12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ломакина Светлана51
1

Программа учебного предмета "музыка" для детей с л.у.о

  1.  Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Музыка» 5 класса разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска»

Цель рабочей программы «Музыка» ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи учебного предмета «Музыка»:

- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, служительскими и доступными исполнительскими умениями).

- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.

- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения

и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

Срок реализации программы – 1год.

  1. Общая характеристика учебного предмета


Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Образовательная область - «Музыка»

Срок реализации программы – 1 год.

На изучение предмета «Музыка» отводится в V классах - 32 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю

Количество учебных недель – 36

Количество часов регионального содержания – 32 ч.

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Предметные результаты:

Предмет музыки обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий.

На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся

Основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. - Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.


Уровни усвоения учебного материала

Минимальный уровень:

характер и содержание музыкальных произведений;

термины: ансамбль, оркестр, высокие, низкие, долгие, короткие звуки

музыкальные инструменты и их звучание (баян, барабан, маракасы, орган, арфа, флейта);


Достаточный уровень:

одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

исполнять выученные песни выразительно и ритмично, сохраняя строй и ансамбль;

различать песню, танец, марш;

различать пение соло и хором.

В процессе обучения класс должен выучить не менее 10 песен.


  1. Содержание учебного предмета

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.


Восприятие музыки


Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Слушание музыки:

- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;

- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования

на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;

- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;

- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);

- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном произведении;

- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);

- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);

- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)


Хоровое пение


Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по

смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.

Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые

песни, колыбельные песни и пр.

Навык пения:

- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;

- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом  музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);

- пение коротких подпевок на одном дыхании;

- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;

- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);

- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;

- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;

- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;

- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;

- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии

(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное

исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;

- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);

- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;

- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;

- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);

- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,

ре1 – си1, до1 – до2;

- получение эстетического наслаждения от собственного пения.


Элементы музыкальной грамоты

Содержание:

- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);

- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);

- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):

- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра


Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения

композиторов-классиков и современных авторов.

Жанровое разнообразие

Марш, полька, вальс

Содержание:

- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);

- обучение игре на балалайке или других доступных народных

инструментах;

- обучение игре на фортепиано.

Тематическое планирование

Название раздела

Кол час

«Особенности национального фольклора»

8

«Оркестр русских народных музыкальных инструментов»

8

«Музыка, различная по характеру».

17

Итого:

33


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

I четверть (8 часов) «Русская народная музыка»

№ п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Колич.

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Особенности национального фольклора. Интонационное своеобразие русской

народной музыки.


1

07.09

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

2

Музыкальный разговор. Интонационное своеобразие русской народной музыки.

1

14.09

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

3

Жанры и характерные особенности русской народной музыки.

1

21.09

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

4

5

Детские

песни, обрядовые песни, песни-плачи.

 

2

28.09

05.10

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

6

Эпические песни, частушки.

1

12.10

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

7

Маршевость, танцевальность, песенность в русской народной музыке.

1

19.10

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

8


Подведение итогов. Обобщение знаний учащихся.


1

26.10

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Подведение итогов урока

II четверть (8 часов) «Оркестр русских народных инструментов»

9

Домра, балалайка. Ознакомление с музыкальными инструментами.

1

09.11

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

10

Гармонь, баян. Ознакомление с музыкальными инструментами.

1

16.11

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

11

Свирель, трещотки. Ознакомление с музыкальными инструментами.

1

23.11

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

12

Деревянные ложки. Ознакомление с музыкальными инструментами.

Ритмическое эхо


1

30.11

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

13

14

Инструментальный состав оркестра. Закрепление представлений о составе и

звучании оркестра народных инструментов.


2

07.12

14.12

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

15

Средства музыкальной выразительности. Музыка, какая она бывает?

1

21.12

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

16

Подводим итоги. Обобщение знаний учащихся.

1

28.12

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Подведение итогов урока

III четверть (10 часов) «Средства музыкальной выразительности»

17

Средства музыкальной выразительности. Мелодия.

1

11.01

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

18

19

Средства музыкальной выразительности. Лад. Ладовая окраска музыки.

Мажор, минор.


2

18.01

25.01

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

20

21

Средства музыкальной выразительности. Темп. Темп – скорость движения

в музыке, основные виды темпов.


2

01.02

08.02

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

22

23

Средства музыкальной выразительности. Сила звука. Сила звука в музыке.

Динамические оттенки.


2

15.02

22.02

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

24

25

Средства музыкальной выразительности. Ритм. Виды ритма.

Ритмический рисунок


2

01.03

15.03

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

IV четверть (6 часов) «Жанры»

26

27


Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая окраска

музыки.


2

05.04

12.04

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока


28

Средства музыкальной выразительности. Обобщающий урок.


1

19.04

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

29

30

«Лицо» музыкального произведения.

2

26.04

03.05

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

31

32

Урок-концерт. Исполнение учащимися песен, выученных в течение года. Творческий показ.

2

10.05

17.05

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока

33

Обобщающий урок.

1

24.05

Орг.момент

Разминка

Беседа на тему урока

Слушание музыки по теме

Физкультминутка

Распевка

Пение. Разучивание песни

Просмотр видеофрагмента по теме урока

Подведение итогов урока


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Применяемые технологии:

информационные;

объяснительно-иллюстративные;

здоровье — сберегающие;

модульные;

личностно-ориентированные;

игровые:


Применяемые методы:

рассказ;

объяснение;

упражнение;

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод художественного контекста;

беседа;

слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета, объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;

наглядный;

метод активизации зрительного и слухового восприятия —  сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;

метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;

метод арт — терапии;

метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):


Связь с другими предметами: ритмика, изобразительное искусство, чтение, русский язык, математика, литература, география, история:


Оборудование:

Ноутбук

Аудиозаписи

Видеозаписи

Музыкальные инструменты

Тематические изображения


  1. .(Москва-Владос-пресс, 2005);




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.