12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кононова Юлия Леонидовна42
Украина, Донецкая область, Донецк

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

( 3 класс)

по индивидуальному учебному плану

обучающихся детей с ОВЗ

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Русский язык » для 3 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Конвенции ООН о правах ребенка,

Конституции Донецкой Народной Республики,

Законов Донецкой Народной Республики: - «Об образовании» (ст.№76 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»),

Приказов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики:

- «Об утверждении Типового Положения о школе-интернате (общеобразовательной, специальной, санаторной) Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики» (Приказ от 06.05.2015г. № 139),

- «Об утверждении базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 год» (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2016г. № 662),

- Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.)

Программа по предмету «Русский язык » для 3 классов составлена на основе

« Адаптированной основной образовательной программы «РУССКИЙ ЯЗЫК (ПИСЬМО)» для специальных общеобразовательных организаций VIII вида (подготовительный, 1-4 классы) Авторы-составители:. Кириченко Е.Е., Горбачева Т.Н.,Олейник Л.В.

( СОГЛАСОВАНО Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования Протокол заседания Ученого совета от 19.06.2017г. № 5

УТВЕРЖДЕНО: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Приказ от 14.08.2018г. № 702)

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся по индивидуальному плану ,

по адаптированной основной общеобразовательной программе с учетом коррекционной направленности для детей с легкой умственной отсталостью.

Отличительной особенностью программы является ее деятельностный характер, ставящий главной целью развитие и коррекцию личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что

1) Определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», овладение функциональной грамотностью;навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа и текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

 2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом;развития на этой основе языкового чутья детей. 3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

 5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.

 6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приѐмов чтения и понимания художественного и учебного текста. В начальной школе основной стратегической линией становится развивающее и коррекционное обучение, которое позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности.

Настоящая программа учитывает особенности учащихся.Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Концепция (основная идея) программы: духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина.

Концепция программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Актуальность программы. Русский язык – один из главных предметов, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях для детей, которым необходима коррекция умственного развития, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Как учебный предмет русский язык выполняет важные функции, являясь и средством, и объектом познания, средством самовыражения личности, ее развития и коррекции недостатков.Обучение русскому языку детей с легкой умственной отсталостью является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Программа составлена с учѐтом взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности. В процессе обучения русскому языку формируются предметные и универсальные учебные действия, и происходит обеспечение индивидуального прогресса ребѐнка в эмоциональной и познавательной сферах. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Специфика данного курса заключается в том, что в основу заложена идея реализации единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык – универсальное средство общения (кодовая система), речь - функция языка,

индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Язык усваивается не ради него самого, а как основное средство и способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление

уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, элементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. В процессе обучения русскому языку осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: речи, памяти, внимания

Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер. Школьники приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, об ударных и безударных гласных. Обучающиеся получают понятие о предложении, осознают, что предложение выражает законченную мысль.

На уроках формируется умение списывать с печатного текста, писать под диктовку, дети знакомятся с простейшими правилами правописания.Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию и коррекции познавательной деятельности,личностных качеств ребенка, а также воспитанию трудолюбия,самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,формированию умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Роль и место курса в обучении. Обучение грамоте является начальным этапом изучения русского языка. Курс русского языка в начальной школе ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Целью реализации образовательной программы начального образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребѐнка младшего

школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель предмета обучение грамоте общеобразовательных учебных учреждений для детей, которым необходима коррекция умственного развития:

- повышение уровня психологической и функциональной готовности детей к школьному обучению;

- овладение первоначальными навыками чтения, письма;

- общее и речевое развитие;

- коррекция и развитие психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания;

- сообщение школьникам элементарных и соответствующих им умений по языку и правописанию, начального уровня коммуникативных умений;

- обеспечение такого речевого развития, которое поможет успешно овладевать языком и речью в последующие годы обучения, поможет усваивать знания по другим предметам;

- коррекция нарушений психофизического развития с целью успешной адаптации и социализации в обществе;

Главная задача данной программы – организовать учебно- воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики (постановление НС ДНР № 1-23311- НС от 19.06.2015), - Государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.)

Основные задачи обучения младших школьников русскому языку:

подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;

привить интерес к обучению;

выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;

научить детей правильно и осмысленно читать, обучить письму, устной и письм. речи;

формировать умения речевой деятельности: аудирования (слушания -понимания чужой речи), говорения, чтения и письма;

осуществлять коррекцию психофизических недостатков, обучать свободному общению в различных ситуациях общения;

вырабатывать достаточно осмысленное отношение к основным иэлементам языка;

формировать умения анализировать слова по звуковому составу;

развивать практические навыки устной и письменной речи;

списывать по слогам с печатного и рукописного текста;

писать под диктовку слова;

оформлять предложения на письме;

выделять предложения из речи;

способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, воспитывать интерес к родному языку;

способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья, безопасности обучающихся, обеспечению их эмоционального благополучия.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» являются

формирование следующих умений:

1. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную,письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.

2. Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

3. Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Устанавливать связь слов в

предложении. Составлять предложения из деформированных слов.

4. Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество

слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.

5. Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарѐм. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твѐрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

6. Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлѐнные и неодушевлѐнные, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имѐн существительных. Определять виды

текста. Определять число глаголов и имѐн прилагательных, распределятьпо группам, изменять, приводить примеры.

Система оценки достижений обучающихся

Оценивание учебных достижений обучающихся начинается со 2 класса,проводится по 5 – бальной системе и по четвертям.

Оценка устных ответов.

Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся . При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе

предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2»ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.__

Контрольные работы состоят из контрольного списывания,контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический

разбор и т. д.)

Основные виды контрольных работ во 2–4 классах – списывание и

диктанты.

Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения обучающимися материала определенной темы или раздела учебного предмета (не менее 4 контрольных работ в год). Обязательно после контрольных работ необходимо запланировать уроки: «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками».

Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных

вопросов учебной темы. Согласно учебной программе учитель определяет по каждой теме объем знаний, умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Тестовые задания могут быть использованы при формировании самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Задания тестовых работ помогают установить наличие или отсутствие у обучающихся определенных знаний и умений.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного

материала в процессе его изучения.

Кроме предложенных форм контроля учебных достижений учитель

может использовать другие формы работы. Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов

предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся.

Контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы накаждое правило.

Примерный объем текстов контрольных работ

во 2 классе в начале учебного года — 10-12 слов, к концу года—16-18 слов,

в 3 классе — 20-25 слов, в 4 классе —30- 36 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания

контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости

от индивидуальных успехов обучающихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

2—4 классы

Оценка «5»ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной — тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя — пятью ошибками.

Оценка «2»ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).

При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться

следующими нормами.

Оценка «5» - обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» - обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 8ошибки.

Оценка «3» - обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» - обучающийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» - обучающийся не смог правильно выполнить ни одного задания.

Учебно-тематический план 3 класс ( 1 ч. в нед.)

Тема

К –во час.

1

Повторение. Звуки и буквы

8

2

Слово

8

3

Слова, обозначающие признаки предметов. Предлог. Предложение.

10

4

Текст

8

 

Всего

33 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку ( письмо ) в 3 классе на 2018-19 уч.год

(1 ч. в нед.)

№ урока

Дата проведения

Содержание урока

Прим.

 

Тема 1 ( 8 ч. ) Повторение. Звуки и буквы.

1

04.09

     

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.

 

2

11.09

     

Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных вразбивку.

 

3

18.09

     

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные.

 

4

25.09

     

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

 

5

02.10.

     

Согласные твёрдые и мягкие. Парные звонкие и глухие согласные Урок развития речи « Наша школа.»

 

6

09.10.

     

Шипящие согласные. Сочетание с шипящими гласных. Правописание жи , ши, ча, ща, чу¸щу

 

7

16.10.

     

Контрольная работа

 

8

23.10.

     

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

 

Тема № 2 ( 8 часов ) Слово.

9

06.11

     

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте.

 

10

13.11

     

Различие по вопросам кто ? что? Слов, обозначающих названия предметов.

 

11

20.11.

     

Употребление в речи слов, означающих названия предметов в различных вопросах в зависимости от связи с другими словами в предложениях.

 

12

27.11.

     

Расширение круга собственных имён: названия городов, сёл, Деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.

 

13

04.12

     

Урок развития речи. Домашний адрес. Адрес школы.

 

14

11.12

     

Различие слов, обозначающих действия, по вопросам что делает? Что делал? Что будет делать?Аудирование

 

15

18.12

     

Контрольная работа

 

16

25.12.

     

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

 

III четверть .

Тема №3 ( 10 ч. ) Слова, обозначающие признаки предметов. Предлог. Предложение.

17

       

Слова,обозначающие признаки предметов

 

18

       

Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы.

 

19

       

Согласование слов,обозначающих признаки,со словами, обозначающими предметы

 

20

       

Предлог. Раздельное написание предлогов со словами

 

21

       

РазделительныйЪ. Перенос слов с Ъ.

 

22

       

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне

 

23

       

Практическое знакомство с построением простого предложения

 

24

       

Урок развития речи «Наша Родина».(Составление предложений на заданную тему) Составление предложений с употреблением В.п.,Р.п,Д.п,П.п

 

25

       

Контрольная работа

 

26

       

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

 

Тема №4 ( 7 ч.) Текст

27

       

Текст.Строение текста

 

28

       

Средства связи предложений в тексте: местоимения. Замена имен существительных местоимениями он,она,оно,они.

 

29

       

Придумывание названий к текстам.Составление предложений на заданную тему.

 

30

       

Составление текстов по опорным словам, заглавию и рисуночному плану. Наблюдения за ролью абзацев в тексте Урок развития речи. Животные – помощники людей.

 

31

       

Упорядочивание деформированных текстов . Говорение.

 

32

       

Контрольная работа

 

33

       

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Итоговый урок.

 
 
 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.