Дополнительна общеразвивающая общеобразовательная программа «Школа внимания»

2
0
Материал опубликован 6 September 2020

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»



Рассмотрено

на педагогическом совете

ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»

Протокол № 1

от 30 августа 2020 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК

«Новороссийский СРЦН»

____________И.В. Субботина

Приказ №

от 30 августа 2020 года





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Школа внимания»


на 2020-2021 учебный год





срок реализации: 3 месяца

направленность: социальная адаптация

возраст несовершеннолетних: 7-14 лет








автор-составитель:

педагог-психолог

М.И. Демидова







город Новороссийск

2020 год



СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительнаязаписка 3

Учебный (тематический) план …5

Содержание учебного (тематического) плана 7

Формы аттестации и оценочные материалы 12

Организационно-педагогические условияреализациипрограммы 16

Список литературы 19

Приложения 20


Пояснительная записка


У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать у него уроки, будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность, как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».
Внимание ребенка – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их  выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. В программе помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи. «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…» - Битянова М.Р.


Цель программы:

1. Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в школьном возрасте; психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных навыков.



Задачи:

Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания; мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

Развивать объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации;волевую сферу;воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

Формировать  социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами; устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.


Возраст детей: от 7 до 14 лет.

Организация проведение занятий, численный состав: занятия проводятся в группах от 5 до 10 человек (7-10 лет; 11-14 лет).

Максимальная нагрузка в неделю: 1 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час академический - 40 мин (7-10 лет; 11-14 лет). Освоение программы - 3 месяца (15 ч).

Место проведения занятий: классная комната, занятия организуются и проводятся педагогом- психологом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.

Ожидаемые результаты:

- Развитое внимание даст возможность сконцентрироваться на том или ином предмете и достаточно длительное время уделять внимание выполнению какой-то конкретной, иногда даже монотонной задачи по предмету.

- Развитая память позволит детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.

Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о том, как самостоятельно справляться с поставленной задачей, логически мыслить и рассуждать, делать логические выводы и заключения.

Дети будут уметь:

* выполнять упражнения по двуручному рисованию, глазодвигательные упражнения

*с лёгкостью т переключаться с одного понятия или правила на другое, а также выбирать среди других необходимые понятия или правила;




















Учебно-тематический план (7 – 10)

дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы

«Школа внимания»


Дата проведения


Раздел, тема

Количество часов


Всего

Теорет. занятия

Практич.

занятия

Формы атестации/контроля

1


«Школа внимания»

1

1

-

Первична диагностика

2


«Таблицы Шульте»

1

-

1

Первичная диагностика

3


«Мы помощники»

1

-

1

Эстафета успехов

4


«Развивалочка»

1

-

1

Эстафета успехов

5


«Мы помошники»

1

-

1

Эстафета успехов

6


«Затейники»

1

-

1

Эстафета успехов

7


«Всезнайки»

1

-

1

Эстафета успехов

8


«Самоконтроль»

1

-

1

Промежуточная аттестация

9


«Почемучки»

1

1

-

Эстафета успехов

10


«Запрещенный звук»

1

-

1

Эстафета успехов

11


«Цветные примеры»

1

-

1

Эстафета успехов

12


«Лабиринты»

1

-

1

Эстафета успехов

13


«Найди ошибку»

1

-

1

Эстафета успехов

14


«Внимание нам необходимо»

1

-

1


15


«Эстафета успехов»

1

-

1

Итоговая аттестация

Итого:

15 ч

13ч

















Учебно-тематический план (11 – 14)

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Школа внимания»


Дата проведения


Раздел, тема

Количество часов


Всего

Теорет. занятия

Практич.

занятия

Формы атестации/контроля

1


«Школа внимания»

1

1

-

Первична диагностика

2


«Таблицы Шульте»

1

-

1

Первичная диагностика

3


«Мы помощники»

1

-

1

Эстафета успехов

4


«Развивалочка»

1

-

1

Эстафета успехов

5


«Мы помошники»

1

-

1

Эстафета успехов

6


«Затейники»

1

-

1

Эстафета успехов

7


«Всезнайки»

1

-

1

Эстафета успехов

8


«Самоконтроль»

1

-

1

Промежуточная аттестация

9


«Почемучки»

1

1

-

Эстафета успехов

10


«Запрещенный звук»

1

-

1

Эстафета успехов

11


«Цветные примеры»

1

-

1

Эстафета успехов

12


«Лабиринты»

1

-

1

Эстафета успехов

13


«Найди ошибку»

1

-

1

Эстафета успехов

14


«Внимание нам необходимо»

1

-

1


15


«Эстафета успехов»

1

-

1

Итоговая аттестация

Итого:

15 ч

13ч










Содержание программы


Занятие № 1 «Школа внимания»

Цель: мотивация детей на занятия, диагностика уровня зрелости функции внимания.

Теория: Что такое школа внимания?

Практика:

Первичная диагностика внимания.

Развитие произвольности. «Запретное движение».

Развитие реципрокной координации. «Игра фонарики».

Двуручное рисование. «Брови».

Подвижная игра на развитие слухового восприятия. «Повтори ритм».

Глазодвигательное упражнение. «Крестики».

Развитие произвольности. «Сделай наоборот».

Прощание. «Эстафета успехов».


Занятие № 2 «Мое внимание»

Практика:

1. Первичная диагностика внимания.

2. Развитие пространственных представлений. «Повторение сложных поз».

3. Развитие восприятия. «Копирование фигуры Тейлора правой и левой рукой».

4. Развитие квазипространственных представлений. «Бочка и ящик».

5. Двуручное рисование. «Радуга -5 мин».

6. Развитие зрительной памяти. «Найди правильно написанные буквы».

7. Развитие избирательности внимания. Игра «Запретная цифра». Счет до 31.

8. Глазодвигательное упражнение. «Крестики».

9. Развитие зрительного внимания. «Зрительный лабиринт».


Занятие № 3 «Мы помощники»

Практика:

1.Развитие переключения внимания. Таблицы Шульте.

2. Расширение объема внимания. Повтори ритм.

3. Развитие мышления. Рассели цифры в домики.

4. Развитие зрительной памяти. Запоминание 5 невербализуемых фигур.

5. Подвижная игра на развитие произвольности. «Я знаю пять…»

6. Двуручное рисование. Круг.

7. Развитие долговременной памяти. Отсроченное воспроизведение 5 невербализуемых фигур.

8. Поиск ошибок. Слог «РА».

9. Глазодвигательное упражнение. Крестики.

10. Развитие квазипространственных представлений. Игра «Кто где стоит, кто где лежит?»

11. Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 4 «Развивалочка»

Практика:

Развитие переключения внимания. Таблицы Шульте.

Развитие зрительной памяти. Найди фигуры.

Развитие мышления. Проводи машины до парковки.

Подвижная игра на развитие произвольности. «Я знаю пять…»

Двуручное рисование. Круг.

Поиск ошибок. Слог ЗУ

Глазодвигательное упражнение. Крестики.

Развитие аналитических способностей. Вставь недостающую фигуру.

Развитие квазипространственных представлений. Игра «Кто где стоит, кто где лежит?»

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 5 «Самоконтроль»

Практика:

Развитие переключения внимания. Корректурная проба кольца Ландольта.

Развитие математических навыков. Продолжи последовательность чисел.

Подвижная игра на развитие произвольности. «Я знаю пять…»

Развитие пространственных представлений. Копирование сложных фигур.

Формирование фонематического слуха. Повторяй за мной.

Двуручное рисование. Знак бесконечности.

Поиск ошибок. Слово Рак.

Глазодвигательное упражнение. Крестики.

Развитие квазипространственных представлений. Игра «Кто где стоит, кто где лежит?»

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 6 «Затейники»

Практика:

Развитие переключения внимания. Корректурная проба Тулуз-Пьерона.

Развитие математических навыков. Продолжи последовательность чисел.

Подвижная игра на развитие произвольности. «Я знаю пять…».

Развитие пространственных представлений. Переверни рисунок.

Формирование фонематического слуха. Передай слог.

Двуручное рисование. Знак бесконечности.

Поиск ошибок. Слово Бык.

Глазодвигательное упражнение. Крестики.

Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 7 «Всезнайки»

Практика:

Развитие переключения внимания. Таблицы Шульте.

Развитие математических навыков. Найди пример.

Развитие аналитического мышления. Вставь фигуру.

Подвижная игра на развитие произвольности. «Я знаю пять…»-усложненная игра.

Развитие пространственных представлений. Переверни рисунок.

Двуручное рисование. Знак бесконечности.

Поиск ошибок. Слово РЕКА

Глазодвигательное упражнение. Крестики.

Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.

Развитие зрительного внимания. Зрительный лабиринт.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 8 «Мы помощники»

Практика:

Промежуточная диагностика

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Развитие аналитического мышления. Собери роботов.

Подвижная игра на развитие произвольности. Запрещенный звук.

Развитие пространственных представлений. Копирование сложной фигуры.

Двуручное рисование. Трава и цветок.

Поиск ошибок. Найди ошибки в примерах.

Глазодвигательное упражнение. Крестики.

Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.

Развитие зрительного внимания. Зрительный лабиринт.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 9 «Почемучки»

Теория: Беседа «Быть внимательным необходимо»

Практика:

Развитие переключения внимания. Корректурная проба.

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Подвижная игра на развитие произвольности. Запрещенный звук.

Развитие пространственных представлений. Переверни рисунок.

Двуручное рисование. Трава и цветок.

Поиск ошибок. Найди ошибки в примерах.

Глазодвигательное упражнение. Крестики.

Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 10«Запрещенный звук»

Практика:

Развитие переключения внимания. Найди последовательность фигур.

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Подвижная игра на развитие произвольности. Запрещенный звук.

Развитие пространственных представлений. Найди одинаковые кубики.

Двуручное рисование. Волны.

Поиск ошибок. Слово молоко.

Глазодвигательное упражнение. Крестики+ язык

Развитие избирательности внимания. Разноцветные примеры

Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 11«Цветные примеры»

Практика:

Развитие переключения внимания. Шульте.

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик.

Развитие пространственных представлений. Муха.

Двуручное рисование. Волны.

Поиск ошибок. Слово Ворона.

Глазодвигательное упражнение. Крестики+ язык

Развитие избирательности внимания. Разноцветные примеры

Развитие квазипространственных представлений. Скульптор.

Развитие восприятия. Зрительный лабиринт.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 12«Лабиринты»

Практика:

Развитие переключения внимания. Шульте.

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик.

Развитие квазипространственных представлений. Муха.

Двуручное рисование. Волны.

Развитие пространственных представлений. Копирование сложной фигуры.

Глазодвигательное упражнение. Крестики+ язык

Развитие фонематического слуха. Гласные.

Подвижная игра с мячом на развитие фонематического слуха. Гласные.

Найди ошибки. Примеры.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 13 «Найди ошибку»

Практика:

Развитие переключения внимания. Таблица Шульте.

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик.

Развитие квазипространственных представлений. Муха.

Двуручное рисование. Волны.

Развитие пространственных представлений. Переверни рисунок.

Глазодвигательное упражнение. Крестики с подключением языка.

Подвижная игра с мячом на развитие фонематического слуха. Гласные.

Развитие фонематического слуха. Вставь гласную.

Развитие восприятия. Зрительный лабиринт.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 14 «Внимание нам необходимо»

Практика:

Развитие переключения внимания. Кольца Ландольта.

Развитие устойчивости внимания. Копирование букв.

Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик-О.

Развитие зрительной памяти. Запомни фигуры.

Двуручное рисование. Волны.

Развитие пространственных представлений. Собери кубик.

Глазодвигательное упражнение. Крестики с подключением языка.

Подвижная игра с мячом на развитие фонематического слуха. Гласные.

Развитие фонематического слуха. Вставь гласную.

Найди ошибку. Цветные примеры.

Прощание. Эстафета успехов.


Занятие № 15 «Эстафета успехов»

Практика:

Итоговая диагностика.

Развитие устойчивости внимания. Найди слова.

Дыхательное упражнение на развитие энергоблока. Шарик-О.

Развитие квазипространственных представлений. Геометрическое рисование.

Двуручное рисование. Забор.

Развитие устойчивости внимания. Списывание прописного текста.

Глазодвигательное упражнение. Крестики с подключением языка.

Подвижная игра с мячом на развитие фонематического слуха. Согласные.

Развитие самоконтроля. Счет в разные стороны.

Найди ошибку. Слово Облако.

Прощание. Эстафета успехов









ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования интеллектуальных способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Результаты фиксируются в динамических таблицах, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и развивающих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится на первом занятии для определения уровня подготовки воспитанников. Формапроведения – педагогическое наблюдение, контрольный срез.

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика "Красно-черная таблица".

Таблицы Шульте.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Методика "Оперативная память".

Методика "Долговременная память".

Методика "Запомни пару".



Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение, письменные задания

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится в формезанятия и письменного задания (контрольный срез).

Итоговая аттестация проводится в конце обучения используя методики диагностики в начале программы.

Формы подведения итогов реализации Программы

Формы выявления полученных знаний: контрольные срезы, открытые занятия. В конце каждого занятия проводится мини письменная работа с интересными заданиями. Оценивание на каждом занятии дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к обучению. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось, и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.

Формы итоговой аттестации – контрольная диагностика.

Механизм оценки уровня освоений Программы

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах.

Первичная диагностика

Цель: определение общего уровня развития ребенка,объема внимания, его концентрации, оценки переключения внимания,исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора.

Задачи:

*определение общего уровня развитияребенка;

*выявление умственных способностейи уровня сложности заданий;

*формирование объема, концентрации, устойчивости внимания

*определение мотивации кзанятиям.

Форма проведения: диагностика.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программнымтребованиям.

Задачи:

*определение уровня усвоения детьми теоретических знаний;

*определение уровня сформированности практических умений в *соответствии с данным этапом обучения.

Итоговая аттестация

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполненных работ;выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательнойпрограммы.

Задачи:

*определение степени усвоения практических умений и навыков в

соответствии с прогнозируемыми результатами;

*выявление уровня усвоения теоретическихзнаний;

*определение уровня развития индивидуальныхумственных

способностей;

*анализ полноты реализации программы.

Форма проведения: итоговая диагностика.

Критерии оценки

Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:

высокий уровень (8-10 баллов);

средний уровень (4-7 баллов);

минимальный уровень (1-3 балла).


Параметр развития

Высокий уровень (8-10 баллов)

Средний уровень (4-7 баллов)

Низкий уровень (1-3 балла)

Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание в доли секунды.

Зафиксируется время, потраченное на задание для дальнейшей расшифровки результатов теста.

Максимальное количество символов; самостоятельно справляется с заданием;


50% символов находит самостоятельно; испытывает затруднения в выполнении задания требуется небольшая помощь; незначительно ошибается.

25% символов находит самостоятельно; пользуется помощью педагога при выполнении задания; не умеет работать самостоятельно;

Переключаемость – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

Максимальное количество символов; самостоятельно справляется с заданием;


50% символов находит самостоятельно; испытывает затруднения в выполнении задания требуется небольшая помощь; незначительно ошибается.

25% символов находит самостоятельно; пользуется помощью педагога при выполнении задания; не умеет работать самостоятельно

Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.

Оценивается время; затраченное на выполнение заданий;

количество ошибок.

100%

Оценивается время; затраченное на выполнение заданий;

количество ошибок.

50%

Оценивается время; затраченное на выполнение заданий;

количество ошибок.

25%

Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях

Ребенок последовательно и самостоятельно выделяет этапы выполнения работы; дорожит результатом своего труда; проявляет активность при обсуждении результатов своего труда

Ребенок допускает незначительные ошибки при выделении этапов выполнения работы; оценка своего труда складывается под влиянием педагога и его сверстников.

Пользуется помощью педагога при планировании своих действий; преимущественно равнодушен к результатам своего труда




Способы фиксирования результатов

отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение№ 2);

записи в журнале учета о результативности успехов детей на занятиях;

бланки выполненных работ.




















ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Практическая значимость программы

Одно из главных условий успеха обучения и развития умственных способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа основана на принципах, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью; эмоционально положительного отношения учащихся к деятельности; учета индивидуальных особенностей детей; последовательности освоения учебного материала – от простого к сложному.


Основной формой организации учебной деятельности являются групповые занятия.

Формы организации занятий по программе выбраны с учетом особенности их проведения в разновозрастной группе воспитанников, а также с учетом временного, не долгосрочного пребывания воспитанников в отделении.


В работе с детьми особое внимание уделяется развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развивается эмоциональная отзывчивость, формируются правила и нормы культуры поведения в обществе.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

Словесный метод: объяснение;

Иллюстративный: демонстрация наглядного материала;

Проблемный;

Практический: выполнение заданий;

Аналитические методы: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.


Критерии эффективности программы:

- занятия адаптированы к конкретным группам детей.

- используются различные методы работы.

Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на:

ориентацию в пространстве;

произвольность поведения и познавательных процессов;

умение организовать деятельность;

мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;

внимание: концентрация, объем, устойчивость;

память: словесно-логическую;

восприятие: дифференцированность, устойчивость;

словарное развитие;

тонкую моторику.


Принципы обучения:


Условия реализации программы:

дополнительно с групповыми занятиями  раз в неделю в течение 40-45 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают  «баллы» и дают  оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий.


Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.



2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.


3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.


4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.




Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.

В процессе обучения используются:

Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный) материал;

Методическаялитература;

Дидактические игры;




















Список литературы:


Нормативно-правовые документы

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;

ПриказМинистерствапросвещения РФот09.11.2018г.№196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).


Список литературы, используемой при написании Программы


Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.

Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.

Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.

Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.

Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.

Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.

Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.

11.Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей»,

Ярославль, 1997 г.

12.Н. К. Винокурова «Развиваем способности детей», Росмэн, 2002 г.

13.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.

14.Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.

15.Глазунов Д. А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2009г.

16.Глазунов Д. А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. А. Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010г.




Минахметова Альбина Зульфатовна, «Школьная психодиагностика», URL: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=2244

Гайфуллина Наталья Геннадиевна, «Психология подросткового возраста», URL: http://edu.kpfu.ru/enrol/index.php?id=869

Гайфуллина Наталья Геннадиевна, «Практикум по психолого-педагогической диагностике», URL: https://edu.kpfu.ru/course/edit.php?id=2290

http://www.childpsy.ru –  Детская психология

http://practic.ch"ildpsy.ru/diagnostics/ Практический психолог

. http://azps.ru/ Психология от А до Я

http://www.ipd.ru/ Институт развития личности

http://www.school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

http://www.o-urok.ru/ - Сайт "Открытый урок




























Приложение № 1

Диагностика развития внимания

у детей в возрасте от 7 до 14 лет

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Пример:

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Пример:

t1599390763aa.jpg

t1599390763ab.gif


Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).

Стимульный материал

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8


2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10


Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

t1599390763ac.gif

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

t1599390763ad.gif

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

t1599390763ae.gif

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

t1599390763af.gif

t1599390763aa.jpg

t1599390763ab.gif



Методика "Оперативная память".

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Тестовый материал:

t1599390763ag.gif

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

6-7 лет - 10 сумм и выше
8-9 лет - 15 сумм и выше
10-12 лет - 20 сумм и выше

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.


Методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

t1599390763ah.gif

где А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.


Методика "Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

t1599390763ai.gif

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

t1599390763aj.gif





Приложение № 2

Диагностическая таблица


Сравнительная таблица первичной и итоговой диагностики


п/п

Фамилия, имя ребенка

Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды

Переключаемость – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.

Умение планировать свою деятельность, самостоятельность и активность на занятиях



Первичная аттестация

Итоговая

аттестация

Первичная аттестация

Итоговая

аттестация

Первичная аттестация

Итоговая

аттестация

Первичная аттестация

Итоговая

аттестация












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации