Программа социальной направленности «Вместе мы сила», начальная школа, семейное воспитание
ПРОГРАММА
социальной направленности
«Вместе мы сила»
начальная школа
МАОУ Гимназия №8
«Лицей им. С.П. Дягилева»
Педагог-организатор
начальной школы
Дурнева С.С.
Екатеринбург 2021г
Введение:
В последнее время воспитание как педагогическое явление занимает все большее место в образовательном процессе. Это обусловлено тем, что сегодняшняя, социальная нестабильность и негативные влияния в обществе
(криминальная среда, распад семьи, влияние СМИ и др.) оказывает серьезное отрицательное воздействие на молодое поколение. Противодействовать негативным воздействиям может лишь целесообразно организованный процесс воспитания, активная социализация детей и подростков на всех этапах развития.
Формирование положительных качеств у ребенка зависит от позиции взрослых (педагог, классный руководитель, воспитатель, родители и др.). Когда родители безразличны к детям. Это может вызвать своеобразный протест, даже асоциальные действия.
Сотрудничество взрослых и школьников позволяет расширить сферу их социальных отношений, обогатить опыт взаимодействия с окружающим миром. Различные формы внеучебной деятельности выводят их за пределы школы, семьи, активизируя процесс социализации.
Специфика нашей гимназии – полный учебный день - выявила проблему: недостаток общения детей и родителей. В связи с этим, была разработана программа – «Вместе мы сила».
Для реализации данной программы используются разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, классные часы, конкурсы, тренинги, диспуты, утренники, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организация выставок, которые проводятся совместно с родителями -в рамках работы с семьей.
В нашей гимназии действуют три экспериментальные площадки:
- «Развивающая среда начальной школы»
- «Воспитательное пространство округа - изучение родного края»
- «Площадка по семейному воспитанию- наши предки».
Этапы реализации программы:
« Моя родословная» - 1- 3 классы – 10 часов
« Толерантность в семейных отношениях» - 3 – 4 классы- 10 часов
«Работа с родителями» - 1 – 4 класс
Цель программы:
- Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и
воспитания здоровой личности.
Задачи:
1)Установление контактов с семьей
2)Выявление проблем и трудностей в семье
3)Стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности
4)Повышение педагогической культуры родителей
5)Профилактика негативного семейного воспитания
6)Содействие развитию форм семейной кооперации и взаимопомощи
7)Привлечение родителей к делам и проблемам гимназии.
1. «Моя родословная»
Цель: Познакомить детей с историей семьи.
Задачи:
1.Содействие объединению детей, их родителей, бабушек, дедушек на
основе общего интереса к истории семьи, ее генеалогии.
2.Формирование умений и навыков детей и взрослых в изучении своей
родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении
в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений
материалов.
3.Развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению
духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и
культурного уровня (прикладное творчество, семейные традиции,
чтение, ведение здорового образа жизни).
4.Укрепление связей семьи со школой, классным коллективом.
Содержание программы
Ознакомление с понятиями « генеалогия», «родословная», «род», «родственники», « поколение», « потомки», « предок». История возникновения имен и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с наибольшим количеством родственников. Степени родства в семье. Профессии предков. Семейные традиции, праздники, мир семейных увлечений. Фамильный герб, девиз семьи. «Геральдика» как наука, изучающая гербы. Работа и устными и письменными источниками.
Прогнозируемый результат
1.Дети научатся вести поиск своих предков (вплоть от родителей до прабабушек и прадедушек, их родственные связи, занятия, годы жизни, имена и фамилии).
2.Будут знать и продолжать семейные традиции.
3. Дети будут уметь общаться со взрослыми, записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Составят сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоят способы изображения генеалогического древа, вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.
№ п\п | Воспитательные задачи | Мероприятия | Форма проведения |
Первый класс | |||
1. | 1.Познакомить детей с понятиями «родословная», « генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; 2.Развивать речь и мышление детей; побудить интерес к своим предкам; 3.Объяснить необходимость изучения своей родословной | -Вводное занятие « Моя родословная» Работа с родителями: - Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода - Сбор материала для оформления альбома - Начать оформление альбома « Моя родословная». | Классный час Родительское собрание Поисковая деятельность Творческая деятельность |
2. | 1.Показать значение фамилии, имени, отчества, домашнего адреса, даты рождения – расположения меня в пространстве – для каждого человека. | - « Кто я? Где живу?» - « Расскажи мне о себе» - Ответы на вопросы анкеты. - « Семейный альбом» - Работаем вместе ( домашнее задание) | Классный час Беседа Анкетирование Час общения Поисковая деятельность |
3. | 1.Познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; 2.Развивать речь, мышление детей; 3.Воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких; 4.Способствовать объединению детей. Их родителей на основе общего интереса и общей деятельности. | - « Дорожите именем своим» - « Тайны наших имен» - « История происхождения имен» - « Ромашка имен» - Словарь имен - « Зачем человеку имя?» - « Имя для домашнего любимца» | Классный час Беседа Поисковая деятельность Доклад Работа со словарем Час общения Игровая ситуация |
4. | 1. Показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека; 2. Учить работать со словарем; 3. Воспитывать интерес и уважение к своей семье, ее истории, предкам. | - « Моя фамилия» - « Из истории возникновения фамилий» - Роль фамилии в жизни человека - Словарь фамилий известных людей - « Происхождение моей фамилии» - « Чувство ответственности перед предками» | Беседа Поисковая деятельность Классный час Работа со словарем Поисковая деятельность Час общения |
5. | 1.Познакомить с понятиями « поколение»,»предки», «семья», составить «Ленту времени» каждого ребенка; 2.Развивать познавательный интерес к своей истории; 3. Способствовать сближению членов семьи. | - « Моя история» - « Прошлое моей семьи» - « Папа, расскажи» - « Лента времени моей семьи» - « Лента времени моей жизни» | -Классный час Поисковая деятельность Час общения Доклад Выставка |
6. | 1.Выяснить, что дети знают о своих папах; 2.Познакомить с историей появления отчества; 3.Развивать интерес, внимательное отношение к близким людям, воспитывать любовь и уважение к старшим; 4. Заполнить в альбоме страничку о папе. | - « Мой папа». -« История появления отчества» - « Однажды вечером» - Портрет папы - Подарок для папы -« Праздник папы»-день защитников Отечества - « Семейный альбом» - « Папа тоже был маленьким!» | Устный опрос Классный час Круглый стол Выставка рисунков Творческая мастерская Концерт Поисковая деятельность Рассказ о папе. |
7. | 1. Выяснить, что дети знают о своих мамах; 2. Развивать интерес и внимательное отношение к близким людям; 3. Заполнить в альбоме страничку о маме. | -« Моя мама» - « Стихи для мамы» - « Перед сном» - Портрет мамы - Подарок для мамочки - « Мамин день»-праздник 8 –Марта - « Семейный альбом» | Устный опрос Открытое занятие Час общения Выставка рисунков Творческая мастерская Концерт Поисковая деятельность |
8. | 1. Выяснить, что дети знают о профессиях своих родителей, их занятиях; 2.Воспитывать интерес к различным профессиям, людям труда; 3. Формировать потребность трудиться. | - « Профессии наших родителей» - « Кем быть?» ( о профессиях) - « Стихи о профессиях» - « Моя будущая профессия» - « Профессии разные важны» -« Главная профессия на земле» -« Работа мамы( папы) очень интересная!» | Устный опрос Классный час Открытое занятие Рассказы детей Выставка рисунков Рассказы родителей Экскурсия | |||
9. | 1. Способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер; 2.Развивать навыки самоанализа. 3. Заполнить в альбоме страничку о братьях и сестрах. | -« Близкие и родные» - «Мой брат, моя сестра» -Что я знаю о брате ( сестре)? -«Увлечения брата (сестры) - Портрет брата (сестры) - Поиграй со мной, брат ( сестра)! - «Хороший ли я брат (сестра)?» - « Странички в альбоме» | Беседа Классный час Анкета Встреча со старшим братом( сестрой) Выставка рисунков Игровая ситуация Час общения Поисковая деятельность | |||
10. | 1. Развивать интерес к здоровому образу жизни: занятиям спортом, правильному питанию, гигиене; 2. Формировать бережное отношение к здоровью близких и личному; 3. Заполнить в альбоме страничку о ЗОЖ семьи. | - «Здоровый человек – красивый человек» - «День здоровья» - « О вкусном и полезном» - «Мальчик грязнуля» - «Веселые старты» - Спорт в нашей семье - « Стадион в моем дворе» - Телевизор в моем доме | Классный час Поход с семьей Час общения Игровая ситуация Соревнования Рассказы детей Экскурсия на стадионы города Беседа | |||
Второй класс | ||||||
1. | 1.Выяснить, что дети знают о своих бабушках и дедушках; 2. Способствовать более близкому общению членов семьи; 3. Воспитывать уважение к старшему поколению. | - « Мои бабушки и дедушки» - « Их ближайшие родственники» - « Незабываемые встречи» - Портреты бабушек и дедушек -Подарок для маминой мамы - Подарок для папиной мамы - « Семейный альбом» | Устный опрос Классный час Встреча со старшим поколением Выставка рисунков Час труда Творческая деятельность Поисковая деятельность | |||
2. | 1.Выяснить, что дети знают о профессиях своих предков. Их занятия; 2.Воспитавать интерес к различным профессиям; 3. Формировать потребность трудиться. | - « Профессии моих бабушек и дедушек» - « Профессии моих родных» - « Профессии родного края» - « Профессия – школьник» - « Бабушкина забота» - «День пожилого человека» | Устный опрос Час общения Классный час Беседа с ребятами Выставка рисунков Концерт | |||
3. | 1. Познакомить детей с зимними праздниками, историей их возникновения; 2. Способствовать развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса; 3. Организовать участие родителей в подготовке и проведении классных мероприятий. | -«Зимние праздники» - « Русские традиции» - « Зимние забавы» - « Сказочный город» - « Новогоднее приключение» -« Дружная семейка» - « Зимнее очарование» - « Рисуем зиму» | Устный опрос Классный час Игровые ситуации Экскурсия на трамвае Концерт Конкурсы для семьи Конкурс стихов Выставка рисунков | |||
4. | 1. Способствовать оздоровлению детей путем ознакомления с оздоровительными традициями; 2.Познакомить с правильным режимом дня, необходимыми гигиеническими процедурами; 3. Изучить влияние учебной нагрузки на детей и дать необходимые рекомендации родителям. | - « Что такое – Традиция» - « Традиции и здоровье» - « Прогулка с семьей» - « К нам приехал Мойдодыр» - « Мой режим дня» - « Гигиена и здоровье» - « Чистые руки» - « Поговорим о важном» - « Телевизор и компьютер- враги или друзья?» - « Мой доктор» | Классный час Час общения Экскурсия с родителями Игровая ситуация Творческая работа Беседа Выставка рисунков Родительское собрание Беседа с детьми Встреча с врачами | |||
5. | 1.Способствовать ознакомлению детей с традициями своей семьи; 2.Развивать интерес к традициям своего города, страны; 3. Формировать желание участвовать в создании традиций своей семьи4 4. Заполнить в альбоме страничку о традициях семьи. | - « Традиции моей семьи» - « Традиции нашего города» - « История традиций» - « Чайная церемония» - « Праздничные традиции» - «Пословицы и поговорки» -« Традиции в твоей школе» - « День рождения в семье» - Альбом « Моя родословная» - Традиционные игры | Устный опрос Классный час Час общения Чаепитие с родителями Презентации Конкурс Анкетирование Беседа Поисковая деятельность Копилка игр | |||
6. | 1. Развивать интерес к увлечениям в семье; 2. Развивать эстетический вкус, чувство прекрасного; 3. Воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи. | - « Разнообразие увлечений» - « Мир семейных увлечений» - « Любимое занятие» - « Увлечение мамы» - « Увлечение папы» - « Ярмарка поделок» - « Семейная копилка» | Классный час Час общения Презентация Встреча гостей Встреча гостей Выставка Поисковая деятельность | |||
7. 8. | 1.Развивать интерес к совместному труду в классе; совершенствовать навыки самообслуживания; 2. воспитывать интерес к различным видам деятельности в школе и дома; 2 Формировать у детей желание помогать старшим; 3. Формировать потребность трудиться. 1. Обобщение результатов работы за два года; 2.Проведение выставки работ « Мир семейных увлечений»; 3.Способствовать сближению членов семьи. Развитию интереса к семейным увлечениям. | - « Классные дела» - « Сам себе мастер» - Какими умениями должен владеть хозяин( хозяйка)? - Уютный дом - « Мастер – ломастер» - « Легко ли быть хорошим хозяином? - « Мамина помощница» - « Дом вести – не рукавом трясти» - « 15 мая – День семьи» -« Мои увлечения» - «Делай как я!» -« Мир семейных увлечений» -« Мой альбом о семье» - Встреча за круглым столом | Классный час Рассказ детей Час общения Выставка рисунков Конкурс Классный час Рассказы детей Беседа с родителями Копилка семьи Презентация Чаепитие в семейном кругу | |||
Третий класс | ||||||
1. | 1. Выяснить степени родства в семье развивать мышление и речь детей; 2. Воспитывать интерес к членам своей семьи; 3. Способствовать объединению членов семьи на основе общего интереса и общей деятельности. | - «Большая семья» - « Кто, кому и кем в семье доводится» - « Новые слова о родных» - «Дружная семья» - « В гости к тете Гале» - « Школьная семейка» - Портреты родных - « Семейный альбом» | Устный опрос Классный час Работа со словарем Рассказы детей Игровая ситуация Час общения Выставка рисунков Поисковая деятельность | |||
2. | 1.Выяснить, что дети знают о своих предках; их профессиях, занятиях; 2.Продолжать знакомить детей с разными профессиями, показать важность любой профессии; 3. Воспитывать интерес к различным профессиям, людям труда; 4. Формировать потребность трудится. | - « Родители бабушек и дедушек» - « Мои прабабушки и прадедушки» - « Их профессии и занятия» - « Профессии на Руси» - « Далекое прошлое» - « Во что играли наши предки» - Портреты предков - « Необычная история» - « Рассказы старших» - « Семейный альбом» - « Альбом « Моя родословная» | Устный опрос Копилка семьи Рассказы детей Классный час Рассказы бабушек Игровые ситуации Выставка рисунков Конкурс рассказов Час семьи Поисковая деятельность Творческая деятельность | |||
3. | 1. Развивать интерес к семейным традициям, празднованию дня рождения членов семьи; 2. Формировать культуру поведения и проведения дней рождения, семейные памятные даты, соблюдение этикета. | - «Что такое – традиции?» - « Познавательные традиции нашей семьи» - « Оздоровительные традиции» - « Традиционные праздники в семье» - « Семейное чтение» - « Любимая книжка» - « Прогулки по лесу» - « В кругу семьи» - « Традиции нашей школы» - « Традиции нашей семьи» | Работа со словарем Классный час Час общения Рассказы детей Вечер встреч Час чтения Экскурсия Праздник Игра – путешествие Поисковая деятельность | |||
4. | 1. Выработать пути повышения эффективности выполнения домашнего задания; пути решения какого –то вопроса, проблемы; 2. Формировать умение самостоятельного выполнения домашнего задания. | - « Самая чистая тетрадка» - « Математик класса» - « Мое рабочее место « - « Как успешно готовить уроки» - « Мастер своего дела» - « Порядок в рюкзаке» | Конкурс тетрадок Математический КВН Рассказы детей Классный час Творческая деятельность Час труда | |||
5. | 1. Воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам; 2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание больше узнать о прошлом своей страны и своей семьи. | - « Памяти нашей - достойны» - « След войны в моей семье» - «Дети на войне» - « Урал – кузница победы» - Подарок для ветерана - « День Победы» - « Письмо ветерану» - « День воинской Славы» | Классный час Рассказы детей Час чтения Поисковая деятельность Час труда Концерт Встреча с ветераном Беседа | |||
6. | 1. Обобщение результатов работы за 3 года; 2. Проведение выставки – презентации альбомов « Моя родословная»; 3. Способствовать сближению членов семьи, развитию интереса к совместной семейной деятельности. | - « Подведем итоги» - « Разговор о главном» - « Работа с альбомом» - альбом « Моя родословная» - « В кругу семьи» | Беседа Классный час Рассказы детей Выставка – презентация Вечер встреч | |||
Четвертый класс | ||||||
1. | 1. Систематизировать сведения. Полученные за 3 года работы; 2. Подготовить детей к составлению генеалогического древа. | - « Моя родословная» - « Наука о изучении родословных семей» - « Создание таблицы» - « Самая богатая родословная» - « Портреты моей семьи» - « Собранная информация обо всех родственниках» - Как составить сводную таблицу | Устный опрос Работа со словарем Классный час Презентация Выставка рисунков Классный час-Составление сводной таблицы Консультация для родителей | |||
2. | 1. Начать составление генеалогического древа; 2.развивать стремление больше узнать о своей семье; 3. Воспитывать внимательное отношение ко всем членам семьи, формировать умение видеть важность данной работы. | - « Наши родные люди» - « Генеалогическое древо» - « Расположи правильно» - « Кто ближе, кто родней» - « Работа с древом» - « Самое интересное в работе» | Классный час Беседа Работа с таблицей Час общения Творческая деятельность Обсуждение за круглым столом | |||
3. | 1. Познакомить с историей возникновения герба. Значением изображенных на нем предметов; 2. Нацелить на осознанное составление герба своей семьи; 3. Развивать чувство гордости за свою семью, и близких родственников; 4. Формировать желание работать над историей своей семьи. | - « История возникновения гербов» - « Наука, изучающая гербы» - « Самое главное в нашей семье» - « Составление герба семьи» - « Фамильный герб» - « Из в поколения в поколение» - « Значение символов на гербе твоей семьи» - Расскажи о гербе своей семьи | Классный час Доклады детей Час общения Творческая деятельность Презентация работы Обсуждение с родителями Рассказы детей Обсуждение за круглым столом | |||
4. | 1. Сформировать понятие « девиз», его значение; 2. Подобрать девиз для всей семьи. | - « Что такое – девиз?» - « Значение девиза для семьи» - « Девиз отражает мир твоей семьи» - « Народная мудрость» - « Фамильный девиз» | Работа со словарем Час общения Рассказы детей Поисковая деятельность Классный час | |||
5. | 1. Подвести итог работы над альбомом « Моя родословная»; 2. Подготовка к конференции; 3. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание сделать добро своим близким. | - « Альбом нашей семьи» - « Интересная работа» - « Я не один, нас много» - « Самые близкие и родные» - « Календарь поздравлений» | Час общения Рассказы детей Беседа Праздник в классе Час труда | |||
6. | 1. Отчет и обобщение итогов работы за 4 года над составлением своей родословной; 2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям ,увлечениям, своей родословной. | - « Подведем итоги» - « Моя родословная» - « Портреты семьи» - « Фамильный герб» - « Девиз семьи» - « Что было интересного в работе» - « Вместе с семьей» | Классный час Беседа Выставка работ Рассказы детей Доклад Анализ проделанной работы Праздник в классе | |||
7. | 1. Организовать подготовку выпускного вечера по поводу окончания начальной школы; 2. Развивать интерес к совместной деятельности учеников и родителей; 3. Формировать желание активного участия в выпускном вечере, его подготовки и проведении. | - « Вместе четыре года» - « Подведем итоги» - « Каким я вижу свой выпускной» - « Мой наряд» - « Мои достижения за 4 года» - « Портфолио ученика» « Программа выпускного» - « До свидания начальная школа» - « Встреча выпускников» | Час воспоминаний Классный час Сочинения Рассказы детей Сбор материала Презентация Обсуждение за круглым столом Выпускной бал Час общения |
2. Толерантность в семейных отношениях.
За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.
Цель: Формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности.
Задачи:
1.Овладение школьниками нравственными знаниями, перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
2. Воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий;
2Воспитание у младших школьников уважения к себе, своим родителям и окружающим их людям;
3. Активное привлечение родителей к внеурочным занятиям: мероприятиям в классе и в школе.
Выбраны определенные нравственные категории – добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выводят на понятие толерантность.
Критерии толерантности:
Равноправие
Взаимоуважение к членам семьи, общества
Сохранение и развитие своей индивидуальности
Добровольное сотрудничество
Солидарность в решении общих проблем.
Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.
№ п/п | Воспитательные задачи | Мероприятия | Форма проведения | |||
Третий класс | ||||||
1. 2. | 1. Воспитание уважения и толерантного отношения к себе как носителю данного родителями имени; 2. Осознание как реальности своего имени. 1. Ознакомление и принятие опыта своего семейного воспитания и опыта других семей; 2. Осознание того, что каждый человек перенимает и передает опыт. | - «Зачем человеку имя?» - « История моего имени» - « История имени моей мамы» - « История имени моего папы» - « История имен в моей семье» - « Семейный досуг» « Игровая копилка семьи» « Перенимаем опыт» « Всей семьей на отдых» | Классный час Рассказы детей Беседа Час общения Презентация Классный час Рассказы детей Демонстрация Поход | |||
3. | 1.Формирование позитивного отношения к истории своей семьи и истории семей своих сверстников; 2. Организация взаимодействия « старших» и « младших поколений по отдельным событиям жизни предков, интересных событий происходящих в семье. | - « Эхо старины» - « Путешествие в прошлое семьи» - « Бабушкины рассказы» - « Семейный альбом» | Классный час Доклад Рассказы детей Выставка фотографий | |||
4. | 1. Ознакомление детей с семейными реликвиями; 2. Формирование образа себя, как потомка; 3. Отработка навыков и умений толерантного отношения со старшими поколениями. | - « Значение слова – реликвия» - « Семейная реликвия» - « Реликвии семей моих одноклассников» | Классный час Рассказы детей Час общения | |||
5. | 1. Выяснить отношение детей к этому вопросу» 2. Формировать четкую позицию к вопросу о лжи в семье. | - « Что такое ложь» -« Неприятные случаи, связанные с ложью» - « Ложь в литературе» - Можно ли лгать?» | Беседа Рассказы детей Час чтения Классный час | |||
Четвертый класс | ||||||
1. | 1. Формирование представлений о значении для человека « домашнего очага»; 2. Формирование готовности прийти на помощь своим близким. Представление о составляющих « домашнего очага» | - « Что означает словосочетание «Домашний очаг» - « Составляющие « Домашнего очага» - внимание, чуткость, доброжелательность, ответственность за своих близких» -« Твой вклад» | Классный час Беседа Час общения | |||
2. | 1. Формирование представлений о семейном самочувствии; 2. Ориентации на семейное согласие; 3. Формирование навыков компромиссного поведения. | - « Здоровье семьи – семейное благополучие» - « Значение словосочетания « Семейное самочувствие» - « Конфликты в семье» - « Уважение + терпение = семейное самочувствие» | Классный час Беседа Час чтения Час общения | |||
| ||||||
3. | 1. Ознакомление учащихся со значением слова « оберег»; 2. Осознание переносного значения « семейного оберега»; 3. Расширение знаний о толерантных отношениях в семье. | - «Значение слова « Оберег» - « Путешествие в старину» - « Семейный оберег» | Работа со словарем Классный час Беседа | |||
4. | 1. Формирование осознанного, уважительного отношения к родителям; 2. Развитие навыков конструктивного общения с родителями. | - « Почитать родителей – первейший закон природы» - « Примеры из истории России» - « Ситуации в семье» | Беседа Классный час Час общения | |||
5. | 1.Провести выставку детских высказываний; 2. Выяснить знания детей на выбранную тему» 3.Формировать представления о взаимоотношениях в семье; 4. Воспитывать стремление к ладу и согласию в семье. | - « Как я понимаю высказывание: « Душа семьи», « Семейный лад», « Материнская ласка», « Худая слава», « Мужская честь»» - « Аллея высказываний» - « Однажды дома…» - « Моя семья» | Беседа Выставка Игровая ситуация Итоговое занятие – сочинение о семье. |
3. Работа с родителями.
Цель: организация взаимодействия семьи и школы, для создания благоприятных условий полноценного воспитания и развития младших школьников, максимального сближения интересов родителей и воспитателей по формированию развитой личности.
Задачи:
1.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
2.Организация психолого – педагогического просвещения родителей
через систему родительских собраний, тематических и
индивидуальных консультаций, бесед;
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников воспитательного процесса – родителей, детей и
воспитателей;
4. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение
арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в
семье и школе;
5. Создание сплоченного родительского коллектива, вовлечение пап
и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
6. Выработка коллективных решений и единых требований к
воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в
деятельности по развитию личности ребенка;
7. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания,
профилактика неверных действий по отношению к своему сыну
или дочери со стороны родителей;
8. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на
преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания
учащихся;
9. Подведение итогов совместной деятельности воспитателей,
родителей и детей .
№ п/п | Формы деятельности | Темы | Ответственные | |
1. | Родительские собрания. | 1.Знакомство с гимназией 2. Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса 3. Итоги адаптационного периода 4. О задачах на учебный год 4. Выборы родительского комитета 5. Младший школьник: особенности развития 6. Развития личности младшего школьника 7. Как воспитывать в ребенке любовь к чтению 8. Воспитание осознанной дисциплины 9. Семейные традиции 10. О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников 11. Дети и компьютер, телевидение. 12.. Эмоциональное благополучие детей в семье 13.. Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании 14. Воспитание толерантного отношения к миру 15. Подведение итогов работы за учебный год
| Классный руководитель, воспитатель Психолог, воспитатель Воспитатель Воспитатель, психолог Психолог Воспитатель Классный руководитель, воспитатель Воспитатель Воспитатель Психолог, воспитатель Воспитатель. Психолог Воспитатель Классный руководитель, воспитатель | |
2. | Тематические классные часы с участием родителей. | 1. «Здравствуй школа» 2. « Поговорим о профессиях» 3. « Семейный альбом» 4. « Моя родословная» 5. « Читающая семья» 6. «Памятные даты моей семьи» 7. «Моя семья в фотографиях» 8. « Вечер в семье» | Воспитатель Родители Бабушки класса Родители Воспитатель Воспитатель Родители Воспитатель и родители | |
3. | Праздники семьи | По плану воспитательной работы | Воспитатель | |
4. 5. | Спортивно – оздоровительные мероприятия Консультации родителей | По плану мероприятий гимназии и класса По мере необходимости | Воспитатель Воспитатель | |
6. | Индивидуальные консультации родителей | По мере необходимости | Психолог, воспитатель | |
7. | Собрания клубов общения « Родители и дети» | По мере необходимости | Воспитатель, родители | |
8. | Педагогическое образование родителей | По мере необходимости | Воспитатель | |
9. | Совместные мероприятия | По плану воспитательной работы | Воспитатель | |
10. | Открытые мероприятия для родителей | По плану воспитательной работы | Воспитатель, родители | |
11. | Совместные походы, экскурсии, праздники | По плану воспитательной работы | Воспитатель, родители | |
12. | Консультации психолога гимназии | По желанию родителей | Воспитатель, психолог |
Список литературы
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.
2. Борисова Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.Учебное пособие./НА Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова. Под. –М. Владос2009.
3.Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.
4. Ветохина А.П. Нравственно –патриотическое воспитание детей школьного возраста/ СПб – Детство – Пресс 2018.
5.Зверева О.., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. - 2000.
6. Имж А. Воспитание это не только контроль. Книга о любви детей и родителей./ А. Имж – СПб – Питер 2018.
7.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.
8.Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.- М.- 2000.
9.Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.
10.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.
11.Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.
12. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.
13.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.
14.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.
15.Форд Е.// Воспитание школьников – 2005, - №12.