Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир веществ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 20»
РАССМОТРЕНО на ШМО Руководитель _____________Волкова В.А. Протокол № __ от 31.08.2017 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________Трофимова А.Ф. 31.08.2017 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________Орловская Н.С. Приказ № от 31.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2017-2018 учебный год
Форма организации |
Приоритетные направления |
Класс |
Количество часов |
Удивительный мир веществ |
общеинтеллектуальное |
2 |
17 |
Удивительный мир веществ |
общеинтеллектуальное |
3 |
17 |
Удивительный мир веществ |
общеинтеллектуальное |
4 |
17 |
Разработчик: Малых Светлана Владимировна, учитель химии
Пояснительная записка
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате изучения курса обучающиеся будут иметь представление: о специфике науки химии;
узнают:
- понятия «вещества», «тела», «смеси веществ», «свойства веществ»;
- свойства и значение химических веществ, окружающих их в повседневной жизни: воды, кислот, щелочей, сахара и соли, крахмала, пищевой соды, активированного угля, мыла, йода, мела;
- природные индикаторы и их назначение;
- названия и предназначение простейшего лабораторного оборудования;
- какие опасности подстерегают человека при неправильном обращении с веществами;
научатся:
- приводить примеры веществ, тел, смесей веществ, окружающих их в повседневной жизни;
- называть некоторые вещества на химическом языке;
- описывать свойства веществ;
- сравнивать вещества;
- отличать вещество от тела, чистое вещество от смеси;
- объяснять, для чего человек использует отдельные вещества;
- обращаться с веществами, соблюдая правила техники безопасности;
- устанавливать связи между свойствами веществ и их применением;
- распознавать кислоты и щёлочи с помощью универсального индикатора и природных индикаторов;
- определять наличие крахмала в продуктах питания по качественной реакции с йодом;
- обращаться с химической посудой и простейшим химическим оборудованием;
- проводить различные лабораторные операции (нагревание, растворение, измельчение и очистка веществ);
- отмерять вещества с помощью лабораторного оборудования;
- монтировать простейшие химические установки;
- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать);
- выполнять правила безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием;
- составлять правила безопасного поведения с веществами;
- называть, какую опасность могут принести вещества при неправильном их использовании;
- выполнять советы по охране здоровья;
получат возможность для формирования умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- приобретения опыта в создании исследовательских проектов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
2 класс.
1. Введение
Химия - чудеса, да и только…
Беседа. Особенности работы элективного курса «Удивительный мир веществ». Поведение в группе.
Демонстрация зрелищных опытов.
Подумаем о безопасности
Правила техники безопасности на занятиях творческой лаборатории «Удивительный мир веществ».
Практическая работа:
Безопасные приёмы работы с веществами и лабораторным оборудованием.
2. Помощники в изучении веществ
Химическая посуда
Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (пробирка, химический стакан, колба, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, фарфоровая ступка с пестиком, воронка) и приёмами работы с ним.
Практическая работа:
Приёмы перемешивания веществ в пробирке, химическом стакане, колбе. Измельчение сахара в ступе пестиком.
Измерительные помощники
Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (мерный цилиндр и стакан,ложка для сыпучих веществ, пипетка) и приёмами работы с ним.
Практическая работа:
Проведение измерений веществ (объема воды с помощью мерной посуды, массы твёрдого вещества с помощью технохимических весов).
Нагревательные помощники
Знакомство с простейшим лабораторным оборудованием (спиртовка, держатель, спички) и приёмами работы с ним.
Практическая работа:
Нагревание воды в пробирке до кипения в пламени спиртовки.
3. Мы познаём тайные свойства веществ
Что такое вещества?
Предметы и вещества. Смеси веществ. Способы их изучения: наблюдение, поиск информации в справочной литературе, эксперимент. Чтение и отгадывание загадок о веществах.
Практическая работа:
Подбор разных предметов, изготовленных из одного и того же вещества и одинаковых предметов, изготовленных из разных веществ.
Какие вещества на вкус и запах?
Многообразие вкусов и запахов веществ. Правила безопасности при определении вкуса и запаха веществ. Игра «Отгадай вещество по вкусу». Составление загадок о веществах по их свойствам.
Практическая работа:
Распознавание запаха веществ.
В каких состояниях бывают вещества?
Агрегатное состояние вещества (газ, жидкость, твёрдое). Нахождение одного вещества в разных агрегатных состояниях. Плавление. Кипение.
Практическая работа:
Изготовление новой свечи из огарков старых.
Какие вещества любит вода?
Растворимость веществ в воде.Чтение и отгадывание загадок о веществах. Составление загадок о веществах по их свойствам.
Практическая работа:
Исследование растворимости различных веществ в воде.
Как рождаются и растут кристаллы?
Кристаллы, их особенности. Рассмотрение кристаллов солей под лупой. Кристаллизация веществ.
Практическая работа:
Выращивание кристаллов.
Секреты М&M,s и чёрного фломастера
Цвет веществ. Цветные смеси и способы их разделения. Хроматография.
Демонстрация веществ разного цвета.
Практическая работа:
Разделение красителя сахарной глазури М&M,sи чернил фломастера на отдельные краски.
Твёрдый или мягкий характер вещества?
Твёрдость веществ. Сравнение значений слов «твёрдый» и «мягкий» для веществ и характера людей. Шкала твёрдости.
Практическая работа:
Исследование твёрдости веществ и составление шкалы твёрдости.
Что проводят вещества?
Теплопроводность и электропроводность веществ. Проводники и изоляторы. Применение знаний о данных свойствах веществ человеком. Правила безопасного обращения с проводниками тепла и электрического тока.
Практическая работа:
Исследование веществ на теплопроводность и электропроводность.
Плавает или тонет?
Плотность веществ. Ареометр – прибор для измерения плотности жидкостей.
Демонстрация плавающего яйца в пресной и солёной воде.
Практическая работа:
Получение слоёной жидкости из воды и растительного масла.
Творческий проект «Сделай ареометр»
Притягателен ли я?
Многообразие металлов. Металлы и магниты. Намагничиваемость металлов на службе человека.
Практическая работа:
Распознавание железосодержащих предметов.
Творческий проект «Сделай компас»
Сухо или мокро?
Гигроскопичность веществ. Виды тканей и их способность впитывать воду. Выбор ткани для спортивной футболки.
Практическая работа:
Проверка тканей на способность впитывать воду.
Творческий проект «Непромокаемые ткани»
4. Мои достижения
Игра «Умники и умницы».
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
3 класс.
1. Введение
Правила техники безопасности на занятиях творческой лаборатории «Удивительный мир веществ». Поведение в группе.
2. Творческая лаборатория на кухне
Волшебная вода
Агрегатные состояния воды. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. Испарение. Конденсация. Плавление. Замерзание. Круговорот воды в природе. Частицы воды – молекулы. Есть ли у воды «кожа»? Поверхностное натяжение воды.
Практическая работа:
«Вызываю тучу и дождь».
Творческий проект «Фокусы с водой»: подготовка и показ фокусов (липучие игральные кубики; плавающая иголка; заколдованная непроливайка; подъём бумаги, не касаясь её руками).
Кислота и щёлочь
Вещества кислоты (лимонная и уксусная) и их свойства. Щёлочи – противоположность кислотам (раствор пищевой соды, моющие средства для посуды). Меры предосторожности при работе с кислотами и щелочами. Индикаторы. Универсальный индикатор. Природные индикаторы. Нейтрализация. Средства против укусов насекомых.
Практическая работа:
Распознавание кислот и щелочей с помощью индикаторов.Борьба кислоты со щёлочью.
Газированная вода
Джозеф Пристли – изобретатель газированной воды. Газированная вода – смесь веществ.
Обнаружение угольной кислоты в газированной воде индикаторами. Советы для здоровья любителям газированной воды. Углекислый газ и способы его обнаружения.
Практическая работа:
Исследования газированной воды.
Загадки поваренной соли
Поваренная соль и её свойства. Значение соли для человека и животных. Когда соль – яд.
Нахождение соли в природе и её добыча. Месторождение соли в нашей области.
Роль поваренной соли в истории, народном творчестве. Инсценирование пословиц, поговорок, народных примет и народных обычаев, связанных с поваренной солью.
Практическая работа:
Исследование свойств поваренной соли.
Полезные и вредные черты сахара
Сахар и его свойства. Польза и вред сахара для человека. Растения - источники сахара.
Практическая работа:
Получение сахара из сахарной свёклы и изучение его свойств.
Кухонный помощник - пищевая сода
Состав и свойства пищевой соды. Сода – углекислый натрий. Гашение пищевой соды уксусной кислотой. Разложение соды при нагревании. Подтверждение свойства углекислого газа не поддерживать горение. Роль пищевой соды при выпечке кулинарных изделий и избавления от изжоги.
Практическая работа:
Исследование пищевой соды.
А в тебе есть крахмал?
Растворимость крахмала в воде. Картофель – источник крахмала. Распознавание крахмала раствором йода.
Практическая работа:
Определение крахмала в продуктах питания.
Мы наблюдаем за молоком
Молоко – смесь веществ. Польза молока для детей. Обнаружение белка в молоке. Причины скисания молока. Различие в составе свежего и кислого молока. Способы сохранения свежести молока.
Практическая работа:
Исследование состава и свойств свежего и кислого молока.
Жиры – наши защитники
Разнообразие растительных и животных жиров. Обнаружение жиров в продуктах питания. Защитная роль жиров. Особенности питания людей, проживающих в холодных природных условиях.
Практическая работа:
Исследование защитной роли жиров от холода.
Желатиновая мастерская
Желатин – белок. Свойства желатина образовывать эластичный гель при охлаждении его раствора. Получение и применение желатина.
Творческий проект«Желатиновые украшения к празднику».
Фокусы с металлической губкой для мытья посуды
Химическая реакция - превращение одного вещества в другое. Ржавление – химическая реакция между железом, влагой и кислородом, Выделение тепла – признак химической реакции. Защита металла от ржавления.
Практическая работа:
Температурный эксперимент при ржавлении железа.
Поглотитель запахов
Получение и особенности строения древесного угля. Свойство древесного угля поглощать газы и растворимые в воде вещества. Применение древесного угля для устранения неприятных запахов на кухне. Древесный уголь в фильтрах для очистки воды.
Активированный уголь.
Практическая работа:
Исследование поглотительной способности древесного угля.
Вещества в борьбе за чистоту на кухне
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Жидкие моющие средства для мытья посуды и правила безопасности их использования.
Практическая работа:
Приготовление смеси для мыльных пузырей. Выдувание необычных мыльных пузырей.
3. Мои достижения
Игра «Умники и умницы».
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения»
4 класс
1. Введение
Правила техники безопасности на занятиях творческой лаборатории «Удивительный мир веществ».Поведение в группе.
2. Вещества на службе человека
Пишем секретными чернилами
Поиск рецептов секретных чернил. Применение полученных сведений на практике.
Творческий проект «Пишем секретными чернилами»
Устраиваем извержение вулкана на столе
Строение вулкана. Изготовление модели вулкана. Приготовление смеси для его действия.
Творческий проект «Действующий вулкан на столе»
Чистим потемневшее серебро
Признак реакции серебра с воздухом. Способы очистки потемневшего металла от продуктов реакции.
Практическая работа: Очистка серебра от продуктов реакции.
Моделируем химический серпентарий
Значение слова «серпентарий». Приготовление смеси для химических змей разными способами.
Творческий проект «Химический серпентарий»
Конструируем химический барометр
Гигроскопичность. Кристаллогидраты. Барометр. Изготовление модели химического барометра на основе кристаллогидратов и проверка его работы.
Творческий проект «Конструируем химический барометр»
Моделируем конфетную фабрику
Свойства алюминия, сахара и соды. Приготовление сладких, лёгких и хрустящих леденцов.
Творческий проект «Сладкоежки»
Получаем поваренную соль из соды
Проведение химической реакции между пищевой содой и соляной кислотой. Выпаривание. Изучение кристаллов с помощью лупы.
Практическая работа: Получение поваренной соли из соды.
Выпускаем непромокаемые ткани
Поиск веществ, отталкивающих воду. Пропитка данными веществами тканей и испытание на непромокаемость.
Творческий проект «Удивительные ткани»
Смешиваем несмешивающееся
Неоднородные жидкие смеси. Изучение роли эмульгаторов.
Практическая работа: Приготовление эмульсии.
Учимся разделять смеси
Способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание, фильтрование.
Практическая работа: Помогаем Золушке отделить семена мака от песка и железных опилок.
Удаляем пятна с одежды
Растворимость жиров, зелени травы, чернил в различных растворителях. Правила очистки ткани от пятен.
Практическая работа: Удаление пятен разного вида с ткани.
Делаем пластмассу
Пластмассы. Их свойства, применение. Получение пластмассы из молока и изготовление из неё поделок.
Творческий проект«Химичим пластмассовые украшения»
Ищем защитников пищи от порчи
Консерванты. Поиск веществ – консервантов. Постановка опыта по определению их эффективности.
Практическая работа: Исследование эффективности веществ – консервантов.
Заставляем работать углекислый газ
Условия возникновения и прекращения горения веществ. Свойства углекислого газа и их применение при тушении пожара.
Практическая работа: Получение углекислого газа и исследование его в роли огнетушителя.
Устраиваем праздничный фейерверк
Изучение окраски пламени различными веществами. Приготовление смеси на их основе для праздничного фейерверка.
Творческий проект «Праздничный фейерверк»
3.Мои достижения
Игра «Умники и умницы».
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения»
3. Тематическое планирование, 2 класс
№ |
Название раздела/темы |
Количество часов |
В том числе из них |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
Введение. |
2 |
2 |
|
2 |
Помощники в изучении веществ |
3 |
3 |
3 |
3 |
Мы познаём тайные свойства веществ |
11 |
11 |
|
4 |
Мои достижения |
1 |
1 |
Календарно-тематическое планирование, 2 класс
№ занятия |
Дата проведения планируемая |
Дата проведения фактическая |
Название раздела, темы |
Форма проведения |
Форма контроля и представления результатов |
1 |
1. Введение Химия - чудеса, да и только… |
Беседа |
устный фронтальный опрос |
||
2 |
Подумаем о безопасности |
||||
3 |
2. Помощники в изучении веществ Химическая посуда |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
4 |
Измерительные помощники |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
5 |
Нагревательные помощники |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
5 |
3. Мы познаём тайные свойства веществ Что такое вещества? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
6 |
Какие вещества на вкус и запах? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
7 |
В каких состояниях бывают вещества? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
8 |
Какие вещества любит вода? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
9 |
Как рождаются и растут кристаллы? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
10 |
Секреты М&M,s и чёрного фломастера |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
11 |
Твёрдый или мягкий характер вещества? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
12 |
Что проводят вещества? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
13 |
Плавает или тонет? |
Практическая работа |
наблюдение за работой учеников |
||
14 |
Притягателен ли я? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
15 |
Сухо или мокро? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
17 |
3. Итоговое занятие Мои достижения |
Игра |
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». |
Календарно-тематическое планирование, 3 класс
Тематическое планирование, 3 класс
№ |
Название раздела/темы |
Количество часов |
В том числе из них |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2 |
Удивительная лаборатория на кухне |
15 |
8 |
7 |
3 |
Мои достижения |
1 |
1 |
Календарно-тематическое планирование, 3 класс
№ занятия |
Дата проведения планируемая |
Дата проведения фактическая |
Название раздела, темы |
Форма проведения |
Форма контроля и представления результатов |
1 |
1. Введение Подумаем о безопасности. Помощники в изучении веществ |
Беседа |
устный фронтальный опрос |
||
2 |
2. Удивительная лаборатория на кухне Волшебная вода. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
3 |
Волшебная вода. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
4 |
Сухо или мокро? Гигроскопичность веществ. Виды тканей и их способность впитывать воду. Выбор ткани для спортивной футболки. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
5 |
Кислота и щёлочь. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
6 |
Газированная вода. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
7 |
Загадки поваренной соли. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
8 |
Полезные и вредные черты сахара. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
9 |
Кухонный помощник - пищевая сода. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
10 |
А в тебе есть крахмал? |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
11 |
Мы наблюдаем за молоком. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
12 |
Жиры – наши защитники. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
13 |
Желатиновая мастерская. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
14 |
Фокусы с металлической губкой для мытья посуды. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
15 |
Поглотитель запахов. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
16 |
Вещества в борьбе за чистоту на кухне. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
17 |
3. Мои достижения Игра «Умники и умницы». |
Игра |
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». |
Тематическое планирование, 4 класс
№ |
Название раздела/темы |
Количество часов |
В том числе из них |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
2 |
Вещества служат людям |
15 |
8 |
7 |
3 |
Мои достижения |
1 |
1 |
Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№ занятия |
Дата проведения планируемая |
Дата проведения фактическая |
Название раздела, темы |
Форма проведения |
Форма контроля и представления результатов |
1 |
1. Введение. Подумаем о безопасности. Помощники в научных экспериментах. |
Беседа |
устный фронтальный опрос |
||
2 |
2. Вещества служат людям Пишем секретными чернилами. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
3 |
Устраиваем извержение вулкана на столе. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
4 |
Чистим потемневшее серебро. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
5 |
Моделируем химический серпентарий. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
6 |
Конструируем химический барометр. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
7 |
Моделируем конфетную фабрику. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
8 |
Получаем поваренную соль из соды. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
9 |
Выпускаем непромокаемые ткани. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
10 |
Смешиваем несмешивающееся. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
11 |
Учимся разделять смеси. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
12 |
Удаляем пятна с одежды. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
13 |
Делаем пластмассу. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
14 |
Ищем защитников пищи от порчи. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
15 |
Заставляем работать углекислый газ. |
Практическая работа |
устный фронтальный опрос |
||
16 |
Устраиваем праздничный фейерверк. |
Творческий проект |
наблюдение за работой учеников |
||
17 |
3. Мои достижения Игра «Умники и умницы». |
Игра |
Итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». |