Программа "Современный этикет"
Управление образования администрации
Георгиевского городского округа Ставропольского края
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр туризма, экологии и краеведения
Принято УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Директор МУДО ЦТЭК
Протокол № 1 от 01.09. 2023г. ________А. В. Айрапетян Приказ от 01.09.2023г.№152
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально – гуманитарной направленности
«Современный этикет»
Возраст обучающихся: 9-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: Бледная Наталья Александровна,
методист
г. Георгиевск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | Комплекс основных характеристик программы. | 3 |
1.1. | Пояснительная записка. | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы. | 5 |
1.3. | Содержание программы | 6 |
1.4. | Планируемые результаты обучения. | 15 |
2. | Комплекс организационно – педагогических условий | 16 |
2.1. | Календарный учебный график | 16 |
2.2. | Условия реализации программы | 27 |
2.3. | Формы аттестации | 27 |
2.4. | Оценочные материалы | 27 |
2.5. | Методические материалы | 31 |
2.6. | Воспитательная работа. | 32 |
Список литературы 36
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В современном мире политические, экономические, культурные и семейные отношения невозможны без знания и соблюдения правил и норм поведения, так как люди не могут жить, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.
При планировании и реализации программы учтены следующие нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность педагога дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. СанПиН 2.4.36.48 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность программы «Современный этикет» обусловлена тем, что человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Правила этикета – это не только форма внешнего поведения. Они также определяются моральными нормами человека. Данная программа направлена на то, чтобы показать обучающимся, что этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требует этика – уважительно, доброжелательно, тактично, деликатно.
Программа по курсу "Современный этикет" направлена на то, чтобы обучающиеся овладели навыками культуры поведения, научились строить взаимоотношения с людьми. Данная программа предполагает изучение основных правил поведения, сложившихся в обществе, порядка общения в различных ситуациях и речевой культуры.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в нее включен раздел «Эстетика поведения» для того, чтобы обучающиеся могли понять, какие манеры делают поведение "красивым". Программа показывает, что понятия «этикет» и «эстетика» – неразрывное целое и являются составляющими культуры общения.
Адресат программы - программа учитывает возрастные особенности обучающихся младшего подросткового возраста. Этот период характеризуется стремлением к общению со сверстниками и появлением в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Обучение этикету в данный возрастной период является педагогически целесообразным и своевременным.
Вид программы - авторская.
Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на два года обучения и адресована детям младшего подросткового возраста (10-13 лет).
Длительность курса – 1 год обучения 144 часа, 2 год обучения 144 часа.
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса - занятия проводятся в групповой форме. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде мини-презентаций. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. В основе обучения лежит дискуссионный и ролевой принцип, что соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения. Теоретические знания переплетаются с практической частью: выходами в театр, кино, выставки и другое.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия - 35 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать формированию личности ребенка, владеющего основными общественными нормами поведения и культурой общения.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных ситуациях;
- научить обучающихся подчиняться правилам поведения, ориентироваться на социальные нормы;
- научить обучающихся основным правилам поведения как опоре для решения чисто практических задач;
- привить навыки культуры общения, в основе которых лежит доброжелательность, такт, подсказывающие что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах;
- научить правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в разных ситуациях.
Развивающие:
- развить навыки эффективного общения;
- развить речевую коммуникативную культуру;
- развить кругозор и духовный мир учащихся;
- способствовать социальной адаптированности обучающихся путем присвоения ими этикетных и эстетических норм поведения и общения;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Воспитательные:
- формировать общую культуру поведения и общения;
- воспитать эстетическую культуру;
- формировать культуру межличностных отношений, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
1.3 Содержание программы
Учебный план
«Современный этикет»
1 год обучения (144 часа)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Этикет и мы | 14 | 10 | 4 | Творческое задание, тестирование |
2. | Обращение | 12 | 8 | 4 | Творческое задание, тестирование |
3. | Речевой этикет | 16 | 12 | 4 | Творческое задание, тестирование |
4. | Искусство нравится другим | 12 | 8 | 4 | Творческое задание, тестирование |
5. | Телефонный этикет | 14 | 10 | 4 | Творческое задание, тестирование |
6. | Поведение в учебном заведении | 20 | 16 | 4 | Творческое задание, тестирование |
7. | Поведение в транспорте, на улице, в магазине | 20 | 16 | 4 | Творческое задание, тестирование |
8. | Мы в кафе | 14 | 10 | 4 | Творческое задание, тестирование |
9. | Эстетика поведения | 20 | 16 | 4 | Творческое задание, тестирование |
10. | Подведение итогов | 2 | 2 | Написание письменной работы по выбранной теме | |
ИТОГО | 144 | 108 | 36 |
Содержание учебного плана
1. Этикет и мы. Ритуал приветствия.
Знакомство. Понятие об этикете. История этикета. Этикет и речь. Значение ритуала приветствия. Значение улыбки в общении. Правила приветствия: кто здоровается первым; кто не должен здороваться сидя; обстоятельства, которые надо учитывать при приветствии; если на приветствие не ответили. Неречевые формы приветствия: рукопожатие, поклон, поцелуй руки, головной убор, жесты. Речевые формы приветствия. Прощание: правила прощания, речевые формы.
Практика. Упражнение на знакомство: «Снежный ком», «Моя визитка». Упражнения на приветствие: «Приветствие без слов», «Приветствие разных стран», «Приветствие в парах». Игра-соревнование «Кто знает больше приветствий». Работа в группах: «Что такое этикет?», «Рисуем ситуации, где нужен этикет». Упражнения - кейсы на решение различных ситуаций общения. Блиц – опрос по правилам приветствия. Составление свода правил этикета.
2. Обращение. Ритуал представления при знакомстве.
Правила обращения к знакомым и незнакомым людям. Правила перехода на "ты". Речевые формы обращения. Правила представления: порядок представления старшего и младшего, мужчины и женщины, друзей и родственников, знакомых; знакомство в общественных местах. Непосредственное знакомство. Знакомство через посредников. Неречевые формы общения: рукопожатие при знакомстве.
Практика. Упражнения: «Тайна моего имени», «Качества моего характера», «Ассоциации», «Язык рукопожатий». Игра «Такие разные имена». Игра «Разрешите представиться». Работа в группах по определению правил обращения в различных ситуациях. Ролевое проигрывание ситуаций знакомства и ситуаций, в которых есть обращение к другому.
3. Речевой этикет.
Речевое общение: значение речевого этикета в общении; что такое речевая деятельность; что такое речевое общение; цель говорящего; коммуникативные намерения говорящего; комплимент как психологический механизм внушения через признание достоинств человека. Виды комплимента. Неуместный комплимент. О лести. Как сказать и принять комплимент. Речевые формулы; этикетные ситуации, требующие присутствие комплимента.
Просьба. Просьба как побудительное речевое действие. Речевые формулы и их уместность. Учет обстоятельств и взаимодействие с партнером по речевому общению. Приемы, повышающие вероятность выполнения просьбы.
Благодарность: речевые формулы и их уместность.
Извинение: этикетные ситуации, связанные с извинением; речевые формулы и их уместность.
Отказ: что такое отказ с позиции этикета; как отказать, чтобы не обидеть человека; технология отказа; речевые формулы отказа.
Требования, запрет, замечания, совет: технология предъявления требования; речевые формулы; технология запрета, замечания, совета; речевые формулы.
Приглашение: виды приглашения; учет обстоятельств и взаимоотношений с партнерами по общению; речевые формулы; приглашения устные и письменные; как принять или отказаться от приглашения.
Поздравления и пожелания: виды поздравлений; из каких частей состоит поздравление; уместное обращение; с чем и как поздравляют, что и как желают; подпись; что надо знать для написания интересного пожелания; формы поздравлений; как поздравить и принять поздравление.
Практика. Упражнения «Комплимент», «Интервью», «Взаимные презентации». Речевое упражнение «Красивый низкий голос». Работа в группах по поиск речевых формул в различных ситуациях общения. Игра – соревнование «Лучшее поздравление учителю». Упражнения и ролевые игры на отработку речевых формул: просьба, благодарность, извинение, отказ, требование, приглашение, поздравление.
4. Искусство нравиться другим.
Общение - игра по правилам. Правила и технические приемы "позитивного общения". Влияние внешнего облика на общение. Невербальные средства общения. Модели общения. Поведение в конфликтах.
Основные методы общения с людьми. Способы достижения взаимопонимания. Как склонить людей к вашей точке зрения. О вежливости, доброжелательности и такте.
Практика. Упражнения на групповое сплочение, на умение высказывать свою мысль и принимать обратную связь. Упражнение на формирование доверия «Слепой-поводырь». Тестирование по методике Томаса «Стили поведения в конфликте». Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Коммуникативный тренинг.
5. Телефонный этикет.
Основное правило телефонного этикета: после какого сигнала снимают трубку; до какого сигнала ждать ответа; что делать, если разговор прервали; если вы ошиблись номером; телефон у соседей; телефонный разговор в гостях; регламент телефонных звонков и разговоров. Правила окончания разговора. Правила пользования мобильным телефоном.
Практика. Упражнения «Такие разные приветствия», «Угадай эмоцию по голосу». Решение проблемных ситуаций «Телефонный звонок». Игра «Испорченный телефон» (о важной роли активного слушания в процессе общения). Просмотр и обсуждение фильма «Уроки хороших манер». Дискуссия «Мобильный этикет». Ролевые игры на общение по телефону с другом, с мамой, с учительницей, с соседом, с незнакомым человеком и т.д. Ситуативный практикум.
6. Поведение в учебном заведении.
Правила поведения у входа в здание, в вестибюле, в раздевалке, на лестнице. О головном уборе. Правила приветствия. Правила обращения младшего к старшему; юноши к девушке; девушки к юноше. Как прервать беседу старших, ровесников. Пунктуальность. Позы и жесты. Неловкости на уроке. О внешнем виде. Правила посещения буфета (столовой).
Практика. Групповая дискуссия на тему «Как вести себя в школе». Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
7. Поведение в транспорте, на улице, в магазине.
Правила движения пешеходов: как обогнать пешехода; продвижение в узком месте; как пройти, если продвижение затруднено препятствием; где остановиться для разговора; как посмотреть витрину киоска. Как обратиться к незнакомым людям. Правила приветствия на улице.
Правила поведения при посещении магазина: поведение в дверях; обращение к продавцу; приветствие; как привлечь внимание продавца; как указать на нужную вещь и узнать цену; как обсудить покупку; можно ли что-то купить без очереди; как подойти к витрине, если много народу.
Правила поведения в транспорте: поведение на остановке; как правильно войти и выйти из общественного транспорта; поведение в салоне; встреча со знакомыми; как правильно сидеть; о чем и как разговаривать; неловкости. Правила поведения в такси, поезде, самолете, теплоходе.
Практика. Составляем коллаж «Поведение в общественных местах». Игра «Необитаемый остров». Деловая игра «Транспортный переполох».
8. Мы в кафе.
Правила поведения при входе в кафе; в гардеробе; при входе в зал. Правила выбора столика; места за столом. Правила общения с обслуживающим персоналом. Кто и как делает заказ. Поведение за столом. Пользование льняными и бумажными салфетками. Маленькие неловкости: упал нож; как себя вести, если кто-то допустил неловкость. Правила приветствия и общение со знакомыми. Поведение при выходе. О чаевых. Поведение в кафе-самообслуживание: как выбрать стол; как присоединиться к сидящим, как уйти; в каком случае за собой убирают посуду.
Практика. Составляем свод правил поведения в кафе. Диспут «Золотой правило общения». Разыгрывание ситуаций.
9. Эстетика поведения.
Что такое эстетика. Основные категории эстетики. Эстетика повседневной жизни. Культура поведения, красивая походка, осанка, манеры, жесты и мимика. Категории эстетической жизни личности. Человеческие чувства (любовь, счастье, красота). Этикет, такт, бонтон, деликатность. Красота общения. Приемы и формы, манеры поведения (диалоги, монологи, речь, выражения мыслей, чувств).
Практика. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Игра с пословицами о красоте. Ролевые игры. Работа с изречениями. Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
10. Подведение итогов.
Реферат, мини-сочинение, проект, эссе.
Учебный план
«Современный этикет»
2 год обучения (144 часов)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Письменный этикет | 18 | 14 | 4 | Творческое задание, тестирование |
2. | Мы в гостях, у нас гости | 18 | 14 | 4 | Творческое задание, тестирование |
3. | Сервировка стола. Поведение за столом. Пользование столовыми приборами. | 16 | 12 | 4 | Творческое задание, тестирование |
4. | Подарки | 16 | 12 | 4 | Творческое задание, тестирование |
5. | Приглашение на чашку чая (кофе) | 16 | 12 | 4 | Творческое задание, тестирование |
6. | Танцевальный вечер | 14 | 10 | 4 | Творческое задание, тестирование |
7. | Искусство одеваться | 14 | 10 | 4 | Творческое задание, тестирование |
8. | Семейный этикет | 16 | 12 | 4 | Творческое задание, тестирование |
9. | Эстетика поведения | 14 | 10 | 4 | Творческое задание, тестирование |
10. | Подведение итогов | 2 | 2 | Написание письменной работы по выбранной теме | |
ИТОГО | 144 | 108 | 36 |
Содержание учебного плана
Второй год обучения
1. Письменный этикет.
Из истории письменного этикета. Искусство написания писем в прошлом. Виды писем (заявления, предложения, о встрече и т.п.). Элементарные правила переписки по электронной почте. Оформление электронного письма. Правила общения в сети Интернет. Стили общения.
Деловая переписка, основные правила делового письма. Письмо – предложение о встрече. Поздравительное письмо учителю ко Дню учителя.
Практика. Игра «Изучаем письма из прошлого». «Письмо другу». «Письмо самому себе». Составляем поздравительные письма.
Мы в гостях, у нас гости.
Правила приглашения гостей. Можно ли принять приглашение и не прийти. Можно ли отказаться от приглашения. Можно ли прийти в гости без приглашения. Опоздание. Где стряхивать снег. Где мужчина снимает головной убор. Как звонить в дверь. Кто открывает дверь. Ритуал приветствия. Ритуал представления гостей. Некоторые детали, которые надо знать, идя в гости. Как одеться. Когда в гостях садятся. Что принести в дом, куда приглашен в гости. Неожиданные визиты. Посещение больного. Речевой этикет. О визите молодого человека в дом девушки (и наоборот).
Практика. Беседа на тему «Правила приема гостей». Чтение и обсуждение рассказа «Катя в гостях у Вики». Диспут «Легко ли быть настоящим другом?» Загадки на правила поведения в гостях. Игра «Путешествие в страну гостинию».
Сервировка стола. Поведение за столом. Пользование столовыми приборами.
Правила расположения стола в комнате. Освещение. Подбор скатерти и салфеток, посуды, столовых приборов, угощения, цветов и правила сервировки. Правила приглашения гостей к столу. Места за столом. Порядок рассаживания за столом. Когда и как приступают к еде. О салфетках. Правила пользования столовыми приборами. Как держать столовые приборы. Как положить столовые приборы, когда на время встаешь из-за стола; когда кончаешь есть. Как брать еду из общего блюда. Порядок подачи блюд. Что едят при помощи ножа и вилки, что при помощи вилки. Как сидеть за столом. О руках. Беседа. Промахи за столом. Как закончить трапезу.
Практика. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Подарки: что кому дарить, как вручать и как принимать подарки. День рождения.
Правила выбора подарка: что можно считать подарком; какие обстоятельства учитываются при выборе подарка; может ли подарок принести огорчения; подарки, которые всегда уместны. Подарок друзьям. Подарок родным. О цветах. Правила вручения цветов и подарка: где разворачивают цветы; где и как их вручают; где и как вручают подарок. Как принять подарок. Как принять подарок. Правила приглашения на день рождения. Формы приглашений: письменные и устные. Регламент посещения. Обязанности хозяев и гостей. Речевой этикет.
Практика. Упражнение «Угадай подарок». Выполнение подарка своими руками из подручных материалов. Конкурс «Лучший подарок другу».
Приглашение на чашку кофе. Банкет-чай.
Правила приглашения. Время визита. Правила угощения кофе. Сладко-соленый кофе. Обязанности хозяйки. Правила поведения за столом: как положить и размешать сахар; как остудить чай; можно ли просить добавку; о лимоне; о варенье. Как закончить чаепитие.
Практика. Работа с картинками. Сценки-миниатюры. Игра «Организуй банкет».
Танцевальный вечер.
Правила приглашения на танец: как пригласить на танец; как принять приглашение; как и в каком случае отказать; как ведет себя партнерша, если она получила несколько приглашений; как ведет себя партнер, если на его приглашение откликнулось несколько дам; как проводить партнершу к танцевальному кругу и на место. Правила поведения во время танца. Ритуал знакомства на танцевальном вечере. Правила приветствия. Молодежная компания на вечере. Дамский танец. Речевое поведение при общении на танцевальном вечере.
Практика. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Конкурс на лучший сценарий проведения мероприятия.
Искусство одеваться.
О красоте и моде. Мода и фигура. Осанка. Походка. Цвет и мода. Элегантность. Одежда для работы, одежда для дома. Универсальный гардероб. Модные дополнения. Прическа. Макияж.
Практика. Упражнение «Метафора» (получение обратной связи о своем имидже). Упражнение «Найди пару» (на умение подбирать вещи по стилю). Деловая игра «Дом моделей».
Семейный этикет.
Правила поведения соседей по дому. Родители и дети: предупредительность в семейных отношениях; как избежать конфликта в семье, о пользе небольших знаков внимания. Речевое поведение при общении с родными: повседневное общение, поведение в конфликтах, обращение с просьбой, отказ, замечание, высказывание своего мнения.
Практика. Фотогазета «Представляем свою семью». Упражнение на развитие взаимопонимания с другими «Активное слушание». Ролевые игры на решение ситуаций общения в семье.
9. Эстетика поведения.
Эстетика и общество (поведение человека в обществе, усилия воли, выработка манер, дикция и речь) Единство нравственного и эстетического. Умение одеваться, воспитанность, такт, внимательное отношение к людям.
Эстетика семейной жизни. Ответственность семьи в раскрытии природных задатков и дарований человека, в формировании в нем чувства ответственности за их реализацию.
Мода и ее эстетическое наполнение. Объективные и субъективные закономерности смены моды. Постоянное и преходящее в моде. Мода и “Я”, мода и “Другой”.
Эстетика общения. “Я” и “Другой” в общении. Общение как взаимный духовно-ценностный обмен. Общение как диалог личностей. Категории эстетических отношений (прекрасное, красивое, изящное; безобразное, возвышенное, низменное)
Практика. Решение задач по культуре поведения. Инсценирование сцен из рассказов и повестей Чехова, Л.Толстого, М.Горького, М. Шолохова, Э.Сетона-Томпсона). Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы.
Подведение итогов.
Реферат, мини-сочинение, проект, эссе.
1.4 Планируемые результаты обучения:
Обучающиеся должны знать:
- что такое этикет и для чего он нужен;
- основы речевого этикета и уметь применять его в различных ситуациях: приветствие, обращение, прощание и т.п.;
- основные правила ведения телефонного разговора и уметь применять их на практике;
- правила поведения в общественных местах (учебное заведение, кафе, транспорт, театр и т.п.);
- основные приемы общения с людьми, проявлять доброжелательность в поведении;
- уметь выбирать нужные формы этикетного поведения и речевые формулы с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем);
- проявлять уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года в МУДО ЦТЭК:
Начало учебных занятий–01.09.2023 г.
Начало учебного года для групп второго и последующих годов обучения–01.09. 2023 г.
Начало занятий для групп первого года обучения–15.09.2023 г.
Конец учебного года–31 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года–37 недель для групп второго и последующих годов обучения, 35 недель для групп первого года обучения.
2. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели–6 дней.
Количество занятий в неделю согласно-СанПиН 2.4.36.48-20
3. Продолжительность занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МУДО ЦТЭК, и согласованному с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по СК в г. Георгиевске и Георгиевском районе
Продолжительность занятий в группах согласно Уставу Учреждения:
Продолжительность академического часа составляет в зависимости от вида деятельности 35 минут с обязательным 10-минутным перерывом между ними для отдыха учащихся и проветривания помещения.
4. Режим работы учреждения в период школьных каникул:
Занятия детей проводятся:
- по утвержденному расписанию, либо по составленному и утвержденному плану на период каникул, в форме экскурсий, тематических мероприятий для воспитанников Центра, соревнований, работы сборных творческих групп и др.
1 год обучения
№ п/п | Форма занятия | Дата проведения | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||||
Этикет и мы (14 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Понятие об этикете. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Ритуал приветствия. Значение ритуала приветствия. | аудитория | ||||||||||
3 | дискуссия | 2 | Этикет и речь. | аудитория | ||||||||||
4 | лекция | 2 | Неречевые формы приветствия. Речевые формы приветствия. | аудитория | тестирование | |||||||||
5 | презентация | 2 | Прощание. | аудитория | ||||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Упражнения-кейсы на решение различных ситуаций общения. | аудитория | творческое задание | |||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Игра-соревнование «Кто знает больше приветствий» | аудитория | творческое задание | |||||||||
Обращение (12 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Ритуал представления при знакомстве. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Правила обращения. Правила представления. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Ритуал представления. Неречевые формы общения. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Неречевые формы общения: рукопожатие при знакомстве | аудитория | ||||||||||
5 | обучающая игра | 2 | Упражнение: «Тайна моего имени». | аудитория | тестирование | |||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Упражнение: «Качества моего характера». | аудитория | тестирование | |||||||||
Речевой этикет (16 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Значение речевого этикета в общении. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Комплимент. Просьба. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Благодарность. Отказ. Требование. Запрет. Замечание. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Совет. Приглашение. | аудитория | тестирование | |||||||||
5 | презентация | 2 | Поздравление. Пожелание. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Извинение: этикетные ситуации | аудитория | ||||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Упражнения и ролевые игры на отработку речевых формул: просьба, благодарность, извинение. | аудитория | творческое задание | |||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Упражнения и ролевые игры на отработку речевых формул: отказ, требование, приглашение, поздравление. | аудитория | творческое задание | |||||||||
Искусство нравиться другим (12 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Общение - игра по правилам. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | О доброжелательности и такте. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Основные методы общения с людьми. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Значение улыбки и мимики в отношениях с людьми. | аудитория | ||||||||||
5 | обучающая игра | 2 | Ролевая игра «Коммуникативный тренинг». | аудитория | творческое задание | |||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Телефонный этикет (14 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила разговора по телефону. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Мобильный этикет. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Решение проблемных ситуаций «Телефонный звонок». | аудитория | тестирование | |||||||||
4 | презентация | 2 | Речевой этикет при телефонном разговоре. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Регламент телефонных звонков и разговоров | аудитория | ||||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Упражнение «Такие разные приветствия». | аудитория | творческое задание | |||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Упражнение «Угадай эмоцию по голосу». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Поведение в учебном заведении (20 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила поведения в учебном заведении. | Аудитория | ||||||||||
2 | лекция | 2 | Правила приветствия в учебном заведении. | Аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Правила прощания в учебном заведении. | Аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Правила обращения в учебном заведении. | Аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Об умении сидеть, стоять, говорить. | Аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Речевой этикет. | Аудитория | ||||||||||
7 | презентация | 2 | Правила посещения буфета. | Аудитория | ||||||||||
8 | презентация | 2 | О внешнем виде. | Аудитория | ||||||||||
9 | обучающая игра | 2 | Групповая дискуссия на тему «Как вести себя в школе» | аудитория | творческое задание | |||||||||
10 | обучающая игра | 2 | Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. | аудитория | творческое задание | |||||||||
Поведение в транспорте, на улице, в магазине (20 часов) | ||||||||||||||
1 | презентация | 2 | Правила движения пешеходов | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Приветствия на улице | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Правила поведения, общения, обращение. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Правила поведения в общественном транспорте. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Правила поведения в такси. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Правила поведения в личном автомобиле. | аудитория | ||||||||||
7 | презентация | 2 | Правила поведения при посещении магазина. | аудитория | ||||||||||
8 | презентация | 2 | Правила поведения в такси, поезде, самолете, теплоходе. | аудитория | ||||||||||
9 | обучающая игра | 2 | Игра «Необитаемый остров». | аудитория | творческое задание | |||||||||
10 | обучающая игра | 2 | Деловая игра «Транспортный переполох». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Мы в кафе (14 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила поведения в кафе. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Правила общения с обслуживающим персоналом. | аудитория | ||||||||||
3 | лекция | 2 | Поведение за столом. | аудитория | ||||||||||
4 | лекция | 2 | Что и как едят. | аудитория | ||||||||||
5 | лекция | 2 | Правила поведения в кафе-самообслуживания. | аудитория | ||||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Составляем свод правил поведения в кафе. | аудитория | творческое задание | |||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Диспут «Золотой правило общения». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Эстетика поведения (20 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Что такое эстетика. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Основные категории эстетики. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Эстетика повседневной жизни. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Культура поведения. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Красивая походка, осанка. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Манеры, жесты. | аудитория | ||||||||||
7 | лекция | 2 | Мимика. | аудитория | ||||||||||
8 | лекция | 2 | Человеческие чувства | аудитория | ||||||||||
9 | обучающая игра | 2 | Игра «Вежливо - невежливо». | аудитория | творческое задание | |||||||||
10 | обучающая игра | 2 | Игра с пословицами о красоте. | аудитория | творческое задание | |||||||||
Подведение итогов (2 часа) | ||||||||||||||
1 | защита проекта | 2 | Реферат, мини-сочинение, проект, эссе. | аудитория | творческое задание |
2 год обучения
№ п/п | Форма занятия | Датапроведения | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||||||||
Письменный этикет (18 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Из истории письменного этикета. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Виды писем (заявления, предложения, приглашения и т.п.). | аудитория | ||||||||||
3 | дискуссия | 2 | Элементарные правила переписки по электронной почте. | аудитория | ||||||||||
4 | лекция | 2 | Правила общения в сети Интернет. | аудитория | тестирование | |||||||||
5 | презентация | 2 | Стили общения. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Деловая переписка | аудитория | ||||||||||
7 | дискуссия | 2 | Основные правила делового письма | аудитория | ||||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Игра «Изучаем письма из прошлого». «Письмо другу». | аудитория | творческое задание | |||||||||
9 | обучающая игра | 2 | Игра «Письмо самому себе» | аудитория | творческое задание | |||||||||
Мы в гостях, у нас гости (18 часа) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила приглашения гостей. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Правила для гостей. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Правила для хозяев. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Ритуалы приветствия и представления. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | Неожиданные визиты. | аудитория | |||||||||||
6 | презентация | 2 | Посещение больного. | аудитория | ||||||||||
7 | презентация | 2 | Что и как едят. | аудитория | тестирование | |||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Чтение и обсуждение рассказа «Катя в гостях у Вики». | аудитория | тестирование | |||||||||
9 | обучающая игра | 2 | Игра «Путешествие в страну гостинию». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Сервировка стола. Поведение за столом. Пользование столовыми приборами.(16 часа) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | День рождения. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Правила выбора подарка. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Что кому дарить. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Как вручать и как принимать подарки. | аудитория | тестирование | |||||||||
5 | презентация | 2 | О цветах. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Правила приглашения на день рождения. | аудитория | ||||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. | аудитория | тестирование | |||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Игра «Волшебное зеркало». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Подарки (16 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила выбора подарка. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Что можно считать подарком. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Может ли подарок принести огорчения; подарки, которые всегда уместны. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Подарок друзьям. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Подарок родным. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | О цветах. | аудитория | ||||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Упражнение «Угадай подарок». | аудитория | тестирование | |||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Конкурс «Лучший подарок другу». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Приглашение на чашку чая (кофе) (16 часа) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Банкет-чай. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Сервировка кофейного стола. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Сладко-соленый кофе. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Правила приглашения. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Время визита. | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Сервировка кофейного и чайного стола. | аудитория | ||||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры. | аудитория | творческое задание | |||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Игра «Организуй банкет». | аудитория | творческое задание | |||||||||
Танцевальный вечер (14 часа) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила приглашения на танец. | аудитория | ||||||||||
2 | лекция | 2 | Правила поведения во время танца. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Как ведет себя партнерша, если она получила несколько приглашений. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Как ведет себя партнер, если на его приглашение откликнулось несколько дам | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Ритуал знакомства на танцевальном вечере. | аудитория | ||||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. | аудитория | творческое задание | |||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Конкурс на лучший сценарий проведения мероприятия. | аудитория | творческое задание | |||||||||
Искусство одеваться (14 часа) | ||||||||||||||
1 | презентация | 2 | Мода и красота. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Цвет в моде. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Элегантность. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Одежда для работы. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Одежда для дома. | аудитория | ||||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Упражнение «Метафора» (получение обратной связи о своем имидже). | аудитория | творческое задание | |||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Упражнение «Найди пару» (на умение подбирать вещи по стилю). | аудитория | творческое задание | |||||||||
Семейный этикет (16 часов) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Правила общения с соседями. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | О пользе небольших знаков внимания | аудитория | ||||||||||
3 | лекция | 2 | Родители и дети. | аудитория | ||||||||||
4 | лекция | 2 | Предупредительность в семейных отношениях | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Речевое поведение при общении с родными | аудитория | ||||||||||
6 | презентация | 2 | Обращение с просьбой | аудитория | ||||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Фотогазета «Представляем свою семью». | аудитория | творческое задание | |||||||||
8 | обучающая игра | 2 | Упражнение на развитие взаимопонимания с другими «Активное слушание» | аудитория | творческое задание | |||||||||
Эстетика поведения (14 часа) | ||||||||||||||
1 | лекция | 2 | Эстетика и общество. | аудитория | ||||||||||
2 | презентация | 2 | Эстетика семейной жизни. | аудитория | ||||||||||
3 | презентация | 2 | Единство нравственного и эстетического. | аудитория | ||||||||||
4 | презентация | 2 | Мода и ее эстетическое наполнение. | аудитория | ||||||||||
5 | презентация | 2 | Объективные и субъективные закономерности смены моды. | аудитория | ||||||||||
6 | обучающая игра | 2 | Решение задач по культуре поведения. | аудитория | ||||||||||
7 | обучающая игра | 2 | Разговор за круглым столом. | аудитория | творческое задание | |||||||||
Подведение итогов (2 часа) | ||||||||||||||
1 | защита проекта | 2 | Итоговое занятие | аудитория | творческое задание |
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся в просторном помещении, оснащенном столами и стульями, в котором учащиеся могут свободно перемещаться, при необходимости писать и рисовать. Необходим компьютер, LCD-проектор.
На занятиях дети используют альбомы, тетради, ручки и карандаши. Педагог использует аудиокниги, видеофильмы, презентации (power point) по темам курса, наглядные схемы, таблицы.
2.3 Формы аттестации
На протяжении всех занятий и на переменах проводится наблюдение за тем, как обучающиеся проявляют себя в общении со сверстниками, взрослыми и проявляют основные правила этикета в конкретных ситуациях. Текущий контроль также осуществляется в форме устного опроса, уточняющих вопросов в ходе мини-презентаций, мини-лекций. Промежуточный контроль осуществляется в ходе выполнения творческих и конкурсных заданий по теме, викторин, тестов. Итоговый контроль – написание письменной работы (реферат, мини-сочинение, проект, эссе) по выбранной теме.
2.4 Оценочные материалы
Оценка результативности образовательной программы ведется с помощью тестов, деловых и ролевых игр, видеозанятий с последующим просмотром и обсуждением.
Итоговый контроль обучающихся МУДО ЦТЭК объединения
«Современный этикет»
Ф. И. обучающегося ________________________________________________
Дата __________Объединение «Современный этикет»
1. Что такое этикет? (1 бал)
а) внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям
б) наука, которая рассматривает поступки отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и дружбе
в) внутреннее состояние человека
2. Дай толкование слову «вежливость»(1 бал)
а) все то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передается из поколения в поколение
б) учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий
в) умение вести себя в общественных местах
3. Вы пришли в гости. В комнате много людей. Как вы поздороваетесь?(1бал)
а) с каждым мужчиной за руку,
б) с каждой женщиной – перекинувшись парой слов;
в) кивнув всем гостям сразу
4. Соотнеси понятие с их объяснением.(1 бал)
1. Церемониал | а) церемониал, нормы и правила поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
2. Церемониймейстер | б) официально принятый порядок действий, обязательных при определенных обстоятельствах. |
3. Этикет | в) распорядитель торжественных церемоний и знаток правил этикета за столом. |
5. Собери пословицы:(1 бал)
1. Слушай больше, | а) уважаешь себя. |
2. Пообещал сделать - | б) говори меньше. |
3.Большая душа, как большой костёр, | в) а гостю рад |
4. Уважая человека, | г) сделай. |
5. Хотя не богат, | д) издалека видна. |
6. Отметь те картинки, на которых нарушаются общепринятые правила этикета.(1 бал)
7. С точки зрения правил этикета продолжи следующие предложения.(1 бал)
Когда я на улице_____________________________________________
Когда я в магазине____________________________________________
Когда я в транспорте__________________________________________
Когда я в театре______________________________________________
8. Где важно соблюдать правила этикета?(1бал)
а) дома
б) в школе
в) на улице
г) в транспорте
д) во всех перечисленных случаях
9. Вставь нужное слово по смыслу, чтобы получилось стихотворение.
(1 бал)
Что ж такое Э………………..Т ? (ЭТИКЕТ)
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это П………………..ЛА такие (ПРАВИЛА)
П……………….ИЯ когда, (ПОВЕДЕНИЯ)
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил Э………………Т, (ЭТИКЕТ)
И дурных П……………….ЧЕК нет! (ПРИВЫЧЕК)
10. Реши кроссворд.(1бал)
Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие признаки.
Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь.
Процесс накрытия стола, с размещением на нем столовых приборов.
Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами.
Э | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Т | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | И | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | К | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Т |
ОТВЕТЫ:
Э | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | ч | е | с | Т | ь | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | п | р | а | в | И | л | а | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | с | е | р | в | и | р | о | в | К | а | |||||||||||||||||||||||||
4. | м | а | н | Е | р | ы | |||||||||||||||||||||||||||||
5. | т | а | к | т | и | ч | н | о | с | Т | ь |
Критерии:
10 – 9 б. – высокий уровень
8 – 7 б. - уровень выше среднего
6 – 4 б. – средний уровень
3 – 2 б. – уровень ниже среднего
1 – 0 б. – низкий уровень
2.5 Методические материалы
В основе обучения по программе лежит личностно-ориентированный подход. Во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Основными принципами обучения являются:
принцип сознательности, активности, самостоятельности обучающегося при руководящей роли педагога (предполагает сообщение обучающимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности);
принцип систематичности и последовательности (проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения);
принцип наглядности (наглядность используется для создания или иллюстрации поведенческого образца, для создания опоры в процессе выполнения задании, для создания ситуации общения);
принцип доступности и посильности (реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям обучаемых).
Занятия проводятся в групповой форме. Основным методом преподавания является игровой тренинг. В игре обучающиеся попадают в такие условия, в которых они могут проявить свои знания, развивают и формируют основные умения и навыки правильного поведения в обществе. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде мини-презентаций. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек. Формы работы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения. Теоретические знания переплетаются с практической частью: выходами в театр, кино, выставки и другое.
В разделе «Эстетика поведения» основной метод – беседа с оживляющими её построение различными методическими приёмами: рассматривание картин, включение художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций, декламации. Кроме этого используются формы, которые способствуют формированию эстетических чувств через искусство. Например: поход в музей, в театр, обсуждение литературных героев, встреча с интересными людьми, конкурсы, викторины.
Предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по подготовке к занятиям, которая заключается в поиске информации, в оформлении тетрадей, стенгазет, фотоколлажей по теме. В процессе самостоятельной работы у детей развиваются умения получать и систематизировать этические знания, свободно высказывать свои мнения, суждения, грамотно вести полемику.
2.6. Воспитательная работа
Актуальность воспитательной работы обуславливается необходимостью формирования и развития в процессе получения обучающимися образования, воспитательного (духовно-нравственного) компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Воспитывающая деятельность имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Цель: формирование и развитие у учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.
Задачи:
- Развитие морально-нравственных качеств учащихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;
- Развитие волевых качеств: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
- Воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
- Приобщение к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
- Формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
- Воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
Воспитательная работа по данной общеразвивающей программе, строится на объединении процессов воспитания, обучения и творческого развития личности ребенка в единый процесс, что создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики способствуют формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
В качестве основных задач и направлений воспитательной работы следует выделить: гражданско-патриотическое воспитание, культурологическое воспитание, экологическое воспитание, здоровьесберегающее воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Гражданско – патриотическое воспитание основывается на воспитании обучающихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям. Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.
Культурологическое воспитание осуществляется с целью приобщения обучающихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям. Цель: создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к данной деятельности.
Экологическое воспитание направлено на развитие у учащихся экологической культуры как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Цель экологического воспитания - воспитание любви к родному краю как к своей малой Родине.
Здоровьесберегающее воспитание направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам. Цели: - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
- воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;
- обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах.
Духовно-нравственное воспитание направленно на формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Цель: воспитания у обучающихся смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности педагога дополнительного образования. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики, умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.
Методы воспитания учащихся основаны на общих педагогических положениях и в то же время отражают специфику воспитательной работы педагога. Они делятся на следующие группы:
формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);
формирование общественного поведения;
использование положительного примера;
стимулирование положительных действий (поощрение);
предупреждение и осуждение отрицательных действий (наказание).
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительские собрания по содержанию могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Так же одной из форм групповой работы с родителями является конференция. Предметом обсуждения на родительской конференции могут быть и насущные проблемы Центра: результаты организации сотрудничества семьи и педагога, нравственные и эстетические аспекты организации праздников и многое другое.
Большое значение имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка в объединении, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.
Список литературы
список литературы для педагога
Альберте Л.В. и др. Семья принимает гостей. – М.: "Профиздат", 2016.
Анн Л. Социально-психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2016.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2015.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2017.
Дорохова А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения. – Минск, 2015.
Жеребцова О.И. Сервировка стола. Практическое руководство. М.:Ниола, 2015.
Иванова Е. Н., Эффективное общение и конфликты., С-П., 2016 г.
Игры: обучение, тренинг, досуг (под. ред. Петрусинского В.В.), (1-5 книги) – М., "Новая школа", 2017.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М.: "Знание",2008.
Корешкова М. Е.Оформляем стол. Практическое руководство. М.:Ниола, 2016.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2016.
Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 2016.
Крохин И.М., Крупенин А.Л. Все об этикете. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2016.
Лом И.М. Правила хорошего тона. – М.: ТОО "Ариэль", 2014.
Некрасова И.Н.Секреты этикета в гостях. – М.: Современная школа, 2015
Секреты этикета на молодежной тусовке. – М.: Современная школа, 2016.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 2015.
Современные концепции эстетического воспитания. Под ред. Н.И. Киященко: М., 2016.
Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. – Минск: "АСАР", 2016.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х частях. М: Генезис 2016
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2016.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 2016.
Эмили Пост. Этикет. Классическое руководство». - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2016.
Видеопособие «Уроки хороших манер (1-60 выпуск). Обучающие мультфильмы. 2016. (режиссер – Р.Соловьев)
список литературы для ОБучащихся
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва, «Вече», 2016г.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 2016.
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013.
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2016.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2016.
Успенский Э.Н. Юности честное зерцало / Пётр Первый, Эдуард Успенский; Рис. А.Шевченко. — М.: Астрель: АСТ, 2016.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2015.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2016.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2016.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2016.
Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2016. – 80 с.- (Практикум).
Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., Педагогика, 2016 г.
Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 2016.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2016.