Программа внеурочной деятельности для 7 класса по биологии "Удивительный мир ботаники"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шеманихинская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № ______ от «____» ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ «____»_________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «______» ___________ «_____»___________ |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир ботаники»
для обучающихся 7 класса
Составитель: Соколова Е.В.,
учитель биологии и химии
п. Шеманиха, 2025
Пояснительная записка
Актуальность программы. Одной из важных составляющих современного биологического образования является овладение учащимися практическими навыками и умениями. Поэтому создание программы внеурочной деятельности «Удивительный мир ботаники» для 7 класса направлено на развитие познавательного интереса школьников в области биологии и экологии, формирование личностных, предметных и коммуникативных универсальных учебных действий. Данная программа предполагает выполнение учащимися исследовательских и практических работ, организацию наблюдений за природными объектами в естественных и лабораторных условиях. Содержание занятий способствует знакомству учеников с предметом биологии разделом ботаники на более широком уровне, что дает возможность развитию кругозора детей, формированию практических навыков при работе с биологическими объектами, расширению интересов к предмету, что способствует профориентации детей; происходит активное развитие коммуникативных навыков школьников при работе в группах.
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир ботаники» рассчитана на 1 учебный год и составляет 34 часа, что соответствует требованиям ФГОС.
Программа предусматривает чередование практических и теоретических занятий, проведение различных мастер-классов, практических и исследовательских работ, где значительное время отводится на получение учащимися навыков самостоятельной работы. В ходе успешного освоения содержания программы учащиеся смогут без затруднений определять семейства и морфологические особенности растений разных видов, познакомятся с их разнообразием, сформируют исследовательские навыки, освоят правила посадки и ухода за растениями, получат знания о различных сферах их применения.
Целью данной программы является создание условий для формирования у школьников практических навыков и умений, развитие их экологического воспитания, а также успешного овладения учениками системы знаний в области биологии, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование системы знаний о разнообразии растений, их видах, назначениях, использовании и роли в жизни человека;
2. Развитие у школьников практических навыков и умений при работе с биологическими объектами;
3. Формирование у школьников навыков и умений при выполнении практических и исследовательских работ по биологии;
4. Развитие интереса школьников к предмету биологии и расширение кругозора детей в данной области знаний.
Развивающие:
1. Формирование у школьников коммуникативных способностей;
2. Развитие биологического и экологического мышления, умение применять его на практике;
3. Создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
1. Формирование у учеников положительного отношения к здоровому образу жизни.
2. Формирование у учащихся экологически-целесообразного отношения к окружающей среде;
3. Совершенствование способностей детей к самообразованию;
4. Проведение профориентации школьников.
Формы занятий:
1) практические работы
2) мастер-классы
3) исследовательские работы
4) экскурсии
5) лабораторные работы
6) лекции
Планируемые результаты обучения, приобретаемые учащимися в ходе программы:
Личностные результаты:
1. Понимать роль биологии в жизни человека;
2. Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни;
3. Понимать роль биологической науки в формировании научного мировоззрения;
4. Сформировать экологически-целесообразное отношение в окружающей среде;
5. Применять биологические знания для решения жизненных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1. Уметь выявлять и решать проблемы в учебных и жизненных ситуациях, используя биологические знания;
2. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи, выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Коммуникативные:
1. Слушать и уважать мнение других людей;
2. Уметь выступать на публике, развивать научную речь;
3.Научиться сотрудничеству при работе в коллективе.
Познавательные:
1. Уметь выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
2. Уметь обобщать, сравнивать и анализировать информацию, на основе полученной информации делать выводы;
3. Уметь, исходя из поставленной задачи, выявлять биологические закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях.
Предметные:
1. Знать отличительные признаки растений разных групп, их особенности строения и свойств;
2. Уметь грамотно выполнять и оформлять исследовательские и практические работы;
3. Владеть методами исследования, наблюдения, эксперимента.
4. Знать семейства растений, уметь их определять по отличительным признакам;
5. Знать и соблюдать правила поведения на экскурсиях.
Тематическое планирование
Наименование курса (модуля, предмета) | Всего недель | Всего часов | Всего недель/часов |
Введение | 1 | 1 | 1/1 |
Эфирно-масличные растения | 4 | 8 | 4/8 |
Хвойные растения | 4 | 8 | 4/8 |
Лекарственные растения | 4 | 8 | 4/8 |
Декоративные растения | 4 | 8 | 4/8 |
Итоговая аттестация (количество часов) | 1 | ||
Всего по программе | | | 18/34 |
Поурочное планирование
Источники литературы
1. Андреева Е.Н. Организация внеурочной деятельности. Проблемы и решения // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф.. – Чебоксары, 2022. – С. 87-89. – Текст: непосредственный.
2. Борцов, А.Н. Формы внеурочной деятельности учащихся в системе непрерывного ботанического образования «Школа – вуз» // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №4 – С. 189–192. – Текст: непосредственный.
3. Внеурочная работа по биологии, 6–11 классы – 3-е изд. (Мастерская учителя биологии) / Сост. С.М. Курганский. – М.: ВАКО. – 2020. – 289 с. – Текст: непосредственный.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – Текст: непосредственный.
5. Дорошенко, Т.Н. Биологические основы размножения плодовых растений: учеб. пособие / Т. Н. Дорошенко, Л. Г. Рязанова. – 2-е изд. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 136 с. – Текст: непосредственный.
6. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка // Молодой ученый. – 2019. – №24 (262). – С. 426–427. – Текст: непосредственный.
7. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – 2018. – №23. – С. 24–30. – Текст: непосредственный.