| 4. | Времена года. | 1 | 26.09 |  | Текущий | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». | Уч. С 28-31, р. т. с.21 №3 | 
		
			| 5-6 | Погода (практическая работа с термометром). (ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации) | 2 | 3.10 10.10 |  | Текущий | Рассматривают термометры, их устройство. Выполняют практическую работу: определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. Результаты записывают в таблицу. | р. т. с 23 №1 | 
		
			| ** | Календарь — хранитель времени, страж памяти. Праздник для всех | 1 |  | 12.10 С. р |  | Самостоятельно делают выводы урока, а затем зачитывают выводы в учебнике. Придумывают и рисуют символы праздников, отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» | Уч. С 36-39, р.т. с 26, 27. № 1-3 Уч. С 40-43, р.т. с.29 № 2. | 
		
			| 7. | Народный календарь. Экологический календарь. | 1 | 17.10 |  | Текущий | Делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жителями. | Уч. С 44-47. Р.т. с.31 № 4.  Уч. С 48-51. Р.т. с. 33 №3 | 
		
			| ** | Осенние месяцы. Осень в неживой природе. | 1 |  | 19.10 С. р |  | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних, .водить наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». | Уч.с. 54-57. Р.т. с.37 Уч. С .58 -61. Р.т. с.38, 39 №4.№ 4. | 
		
			| 8. | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Итоговое тестирование за 1 четверть. | 1 | 24.10 |  | итоговый | Работа в группе. Вспоминают, что такое равноденствие, когда бывает осеннее равноденствие, что происходит в природе после этого дня. Сравнивают свои ответы с текстом учебника. | Уч. С. 62-65. Р.т. с. 40 №2.  | 
		
			|  | 2 четверть (8 часов) |  |  |  |  |  |  | 
		
			| 9. | Звездное небо осенью. | 1 | 7.11 |  |  | Знакомятся со сказаниями греческого народа в древности - мифами. Узнают, что для древних людей наблюдение за звездами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд. | Уч. С66-69, р.т. с 42-43 №2-4 | 
		
			| ** | Трава у нашего дома. (ОБЖ. В волшебный лес за ягодами грибами.) | 1 |  | 10.11 С. р. | Текущий | Беседа, обмен впечатлениями. Фронтальная работа: ответы детей на вопросы рубрики «Проверим себя» | Уч. С 70-73, р.т. с44-45 №2-4 | 
		
			| 10. | Старинная женская работа. | 1 | 14.11 |  |  | Знакомятся с важнейшим старинным женским трудом и сами стараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани на ощупь, а также называют известные ткани и описывают словами те из них, которые понравились (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая). Рассматривают изделия из льна, представленные на выставке, и находят подобный. Прослеживают с опорой на учебник, как в старину получали такую красивую и прочную ткань.  | Уч.С74-77, рт с46№2 | 
		
			| 11. | Деревья и кустарники осенью. (ОБЖ. Ориентиры местности.) | 1 | 21.11 |  | текущий | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) | Уч с78-80, рт с49№3,4 | 
		
			| ** | Чудесные цветники осенью. | 1 |  | 24.11 С. р | текущий | Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. | Уч. с82-85, р. т с50-51№2-4 | 
		
			| 12. | Грибы (ОБЖ. В волшебный лес за грибами.) | 1 | 28.11 |  | текущий | Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. | Уч. с86-89, р. т с53№4 | 
		
			| ** | Шестиногие и восьминогие | 1 |  | 2.12 С.р |  | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Уч. с 90-93, р. т с55№2,4 | 
		
			| 13. | Птичьи секреты. | 1 | 5.12 |  | текущий | Различать птиц, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности птиц (на примере своей местности). | Уч. с94-97, р. т с57 №2 | 
		
			| ** | Как разные животные готовятся к зиме. | 1 |  | 8.12 С. р |  | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности). | Уч.С98-100, р. т с59 №2 | 
		
			| 14. | Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | 12.12 |  | текущий | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; | Уч. с102-105, р. т с61, №3 | 
		
			| ** | Осенний труд. | 1 |  | 15.12 С. р |  | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Уч. с106-109, р. т с62-63 №2 | 
		
			| 15. | Будь здоров! (Подвижные старинные игры) (ОБЖ. Опасные игры) | 1 | 19.12 |  | текущий | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Уч. с110-112, р. т с65 №3 | 
		
			| ** | Охрана природы осенью. | 1 |  | 23.12 С.р |  | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Уч. С 14-117, р. т с69 №5 | 
		
			| 16. ** | Контрольное тестирование по разделу «Осень».  Закрепление. | 1 | 26.12 | 29.12 С. р | итоговое |  |  | 
		
			|  | 3 четверть (10 часов) |  |  |  |  |  |  | 
		
			| ** | Зимние месяцы. | 1 |  | 12.01 С. р |  | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». | Уч. 2 ч. С4-6, рт с5№5 | 
		
			| 17. | Зима — время науки и сказок. | 1 | 16.01 |  | текущий | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Уч. С 8-10, рт с 6-7№3-4 | 
		
			| ** | Зима в неживой природе. | 1 |  | 19.01 С.р |  |  | Уч с. 12-14, рт с8-9 №4 | 
		
			| 18. | Звездное небо зимой. | 1 | 23.01 |  | текущий | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | Уч. С 16-18,рт с10-11 №2,5 | 
		
			| ** | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 |  | 26.01С. р |  | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. |  | 
		
			| 19. | Зима в мире растений. | 1 | 30.01 |  | текущий | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности). | Уч.с20-22, рт с13, №3-4 | 
		
			| ** | Зимние праздники. (ОБЖ. Если ты потерялся) | 1 |  | 2.02 С.р |  |  | Уч.с 24-27, рт с 14-15,№2,4 | 
		
			| 20. | Растения в домашней аптечке. | 1 | 6.02 |  | текущий | Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности). | Уч с 28=31, рт с17№3 | 
		
			| ** | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 |  | 9.02 С. р |  | Различать птиц и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности птиц и животных (на примере своей местности). | Уч с 32-35, рт с 19 №3 | 
		
			| 21. | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | 13.02 |  | текущий | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу; | Уч с36-38, 39 | 
		
			| ** | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 |  | 16.02 С.р |  | Уметь характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края. | Уч. С40-43, рт с 23 №3,4 | 
		
			| 22. | Зимний труд. | 1 | 20.02 |  | текущий | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Уч. С4-47, рт с25 №4 | 
		
			| ** | Будь здоров! (ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры.) | 1 |  | 22.02 С. р |  | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Уч. С48-50, рт с27№2 | 
		
			| 23. | Охрана природы зимой. Контрольное тестирование по разделу «Зима». | 1 | 27.02 |  | тест |  | Уч. С 52-55, рт с28№1-3 | 
		
			| ** | Весенние месяцы. (ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.) | 1 |  | 2.03 С. р |  | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | Уч. С 58-60, рт с33№3-4 | 
		
			| 24. | Весна в неживой природе. (ОБЖ. Каким бывают наводнения.) | 1 | 6.03 |  | текущий | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. | Уч.с 62-64, рт с 34№2,4 | 
		
			| ** | Весна — утро года. | 1 |  | 9.03 С. р |  | Познакомиться с обычаями праздников встречи весны по старинным календарям народов своего края. | Уч. С66-68, ртс37 №4,5 | 
		
			| 25. | Звездное небо весной. | 1 | 13.03 |  | текущий | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | Уч с70-72, рт с38№2-4 | 
		
			| ** | Звездное небо весной. | 1 |  | 16.03 С. р |  | Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | Уч с70-72, рт с38№2-4 | 
		
			| 26. | Весенняя прогулка. Старинные детские игры весной. Итоговое тестирование. | 1 | 20.03 |  | тест | Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». |  | 
		
			|  | 4 четверть (8 часов) |  |  |  |  |  |  | 
		
			| 27. | Весеннее пробуждение растений. | 1 | 3.04 |  | текущий | Различать растения , используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности). | Уч. С 74-77, рт с 41-43 №2-6,7 | 
		
			| ** | Чудесные цветники весной. | 1 |  | 6.04 С. р |  | Различать растения , используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности). | Уч с 78-79, рот с 45 №3,4 | 
		
			| 28. | Весна в мире насекомых. | 1 | 10.04 |  | текущий | Различать насекомых, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности насекомых (на примере своей местности) | Уч. С 82-84, рт с46 №2,3 | 
		
			| ** | Весна в мире птиц и зверей. | 1 |  | 13.04 С. р |  | Различать птиц и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности птиц и животных (на примере своей местности). | Уч с 86-88, рт с 48 №2,4 | 
		
			| 29. | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | 17.04 |  | текущий | Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.ввесеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу; | Уч. С90-93, рт с51,№2,4 | 
		
			| ** | Весенний труд. | 1 |  | 20.04 С. р |  | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Уч. С 94-07, рт с 53 №4 | 
		
			| 30. | Старинные весенние праздники. | 1 | 24.04 |  | текущий |  | Уч. С98-101, рт с 55 №4 | 
		
			| ** | Будь здоров! (ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу.) | 1 |  | 27.04 С. р |  | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Уч.с 102-104,рт с 57-№1-3 | 
		
			| ** | Охрана природы весной. | 1 |  | 2.05 С. р |  |  | Уч.с 106-109, рт с 58-59, №1-3 | 
		
			| 31. | Контрольное тестирование по разделу «Весна». | 1 | 8.05 |  | тест |  |  | 
		
			| ** | Лето красное. (ОБЖ. Как не заблудиться в лесу.) | 1 |  | 11.05 С.р |  | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». | Уч. С110-112,рт. С63№3,4 | 
		
			| 32. | Летние праздники и труд. (ОБЖ. Учимся плавать.) | 1 | 15.05 |  | текущий | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. | Уч. С 14-116, рт с 68 | 
		
			| 33. | Итоговая проверочная работа. | 1 | 22.05 |  | Итоговая проверочная работа |  |  | 
		
			| **34 | Повторение изученного за год. | 2 | 24.05 С. р 29.05 |  |  | Обобщить полученные знания по окружающему миру, полученные во 2 классе. |  |