Программа учебного предмета «Музыка» для детей с л.у.о
- Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыка» 5 класса разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №4 г. Иркутска»
Цель рабочей программы «Музыка» ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, служительскими и доступными исполнительскими умениями).
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения
и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Срок реализации программы – 1год.
- Общая характеристика учебного предмета
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Образовательная область - «Музыка»
Срок реализации программы – 1 год.
На изучение предмета «Музыка» отводится в V классах - 32 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю
Количество учебных недель – 36
Количество часов регионального содержания – 32 ч.
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Предметные результаты:
Предмет музыки обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий.
На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся
Основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. - Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Уровни усвоения учебного материала
Минимальный уровень:
характер и содержание музыкальных произведений;
термины: ансамбль, оркестр, высокие, низкие, долгие, короткие звуки
музыкальные инструменты и их звучание (баян, барабан, маракасы, орган, арфа, флейта);
Достаточный уровень:
одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
исполнять выученные песни выразительно и ритмично, сохраняя строй и ансамбль;
различать песню, танец, марш;
различать пение соло и хором.
В процессе обучения класс должен выучить не менее 10 песен.
- Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по
смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
- пение коротких подпевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,
ре1 – си1, до1 – до2;
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);
- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие
Марш, полька, вальс
Содержание:
- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);
- обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
- обучение игре на фортепиано.
Тематическое планирование
Название раздела | Кол час |
«Особенности национального фольклора» | 8 |
«Оркестр русских народных музыкальных инструментов» | 8 |
«Музыка, различная по характеру». | 17 |
Итого: | 33 |
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
I четверть (8 часов) «Русская народная музыка» | ||||
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Колич. часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Особенности национального фольклора. Интонационное своеобразие русской народной музыки. | 1 | 07.09 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
2 | Музыкальный разговор. Интонационное своеобразие русской народной музыки. | 1 | 14.09 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
3 | Жанры и характерные особенности русской народной музыки. | 1 | 21.09 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
4 5 | Детские песни, обрядовые песни, песни-плачи.
| 2 | 28.09 05.10 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
6 | Эпические песни, частушки. | 1 | 12.10 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
7 | Маршевость, танцевальность, песенность в русской народной музыке. | 1 | 19.10 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
8 |
| 1 | 26.10 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Подведение итогов урока |
II четверть (8 часов) «Оркестр русских народных инструментов» | ||||
9 | Домра, балалайка. Ознакомление с музыкальными инструментами. | 1 | 09.11 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
10 | Гармонь, баян. Ознакомление с музыкальными инструментами. | 1 | 16.11 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
11 | Свирель, трещотки. Ознакомление с музыкальными инструментами. | 1 | 23.11 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
12 | Деревянные ложки. Ознакомление с музыкальными инструментами. Ритмическое эхо | 1 | 30.11 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
13 14 | Инструментальный состав оркестра. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. | 2 | 07.12 14.12 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
15 | Средства музыкальной выразительности. Музыка, какая она бывает? | 1 | 21.12 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
16 | Подводим итоги. Обобщение знаний учащихся. | 1 | 28.12 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Подведение итогов урока |
III четверть (10 часов) «Средства музыкальной выразительности» | ||||
17 | Средства музыкальной выразительности. Мелодия. | 1 | 11.01 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
18 19 | Средства музыкальной выразительности. Лад. Ладовая окраска музыки. Мажор, минор. | 2 | 18.01 25.01 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
20 21 | Средства музыкальной выразительности. Темп. Темп – скорость движения в музыке, основные виды темпов. | 2 | 01.02 08.02 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
22 23 | Средства музыкальной выразительности. Сила звука. Сила звука в музыке. Динамические оттенки. | 2 | 15.02 22.02 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
24 25 | Средства музыкальной выразительности. Ритм. Виды ритма. Ритмический рисунок | 2 | 01.03 15.03 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
IV четверть (6 часов) «Жанры» | ||||
26 27 | Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая окраска музыки. | 2 | 05.04 12.04 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
28 | Средства музыкальной выразительности. Обобщающий урок. | 1 | 19.04 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
29 30 | «Лицо» музыкального произведения. | 2 | 26.04 03.05 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
31 32 | Урок-концерт. Исполнение учащимися песен, выученных в течение года. Творческий показ. | 2 | 10.05 17.05 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
33 | Обобщающий урок. | 1 | 24.05 | Орг.момент Разминка Беседа на тему урока Слушание музыки по теме Физкультминутка Распевка Пение. Разучивание песни Просмотр видеофрагмента по теме урока Подведение итогов урока |
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Применяемые технологии:
информационные;
объяснительно-иллюстративные;
здоровье — сберегающие;
модульные;
личностно-ориентированные;
игровые:
Применяемые методы:
рассказ;
объяснение;
упражнение;
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод художественного контекста;
беседа;
слушание музыкальных произведений (фрагментов), определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета, объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором;
наглядный;
метод активизации зрительного и слухового восприятия — сочинение рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод арт — терапии;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий):
Связь с другими предметами: ритмика, изобразительное искусство, чтение, русский язык, математика, литература, география, история:
Оборудование:
Ноутбук
Аудиозаписи
Видеозаписи
Музыкальные инструменты
Тематические изображения
- .(Москва-Владос-пресс, 2005);