальный эксперимент по получению меди;
  • работать с различными источниками знаний.


Основные методы:

Проведение виртуальных химических опытов, поиск и чтение химической научно – популярной информации в сети Интернет, тестирование, в том числе он-лайн но профессионально самоопределение.


Основные формы:

Просмотр обучающего видео, выполнение виртуальных  лабораторных работ,  составление карт.

Электронный адрес элективного курса : https://clck.ru/LhwJq

На веб-странице сетевого элективного курса предусмотрена обратная связь с учителем  и зона вопросов и ответов.



                Программа.

  1. Введение. Знакомство с программой, целями и задачами курса. Химическая промышленность и химическая технология. (1). Занятие по профессиографии.
  2. Важнейшие составляющие химического производства. Научные принципы организации химических производств. Важнейшие составляющие химического производства. Аппаратура, сырье, энергия, вода (и другие вспомогательные материалы) (1). Контроль: Программируемый тест.
  3. Защита окружающей среды и охрана труда. Знакомство с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), с идеей безотходного производства.(4). Занятие по профессиографии. Объективные условия выбора профессии химика.(2) Контроль: Программируемый тест.
  4. Химико - технологические процессы в металлургии. Повторение способов получения металлов и их применение. Знакомство с основными способами промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали. Контроль: Программируемый тест.
  5. Химико - технологические процессы в производстве аммиака.  Знакомство с производством аммиака, охрана окружающей среды, а так же знакомство с основными профессиями работников аммиачного производства: оператор, компрессовщик, аппаратчик, катализаторщик, лаборант заводской Контроль: Программируемый тест.
  6. Химико-технологические процессы по переработке растительного  сырья.  Рассмотрение химико-технологических процессов получения сахара из сахарной свеклы, Контроль: Программируемый тест
  7. Знакомство с химическим производством родного края и всей страны. Информация  о   химических предприятиях (или о предприятих,  где применяются химические процессы).
  8. Знакомство с методами получения металла. Проведение виртуальных лабораторных работ по получению металла. Описание процесса.
  9. Знакомство с учебными заведениями. Информация об учебных заведения, готовящие специалистов данного профиля.
  10. Занятие по профессиографии: Тестирование: Психофизиологическая пригодность к различным типам профессий. Значение самопознания и правильной самооценки в профессиональном самоопределении. Интересы, способности, склонности и их роль в будущем профессиональном самоопределении (7).  



                  Примерный тематический план.*


Тема

Число часов

  1. Введение.
  2. Важнейшие составляющие химического производства.
  3. Защита окружающей среды и охрана труда.
  4. Химико-технологические процессы в металлургии.
  5. Химико-технологические процессы в  производстве аммиака.
  6. Химико-технологические процессы в  производстве серной кислоты
  7. Химико-технологические процессы по переработке растительного  сырья.
  8. Знакомство с методами получения металла.
  9. Знакомство с химическим производством страны и родного края.
  10. Знакомство с учебными заведениями.
  11. Занятие по профессиографии. Тестирование. Конференция.


Итого:

2

1


1


2



2



2





2



2


1


2



14


 

Литература.

  1. Габриелян О.С, Лысова Г. Г. Химия,11 кл.-М.: Дрофа,2002.
  2. Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат,1974.
  3. Человек  и профессия. / Под ред. Е.А.Климова. - Л.: Лениздат,1975.
  4. Справочник  химика. – М: Высшая школа, 1995.
  5. Фельдман Ф.Г, Рудзитис Г.Е. Химия, 9 кл, 10 кл.. – М.: Просвещение,1990.
  6. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. – М.: Химия, 1984.
  7. Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию. – М.: Просвещение, 1991.
  8.  Бурицкая Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. – М.: Просвещение,1983.
  9. Журнал «Химия в школе № 5. 1999 г.
  10. Методическая разработка элективных курсов по химии для 9 классов., Почаева Н.Д.




     Приложение 1.

Содержание  занятий.


Приветствие

Добрый день школьники! Перед вами школы стоит проблема выбора будущей профессии! Предлагаем вам окунуться в интересный мир профессий , связанных с химией! Надеемся, что по изучению данного материала, вы будете иметь представление о профессиях, связанных с химией, о знаниях, которые необходимы для данной специальности, о путях получения профессии. Это даст вам  возможность  сориентировать себя в выборе профиля дальнейшего обучения и места самореализации.


Задание 1.Введение.

Пройдите тестирование и сделайте для себя вывод:

* https://postupi.online/test  /  Тесты - онлайн Выбор профессии

* Тесты для учета склонностей

Задание 2.Важнейшие составляющие химического производства

* Посмотрите таблицу  http://www.chem-mind.com/wp-content/uploads/2017/05/clip_image002_thumb.png  Принципы химического производства

* https://tion.ru/blog/pdk-vrednyh-veshchestv-v-vozduhe / Что такое ПДК

Задание 3.Защита окружающей среды и охрана труда

* Посмотрите фильм https://youtu.be/XZTi6VLwXF4  об охране окружающей среды, на скорости 2Х

* Зайдите  в экологическую карту. Посмотрите, где больше всего загрязнений. Узнайте, какие  производства расположены на данной территории. Сделайте вывод.

* Свои размышления пришлите https://simpoll.ru/run/survey/8782002b  учителю.


Задание 4.Химико - технологические процессы в металлургии  

* https://simpoll.ru/run/survey/480f0698   Производство Чугуна   Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик: Производство чугуна в доменной печи (3мин), а также изучите схему  "Строение доменной печи" (3 мин). 2.  Посмотрите видеоролик об одной из профессий связанных с производством чугуна: Горновой доменной печи (1мин). После просмотра видеороликов и схемы приступайте к ответам на вопросы!

* https://simpoll.ru/run/survey/274a2263  Производство стали.

 Инструкция: 1) посмотрите видеоролик о том как получают сталь из чугуна и как это делают в электропечи (ссылка на видео в слове "электропечи " 1 мин), в кислородном конверторе (1 мин) и в мартеновской печи  (2 мин). Посмотрите видеоролики о профессиях: Разливщик  стали  (1 мин) и Ковшевой (1 мин).Изучите химические процессы, происходящие при производстве стали по этой схеме . После этого приступайте к ответам на вопросы. Желаю успехов

* https://simpoll.ru/run/survey/5e29a02d  Производство Алюминия. Вы познакомитесь с производством алюминия и некоторыми профессиями металлургического завода. Для этого посмотрите видео  Производство алюминия (11 мин, рекомендуемая скорость просмотра Х2). Профессия Электромонтер  (1мин), лаборант химанализа экологии  (1мин), лаборант химанализа  (1мин), машинист ТЭЦ  (1 мин). После отвечайте на вопросы.


Задание 5. Химико - технологические процессы в производстве аммиака *Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик: https://youtu.be/GSDt6s5oL2c  Производство аммиака (1.3мин). 2. Посмотрите видеоролик о профессиях связанных с производством аммиака. После просмотра видеороликов и схемы приступайте к https://simpoll.ru/run/survey/a8cb6626  '''ответам на вопросы''' !


Задание 6.Химико - технологические процессы в производстве Серной кислоты

*Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик: https://youtu.be/wvoX4R-kKxE  Производство Серной кислоты (1,3мин)2. Посмотрите видеоролик об одной из профессий связанных с производством Серной кислоты: ... После просмотра видеороликов и схемы приступайте к https://simpoll.ru/run/survey/ece01cb8  '''ответам на вопросы'''!


 Задание 7. Химико-технологические процессы по переработке растительного  сырья.   

*Инструкция по выполнению: 1. Посмотрите внимательно видеоролик: https://youtu.be/wZnIauwlCpM   Производство Сахара  (1,3мин)2. Посмотрите видеоролик об  профессиях связанных с производством Сахара. После просмотра видеороликов и схемы приступайте к https://simpoll.ru/run/survey/5780e08a  '''ответам на вопросы'''!


 Задание 8. Знакомство с химическим производством   

Изучите списки предприятий на которых требуются профессии, связанные с химией:

*Список  https://chem.ru/zavody.htm l химических заводов России

* https://fabricators.ru/proizvodstvo/stekolnaya-i-farforo-fayansovaya-promyshlennost  Предприятия стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности

* https://fabricators.ru/proizvodstvo/promyshlennost-stroitelnyh-materialov  Предприятия по производству строительных материалов

* https://fabricators.ru/proizvodstvo/himicheskaya-i-neftyanaya-promyshlennost   Предприятия химической, нефтеперерабатывающей и топливной промышленности


'''Задание А.'''

*Выберите отрасль промышленности, которая вам больше всего подходит

*Выберите  5 предприятий из этой отрасли.

*Составьте яндекс карту под названием "Предприятия (название промышленности)"

* В яндекс-карте расставьте метки этих предприятий с описанием


'''Задание Б.'''

*Найдите какие  отрасль промышленности, которые связаны с химей расположены в нашем городе

*Найдите информацию об этих предприятиях.

*Составьте яндекс карту под названием "Предприятия г. Владимира"

* В яндекс-карте расставьте метки этих предприятий с описанием.


** Ссылки  на карты пришлите  https://simpoll.ru/run/survey/8782002b  учителю


 Задание 9. Практическая часть.Получение металлов  

Выполнение практической работы проходит виртуально, т.е. посмотреть видеоопыт и описать его.


''Примечание: Можно договориться с учителем и провести эти опыты в школьной химической лаборатории''

 Способы получения меди

*Получение  меди с помощью из раствора медного купороса электролизом

*Получение  меди с помощью из раствора медного купороса

*Получение меди  из оксида меди с помощью газа водорода

*Получение меди  из оксида меди с помощью угля


Посмотрите видеоопыты, оформите отчет и пришлите https://simpoll.ru/run/survey/8782002b  учителю

* https://youtu.be/Los9p6RZOXA  Получение меди  электролизом медного купороса  

* https://youtu.be/xcrQQQYBHHk  Получение  меди с помощью из раствора медного купороса

* https://youtu.be/elrodLWhyVo  Получение меди  из оксида меди с помощью газа водорода

* https://youtu.be/TUTA1WZK9Yo  Получение меди  из оксида меди с помощью угля


*Шаблон отчета (смотри. Приложение 1. в программе)


 Задание 10. Знакомство с учебными заведениями

*Здесь вы найдете полный  перечен https://www.profguide.io/professions/school-items/himia/  профессий связанных с химией, а также где учиться.

*Здесь вы найдете полный перечень и описание  https://postupi.online/professii/perspektiv-vostreb/ege-himiya / профессий связанных с химией

*Здесь можно ознакомиться с  https://postupi.info/city/66/prof/9  списком учебных заведений  г. Владимира, где получают профессии, связанные с химией


'''Задание'''

Выберите одну профессию, которая вам подходит больше всего, опишите ее, укажите где можно научиться на нее и кокой у нее рейтинг. Описание пришлите  https://simpoll.ru/run/survey/8782002b  учителю.


 Задание 11. Профессиография  

проверка психофизиологическая пригодности к различным типам профессий.

*Пройдите итоговый Тест на  https://onlinetestpad.com/ru/test/96139-test-na-proforientaciyu  профопределение, 174 вопроса и сделайте вывод.


 Итоги

*Итоги работы размещать  https://simpoll.ru/run/survey/8782002b   ЗДЕСЬ

*Рефлексию размещать  https://padlet.com/vebot41/u0dawwzie6f5  Здесь

 


Приложение 2.

Шаблон.

Практическая работа.

Тема: Получение металлов.

Цель: Получить медь, железо из их соединений.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, штатив, лапки, кольцо, железная сетка газоотводная трубка, U- образная трубка, угольные электроды, выпрямитель тока или источник тока 12в, провода, банка с песком, железные щипцы, стакан с водой, магниевая лента, маленькая железная тарелочка, термитная смесь, раствор медного купороса, оксид меди (II), гранулы цинка, раствор соляной кислоты.

Опыт 1. Получение меди электролизом раствора медного купороса.

В U-образную трубку наливают раствор медного купороса, опускают угольные электроды, подсоединяют к источнику тока  12в. Задание. Что свидетельствует о получении чистой меди? Запишите реакции, происходящие на электродах. К какой группе промышленных способов получения металлов можно отнести проделанный опыт?Опыт 2. Получение меди из оксида меди (II).  Порошок оксида меди (II) поместите в пробирку, которую закрепите в горизонтальном положении в штативе. В другую пробирку поместите несколько гранул цинка и залейте раствором соляной кислоты, закрой те ее пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместите в пробирку с оксидом меди (II). Под последней зажгите спиртовку. Подождите некоторое время.Задание. Что свидетельствует о получении металла? Запишите уравнения проделанных  химических реакций. К какой группе промышленных способов получения металлов можно отнести проделанный опыт?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.