12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кадырова Ольга Игоревна35587 Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 30 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень |
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,
млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении
этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
режим труда и отдыха, физкультура);
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день
Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного
города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а
также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
2. Содержание учебного предмета (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Обмен письмами как одно из средств информации. Письмо экологов школьникам (природа живая и неживая) | 1 |
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 |
3 | Экскурсия №1«Мир живой и неживой природы родного края». Советы старших. | 1 |
4 | Осенние работы на пришкольном участке. | 1 |
5 | Книга как основной источник информации об окружающем мире. Учебник «Наш мир». Экскурсия №2 в школьную библиотеку. | 1 |
6 | Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение. | 1 |
7 | Земля. Вид Земли из космоса. Глобус – уменьшенная модель Земли. | 1 |
8 | Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. | 1 |
9 | Звезды. Полярная звезда. Север как направление на полярную звезду. Созвездия. | 1 |
10 | Планеты. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. | 1 |
11 | Вращение Земли вокруг Солнца. Взаимосвязь живой и неживой природы. | 1 |
12 | Взаимосвязь живой и неживой природы. | 1 |
13 | Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло. | 1 |
14 | Общие представления о воздухе как смеси газа. П.р. №1Легко определяемые свойства воздуха. | 1 |
15 | Вода – источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. | 1 |
16 | Легко определяемые свойства воды. П.р.№2 Определение свойств воды. Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды. | 1 |
17 | Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» | 1 |
18 | П.р. №3Условия, необходимые для развития растений. Развитие растений из семени. | 1 |
19 | Корень, стебель и лист. Дыхание растений. П.р.№4 Передвижение воды по стеблю. | 1 |
20 | Питание растений | 1 |
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» | 1 |
22 | Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения | 1 |
23 | Папоротники, мхи и водоросли. П.р.№5 изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. | 1 |
24 | П.р. №6 Красная книга России. Охраняемые растения твоей местности. П.р. №7 Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. | 1 |
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений». Сельское хозяйство своей местности. | 1 |
26 | Размножение растений. Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 |
27 | Какие части культурных растений используют люди? Продолжительность жизни растений. | 1 |
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 |
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 |
30 | Растения сада. П.р. №8. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними. | 1 |
31 | Продолжительность жизни растений. | 1 |
32 | Размножение растений своими частями. | 1 |
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Значение растений в жизни человека» | 1 |
34 | Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. П.р. №9.Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 |
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 |
36 | Как правильно собирать грибы? Другие виды грибов. | 1 |
37 | Животные Земли. Разнообразие животных | 1 |
38 | Разнообразие животных: насекомые. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 |
39 | Разнообразие животных: рыбы. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 |
40 | Разнообразие животных: земноводные. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 |
41 | Разнообразие животных: пресмыкающиеся Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 |
42 | Разнообразие животных: птицы Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 |
43 | Разнообразие животных: звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 |
44 | Защитные приспособления животных. Взаимосвязи животных и растений. | 1 |
45 | Домашние животные | 1 |
46 | Живой уголок. П.р. №10. Наблюдение за домашними животными | 1 |
47 | Урок-экскурсия №4 на станцию юннатов Живой урок в музей. | 1 |
48 | Значение диких животных | 1 |
49 | Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности. | 1 |
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 |
51 | Человек разумный - часть природы. Разнообразие внешности, его индивидуальность. Портрет твоего друга. | 1 |
52 | Что умеет человек? Проверка метапредметных результатов. | 1 |
53 | Расти здоровым. Условия, необходимые для жизни человека. | 1 |
54 | Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим питания. | 1 |
55 | П.Р.№11. Составление режима дня школьника. | 1 |
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 |
57 | Чистота – залог здоровья. Личная гигиена. | 1 |
58 | Предупреждение простудных заболеваний. | 1 |
59 | П.р. №12. Дорога от школы до дома. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми. | 1 |
60 | Твоя безопасность дома. Правила организации домашней учебной работы. | 1 |
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» Комплексная работа по Логиновой, Яковлевой. | 1 |
62 | Я – гражданин России. Россия – наша Родина. Государственная символика. Семья ребенка. | 1 |
63 | Москва – столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля. | 1 |
64 | Экскурсия №5 в город. Родной город. Особенности труда людей родного города. | 1 |
65 | Общий дедушка. П.р. №13. Родословная семьи. | 1 |
66 | Государственные праздники: 9 мая - День победы. П.р.№14. встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности. Уважение к своим ученикам, старшим членам семьи, к ветеранам труда и войны. | 1 |
67 | Государственные праздники: 12 декабря - День Конституции. Конституция – основной закон нашей страны. | 1 |
68 | Обобщение по теме «В родном краю!» | 1 |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | ||||
Предметные результаты | Личностные УУД | Метапредметные | |||||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) | |||||||||
1 | Обмен письмами как одно из средств информации. Письмо экологов школьникам (природа живая и неживая) | 1 | Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. | ||||||
3 | Экскурсия №1«Мир живой и неживой природы родного края». Советы старших. | 1 | Научиться различать объекты неживой и живой природы. | ||||||
4 | Осенние работы на пришкольном участке. | 1 | Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |||||
5 | Книга как основной источник информации об окружающем мире. Учебник «Наш мир». Экскурсия №2 в школьную библиотеку. | 1 | Научиться работать с книгой как с источником информации. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. | ||
6 | Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение. | 1 | Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. | ||||||
Планеты и звёзды (5 часов) | |||||||||
7 | Земля. Вид Земли из космоса. Глобус – уменьшенная модель Земли. | 1 | Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач | осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | ||
8 | Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. | 1 | Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | ||||||
9 | Звезды. Полярная звезда. Север как направление на полярную звезду. Созвездия. | 1 | Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. | ||||||
10 | Планеты. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. | 1 | Иметь представления о планетах Солнечной системы. | ||||||
11 | Вращение Земли вокруг Солнца. Взаимосвязь живой и неживой природы. | 1 | Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. | ||||||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | |||||||||
12 | Взаимосвязь живой и неживой природы. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
13 | Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло. | 1 | |||||||
Свойство воздуха и воды (4 часа) | |||||||||
14 | Общие представления о воздухе как смеси газа. П.р. №1Легко определяемые свойства воздуха. | 1 | Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. | -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
15 | Вода – источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. | 1 | Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе. | ||||||
16 | Легко определяемые свойства воды. П.р.№2 Определение свойств воды. Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды. | 1 | Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||||
17 | Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» | 1 | |||||||
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа) | |||||||||
18 | П.р. №3Условия, необходимые для развития растений. Развитие растений из семени. | 1 | Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. Знать условия, необходимые для развития растений. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | ||
19 | Корень, стебель и лист. Дыхание растений. П.р.№4 Передвижение воды по стеблю. | 1 | Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | |||||
20 | Питание растений | 1 | Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. | - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | |||||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» | 1 | Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
Разнообразие растений (4 часа) | |||||||||
22 | Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения | 1 | Научиться определять группы растений по их характерным признакам. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
23 | Папоротники, мхи и водоросли. П.р.№5 изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. | 1 | Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | ||||||
24 | П.р. №6 Красная книга России. Охраняемые растения твоей местности. П.р. №7 Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. | 1 | Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||||
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений». Сельское хозяйство своей местности. | 1 | Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | ||||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) | |||||||||
26 | Размножение растений. Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
27 | Какие части культурных растений используют люди? Продолжительность жизни растений. | 1 | |||||||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | Знать важность зерновых культур в жизни человека. | ||||||
30 | Растения сада. П.р. №8. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними. | 1 | Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
31 | Продолжительность жизни растений. | 1 | Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. | ||||||
32 | Размножение растений своими частями. | 1 | Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||||
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Значение растений в жизни человека» | 1 | Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу. | ||||||
Грибы (3 часа) | |||||||||
34 | Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. П.р. №9.Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | ||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | 1 | Знать отличительные признаки съедобных грибов. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | |||||
36 | Как правильно собирать грибы? Другие виды грибов. | 1 | Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. | ||||||
Животные (8 часов) | |||||||||
37 | Животные Земли. Разнообразие животных | 1 | Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
38 | Разнообразие животных: насекомые. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 | Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |||||
39 | Разнообразие животных: рыбы. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 | Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма Научиться правилам поведения со змеями. Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
40 | Разнообразие животных: земноводные. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 | |||||||
41 | Разнообразие животных: пресмыкающиеся Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||||||
42 | Разнообразие животных: птицы Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 | Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
43 | Разнообразие животных: звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. | 1 | Научиться определять млекопитающих среди других животных. | -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
44 | Защитные приспособления животных. Взаимосвязи животных и растений. | 1 | Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
Человек и животные (6 часов) | |||||||||
45 | Домашние животные | 1 | Научиться раскрывать особенности домашних животных. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; | осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
46 | Живой уголок. П.р. №10. Наблюдение за домашними животными | 1 | Научиться ухаживать за обитателями живого уголка. | -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; | -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
47 | Урок-экскурсия №4 на станцию юннатов Живой урок в музей. | 1 | Научиться правилам поведения и обращения с животными | -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную. | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
48 | Значение диких животных | 1 | Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
49 | Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности. | 1 | Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | ||
50 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 | Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае. Научиться правилам поведения в походах. | ||||||
Человек разумный – часть природы (6часов) | |||||||||
51 | Человек разумный - часть природы. Разнообразие внешности, его индивидуальность. Портрет твоего друга. | 1 | Иметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | ||
52 | Что умеет человек? Проверка метапредметных результатов. | 1 | Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
53 | Расти здоровым. Условия, необходимые для жизни человека. | 1 | Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
54 | Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим питания. | 1 | Научиться работать с дополнительными источниками знаний | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную. | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
55 | П.Р.№11. Составление режима дня школьника. | 1 | Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия. | ||||||
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» | 1 | Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | ||
Как уберечь себя от беды?(5часов) | |||||||||
57 | Чистота – залог здоровья. Личная гигиена. | 1 | Научиться выполнять правила личной гигиены. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни | осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
58 | Предупреждение простудных заболеваний. | 1 | |||||||
59 | П.р. №12. Дорога от школы до дома. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми. | 1 | Научиться соблюдать правила безопасности на улице. | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
60 | Твоя безопасность дома. Правила организации домашней учебной работы. | 1 | Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома. | ||||||
61 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» Комплексная работа по Логиновой, Яковлевой. | 1 | Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | ||
В родном краю (7часов) | |||||||||
62 | Я – гражданин России. Россия – наша Родина. Государственная символика. Семья ребенка. | 1 | Научиться работать с различными источниками информации. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | ||
63 | Москва – столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля. | 1 | Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой. Научиться анализировать полученную информацию. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. | ||
64 | Экскурсия №5 в город. Родной город. Особенности труда людей родного города. | 1 | |||||||
65 | Общий дедушка. П.р. №13. Родословная семьи. | 1 | Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | ||
66 | Государственные праздники: 9 мая - День победы. П.р.№14. встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности. Уважение к своим ученикам, старшим членам семьи, к ветеранам труда и войны. | 1 | Научиться приводить примеры основных государственных праздников. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | ||
67 | Государственные праздники: 12 декабря - День Конституции. Конституция – основной закон нашей страны. | 1 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | |||
68 | Обобщение по теме «В родном краю!» | 1 | Научиться работать с различными источниками информации. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | преобразовывать практическую задачу в познавательную. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |