Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс

0
0
Материал опубликован 2 August 2017

Муниципальное бюджетное учреждение образовательная организация средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советская Гавань

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей нач. классов________

Протокол № от

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР ______

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ОО СОШ №1 _______


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру

 

Составила:

Архипова Мария Васильевна

Учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 кл.

(система Л.В.Занкова)

По учебнику «Окружа­ющий мир» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окру­жающий мир».. - Самара: Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Федоров», 2011.

(2 часа в неделю. Планирование составлено на 68 часов.)

Дата

Тема урока

Предметные результаты

Возможные виды деятельности

Темы РК ОБЖ

Практические.

экскурсии

План

Факт

Домашнее задание

1. Природные условия Земли(11 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

интерес к познанию окружающего мира;

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимание причин успеха в учебе;

оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

понимания чувств одноклассников, учителей;

представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательного текста;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);

адекватно использовать средства ус ной речи для решения различных коммуникативных задач.

1

   

1 Приглашение

к путешествию.

С. 3–5 (1-й части учебника)

Р./ т. стр. 2-3 №1,2-6

Ориентироваться в учебнике:

различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление);

делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы;

понимать систему знаков, условных обозначений.

Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте². Строить монологическое высказывание

Характеристика структуры книги (учебника). Моделирование ситуации (путешествие по родному краю). Формулирование выводов из наблюдений в природе. Анализ рисунков учебника, соотнесение различных событий со временем и местом. Работа с понятиями: стороны света, времена года, дни недели, год

ОБЖ

Движение пешеходов по дорогам

Д\З а) № 3, 4 с. 4

(на усмотрение учителя);

б) № 7

2

   

2 Карты.

С. 6–7.

Р./ т. стр. 4-5 №1,6,8

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков.

Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе.

Знать основные и промежуточные географические направления

определение видов карт, различение и использование условных обозначений карт, извлечение информации из карты (ответы на вопросы учителя). Определение основных и промежуточных географических направлений.

Знакомство с правилами нанесения условных обозначений на контурные карты

РК. Наш край и город на глобусе и карте

Пр/р №1:. Нахождение на физической карте мира материков, океанов

Д\З а) № 2 с. 7; б) № 3–5. Проводить наблюдения за погодой

3

   

3 Что такое погода.

С. 8–11.

Р./ т. стр. 10 №10-12

Проводить наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды.

Осуществлять запись информации об окружающем мире. Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе.

Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края

выделение основных показателей погоды, ее компонентов; фиксация наблюдаемых в природе явлений; соотнесение условных знаков с показателями погоды.

Описание погодных явлений исходя из своих наблюдений. Рассуждение о взаимосвязях погодных условий и живой природы.

Установление причинно-следственных связей между изменениями в литосфере, гидросфере, атмосфере

Пр/р №2

Фиксация показателей погод ы и её изменений в нашей ме стности, сравнение с другими территориями России

ОБЖ

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

Д\З а) № 1 с. 9; б) № 10, 11. Подобрать в дополнительной литературе народные приметы погоды

4

   

4 Народные приметы погоды.

С. 11–13. б) № 13 Р./ т. стр. 11№13

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации.

Составлять устную характеристику погоды.

Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из сообщения

Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Представление результатов своей творческой работы

Экскурсия №1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

РК. Осенняя экскурсия в природу. Правила поведения в природе

Д\З

а) № 1 с. 13; б) № 14. Оформить альбом «Народные приметы погоды»

5

   

5 Климат.

С. 13–14.

Р./ т. стр. 12№15, 16

Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе.Сравнивать явления и понятия (климат и погода).Понимать структуру построения рассуждений об объектах. Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах.

Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов.

Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике

РК. Климат нашего района

Тест № 1 «Климат и погода»

Д\З

а) № 4 с. 14;

б) № 16

6

   

6 Представление о климатических поясах.

С. 15–18

Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из текста. Устанавливать причинно-следственные связи между климатом и количеством тепла и влаги. Исполь зовать различные источники информации (текст, графика, модели) для построения суждения. Высказывать свою точку зрения. Коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку. Понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле

Знакомство с климатическим поясами.

Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов.Соотнесение иллюстрации в учебнике с информацией из текста.

Работа с графической информацией.

Определение по графику типа климатического пояса

ПР№3

Нахождение на физической карте мира тепловых поясов

Д\З

а) № 1, 2, 3 с. 18;

б) № 17

7

   

7 Почва. Состав почвы.

С. 18–20 Р./ т. стр. 13№18,19

Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования.

Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности.

Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений

ПР№4

Демонстрация опыта. Определение состава почвы

Д\З б) № 18. Подготовить творческую рабо ту «Меры по сохранению плодородия почвы»

8

   

8 Образование почв. Плодородие.

С. 20–24.

Р./ т. стр. 14 № 20, 22

Составлять небольшое сообщение в устной форме.

Выделять главное в тексте. Устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы. Представлять последовательность круговорота веществ в природе. Использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний

Ответы на вопросы учителя с опорой на текст. Выделение главной мысли в тексте.Определение понятия «плодородие».Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвя зи в живой природе между растениями и живот ными. Объяснение круговорота веществ в природе при помо щи схемы в учебнике.Сравнение различных типов почв с использованием текста и рисунков в учебнике

РК. Почвы нашего района.

Экскурсия №2

Почва городского парка

Д\З № 20, 21. Подготовить творческую работу «Меры по сохранению плодородия почвы»

9

   

9 Защита почв.

С. 23. Р./ т. стр. 15 № 23, 25

Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов.Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. Представлять свою работу одноклассникам.

Высказывать свою точку зрения

Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ.

Формулирование общего вывода

Пр/р №5«Как образуются овраги».

Д\З а) № 1, 2 с. 24;

б) № 24, 26

10

   

10 Природные зоны суши Земли.

С. 25–27. Р./ т. стр. 17 № 28

Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты).

Осуществлять синтез как составление целого из частей. Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой. Проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края

Выделениесущественных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. Знакомство с закономерностью смены природных зон на Земле от экватора к полюсам

Тест № 2 «Почва»

Д\З

а) № 1, 2 с. 26;

б) № 29, 30

11

   

11 Природные зоны.

С. 28.

Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон.Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли

Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы

Пр/р №6

Определение природных зон по карте и чтение условных обозначений

Д\З

б) № 27

2. Человек в далёком пошлом (10 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

понимание причин успеха в учебе;

интерес к познанию окружающего мира;

предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

понимание чувств одноклассников и учителей;

представление о своей этнической принадлежности;

представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательных текстов;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать другое мнение и позицию;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

использовать речь для планирования своей деятельности;

контролировать действия партнера; – осуществлять взаимоконтроль.

12

   

1). Где зародилось человечество.

С. 29–31

Получать информацию при чтении карты.

Определять географическое положение материка.

Анализировать различные источники информации (текст, рисунок, графика)

Определение географического положения материка (Африки) с помощью физической карты.

Использование условных обозначений на карте. Знакомство с особенностями рельефа Африки. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту

 

Д/З а) № 1 с. 30; б) № 31. Приготовить сообщение о животных и растениях Африки

13

   

2). Климат и природные зоны Африки.

С. 31–45

Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.

Строить сообщения по плану. Воспринимать смысл познавательных текстов

Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположе ния климатических поясов с природными зонами. Со ставление на основе текста описания природной зоны по плану.Выделение особенностей природных зон

Тест № 3 « Этапы развития человечества»

Д\З

а) № 1 с. 36; № 1 с. 37

14

   

3). Климат и природные зоны Африки (продолжение). С. 31–45.

Р./ т. стр. 21 № 33, 35

Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки.

Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей.Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в учебнике и дополнительных источниках информации

Работа в группе: характеристика животного и растительного мира природной зоны с помощью текста учебника и дополнительных источников информации. Выполнение заданий по тексту на усмотрение учителя

 

Д\За) № 3 с. 40; б) № 32, 35

15

   

4). Родина человечества. Как появился человек.

С. 46–48.

Р./ т. № 34

Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной местности.

Обобщать имеющиеся знания. Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). Иметь представление о теориях появления человека на Земле

Выдвижение предположения о месте зарождения человечества на основе своих знаний о природных зонах. Объяснение причин возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества. Сравнение условий жизни в различных природных зонах Африки.Знакомство с различными теориями появления человека на Земле.Обсуждение причин изменений, произошедших с человеком со времени его появления на Земле.Сравнение человека и обезьяны.Выявление различий между человеком и животными

 

Д\З б) № 36. Найти

и прочитать дополнительную художественную, познавательную литературу о жизни древних людей

16

   

5). Жизнь древних людей.

С. 48–54.

Р./ т. стр. 22 №36,37.38

Понимать развитие социальной природы человека.

Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия.

Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека.

Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека

Беседа о расселении и жизни древних людей. Высказывание своего мнения.Использование дополни тельных источников информации о жизни древнего человека. Сравнение древнего человека с современ ным:ти как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоя щеего времени. Определение значения для человека событий: обретение огня, одомашнивание животных и начало земледелия. Сравнение сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека на примере своего региона

 

Д\З

а) № 1, 2 с. 49;

б) № 39. Подготовить сообщение о древних государствах

(выборочно)

17

   

6). Самые древние государства.

С. 54–64

Р./ т. стр. 23 № 40,41

Иметь представление о государстве, его функциях. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. Моделировать ситуации и оценивать их последствия

Соотнесение исторической карты и современной, нахо ждение на карте местоположения древних государств. Сообщение о древних государствах.Моделирование ситуации (современная жизнь без какого-либо изобре тения). Обсуждение роли природных условий в появ лении традиций древнего государства. Сравнение осо бенностей воспитания детей и уклада жизни различ ных древних городов государств (Афины и Спарта) на основе текста учебника

Тест № 4

« Жизнь древнейших людей»

Д\З

а) № 1, 2 с. 64;

б) № 40

18

   

7). Лента времени. Материки и части света С. 64–67.

Р./ т.42

Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени.

Различать материки и части света

лента времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами.

Нахождение на карте материков и частей света

Пр/р №7

Соотнесение: год-век, век-год

Д\З а) № 1, 2 с. 67;

б) № 43

19

   

8). Расширение знаний о мире.

С. 67–74.

Р./ т. стр. 24 № 44

Извлекать и анализировать информацию из различных источников (историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника).

Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А. Македонского)

Отслеживание по тексту и карте в учебнике марш рутов великих путешественников (Питей, А. Македон ский). Обсуждение значений и целей походов А. Маке донского и других путешественников для Европы.

Выделение качеств личности, необходимых путешест веннику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой.Моделирование ситуации современного путешествия по маршруту путешественников того времени.

 

Д\З

б) 1, 2 с. 74

20

   

9). Первые шаги

в изучении природы.

С. 74–78. Р./ т. № 46

Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения. Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном. Пользоваться дополнительными источни ками информации для построения своего сообщения. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла

Обсуждение того, какие сведения можно получить исходя из своих наблюдений в природе, как появились наука, медицина.Обсуждение исследования Аристотелем шарообразности Земли.

Объяснение значения технических изобретений Архимеда для современной жизни. Выявление значения и использования других изобретений, сделанных в древних государствах (с помощью дополнительных источников информации)

 

Д\З а) № 1 с. 77; б) № 45. Подготовить рассказ о Древней Греции

(на основе любого мифа)

или о каком-либо виде искусства

21

   

10). Духовная жизнь древнего человека.

С. 78–86. Р./ т. стр. 25 № 47

Расширять представления о значении язычества и искусства в жизни древнего человека. Выделять информа цию из сообщений одноклассников в соответствии с учеб ной задачей. Строить сообщения в устной и письменной форме. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, намечать пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определение понятия «язычество».

Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека.

Зачитывание и прослушивание рассказов о Древней Греции.

Подготовка в группах рассказов о каком-либо виде искусства

Исследовательская работа № 1«Роль искусства (музыки, танца, скульптуры, литературы) в жизни человека»

Д\З

а) № 3, 4 с. 83;

б) № 48

3. Земли восточных славян (22 часа)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

интерес к познанию окружающего мира; – понимание причин успеха в учебе;

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

понимание чувств одноклассников и учителей;

представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ориентации на принятие образца «хорошего ученика»;

осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства гордости за свою Родину, народ, историю; – понимания нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

сопереживания другим людям, в т.ч. историческим лицам;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

принятия ценности природного мира, здоровьесберегающего поведения;

понимания красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

контролировать действия партнера; – осуществлять взаимоконтроль;

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

использовать речь для планирования своей деятельности.

22

   

1). Географическое положение Европы.

С. 87–89

Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение.

Называть и находить на карте материки и части света

Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на террито рии Европы).Фиксирование географических объектов на контурной карте.Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты)

 

Д\З

а) № 1 с. 88; № 1 с. 89.

Подготовить сообщение

о жизни первобытного человека

23

   

2). Первые люди

на нашей Земле.

С. 89–91

Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины.

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках

Проводить сравнение, сериацию учебных объектов (орудий труда первобытного человека) по самостоя тельно выделенным критериям.Обсуждение условий жизни первобытных людей. Выдвижение предположе ний при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах де тельности первобытного человека, о природных усло виях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека.Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека

 

Д\З

а) № 1, 2 с. 90

24

   

3). Восточно-Европейская равнина.

С. 91–92

Р./ т. стр..25 №49,

Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте

определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, на хождение крупных рек, наиболее крупных географии ических объектов в пределах равнины, выявление осо бенностей формы рельефа.

Пр/р № 8

Ориентирование на карте природных зон и географических объектов России

Д\З а) № 2 с. 91; б) № 49

25

   

4). Степи. Растительный мир.

С. 92–96.

Р./ т. стр..26 № 50, 51, 52.

Понимать особенности природных условий степной зоны.

Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи.

Приводить примеры растений степи.

Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи

Выделение существенных признаков степи как природной зоны.Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений.Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона)

 

Д\З а) № 1 с. 94 (начать выполнение практической работы); № 1 с. 96;

б) № 50. Подготовить сообщение, используя иллюстрации или свои рисунки,

о растениях степи

26

   

5). Степи. Животный мир.

С. 96–102.

Р./ т. стр. 27 № 55, с.28 № 57, 58.

Воспринимать смысл познавательных текстов.

Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей.

Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой.

Приводить примеры животных степной зоны.

Определять приспособленность животных к жизни в степи

Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему.Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни.

Определение (среди других животных) типичных представителей.Составление цепей питания

 

Д\З б) № 52, 54. Подготовить сообщение, используя свои рисунки или иллюстрации о животных степи

27

   

6). Люди в степи.

С. 102–107.

Р./ т. № 55, 56

Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе. Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества

Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последст вий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе

Моделирование №1

Природная зона степь

Д\З б) № 57, 58

28

   

7). Лесостепь.

С. 107–109

Различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность).

Выделять существенные признаки лесостепной зоны.

Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь)

Определение по карте границ природных зон.

Различение особенностей основных и переходных природных зон.Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон.

Тест № 5 «Растения и животные степи»

Д\З а) № 1–3 с. 109

29

   

8). Лесная зона.

С. 109–124.

Р./ т. стр. 29 № 59, 60, 61

Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике. Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. Класси фицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса.Проводить аналогии между изучаемым объек том и собственным опытом.Опираться при ответе на со бственные наблюдения в природе. Выделять существен ые признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон. Узна вать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов

Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса).Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме.Выявление зависимости растительности природной зоны от количества тепла и влаги.Сравнение рисунков разных типов леса.Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса.

Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника

РК. Ботчинский заповедник

ПР№9 Рассматривание гербарных экземпляров растений природной зоны

лесов

Д\З

а) № 2 с. 113; б) № 60, 66

30

   

9). Сезонные изменения в лесу.

С. 124–138.

Р./ т. стр. 30 № 61, с.31 № 62,63.

Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов.

Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.

Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края

Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно).Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи.нание перелетных птиц своего края.Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае.

Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу

Р/к «Образ жизни и повадки животных нашего края»

 

Тест № 6 «Лесостепь, степь»

Д\З

а) № 1 с. 131; № 1 с .133;

4 с. 137

31

   

14). Полугодовая контрольная работа

   

К/р №1

32

   

10). Сезонные изменения в лесу (продолжение).

Р./ т. стр. 30№ 64, 65.

Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края

Обсуждение правил поведения в лесу в разные времена года.

Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Анализ происходящих изменений

Экскурсия № 3 в природу. РК. Моделирование вмешательства человека в природное сообщество лес и его последствия.

Д\З а) № 1–11 (на выбор учителя);

б) № 67, 68. Подготовить сообщение о жилищах славянв степной и лесной зонах

33

   

11). Как жили наши далекие предки.

С. 139–140.

Р./ т. стр. 32 № 69,70

Строить небольшие сообщения в устной форме.

Использовать для построения сообщений различные источники информации.

Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян). Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах

Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предположения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок.

Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах

Р/к «Коренные народы нашего края в далёком прошлом»

Д\З б) № 1, 2 с. 140; б) № 70

34

   

12). Расселение славян. «Путь

из варяг в греки».

С. 141–147. Р./ т. № 71

Воспринимать смысл познавательного текста.

Составлять рассказ по тексту учебника.

Понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах

Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характе ристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца)

ПР№10

Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов

Д\З

б) № 1–3 с. 144; № 1, 2 с. 147

35

   

13). Обожествление природы.

С. 148–150. б) № 72

Р./ т. стр. 33 № 72

Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество». Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени

Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ».Определение понятия «язычество».

Приведение примеров народных праздников и обычаев древних славян, соотнесение их с праздниками и традициями современных людей

Тест № 7 « Из варягов в греки»

Д\З а) № 1, 3 с. 150.

Подготовиться

к контрольной работе

36

   

15). Родной край

в далеком прошлом

Иметь представление об истории родного края.

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков. На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымысла

Нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям, верованиям предков. Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия №3 в городской краеведческий музей Знакомство с бытом, культурой предков коренного населения

Д\ЗНебольшое сочинение на тему: «Что меня удивило в музее»

37

   

16). Первые русские князья.

С. 3–8

(2-я часть учебника)

Осознавать понятие «государство».

Определять признаки и значение государства.

Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях

Выделение основных признаков государства.

Знакомство с историей образования Древнерусского государства.Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесе ние исторической карты с физической и картой

 

Д\З а) № 2 с. 8; б) № 73

38

   

17). Принятие Русью христианства.

С. 8–11

Понимать значение принятия христианства для Руси.

Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире.Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное.Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации).

Определять последовательность важных событий в истории России

Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие».

Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком.Работа с лентой времени

Тест № 8

« Русские князья»

Д\З Найти в тексте

на с. 10–11 доказательства благотворного воздействия принятия христианства на Руси

39

   

18). Расцвет Древнерусского государства.

С. 11–14 Р./ т. стр. 34 № 73,74,75.

Понимать значение сильного государства.

Выделять существенные характеристики Древнерусского государства.Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества.Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края

Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период.

Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти.

Оценка личности князя Ярослава Мудрого.

 

Д\З

а) № 2 с. 13; б) № 74

40

   

19). Древнерусская культура.

С. 14–24. Р./ т. № 75, 91

Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.

Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте.

Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства

Знакомство с древнерусской архитектурой

Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси.

Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью.

Тест № 9 «История Руси»

Исследовательская работа № 2 «Как учили школьни ков»: проведение исследова ния по изучению развития письменности на Руси

Д\З а) 4 с. 24; б) 76

41

   

20). Ослабление Древнерусского государства.С. 24–25

Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий. Определять понятие «натуральное хозяйство»

Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства.Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике

 

Д\З а) № 1, 3 с. 25

42

   

21). Ордынское нашествие.

С. 26–29

Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком.Находить место изученных событий на ленте времени.

Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый).Проводить сравнения по рисункам учебника.

Пересказывать изученные события по плану

Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательностисобытий.Знакомство с полководцами кочевников Чингисханом и Батыем.

Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов.

 

Д\З а) 1 с. 27; 1 с. 29

43

   

22). Угроза с запада.

С. 29–33

Испытывать чувство гордости за национальные победы.

Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком.

Определять последовательность событий в истории России.

Строить сообщения об исторических деятелях (А. Невский), используя дополнительные источники информации.

Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства

Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества.

Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска.

Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского

Исследовательская работа 3 «История древнего города»

Д\З а) № 1–3 с. 33;

б) № 77 Исследовательская работа (парами) по истории одного

из древних городов

(№ 5 с. 33). Выбор пары, оформление и подача материала – по желанию учащихся

4.Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часа)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

интерес к познанию окружающего мира;

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

реализации основ гражданской идентичности в поступках;

следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной задачи;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

контролировать действия партнера;

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

осуществлять взаимоконтроль;

использовать речь для планирования своей деятельности.

44

   

1). Залесская земля.

С. 34–36

Определять последовательность важных событий в истории России.

Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства

Определение местонахождения Залесской земли на физической карте.Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древнерусского государства. Чтение и обсуждение былин и сказаний

Тест № 10 «Ослабление Руси»

Д\З а) № 1 с. 36; б) № 78

45

   

2). Что такое природное сообщество.

С. 36–37 Р./ т. стр. 36 № 79

Определять понятие «природное сообщество».

Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение).Осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде

Обсуждение особенностей разнообразия природы России.Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ

Тест № 11

« Природное сообщество»

Д\З а) № 1 с. 37

46

   

3). Законы лесной жизни.

С. 38–45.

Р./ т. стр. 36 № 80.

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснять взаимосвязи в лесу.Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу.Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу). Определять значение леса для древнерусского и для современного человека

Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые).Составление цепи питания между представителями лесного сообщества.Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу. Моделирование ситуации поведения в лесу.Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование в лесу

РК. Разнообразие лесов Дальнего Востока

ОБЖ

Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, штормы смерчи, снегопады, метели. Их последствия, мероприятия по защите.

Д\З а) № 1–3 с. 40, № 1–4 с. 42

(выборочно, на усмотрение учителя);

б) № 80

47

   

4). Природное сообщество луг.

С. 45–49

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг. Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений

Установление связей в природном сообществе луг по рисунку.

Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга.

Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи

 

Д\З а) № 1–3 с. 47;

б) № 81

48

   

5). Природное сообщество озеро.

С. 49–56.

Р./ т. стр.38 №82,83

Находить на карте и знать названия крупных озер России. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро.

Извлекать из текста учебника главную мысль.

Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро. Приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания

Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество.

Знакомство с обитателями озера.

Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания.

Составление цепей питания. Обсуждение правил поведения на воде

ОБЖ

Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия:наводнения. Причины и меры по защите.

Д\З а) № 1, 4–7 (выборочно, на усмотрение учителя);

б) № 84, 85. Нанести на контурную карту географические объекты (крупные озера)

49

   

6). Природное сообщество поле.

С. 56–59

Р./ т. стр. 39 № 86.

Р/к «Зерновые культуры нашего края»

Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения. Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными.

Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу. Различать природные сообщества поле и луг.

Сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные)

Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле – сообщество. Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые).

классификация растений и животных по сообществам. Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы.Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека

Р/к «Зерновые культуры нашего края»

Д\З а) 7 с. 59;

б) 86

50

   

7). Возвышение Москвы.

С. 60–63

Р./ т. стр. 39 № 87,88

Определять последовательность исторических событий.

Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы.

Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века)

Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы.

Соотнесение информации из текста с картой.

Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы

 

Д\З а) № 1 с. 61; б) № 87

51

   

8). Куликовская битва.

С. 63–66

Составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность. Соотносить исторические события с датами.Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема).Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа

Составление плана сражения по тексту.

Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.)

Обсуждение значения Куликовской битвы для русского народа.Определение своего отношения к эпизодам Куликовской битвы

 

Д\З а) № 1, 2 с. 66

52

   

9). Стояние на реке Угре.

С. 66–68

Р./ т. стр. 40 № 89.

Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин.Соотносить исторические события с датами, дату с веком. Определять последовательность важных исторических событий России.Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от ордынского ига – 1480 г.

Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия).

Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск.

Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника

 

Д\З а) № 1, 2 с. 68.

Составить описание военных действий по схеме (карте)

53

   

10). Создание Московского государства.

С. 68–69

Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства).Пользоваться историческими картами.

Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени.Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого

Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государств .Нахождение в тексте учебника особеннос тей Московского княжества, нововведений Ивана III

 

Д\З б) № 88

54

   

11). Грозный царь.

С. 69–71. Р./ т. № 89

Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа.

Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон

Обсуждение на основе текста личности Ивана IV.

Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина

 

Д\З а) 1 с. 75;

б) 90

55

   

12). Развитие русской культуры.

С. 72–80

Р./ т. стр. 40 № 90

Понимать особую роль России в мировой истории.

Испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток

Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов.

Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе

Тест № 12 «Золотое кольцо России»

Д\З а) № 1 с. 73, № 2 с.79

Подготовить сообщения о Ермаке и А. Никитине(по желанию двум ученикам)

5.Путь от Руси к России 5ч+Россия в 17веке 8ч(13 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

интерес к познанию окружающего мира;

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам;

принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

реализации основ гражданской идентичности в поступках;

следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни;

ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной задачи;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;

строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

контролировать действия партнера;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

56

   

1). Русские первопроходцы.

С. 80–83.

Р./ т. стр. 40 № 92, 93

Находить и показывать на карте пути великих путешес твенников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достоприме чательностях новых земель. Находить на карте геогра фические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана).

Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина

Р/к Первооткрыватель нашего города

Д\З а) № 1 с. 81;

б) № 92

57

   

2). Географическое положение Азии. Сибирь.

С. 83–87 Р./ т. стр. 40 № 94, 95

Определять географическое положение Азии.

Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу и Азию.

Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. Выделять природные особенности Сибири

Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты.

Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов (крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты и знание причин их особенностей

 

Д\З а) № 1–3 с. 85;

б) № 95 Найти в тексте на с. 86–87 причины сурового климата Сибири

58

   

3). Тайга.

С. 88–92.

Р./ т. стр. 41 № 96

Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги.

Сравнивать изучаемые природные зоны России.

Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам. Приводить примеры животных и растений зоны тайги.

Знать правила поведения в лесу. Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе

Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов.

Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком.

Знакомство по рисунку с животными тайги.

Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам

РК. Леса Дальнего Востока. Тайга.

Д\З а) 1, 2 с. 91;

б) 97, 98

59

   

4). Природное сообщество болото.

С. 93–97.

Р./ т. стр. 43 № 100, 101

Находить на карте болота. Объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества. Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества.

Знать правила поведения на болоте.

Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте.

)

Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением.

Поиск в тексте причин образования болот.

Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот.

Определение значения болот в природе.

Обсуждение правил поведения на болоте.

Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем – это сообщества

 

Д\З а) № 1–3 с. 96;

б) № 99 Найти в тексте

(с. 93–96) существенные признаки болота

60

   

5). «Хождение за три моря».

С. 98–103.

Р./ т. № 102

Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина.

Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии

Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии.

Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса.Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического пояса

 

Д\З б) № 103, 104.

Подготовить сообщение

о тропическом лесе

Россия в 17веке 8часов

 

61

   

6). Смутное время. Спасители земли Русской.

С. 104–109.

Р./ т. стр. 45 № 105

Воспринимать смысл текста. Выделять необходимую информацию.

Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д.

Определять роль Минина и Пожарского в истории России. Оценивать характер русского народа.

Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства

Установление последовательности событий по тексту учебника.Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени.Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России.Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.).Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября)

 

Д\З а) № 1, 2 с. 109; б) № 106

62

   

7). Расширение пределов страны.

С. 109–111.

Р./ т. стр. 48 № 107

Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками. Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов. Находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева.Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны

Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо).

Обсуждение качеств личности первооткрывателя

Пр/р № Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников.

Д\З а) № 3, 4, 5 с.111(на усмотрение учителя). Подготовить сообщение о животных и растениях тундры

63

   

8). Природа тундры.

С. 112–118.

Р./ т. № 110

Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе

Определение по карте границ тундры.

Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры»

Тест № 13

«Смутное время»

Д\З а) № 1с. 117. Подготовить сообщение о животных арктической пустыни (выборочно, двум - трем ученикам)

64

   

Годовая контрольная работа

   

К/р №2

65

   

9). Природа тундры (продолжение).

С. 118–122

Р./ т. 109

Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре.

Знать основные виды деятельности человека в тундре

Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре.

Сравнение растительности степи и тундры.

Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника

 

Д\З а) № 2 с. 122;

б) № 108

66

   

10). Арктическая пустыня.

С. 122–127. б) № 112

Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны.

Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следствен ные связи в природе.Выявлять положительное и отрица тельное влияние человека на природу. Приводитьпример растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах

Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики.

Работа с вопросами и заданиями в учебнике.

Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни

 

Д\З а) № 2 с. 126;

б) № 111,113 Сделать сравнительную характеристику Арктики и Антарктиды

67

   

11). Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

С. 128–133 Р./ т. №113

Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем

Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека .Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение \значе ния открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет)

 

Д\З а) № 1 с. 129;

б) № 114, 116

68

   

12). Россия накануне реформ.

С. 134–136.

Р./ т. № 115

Узнавать государственную символику. Соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком.

Определять последовательность важнейших событий в истории России

Представление альбомов по истории культуры России. Выполнение обобщающих заданий.

Работа с картой и лентой времени

 

Контрольно-оценочная и практическая деятельность

Вид контроля

Дата проведения ( № урока )

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

итого

экскурсии

4, 8

32, 36

   

4

практические

2,3,6,7, 9,11, 18

24, 27,29, 33, 34

 

62

13

тесты

5. 10, 13, 17,

28, 30, 35, 38

40, 44, 45

55, 63

13

контрольные

 

31

 

64

2

исследования

 

21

43

 

2

ОБЖ

1, 3

 

46, 48

 

4

Р.к.

2, 4, 5, 8,

29, 30, 32, 33

46, 49.

56, 58

12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации