Программа элективного курса «Химия завоевывает мир»

3
2
Материал опубликован 8 November 2016

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Профильно-ориентированный элективный курс

«Химия завоевывает мир»

Работу представила:

Учитель химии Деденева О.А.

Пояснительная записка

Актуальность предлагаемого элективного курса «Химия завоевывает мир» вызвана значимостью рассматриваемых представлений и проблем, которые ставит пред нами жизнь.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Решение этой проблемы зависит от содержания и технологии обучения. Выполняя социальный заказ общества, мы должны создавать в процессе обучения условия для реализации собственной учебной деятельности обучающихся. Такие условия можно создавать с помощью содержания и технологии обучения. Содержание обучения должно позволять учителю создавать ситуации для реализации внутренне мотивированной собственной деятельности учащихся.

Всем, кто имеет отношение к школьной химической лаборатории, приходилось слышать:

- А как сделать бомбочку?

- Если смешать эти вещества, взрыв будет? И т. д.

и при этом видеть лукавые, горящие от желания узнать, искрящиеся любопытством глаза ребят. Как сделать так, чтобы эти искры желания познать не угасли со временем, не превратились во всеразрушающее равнодушие?

Элективный курс «Химия завоевывает мир» направлен на удовлетворение и активизацию познавательных процессов, способствует разностороннему развитию личности.

Программа данного элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Программа имеет политехническую и практическую направленность, где 25% учебного времени занимают демонстрации и ученический эксперимент.

Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран эксперимент, который сочетается с домашними практическими работами.

Экспериментальное исследование свойств вещества сочетается с рассказами учителя о веществах и самостоятельным написанием рефератов учащимися.

Химические знания учащихся составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его рациональное поведение в окружающей среде, в повседневной жизни. Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

II. Основные цели элективного курса

Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к пред-

мету химии, формирование научного мировоззрения.

Вооружить знаниями грамотного поведения при контакте со средства

ми бытовой химии, использования лекарств, косметических средств.

3. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, значение химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях в условиях ухудшения экологической обстановки.

4. Повышение уровня профессиональной подготовки и выработка психо-

физических качеств личности, важных для специалистов данной профессии.

5. Полнее учесть интересы и профессиональные намерения девятиклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.

6. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья.

7. Реализация антинаркотического воспитания.

8. Придание прикладной направленности практических работ исследовательского характера у учащихся.

III. Задачи курса

Формирование у учащихся осознание необходимости заботиться о сво

ем здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

Развивать специальные умения и навыки обращения с веществами,

учить выполнять несложные исследования, соблюдать правила безопасности.

Расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному

выбору химико-биологического профиля.

Развивать общеучебные умения и аналитические способности: рабо-

тать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

5. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья.

6. Развитие творческого мышления, навыков самонаблюдения, творческой активности.

Развивать самостоятельность и творчество при решении практических

задач.

8. Умение работать в коллективе.

III. Общие принципы отбора содержания материала:

системность;

целостность;

объективность;

научность;

доступность для учащихся основной школы;

реалистичность;

практическая направленность.

IV. Идеи, заложенные в содержание программы:

-природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;

-при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия;

-химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.

-развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.

V. Программа курса

(Рассчитана программа на 17 часов, 1 ч. в неделю).

Введение. (1ч)

Цели и задачи курса. План занятий. Темы докладов и темы домашнего эксперимента. Обсуждение работы.

Правила работы с веществами, имеющими отношение к химии.

Тема 1. Химия служит людям (4 часа).

Урок Мойдодыра: загрязнение кожи и волос с точки зрения химика. Способы очистки кожи и волос современными моющими средствами. Эффективность действия моющих средств.

Вещества на кухне: питьевая сода, уксусная кислота, сахар - состав и свойства, применение.

Капитальный ремонт: компоненты штукатурных работ, краски, эмали – применение.

Большая стирка: стиральные порошки, пасты, отбеливатели, пятновыводители, ополаскиватели – инструкции по применению.

Демонстрации: 1. Образцы строительных материалов, пятна различного происхождения, средства для их очистки.

2. Образцы мыла, шампуней.

Лабораторные опыты: «Физические свойства питьевой соды», «Исследование реакции раствора питьевой соды», «Термическое разложение соды», «Окрашивание пламени питьевой содой».

Практическая работа 1. «Получение мыла и исследование его свойств»

Практическая работа 2. «Качественный состав чистящих средств»

Тема 2. Где врач там и химик (5 ч)

Вещества в аптечке: Йод – нахождение в природе, получение, свойства, биологическое действие применение. Перекись водорода – открытие, свойства, применение. Перманганат калия - открытие, свойства, применение.

Аспирин, парацетамол, тетрациклин, левомицетин, анальгин, антибиотики, наркотические вещества – применение.

Демонстрации: опыт «Окисление этилового спирта смесью КМnО4 и Н24», опыт «Состав и свойства табачного дыма».

Лабораторные опыты: «Удаление йодного пятна», «Экстракция йода», «Рисование йодом».

Практическая работа 3. «Качественный состав аспирина»

Тема 3. В мире химических специальностей (4 ч).

Белки, значение в кулинарных рецептах. Углеводы. Химико-технологические свойства. Жиры. Влияние тепловой обработки на пищевую ценность жира. Спирты. Применение в пищевой промышленности. Влияние алкоголя на организм человека.

Полиэтилен, каучук, поливинилхлорид, полипропилен, полистирол - состав и свойства, применение.

Строение волос, ногтей. Окраска волос. Косметика

Демонстрации. 1. Этикетки от пищевых кондитерских изделий, маргарина, майонеза, колбас, сыров.

Краска для волос, косметические средства.

Лабораторные опыты: «Растворение нерастворимых белков»

Практическая работа№4. «Определение качества молока и молочных продуктов»

VI. Календарно-тематическое планирование, составленное на основе программы элективного курса по теме: «Химия завоевывает мир»

(16 часов)

занятия

Дата

Тема занятия

(теоретическая часть)

Практическая часть

Форма занятия

1.

 

Введение. Цели и задачи курса. Темы докладов и темы домашнего эксперимента.

Правила техники безопасности

(оформление в виде схем)

Урок-обсуждение

Тема 1: Химия служит людям (4часа)

2.

 

Урок Мойдодыра

Практическая работа №1 «Получение мыла и исследование его свойств»

Лекция с элементами беседы,

самостоятельная

работа, практическая работа

3.

 

Вещества на кухне

Лабораторные опыты.

Урок-исследование

4.

 

Капитальный ремонт

Демонстрации

Пресс-конференция

5.

 

Большая стирка

Демонстрации

Практическая работа №2 «Качественный состав чистящих средств»

Мозговой штурм,

практическая работа.

Тема 2: Где врач там и химик (5часов)

6.

 

Потенциально опасные вещества.

 

Лекция.

7.

 

Курить – здоровью вредить

Демонстрация

Лекция. Выступления уч-ся.

8-9.

 

Вещества в аптечке.

Лабораторные опы- ты. Демонстрации. Практическая работа №3 «Качественный состав аспирина»

Семинар-практикум.

10.

 

Радиопередача. Все мы дома химики.

Презентация домашних экспериментов

Тема 3: В мире химических специальностей (4часа)

11.

 

Химия в профессии «повар-кондитер»

Практическая работа №4 «Определение качества молока и молочных продуктов»

Практикум-исследование

12.

 

Химия в профессии «химик-технолог».

 

Познавательная игра с элементами театрализации.

13.

 

Химия в профессии

«парикмахер»

Демонстрации

Лабораторные опыты.

семинар

14.

 

Химия в профессии

«оператор химического производства».

 

Экскурсия на молочно-консервный завод.

15,16,17.

 

Подготовка и защита проектной работы

 

Заключительная конференция.

Оформление плаката

VII. Формы итоговой работы:

1. Конференция «Химия вокруг нас», в ходе которой оформляется плакат:

Химия в жизни каждого

2.Вручение учащимся по номинациям дипломов по итогам работы

VIII. Ожидаемые результаты:

1. Умение работать самостоятельно с химическими веществами и химическим оборудованием.

2. Умение делать химический анализ пищевых продуктов, веществ, используемых в быту.

3. Умение сравнивать свойства веществ.

4. Самостоятельное составление рефератов, отчетов по исследовательским работам.

5. Приобщение учащихся к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, свободное использование необходимых источников, что является побуждающим фактором к написанию рефератов, эссе и разработке творческих проектов по рассмотренным темам.

6. Учащиеся должны иметь представление о здоровом образе жизни и мерах его поддержания; знать влияние различных химических элементов на здоровье человека, а также влияние химических веществ на свой организм, их применение в медицине, сельском хозяйстве.

7. Уметь грамотно выбирать средства гигиены с целью поддержания здоровья организма на основе знаний о свойствах и составе этих веществ;

8. Уметь грамотно составлять свой пищевой рацион.

9. После изучения курса ученики не только закрепляют навыки обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, но и получают навыки метода самонаблюдения.

10. По возможности определиться о выборе химико-биологичекого профиля.

11. Умение работать группами, парами.

12. Оказывать помощь в сборе и обработке информации.

IX. Методические материалы

На первом занятии учитель сообщает цели и задачи курса, как будут проходить занятия, задания на каждое дальнейшие занятие, темы рефератов и домашнего эксперимента.

Темы рефератов

Химия нашего организма.

Химия на нашем столе.

Химия в белом халате.

Химия в криминалистике.

Химия в археологии.

Мы въезжаем в новый дом.

Вредные вещества и здоровье человека

Химия на строй площадке

Химия в ванной.

Правила хранения питьевой соды

Техника выведения различных пятен.

Какая краска для волос лучше.

Химия и косметика.

Я хочу быть…

Чистящие и моющие средства.

Домашняя аптечка.

Красота и здоровье.

Красители и пигменты

Темы домашнего эксперимента

Выращивание кристаллов.

Опыты с белками.

Сколько в яблоке витамина С?

Качественная реакция на крахмал

Кипяток и спирт – губители жизни.

Растворимость жиров в различных растворителях.

Как обнаружить глюкозу в ягодах и фруктах.

Катализаторы в клетках.

Получение красителей из растений и окраска тканей.

Бактериальная зараженность непастеризованного молока.

!!! Опыты для домашнего эксперимента должны быть доступными и безопасными. Учитель оказывает помощь в подборе материала к опытам.

Далее обсуждаются правила техники безопасности при обращении с химическими веществами, и оформляется стенд.

Занятие третье «ВЕЩЕСТВА НА КУХНЕ»

Образовательные задачи: расширить и углубить химические знания о ве-

ществах, которые часто применяются –

питьевая сода, уксусная кислота;

Воспитательные задачи: формирование интереса к химии, эколого-

валеологическое воспитание;

Развивающие задачи: продолжить формирование экспериментальных

умений и навыков.

Ход занятия.

Учитель: сегодня мы проведем исследование веществ, которые часто встречаются в повседневной жизни. Первое вещество, о котором мы поговорим будет питьевая сода. Вспомните, что представляет собой это вещество?

Ответы учащихся.

Учитель обобщает и добавляет информацию.

1. Состав и свойства питьевой соды

Питьевая сода NaHC03 гидрокарбонат натрия. Это белый негигроскопичный кристаллический порошок. Умеренно растворим в воде. При нагревании разлагается.

Учащиеся проводят лабораторные опыты: «Физические свойства питьевой соды», «Растворение питьевой соды в воде», «Исследование реакции среды раствора питьевой соды». Они определяют, что вследствие гидролиза раствор питьевой соды имеет щелочную среду (универсальная индикаторная бумага показывает рН 8-9), записывают уравнение реакции. Выводы.

2 NaHCO3=Na2CO3+ CO2↑+H2O

CO2+Ca(OH)2= Ca CO3↓+H2O Помутнение известковой воды)

Затем следует лабораторный опыт «Термическое разложение соды»:

Демонстрации занимательного опы­та «Темно-серая змея»

Учащиеся выполняют еще один лабораторный опыт — «Окрашивание пламени питьевой содой». Нихромовую проволочку промывают в соляной кислоте и прокали­вают в пламени спиртовки. Вносят ее в рас­твор соды, а затем — в несветящееся пламя спиртовки. Соли натрия (Na+) окрашивают пламя в желтый цвет. Вывод

История производства питьевой соды

Уже в VIII в. растущие производства текстиля, стекла и мыла требовали большего количества соды, чем ее могли выделить из растительной золы или добыть в природе. Поэтому в 1775 г. Французская академия наук объявила специальную премию за изобретение искусственного способа получения соды. Этот способ нашел химик Никола Леблан:

Na2SO4+4C+ Ca CO3= Na2CO3+ CaS+4 CO↑(при t=9600С)

Образовавшуюся твердую массу обраба­тывали водой (выщелачивали), а затем из этого раствора кристаллизовали соду.

Метод Леблана долгие годы надежно слу­жил химикам разных стран.

Однако в Европе не было месторождений мирабилита Na2S04 •10Н20, поэтому во второй половине XIX в. на смену способа Леблана пришел метод разработанный Сольве. Ежегодно в мире производится десятки миллионов тонн соды, в основном по способу Сольве.

Правила хранения питьевой соды

Рядом с содой нельзя хранить кислоты. Чтобы подтвердить это правило, учащиеся выполняют лабораторный опыт «Взаимодей­ствие раствора соды с борной, лимонной и уксусной кислотами»:

CH3COOH+ NaHCO3=CH3COONa+ CO2↑+H2O

Эта реакция служит качественной реакцией на ион НСОз- Учащиеся решают экспериментальную задачу. В трех пробирках вам выданы твердые соли: хлорид, сульфат и гидрокарбонат натрия. Определите, в какой пробирке находится сода.

Na2SO4+HCl≠

NaCl+HCl≠

NaHCO3+HCl= NaCl+ CO2↑+H2O

Применение питьевой соды

В кондитерском деле: при нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа, что делает тесто пышным.

В медицине: для снятия боли в горле (2 чайные ложки соды на стакан теплой воды, полоскать 5-6 раз в день), при обиль­ном насморке (закапывать в нос содовый раствор), при изжоге (сода нейтрализует из­быток кислоты в желудке, и улучшение насту­пает сразу; однако частое ее применение дает обратный эффект — выделение кислоты

рефлекторно усиливается), для снятия зуб­ной боли (полоскание рта раствором соды), для уменьшения жжения и зуда от укусов на­секомых (несколько раз в день смазывать со­довым раствором место укуса).

В качестве чистящего средства. Для снижения жесткости воды.

Учащиеся проводят лабораторный опыт «Снижение жесткости воды с помощью питьевой соды». К 50 мл 10 %-ного раствора хлорида кальция добавляют мыльную стружку — при встряхивании пенообразование слабое. В ту же пробирку добавляют немного соды и наблюдают хорошее пенообразование при встряхивании.

Итоги работы. Рефлексия.

Практическая работа №2

Тема: «Качественный состав чистящих средств»

Цель работы: закрепить знания учащихся об окислительно- восстановитель-

ных реакциях, о правилах обращения с веществами в повсе -

дневной жизни; отработать навыки экспериментального опреде-

ления хлора.

Реактивы и оборудование: образцы чис­тящих средств «Комет», «Мистер Мускул», «Силит», раствор аммиака, иод, крахмальная бумага (фильтровальная бумага, пропитанная концентрированным раствором иодида калия и крахмальным клейстером), вода; тигель, стеклянная палочка.

Введение. Вступление учителя. Наведение чистоты в современном доме невозможно без использования различных средств бытовой химии. Сильнодействующие, концентрированные, едкие, они требуют очень осторожного обращения и строжайшего выполнения инструкций. К сожалению, некоторые хозяйки, борясь за чистоту, действуют по принципу: «Лей все сразу, что-нибудь да подействует». А вы чита­ли этикетки «Комета», «Мистера Мускула», «Силита» и других препаратов бытовой химии?

Задание: проверьте, что произойдет, если нарушить правило: «Запрещается использовать порошок «Комет» вместе с жидкостями, содержащими аммиак».

Примечания. Аммиак содержат, например, стеклоочищающие и обезжириваю щие средства.

«Комет» имеет в своем составе вещество, извест­ное под торговым названием «хлоринол». Судя по всему, это вещество представляет собой соединение, в котором содержится хлор. Возможно, это соль, ки­слотный остаток которой С1О-.

Вопросы - подсказки

Какими свойствами — окислительными или восстановительными обладают хлор и азот в названных веществах?

Как поведут себя эти вещества, «встретившись» на какой-либо поверхности?

Образование, какого продукта реакции можно ожидать?

Какой способ качественного определения предполагаемого продукта реакции следует выбрать? (Используйте данные таблицы «Качественные реакции катионов и анионов».)

Ход работы

Смешайте в тигле небольшое количество (!) порошка «Комет» и раствора аммиака. (Соблюдайте технику безопасности!)

Прикройте тигель влажной иодкрахмальной бумагой.

Поясните наблюдаемые процессы.

Сделайте вывод о правильности, выдвинутой вами гипотезы.

Почему нельзя смешивать порошок «Комет» с жидкостями, содержащими аммиак?

Какой тип реакции лежит в основе метода определения при помощи иодкрахмальной бумаги?

Пояснения. Учащиеся делают предположение, что в результате взаимодействия аммиака (окислителя) и ионов С1О- (восстановителя) произойдет реакция взаимодействия аммиака с веществом, содержащим ион С1О-, в результате чего выделяется газообразный хлор. Его наличие они определяют с помощью иодкрахмальной бумаги: 12 + крахмал -> синее окрашивание.

Вывод:

В результате они понимают, почему необходимо соблюдать инструкции и не допускать смешивания названных средств бытовой химии. Во-первых, происходит образование веществ, вредных для здоровья человека, во-вторых, изменение химического состава препарата при таком смешивании снижает его чистящий эффект.

Представление результатов.

Результаты исследований представьте в виде таблицы.

 

Заключительная конференция

«Химия вокруг нас»

На доске висит плакат, который в ходе конференции оформляется: краткие выдержки из докладов, которые готовились заранее приклеиваются, и получается итоговая работа за весь курс.

Ход конференции

Учитель: в работе нашего курса мы подошли к логическому завершению. Хочется верить, знания, умения и навыки, которые вы приобрели на этих занятиях, вам помогут сделать правильный выбор в дальнейшем. А сейчас мы подведем итог нашей работе, заслушав ваши выступления и сделав коллективную творческую работу.

1-й докладчик. Рассказывает о химии нашего орга­низма, отмечает, что, несмотря на профессию каждого из нас, все мы— «химики», поскольку в организме каждого ежесе­кундно синтезируются тысячи новых химических соедине­ний. Он рассказывает о том, что происходит с веществами, попадающими в наш организм с пищей, об окислении веществ кислородом, который мы вдыхаем с воздухом, о составе и зна­чении крови — реки жизни и т. д.

2-й докладчик. Все мы любим румяную, поджарен­ную булочку и хрустящее сдобное печенье. При чем тут хи­мия? Ведь булки печет пекарь, а печенье — кондитер... Но и тот и другой в своем роде химики, так как проводят химиче­ские реакции. При выпечке используется маргарин — хими­ческий продукт, полученный на заводе, а также сода, уксус, крахмал (в муке) и т.д. Подрумянивание булочки не что иное, как гидролиз крахмала. То же самое происходит при поджа­ривании картофеля на сковороде.

Все мы любим, полакомиться леденцами и другими кара­мельками, а ведь их изготовление также не обошлось без хи­мии. Здесь нужен не только сахар, который получают тоже не без посредства химии, но и фруктовые эссенции, придающие леденцам запах, например груши (дюшес) и других фруктов. Эти же фруктовые эссенции используются для изготовления фруктовых вод. А получают эссенции реакцией этерификации спиртов и карбоновых кислот.

Для приготовления супа, консервирования пищевых про­дуктов используют хлорид натрия (соль). При консервирова­нии мясных продуктов добавляют глюконат натрия в качестве приправы, он придает продуктам «мясной» вкус. Далее до­кладчик рассказывает о проблеме искусственной пищи.

3-й докладчик. Рассказывает о значении химии для медицины: о лекарствах, созданных химиками для борьбы с возбудителями различных заболеваний (акрихин, аспирин, стрептоцид, витамин С, пенициллин и др.). Приводит цифры: лишь 25% медикаментов - это природные лекарства (экс­тракты, настойки и отвары, приготовленные из различных растений). Все остальное - искусственно синтезированные лекарственные вещества, незнакомые природе, созданные мо­гуществом химии.

Но следует помнить, как долог путь лекарства от химиче­ской колбы к аптечному прилавку. Оно должно пройти всесто­роннюю проверку.

Химикам и медикам важно знать не только, что такое-то лекарство успешно излечивает такую-то болезнь, им необхо­димо разобраться, как именно оно действует, каков тонкий химический механизм его борьбы с болезнью, какие побочные действия оно может оказать на организм. Это необходимо знать во избежание трагических ошибок.

Далее докладчик может рассказать о том, что химия дает медицине не только лекарства, но и специальные ткани, и при­мерные пленки, инструменты хирургов, сделанные из специ­альных сплавов, кровезаменители и т. д.

4-й докладчик. Рассказывает о замечательном до­стижении химии газовой хроматографии, о работах М. С. Цвета. Этот метод очень чувствителен, может обнару­жить 0,000000000001 г вещества! Например, следы алкоголя обнаружить в капле крови.

По химическому составу отпечатка пальца на стекле мож­но узнать, к чему прикасался человек до этого. Чтобы устано­вить наличие яда, идентифицировать жидкость, которая была в стакане, достаточно иногда ничтожно малых количеств ве­щества, которое ищут. Так, известен исторический факт: мно­го лет спустя после смерти Наполеона были проанализирова­ны несколько волосков императора и обнаружен в ничтожном количестве мышьяк. Ученые не только установили, что Напо­леон был отравлен, но, более того, что яд ему давали много­кратно в сравнительно небольших дозах, так что его гибель выглядела как естественный результат тяжелой болезни.

5-й докладчик. Рассказывает об истории создания фо­тографии. Днем рождения, как известно, считают один из дней 1839 г., когда на заседании Парижской академии фран­цузский живописец-декоратор Л. Дагер сообщил, что он сов­местно с химиком X. Ньепсом нашел способ «остановить мгновенье» — запечатлеть на медной посеребренной пластин­ке облик вечно меняющегося окружающего мира. Современ­ный же способ фотографирования родился спустя два года и запатентован англичанином У. Толботом. В его основе лежит фотохимическая реакция разложения галогенидов серебра под действием света. Далее докладчик останавливается на современном фотографическом процессе, его химической ос­нове. Рассказывая составе слоя эмульсии, нанесенного на фотопленку, проявителя, а также закрепителя (фиксажа) и химических процессах, происходящих при проявлении отсня­той фотопленки, демонстрирует негативное изображение, а затем фотографии, напечатанные с данного негатива. К докла­ду ученик готовит фотовыставку, отражающую школьную жизнь.

О своей профессии может рассказать приглашенный фото­граф- профессионал.

6-й докладчик. Рассказывает о существовавшем дол­гое время заблуждении, что химикам в археологии делать не­чего. Лишь во второй половине XX в. археологи стали актив­но применять химический анализ для исследования, напри­мер металла, керамики, камня, определять их возраст и химический состав. Спектральный анализ показал, что изде­лия из сплавов медного века это вовсе не медь, а сплав меди с мышьяком. Значит, металлургия практически сразу начина­лась с изготовления искусственных сплавов, причем сплавов с мышьяком, сурьмой, свинцом, оловом, серебром.

Когда человек впервые стал применять для своих нужд железо? Очевидно, когда научился выплавлять железо из руд. И историки приблизительно установили дату наступления на Земле железного века. А химики пришли к выводу, что век этот наступил раньше, чем первобытный металлург в прими­тивной домне добыл первые килограммы железа. Первые ку­ски железа упали нашим предкам с неба. В железных мете­оритах всегда, кроме железа, содержатся никель и кобальт. Они и были обнаружены при анализе состава некоторых древ­нейших железных орудий. Это означало, что люди применяли вначале метеоритное железо (в железных рудах земли никель и кобальт встречаются далеко не всегда).

7-й докладчик. Свое выступление он посвящает роли химии в строительстве: кирпич и бетон, цемент и строитель­ный раствор, краски и эмали, замазки и клеи, побелка и т. д.

Докладчик иллюстрирует свой рассказ коллекцией строи­тельных материалов.

Учитель проводит викторину.

1. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке ее употребляют как лекарство? (Соляная кислота.)

2. Какие два элемента составляют 3/4 земной коры? (Кис­лород и кремний.)

3.Какую воду можно замутить своим дыханием? (Извест­ковую.

4. Почему накаленный металлический волосок электриче­ской лампочки долгое время не перегорает? (Волосок электро­лампочки не перегорает потому, что она наполнена инертным
газом аргоном и азотом, которые даже при высокой темпера­туре не взаимодействуют с металлическим волоском лампоч­ки. С использованием криптона лампочки стали еще более долговечными.)

Какая кислота называется маслом? (Прежнее название серной кислоты — «купоросное масло», В технике и сейчас ее так называют.)

Какое вещество «гасят» водой, хотя само оно не горит? (Водой «гасят»

жженую или негашеную известь — оксид кальция, который при этом переходит в гашеную известь —гидроксид кальция.)

Назовите формулы различных сод: стиральной, хлебной, бельевой, пить

евой, медицинской. (Сода, хлебная, питье­вая, медицинская, имеет один состав — гидрокарбонат натрия. Сода бельевая и стиральная — это кристаллогидрат карбоната натрия).

8. Почему паяльники делают из меди и можно ли сделать их из железа? (Паяльники делать из железа нельзя, так как оно легко окисляется, медь же не окисляется в этих условиях и хорошо проводит тепло и электрический ток.)

9. Какое стекло растворяется в воде? Назовите его формулу. (В воде растворяется «растворимое стекло» силикат натрия.)

10. Почему мякоть разрезанного яблока быстро желтеет? (В мякоти яблока содержится яблочная кислота и ее соли, в том числе соли железа. При срезе соединения вступают в реакцию с кислородом воздуха. Железо в присутствии воды и кислорода переходит из двухвалентных в трехвалентные соединения, а они желтого цвета.)

11. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? (Заморозить воду можно жидкой ртутью, так как ее температура замерзания -39 °С.)

12. Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? (Дороже золота во много раз металл радий.)

13. Почему при варке надтреснутого яйца в соленой воде желок не вытекает, а в несоленой — вытекает? (Из надтресну­того яйца в соленой воде белок не вытекает потому, что соль действует на белок как коагулянт на коллоидный раствор. Белок свертывается.)

Подведение итогов викторины. Вручение дипломов

ЛИТЕРАТУРА

1. Скурихин Н. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. — М.: Высшая школа, 1991.

2. Жванко Ю. Н., Панкратова Г. В., Мамедова 3. И.Аналитическая химия и технологический контроль в общественном питании. — М.: Высшая школа, 1989.

3. Злотников Э. Г., Эстрин Э. Р. Особенности организации экспериментальных работ // Химия в школе.1997. - № 4. - С. 66-68.

4. Аликберова Л. Ю., Степин Б. Д. Книга по химии для домашнего чтения. — М.: Химия, 1995.

5. Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. — М.: Просвещение, 1984.

6. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. — М.: Аркти, 1999.

7. Трифонов Д. Н., Трифонов В. Д. Как были откры­ты химические элементы. — М.: Просвещение, 1980.

8. Штремплер Г. И. Химия на досуге. Домашняя лаборатория. — М.: Просвещение, 2000.

9. О.Ольгин «Опыты без взрывов»: М. «Химия» 1995г.

10. Совмиз М.А. «Занимательные опыты по химии».

11. Колбанов В.В. Зайцев Г.К. Валеология в школе. – Спб.:1992.

12. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.

13. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

14. Матвеев В.Ф. Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.:1987.

15. Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю. Полезная химия. Задачи на каждый день // Химия: приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №16-17.

16. Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

17. Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью. //Химия в школе. – 2002. - №2.- с. 71-72.

18. Э. Гроссе “Химия для любознательных” Химия 1979 г. Х. Вайсмантоль

19. И.М. Скурихин “Всё о пище с точки зрения химика” В.Ш. 1999 г. Л.П. Нагаев

20. Г.А. Зданчук “Химический кружок. Пособие для учителей” Просв. 1964 г.

21. Н.И. Ковалёв “Тайны кулинарии” Агропромиздат 1991 г.

22. В.С. Полосин “Школьный эксперимент” Просвещение 1970 г.

23. А.М. Юдин “Химия в быту” Химия 1974 г.В.Н. Сучков

24. Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению», «Народное образование» № 7 за 2003г.

25. Монтиньяк М. «Метод похудания Монтиньяка», Москва, «Оникс», 1999г.

26. Пасечник В.В. «Школьный практикум. Экология», Москва, «Дрофа», 1998г.

27. Штремплер Г.И. «Химия на досуге», Москва, «Просвещение» - «Учебная литература», 1996г.

28. Шамова М.О. «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения», Москва, «Школа-Пресс» 2001г.

29.Шульгин Г.Б. «Химия для всех», Москва, «Знание», 1987г.

30. Научно-методический журнал «Химия» в школе, «Центр Химпрес» (за 2001-2005гг.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Здравствуйте! Каким образом в разработки материалов по немецкому языку попала разработка по химии?

22 December 2016

Здравствуйте Юлия Николаевна! Я не знаю почему работа попала в раздел по немецкому языку, я ее отправляла в раздел химии.

3 January 2017