Программа внеурочной деятельности для 7 класса по биологии "Удивительный мир ботаники"

0
0
Материал опубликован 19 September


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шеманихинская средняя общеобразовательная школа




ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «____» ___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

«____»_________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «­­­­­­­­­­­­­­______»

___________

«_____»___________




Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Удивительный мир ботаники»

для обучающихся 7 класса





Составитель: Соколова Е.В.,

учитель биологии и химии



п. Шеманиха, 2025

Пояснительная записка

Актуальность программы. Одной из важных составляющих современного биологического образования является овладение учащимися практическими навыками и умениями. Поэтому создание программы внеурочной деятельности «Удивительный мир ботаники» для 7 класса направлено на развитие познавательного интереса школьников в области биологии и экологии, формирование личностных, предметных и коммуникативных универсальных учебных действий. Данная программа предполагает выполнение учащимися исследовательских и практических работ, организацию наблюдений за природными объектами в естественных и лабораторных условиях. Содержание занятий способствует знакомству учеников с предметом биологии разделом ботаники на более широком уровне, что дает возможность развитию кругозора детей, формированию практических навыков при работе с биологическими объектами, расширению интересов к предмету, что способствует профориентации детей; происходит активное развитие коммуникативных навыков школьников при работе в группах.

Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир ботаники» рассчитана на 1 учебный год и составляет 34 часа, что соответствует требованиям ФГОС.

Программа предусматривает чередование практических и теоретических занятий, проведение различных мастер-классов, практических и исследовательских работ, где значительное время отводится на получение учащимися навыков самостоятельной работы. В ходе успешного освоения содержания программы учащиеся смогут без затруднений определять семейства и морфологические особенности растений разных видов, познакомятся с их разнообразием, сформируют исследовательские навыки, освоят правила посадки и ухода за растениями, получат знания о различных сферах их применения.

Целью данной программы является создание условий для формирования у школьников практических навыков и умений, развитие их экологического воспитания, а также успешного овладения учениками системы знаний в области биологии, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование системы знаний о разнообразии растений, их видах, назначениях, использовании и роли в жизни человека;

2. Развитие у школьников практических навыков и умений при работе с биологическими объектами;

3. Формирование у школьников навыков и умений при выполнении практических и исследовательских работ по биологии;

4. Развитие интереса школьников к предмету биологии и расширение кругозора детей в данной области знаний.

Развивающие:

1. Формирование у школьников коммуникативных способностей;

2. Развитие биологического и экологического мышления, умение применять его на практике;

3. Создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

5. Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

1. Формирование у учеников положительного отношения к здоровому образу жизни.

2. Формирование у учащихся экологически-целесообразного отношения к окружающей среде;

3. Совершенствование способностей детей к самообразованию;

4. Проведение профориентации школьников.

Формы занятий:

1) практические работы

2) мастер-классы

3) исследовательские работы

4) экскурсии

5) лабораторные работы

6) лекции

Планируемые результаты обучения, приобретаемые учащимися в ходе программы:

Личностные результаты:

1. Понимать роль биологии в жизни человека;

2. Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни;

3. Понимать роль биологической науки в формировании научного мировоззрения;

4. Сформировать экологически-целесообразное отношение в окружающей среде;

5. Применять биологические знания для решения жизненных ситуаций;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

1. Уметь выявлять и решать проблемы в учебных и жизненных ситуациях, используя биологические знания;

2. Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи, выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Коммуникативные:

1. Слушать и уважать мнение других людей;

2. Уметь выступать на публике, развивать научную речь;

3.Научиться сотрудничеству при работе в коллективе.

Познавательные:

1. Уметь выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

2. Уметь обобщать, сравнивать и анализировать информацию, на основе полученной информации делать выводы;

3. Уметь, исходя из поставленной задачи, выявлять биологические закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях.

Предметные:

1. Знать отличительные признаки растений разных групп, их особенности строения и свойств;

2. Уметь грамотно выполнять и оформлять исследовательские и практические работы;

3. Владеть методами исследования, наблюдения, эксперимента.

4. Знать семейства растений, уметь их определять по отличительным признакам;

5. Знать и соблюдать правила поведения на экскурсиях.



Тематическое планирование


Наименование курса (модуля, предмета)

Всего недель

Всего часов

Всего недель/часов

Введение

1

1

1/1

Эфирно-масличные растения

4

8

4/8

Хвойные растения

4

8

4/8

Лекарственные растения

4

8

4/8

Декоративные растения

4

8

4/8

Итоговая аттестация (количество часов)

1

Всего по программе



18/34



Поурочное планирование


Название темы

Часы, месяц

Элементы содержания

Практическая деятельность учащихся

Форма контроля

Введение, 2 часа

1. Развитие ботаники как науки

Изучение становления ботаники как науки

Просмотр презентации, работа в группах, опрос учащихся

Модуль «Эфирно-масличные растения», 8 часов

1. Экскурсионный обзор эфирно-масличных растений

Изучение и знакомство с разнообразием эфирно-масличных растений

Экскурсия, фронтальная беседа

2. Эфирные масла и их свойства

Понятие «эфирные масла», изучение их состава и свойств

Работа с учебными пособиями, выполнение заданий на карточках

3. Сбор эфирно-масличных растений

Сбор и подготовка к гербаризации эфирно-масличных растений

Составление гербария

4. Мастер-класс «Эфирно-масличные растения в ароматерапии»

Ароматерапия. Различие эфирных масел растений, изучение их свойств

Изготовление ароматического саше

5.Практическая работа «Определение эфирно-масличных растений в цветущем состоянии»

Особенности цветения эфирно-масличных растений, характер листьев и соцветий, аромат плодов отдельных видов растений

Практическая работа

6. Противовоспалительные эфирно-масличные растения

Изучение противовоспалительных эфирно-масличных растений, их свойств

Фронтальный опрос, беседа

7. Успокаивающие эфирно-масличные растения

Эфирно-масличных растения: лаванда, мелисса, валерьяна. Изучение морфологических и биологических особенностей

Работа в тетрадях, беседа

8. Эфирно-масличные растения в кулинарии

Эфирно-масличные растения как пряности. Петрушка, мята, шафран, розмарин. Использование эфирно-масличных растений в кулинарии

Изготовление пряностей из эфирно-масличных растений, беседа

Модуль «Хвойные растения», 8 часов

1. Квест-экскурсия «Хвойные лекари»

Изучение растений хвойного отдела по морфологическим особенностям

Выполнение заданий на карточках

2. Определение чистоты воздуха по состоянию хвои сосны

Применение хвои для оценки степени загрязнения воздуха, знакомство во способами определения чистоты воздуха по состоянию хвои сосны

Выполнение исследовательской работы, групповая работа

3. Мастер класс «Лечебный напиток»

Изучение понятия «фиточай», знакомство с полезными свойствами хвойных растений, изготовление и дегустация фиточая

Создание фиточая из хвойных растений и его дегустация


4. Легенды о хвойных растениях

Знакомство с легендами и мифами о вечнозеленых растениях


Просмотр фильма, экскурсия по хвойному отделу Аптекарского огорода, работа с QR-кодами.

5. Какие бывают елки?

Особенности внешнего строения хвойных растений разных видов, морфологические различия разных видов хвойных между собой, биологические особенности хвойных растений

Лабораторная работа «Изучение хвойных растений по вегетативным и генеративным органам»

6. «Вечнозеленое чудо природы»

Хвойные растения и их свойства. Виды новогодних композиций: букеты, венки, подвесные, настольные). Техника создания поделок из хвои

Практическая работа «Создание новогодней композиции из хвойных растений»

7. Хвойные растения в ландшафтном дизайне

Изучение хвойных композиций, условия произрастания, условия размещения

Создание плана-схемы хвойных растений в ландшафтном дизайне, создание композиций

8. Хвойные «лекари» в период военного времени


Рассказ о пользе хвойных растений и их практическом значении в период военного времени

Просмотр фильма, тестирование.

Модуль «Лекарственные растения», 8 часов

1. Экскурсионный обзор лекарственных растений

Ознакомление с видами лекарственных растений и их назначением

Просмотр презентации. Выполнений заданий, беседа

2. Виды лекарственных растений и их значение

Знакомство с видами лекарственных растений и их назначением: противовоспалительные, сердечно-сосудистые, отхаркивающие, ухо, горло, нос.

Работа в группах с разными отделами лекарственных растений, опрос учащихся

3. Разработка памяток о лекарственных растениях

Изучение и закрепление знаний о многообразии лекарственных растений

Практическая работа Изготовление памяток лекарственных растений

4. Изготовление гербариев из лекарственных растений

Формирование навыков гербаризации

Создание гербария из лекарственных растений

5. Создание буклетов о лекарственных растениях

Ознакомление с правилами создания буклетов

Проектная работа Создание буклетов о лекарственных растениях

6. Презентация буклетов о лекарственных растениях

Получение навыков работы в группах и грамотной презентации проектов

Выступление с презентацией

7. Мастер-класс «Лекарственный напиток»

Формирование представлений о значении и применении лекарственных растений в фитотерапии

Составление и дегустация фиточая из лекарственных растений

8. Викторина «Аптекарские лекари»


Повторение и закрепление знаний о лекарственных растениях, их видах и свойствах

Участие в викторине, выполнение заданий на карточках

Модуль «Декоративные растения», 8 часов

1. Занятие «Растения в период покоя»

Изучение растений и их особенностей во время покоя

Определение растений в период покоя, работа в группах

2. Мастер-класс «Флорариум своими руками»

Типы флорариумов, виды растений для флорарииумов, особенности посадки и уход

Практическая работа «Создание флорариумов», тестирование

3. Как размножаются растения?

Изучение принципов вегетативного размножения растений, выполнение практической работы

Лабораторная работа «Вегетативное размножение растений»

4. Квест-экскурсия «Дендрологический отдел»

Изучение разнообразия декоративных растений, их практического значения

Работа с QR-кодами, беседа

5. Практическая работа «Определение семейств растений разных видов»

Повторение семейств растений, отличительные признаки, формула, диаграмма цветка, выполнение практической работы

Практическая работа «Семейства растений»

6. Разнообразие жизненных форм растений , их значение

Жизненные формы растений: древесные, кустарниковые, травы. Изучение морфологических признаков растений

Практическая работа «Изучение систематики растений по вегетативным и генеративным органам»

7. Правила посадки и ухода за растениями

Изучение правил посадки и ухода за растениями

Посадка декоративных растений на пришкольном участке

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год. Написание проверочной работы


Выполнение проверочной работы




Источники литературы

1. Андреева Е.Н. Организация внеурочной деятельности. Проблемы и решения // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы Всерос. науч.-практ. конф.. – Чебоксары, 2022. – С. 87-89. – Текст: непосредственный.

2. Борцов, А.Н. Формы внеурочной деятельности учащихся в системе непрерывного ботанического образования «Школа – вуз» // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №4 – С. 189–192. – Текст: непосредственный.

3. Внеурочная работа по биологии, 6–11 классы – 3-е изд. (Мастерская учителя биологии) / Сост. С.М. Курганский. – М.: ВАКО. – 2020. – 289 с. – Текст: непосредственный.

4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – Текст: непосредственный.

5. Дорошенко, Т.Н. Биологические основы размножения плодовых растений: учеб. пособие / Т. Н. Дорошенко, Л. Г. Рязанова. – 2-е изд. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 136 с. – Текст: непосредственный.

6. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка // Молодой ученый. – 2019. – №24 (262). – С. 426–427. – Текст: непосредственный.

7. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – 2018. – №23. – С. 24–30. – Текст: непосредственный.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации