Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,
млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении
этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
режим труда и отдыха, физкультура);
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день
Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного
города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а
также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
2. Содержание учебного предмета (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
3. Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Обмен письмами как одно из средств информации. Письмо экологов школьникам (природа живая и неживая) |
1 |
2 |
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы |
1 |
3 |
Экскурсия №1«Мир живой и неживой природы родного края». Советы старших. |
1 |
4 |
Осенние работы на пришкольном участке. |
1 |
5 |
Книга как основной источник информации об окружающем мире. Учебник «Наш мир». Экскурсия №2 в школьную библиотеку. |
1 |
6 |
Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение. |
1 |
7 |
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус – уменьшенная модель Земли. |
1 |
8 |
Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. |
1 |
9 |
Звезды. Полярная звезда. Север как направление на полярную звезду. Созвездия. |
1 |
10 |
Планеты. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. |
1 |
11 |
Вращение Земли вокруг Солнца. Взаимосвязь живой и неживой природы. |
1 |
12 |
Взаимосвязь живой и неживой природы. |
1 |
13 |
Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло. |
1 |
14 |
Общие представления о воздухе как смеси газа. П.р. №1Легко определяемые свойства воздуха. |
1 |
15 |
Вода – источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. |
1 |
16 |
Легко определяемые свойства воды. П.р.№2 Определение свойств воды. Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды. |
1 |
17 |
Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» |
1 |
18 |
П.р. №3Условия, необходимые для развития растений. Развитие растений из семени. |
1 |
19 |
Корень, стебель и лист. Дыхание растений. П.р.№4 Передвижение воды по стеблю. |
1 |
20 |
Питание растений |
1 |
21 |
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» |
1 |
22 |
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения |
1 |
23 |
Папоротники, мхи и водоросли. П.р.№5 изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. |
1 |
24 |
П.р. №6 Красная книга России. Охраняемые растения твоей местности. П.р. №7 Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. |
1 |
25 |
Обобщение по теме «Разнообразие растений». Сельское хозяйство своей местности. |
1 |
26 |
Размножение растений. Для чего люди выращивают культурные растения? |
1 |
27 |
Какие части культурных растений используют люди? Продолжительность жизни растений. |
1 |
28 |
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? |
1 |
29 |
От чего зависит урожай зерновых? |
1 |
30 |
Растения сада. П.р. №8. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними. |
1 |
31 |
Продолжительность жизни растений. |
1 |
32 |
Размножение растений своими частями. |
1 |
33 |
Обобщение по теме «Культурные растения. Значение растений в жизни человека» |
1 |
34 |
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. П.р. №9.Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? |
1 |
35 |
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. |
1 |
36 |
Как правильно собирать грибы? Другие виды грибов. |
1 |
37 |
Животные Земли. Разнообразие животных |
1 |
38 |
Разнообразие животных: насекомые. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
39 |
Разнообразие животных: рыбы. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
40 |
Разнообразие животных: земноводные. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
41 |
Разнообразие животных: пресмыкающиеся Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
42 |
Разнообразие животных: птицы Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
43 |
Разнообразие животных: звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
44 |
Защитные приспособления животных. Взаимосвязи животных и растений. |
1 |
45 |
Домашние животные |
1 |
46 |
Живой уголок. П.р. №10. Наблюдение за домашними животными |
1 |
47 |
Урок-экскурсия №4 на станцию юннатов Живой урок в музей. |
1 |
48 |
Значение диких животных |
1 |
49 |
Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности. |
1 |
50 |
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» |
1 |
51 |
Человек разумный - часть природы. Разнообразие внешности, его индивидуальность. Портрет твоего друга. |
1 |
52 |
Что умеет человек? Проверка метапредметных результатов. |
1 |
53 |
Расти здоровым. Условия, необходимые для жизни человека. |
1 |
54 |
Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим питания. |
1 |
55 |
П.Р.№11. Составление режима дня школьника. |
1 |
56 |
Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» |
1 |
57 |
Чистота – залог здоровья. Личная гигиена. |
1 |
58 |
Предупреждение простудных заболеваний. |
1 |
59 |
П.р. №12. Дорога от школы до дома. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми. |
1 |
60 |
Твоя безопасность дома. Правила организации домашней учебной работы. |
1 |
61 |
Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» Комплексная работа по Логиновой, Яковлевой. |
1 |
62 |
Я – гражданин России. Россия – наша Родина. Государственная символика. Семья ребенка. |
1 |
63 |
Москва – столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля. |
1 |
64 |
Экскурсия №5 в город. Родной город. Особенности труда людей родного города. |
1 |
65 |
Общий дедушка. П.р. №13. Родословная семьи. |
1 |
66 |
Государственные праздники: 9 мая - День победы. П.р.№14. встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности. Уважение к своим ученикам, старшим членам семьи, к ветеранам труда и войны. |
1 |
67 |
Государственные праздники: 12 декабря - День Конституции. Конституция – основной закон нашей страны. |
1 |
68 |
Обобщение по теме «В родном краю!» |
1 |
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Дата по плану |
Дата по факту |
||||
Предметные результаты |
Личностные УУД |
Метапредметные |
|||||||
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
|||||||
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) |
|||||||||
1 |
Обмен письмами как одно из средств информации. Письмо экологов школьникам (природа живая и неживая) |
1 |
Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
2 |
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы |
1 |
Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. |
||||||
3 |
Экскурсия №1«Мир живой и неживой природы родного края». Советы старших. |
1 |
Научиться различать объекты неживой и живой природы. |
||||||
4 |
Осенние работы на пришкольном участке. |
1 |
Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
|||||
5 |
Книга как основной источник информации об окружающем мире. Учебник «Наш мир». Экскурсия №2 в школьную библиотеку. |
1 |
Научиться работать с книгой как с источником информации. |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. |
||
6 |
Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение. |
1 |
Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. |
||||||
Планеты и звёзды (5 часов) |
|||||||||
7 |
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус – уменьшенная модель Земли. |
1 |
Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач |
осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
||
8 |
Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. |
1 |
Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. |
||||||
9 |
Звезды. Полярная звезда. Север как направление на полярную звезду. Созвездия. |
1 |
Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. |
||||||
10 |
Планеты. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. |
1 |
Иметь представления о планетах Солнечной системы. |
||||||
11 |
Вращение Земли вокруг Солнца. Взаимосвязь живой и неживой природы. |
1 |
Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. |
||||||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) |
|||||||||
12 |
Взаимосвязь живой и неживой природы. |
1 |
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
13 |
Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло. |
1 |
|||||||
Свойство воздуха и воды (4 часа) |
|||||||||
14 |
Общие представления о воздухе как смеси газа. П.р. №1Легко определяемые свойства воздуха. |
1 |
Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. |
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
15 |
Вода – источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды. |
1 |
Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе. |
||||||
16 |
Легко определяемые свойства воды. П.р.№2 Определение свойств воды. Фильтрование воды в быту. Определение прозрачности и цвета воды. |
1 |
Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
|||||
17 |
Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» |
1 |
|||||||
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа) |
|||||||||
18 |
П.р. №3Условия, необходимые для развития растений. Развитие растений из семени. |
1 |
Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. Знать условия, необходимые для развития растений. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
||
19 |
Корень, стебель и лист. Дыхание растений. П.р.№4 Передвижение воды по стеблю. |
1 |
Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. |
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
|||||
20 |
Питание растений |
1 |
Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. |
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
|||||
21 |
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» |
1 |
Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений. |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
||
Разнообразие растений (4 часа) |
|||||||||
22 |
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения |
1 |
Научиться определять группы растений по их характерным признакам. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
23 |
Папоротники, мхи и водоросли. П.р.№5 изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. |
1 |
Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. |
||||||
24 |
П.р. №6 Красная книга России. Охраняемые растения твоей местности. П.р. №7 Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. |
1 |
Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
|||||
25 |
Обобщение по теме «Разнообразие растений». Сельское хозяйство своей местности. |
1 |
Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. |
||||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) |
|||||||||
26 |
Размножение растений. Для чего люди выращивают культурные растения? |
1 |
Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
27 |
Какие части культурных растений используют люди? Продолжительность жизни растений. |
1 |
|||||||
28 |
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? |
1 |
Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
|||||
29 |
От чего зависит урожай зерновых? |
1 |
Знать важность зерновых культур в жизни человека. |
||||||
30 |
Растения сада. П.р. №8. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними. |
1 |
Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
31 |
Продолжительность жизни растений. |
1 |
Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. |
||||||
32 |
Размножение растений своими частями. |
1 |
Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
|||||
33 |
Обобщение по теме «Культурные растения. Значение растений в жизни человека» |
1 |
Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу. |
||||||
Грибы (3 часа) |
|||||||||
34 |
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. П.р. №9.Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? |
1 |
Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; |
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
||
35 |
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. |
1 |
Знать отличительные признаки съедобных грибов. |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
|||||
36 |
Как правильно собирать грибы? Другие виды грибов. |
1 |
Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. |
||||||
Животные (8 часов) |
|||||||||
37 |
Животные Земли. Разнообразие животных |
1 |
Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
38 |
Разнообразие животных: насекомые. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
|||||
39 |
Разнообразие животных: рыбы. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма Научиться правилам поведения со змеями. Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
40 |
Разнообразие животных: земноводные. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
|||||||
41 |
Разнообразие животных: пресмыкающиеся Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||||||
42 |
Разнообразие животных: птицы Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
43 |
Разнообразие животных: звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. |
1 |
Научиться определять млекопитающих среди других животных. |
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
||
44 |
Защитные приспособления животных. Взаимосвязи животных и растений. |
1 |
Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
||
Человек и животные (6 часов) |
|||||||||
45 |
Домашние животные |
1 |
Научиться раскрывать особенности домашних животных. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; |
осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
||
46 |
Живой уголок. П.р. №10. Наблюдение за домашними животными |
1 |
Научиться ухаживать за обитателями живого уголка. |
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; |
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
47 |
Урок-экскурсия №4 на станцию юннатов Живой урок в музей. |
1 |
Научиться правилам поведения и обращения с животными |
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
48 |
Значение диких животных |
1 |
Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
49 |
Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности. |
1 |
Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
||
50 |
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» |
1 |
Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае. Научиться правилам поведения в походах. |
||||||
Человек разумный – часть природы (6часов) |
|||||||||
51 |
Человек разумный - часть природы. Разнообразие внешности, его индивидуальность. Портрет твоего друга. |
1 |
Иметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
||
52 |
Что умеет человек? Проверка метапредметных результатов. |
1 |
Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; |
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
53 |
Расти здоровым. Условия, необходимые для жизни человека. |
1 |
Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; |
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
||
54 |
Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим питания. |
1 |
Научиться работать с дополнительными источниками знаний |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
||
55 |
П.Р.№11. Составление режима дня школьника. |
1 |
Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия. |
||||||
56 |
Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» |
1 |
Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
||
Как уберечь себя от беды?(5часов) |
|||||||||
57 |
Чистота – залог здоровья. Личная гигиена. |
1 |
Научиться выполнять правила личной гигиены. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
58 |
Предупреждение простудных заболеваний. |
1 |
|||||||
59 |
П.р. №12. Дорога от школы до дома. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми. |
1 |
Научиться соблюдать правила безопасности на улице. |
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
60 |
Твоя безопасность дома. Правила организации домашней учебной работы. |
1 |
Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома. |
||||||
61 |
Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» Комплексная работа по Логиновой, Яковлевой. |
1 |
Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. |
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
||
В родном краю (7часов) |
|||||||||
62 |
Я – гражданин России. Россия – наша Родина. Государственная символика. Семья ребенка. |
1 |
Научиться работать с различными источниками информации. |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
||
63 |
Москва – столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля. |
1 |
Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой. Научиться анализировать полученную информацию. |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. |
||
64 |
Экскурсия №5 в город. Родной город. Особенности труда людей родного города. |
1 |
|||||||
65 |
Общий дедушка. П.р. №13. Родословная семьи. |
1 |
Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
||
66 |
Государственные праздники: 9 мая - День победы. П.р.№14. встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности. Уважение к своим ученикам, старшим членам семьи, к ветеранам труда и войны. |
1 |
Научиться приводить примеры основных государственных праздников. |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
||
67 |
Государственные праздники: 12 декабря - День Конституции. Конституция – основной закон нашей страны. |
1 |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях |
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
|||
68 |
Обобщение по теме «В родном краю!» |
1 |
Научиться работать с различными источниками информации. |
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |