Программа социализации обучающихся «Математика в моей будущей профессии» (9 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Касплянская СШ
Смоленского района Смоленской области
Программа социализации обучающихся
«Математика в моей будущей профессии»
по предметам «Алгебра выпускнику», «Геометрия выпускнику»
68 часов, 2 часа в неделю
Учитель Богачева О.В.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Программы развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Касплянской средней школы Смоленского района Смоленской области, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Она дополняет и расширяет курсы по выбору «Алгебра выпускнику» и «Геометрия выпускнику» в 9 классе.
Актуальность
Целью современного образования является максимальное развитие потенциала каждой личности, позволяющее обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:
а) наличие развитых интересов, склонностей и способностей,
б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;
в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального рынка труда и образования.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, коммуникативной) деятельности обучающихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Особенно эта проблема актуальна для выпускников 9 классов.
Цель программы: средствами математики формировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи:
Диагностические
проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся, в том числе математических;
уточнить образовательный запрос в ходе посещения курсов по выбору по математическому направлению;
проводить групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе математического профиля обучения;
формировать образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Просветительные и развивающие
- способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные технологии, методы и средства: ТРКМ, проектную деятельность, деловые игры, творческие задания
- обеспечивать профориентационную направленность уроков математики, формировать у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствовать формированию у школьников адекватной самооценки;
- создавать условия для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как часть социума, на основе социальной компетентности.
Принципы профориентационной работы по математике
1) Систематичность и преемственность
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
4) Связь профориентации с жизнью: информирование роли математики в жизни и профессиональных знаниях, навыках, о социально-экономических характеристиках различных профессий; перспективах развития профессии, районах распространения профессий, уровне доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенностях рынка труда.
Основные направления и содержание работы по социализации
на занятиях математического профиля
Мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование. Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе, в профессии. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования. Без математики невозможно выработать адекватное представление о мире. Математически образованному человеку легче войти в любую новую проблематику. Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать свой бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнёров и предложений, проводить математические расчёты для профессиональных практических задач.
Формирование навыков и приёмов работы обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.
совершенствование знаний об основных операциях логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях;
совершенствование способов осознанного чтения, понимания прочитанного
освоение способов и приёмов исследовательской деятельности, постановки и доказательства гипотез;
применение рациональных способов решения задач, в том числе практических, жизненных и самоорганизации в учебной деятельности;
Формирование социальной компетентности школьников.
сотрудничество, работа в команде;
коммуникативные навыки;
способность принимать собственные решения;
способность делать осознанный выбор;
стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
развитие личностных качеств, саморегулирование.
Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Совершенствование навыков проектной деятельности.
Проектная деятельность формируют у школьников умения добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.
Предполагаемые темы проектов:
- Зачем географу математика?
- Грамотный продавец и грамотный покупатель.
- Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
- Математика в педиатрии.
- Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
- Статистика не существует без процентов.
- Задачи о профессиях в заданиях ОГЭ (сборник задач).
Формы организации занятий
- интерактивные лекции, беседы;
- математические практикумы
-консультации, работа с компьютером
- тематические уроки (о профессиях и роли математики в профессиях)
- уроки финансовой грамотности;
- уроки – мастер-классы (ученик выступает в роли учителя);
- деловые игры (составление бизнес-плана, получение кредита);
- конкурс презентаций «Математика в профессии (повара, строителя, врача…)
- защита проектов математико-профориентационной направленности
- встречи с выпускниками, выбравшими математический профиль в будущей профессии, представителями различных профессий.
Виды деятельности
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах;
- проектная деятельность
Ожидаемый результат
Личностные результаты
-готовность к саморазвитию и самообразованию; к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, усвоение опыта социально-экономических отношений (устойчивое отношение к профессии, социальная ориентация)
- сформированность целостного мировоззрения; коммуникативной компетентности;
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих творческую активность, способность принимать самостоятельное решение;
Метапредметные результаты
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности;
- формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Предметные результаты
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, профессиональном образовании.