Программа элективного курса по геометрии (8-9 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №178»
Программа курса
«Практикум по решению задач по курсу геометрии 8-9 классов»
9 класс
Автор: Добровольская Н.В.,
учитель высшей категории
Новоcибирск, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью изучения курса геометрии 7-9 классов является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
При этом в среднем звене учащиеся продолжают овладевать разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования языка геометрии для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Геометрическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны, но организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся.
Сегодня знания учащихся по геометрии явно демонстрируют все большую дифференциацию выпускников по качеству подготовки. Прослеживается тенденция явного роста качества подготовки сильной группы учащихся и все большее отставание от них групп выпускников с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнем подготовки. Постепенно картина меняется в сторону количественных показателей, выделяются целые темы и элементы содержания, которые «выпадают» из поля зрения всей группы выпускников, они начинают отставать не только по качеству подготовки, но и по объему знаний. А это в предлагаемой системе оценки ОГЭ приводит к нежелательным результатам.
Помочь решить эту проблему могут элективные курсы по решению геометрических задач, которые призваны установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания в систему, научить ученика самостоятельно работать с учебным материалом.
Элективный курс «Практикум по решению задач по курсу геометрии 8-9 классов» разработан для учащихся 9 классов. Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе программы по геометрии: Л.С. Атанасян и др. (М: «Просвещение», 2010).
Элективный курс «Практикум по решению задач по курсу геометрии 8-9 классов» представлен в двух вариантах: на 68 часов или на 34часа в год, 2 часа или 1 час в неделю.
Цели элективного курса:
1. Обозрение основных понятий, ведущих идей курса геометрии; напоминание в крупных чертах пройденного пути, эволюции понятий, их развития, их теоретических и практических приложений.
2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения геометрических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
4. Формирование представлений о постановке, классификаций, приемах и методах решения геометрических задач.
Задачи элективного курса:
Углубление и систематизация знаний учащихся.
Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач.
Овладение основными методами решения задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Тема раздела, занятия |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Всего часов |
Всего часов |
||
1 |
Треугольники. |
21 |
11 |
2 |
Четырёхугольники. |
10 |
5 |
3 |
Площадь. |
9 |
4 |
4 |
Векторы. |
7 |
3 |
5 |
Метод координат. |
5 |
3 |
6 |
Окружность и круг. |
16 |
8 |
ИТОГО: |
68 |
34 |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 68 часов.
№ п/п |
Тема занятия |
Примечание |
Тема 1. Треугольники (21 часов). |
||
1 |
Элементы треугольника. Виды треугольников. |
|
2 |
Первый признак равенства треугольников. |
|
3 |
Перпендикуляр к прямой. |
|
4 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. |
|
5 |
Равнобедренный треугольник и его свойства. |
|
6 |
Второй и третий признаки равенства треугольников. |
|
7 |
Первый, второй и третий признаки равенства треугольников. |
|
8 |
Задачи на построение. |
|
9 |
Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. |
|
10 |
Четыре замечательные точки треугольника. |
|
11 |
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. |
|
12 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. |
|
13 |
Прямоугольные треугольники. Их свойства и признаки равенства. |
|
14 |
Определение подобных треугольников. |
|
15 |
Признаки подобия треугольников. |
|
16 |
Средняя линия треугольника. |
|
17 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
18 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
|
19 |
Теоремы синусов и косинусов. |
|
20 |
Основное тригонометрическое тождество. |
|
21 |
Решение треугольников. |
|
Тема 2. Четырёхугольники (10 часов). |
||
22 |
Многоугольник. Выпуклый многоугольник и сумма его углов. |
|
23 |
Четырёхугольник. |
|
24 |
Параллелограмм и его свойства. |
|
25 |
Признаки параллелограмма. |
|
26 |
Трапеция. Виды трапеций. |
|
27 |
Средняя линия трапеции. |
|
28 |
Прямоугольник и его свойства. |
|
29 |
Ромб и его свойства. |
|
30 |
Квадрат и его свойства. |
|
31 |
Осевая и центральная симметрии. |
|
Тема 3. Площадь (9 часов). |
||
32 |
Понятие площади многоугольника. Свойства площадей. |
|
33 |
Площадь квадрата. |
|
34 |
Площадь прямоугольника. |
|
35 |
Площадь параллелограмма. | |
36 |
Площадь треугольника. | |
37 |
Отношение площадей подобных треугольников. | |
38 |
Площадь трапеции. | |
39 |
Теорема Пифагора. | |
40 |
Теорема, обратная теореме Пифагора. | |
Тема 4. Векторы (7 часов). |
||
41 |
Понятие вектора. Равенство векторов. |
|
42 |
Сумма векторов. Законы сложения векторов. |
|
43 |
Вычитание векторов. |
|
44 |
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | |
45 |
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | |
46 |
Координаты вектора. | |
47 |
Скалярное произведение векторов и его свойства. | |
Тема 5. Метод координат (5 часов). |
||
48 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. |
|
49 |
Простейшие задачи в координатах. |
|
50 |
Уравнение линии на плоскости. |
|
51 |
Уравнение окружности. |
|
52 |
Уравнение прямой. |
|
Тема 6. Окружность и круг (16 часов). |
||
53 |
Взаимное расположение прямой и окружности. | |
54 |
Касательная к окружности и её свойства | |
55 |
Градусная мера дуги окружности. | |
56 |
Центральные и вписанные углы. | |
57 |
Теорема о вписанном угле. | |
58 |
Следствия из теоремы о вписанном угле. | |
59 |
Вписанная окружность. | |
60 |
Описанная окружность. | |
61 |
Правильный многоугольник. |
|
62 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника. |
|
63 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
|
64 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
|
65 |
Построение правильных многоугольников. |
|
66 |
Длина окружности. |
|
67 |
Площадь круга. |
|
68 |
Площадь кругового сектора. |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 34 часа.
№ п/п |
Тема занятия |
Примечание |
Тема 1. Треугольники (11 часов). |
||
1 |
Элементы треугольника. Виды треугольников. Первый признак равенства треугольников. |
|
2 |
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. |
|
3 |
Равнобедренный треугольник и его свойства. Второй и третий признаки равенства треугольников. |
|
4 |
Признаки равенства треугольников. Задачи на построение. |
|
5 |
Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых. Четыре замечательные точки треугольника. |
|
6 |
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. |
|
7 |
Прямоугольные треугольники. Их свойства и признаки равенства. |
|
8 |
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. |
|
9 |
Средняя линия треугольника. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
|
10 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Теоремы синусов и косинусов. |
|
11 |
Основное тригонометрическое тождество. Решение треугольников. |
|
Тема 2. Четырёхугольники (5 часов). |
||
12 |
Многоугольник. Выпуклый многоугольник и сумма его углов. Четырёхугольник. |
|
13 |
Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. |
|
14 |
Трапеция. Виды трапеций. Средняя линия трапеции. |
|
15 |
Прямоугольник и его свойства. Ромб и его свойства. |
|
16 |
Квадрат и его свойства. Осевая и центральная симметрии. |
|
Тема 3. Площадь (4 часов). |
||
17 |
Понятие площади многоугольника. Свойства площадей. Площадь квадрата. |
|
18 |
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. |
|
19 |
Отношение площадей подобных треугольников. Площадь трапеции. |
|
20 |
Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. |
|
Тема 4. Векторы (3 часа). |
||
21 |
Понятие вектора. Равенство векторов. Сумма векторов. Законы сложения векторов. Вычитание векторов. |
|
22 |
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. |
|
23 |
Координаты вектора. Скалярное произведение векторов и его свойства. |
|
Тема 5. Метод координат (3часа). |
||
24 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. |
|
25 |
Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. |
|
26 |
Уравнение окружности. Уравнение прямой. |
|
Тема 6. Окружность и круг (8 часов). |
||
27 |
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и её свойства |
|
28 |
Градусная мера дуги окружности. Центральные и вписанные углы. |
|
29 |
Теорема о вписанном угле. Следствия из теоремы о вписанном угле. |
|
30 |
Вписанная окружность. Описанная окружность. Правильный многоугольник. |
|
31 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
|
32 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
|
33 |
Построение правильных многоугольников. |
|
34 |
Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора. |
СОДЕРЖАНИЕ.
Тема 1. Треугольники. Треугольник и его виды. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Четыре замечательные точки треугольника. Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
Тема 2. Четырёхугольники. Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Средняя линия трапеции. Прямоугольник, ромб, квадрат. Осевая и центральная симметрии.
Тема 3. Площадь. Площадь многоугольника. Площади квадрата и прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Тема 4. Векторы. Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Тема 5. Метод координат. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
Тема 6. Окружность и круг. Касательная к окружности и её свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанная и описанная окружности. Правильные многоугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Длина окружности и площадь круга.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами физической культуры и спорта по заявленным к лицензированию образовательным программам
№ |
Уровень, ступень, вид образовательной программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом |
Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования |
Адрес (местоположение) учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта (с указанием номера помещения в соответствии с документами бюро технической инвентаризации) |
Собственность или иное вещное право (оперативное управление, хозяйственное ведение), аренда, субаренда, безвозмездное пользование |
Документ - основание возникновения права (указываются реквизиты и сроки действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Дополнительная программа Практикум по решению задач по курсу геометрии 8-9 классов» |
Кабинет математики 1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу математики. 2. Технические средства обучения (средства ИКТ): 2.1. Компьютер. 2.2. Мультимедийный проектор. 2.3.Комплект оборудования для подключения к сети Интернет. 2.4. Мобильное устройство для хранения информации (флэш-память). 3. Инструменты учебной деятельности (программные средства): 3.1. Операционная система. 3.2. Антивирусная программа 3.3. Программа – архиватор 3.4. Комплект общеупотребляемых программ, включающий: -текстовый редактор, -программу разработки презентаций, -электронные таблицы, создание базы данных. 4. Учебно – практи-ческое и учебно – лабораторное оборудование: 1. Набор моделей многоугольников. 2. Набор моделей объёмных тел. 3. Набор линеек, угольников для изображения геометрических фигур на классной доске. 4. Циркули. |
МБОУ СОШ №178 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для учителя:
Гусев В.А. и др. /Дидактические материалы по геометрии . - М.: Просвещение, 2016.
Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова /Дидактические материалы по алгебре 9 класс. –М.: Просвещение, 2006.
Б. Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. - М.: Просвещение, 2006 г.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8кл. – М., 2009.
Тесты. Математика. 5 – 11 кл./ Сост. М.А.Максимовская и др. – М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Программы образовательных учреждений. Математика. Составитель Бурмистрова Т.А.- М.: Просвещение, 2010.
Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред. шк./Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2014
Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др.. - 7-е изд. -М., Просвещение, 2009.
Погорелов А.В. Геометрия 7-11. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8кл. – Москва, 2009.
Математика. Подготовка к ГИА 9 в 2013 году. Диагностические работы. 2013.
Ященко И.В., Шестаков С.А. Математика. Подготовка к ОГЭ 2018. Модульный курс. Геометрия PDF
Раздел: ОГЭ / ГИА / ДПА → ОГЭ / ГИА по математике
Ященко И.В., Шестаков С.А. Математика. Подготовка к ОГЭ 2018. Модульный курс. Геометрия. - М.: МЦМНО, 2018.
ОГЭ-2015. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. – М.: Экзамен, 2015.
ОГЭ-2018. Математика: сборник заданий/ Лаппо Л.Д., Попов М.А. . – М.: Экзамен, 2018.
ГИА. Математика. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Реальные тесты. Лаппо Л.Д., Попов М.А. . – М.: Экзамен, 2013.
ОГЭ-2017. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания. Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. . – М.: Экзамен, 2017.
Ресурсы интернета в открытом доступе – задачи ОГЭ по геометрии.
Для учащихся:
Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред. шк./Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2014.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8кл. – Москва, 2009.
Геометрия. Рабочая тетрадь, 8 кл., Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
4. Математика. Подготовка к ГИА 9 в 2013 году. Диагностические работы. (2013, 112с.)
ОГЭ-2015. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: Экзамен, 2015.
ОГЭ-2018. Математика: сборник заданий. Лаппо Л.Д., Попов М.А. - М.: Экзамен 2018.
ГИА. Математика. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. Реальные тесты. Лаппо Л.Д., Попов М.А. - М.: Экзамен 2013.
ОГЭ-2017. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания. Ященко И.В., Шестаков С.А. и др. . – М.: Экзамен 2017.
Ресурсы интернета в открытом доступе – задачи ОГЭ по геометрии.