12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколовский Григорий Феликсович261
Россия, Калининградская обл., Советск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №10» города Советска Калининградской области


 

 

«Рекомендована

к использованию»

педагогическим советом

Протокол №13

от «30» августа 2017 г.

«Согласовано»:

с руководителем методической кафедры

естественнонаучного

направления

«Принято» на МК

Протокол № 1

от «29» августа 2017 г.

«Утверждаю»:

директор МАОУ

лицея №10 г. Советска

__________________

Г.Ф. Соколовский

Приказ №

от «30» августа 2017 г.

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по биологии

для 7 класса «ЕНН»

на 2017-2018 учебный год


 


 

 

Уровень:

профильный

35 часов

Составитель(и) программы:

Соколовский Г.Ф.

 
 


 


 


 


 


 


 

Советск, 2017

Пояснительная записка

1.Нормативная основа реализации программы:

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7ЕНН группы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук на уровне основного общего образования.

Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

2.Общая характеристика предмета

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач; «овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Пример­ная программа по биологии строится с учётом следующих содер­жательных линий:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

3.Особенности освоения программы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.

Общеучебными

определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение различными формами самоконтроля;

оценивание своей учебной деятельности и установление их причины;

постановка целей самообразовательной деятельности.

Предметно-ориентированными

Определение(узнавание) наиболее распространенных

растений и животных с использованием

различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и т.д.).

Исследование особенностей строения растений и

животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями.

Применять приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты

наблюдений и делать выводы.

 

5. Содержание программы по биологии

Кол-во часов

Название раздела, темы

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности
учащихся (на уровне учебных действий)

2

Клеточная теория

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жиз­ни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Об­щие представления о биосфере. Причины многообразия живых организмов. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм

Определяют и анализируют понятия: «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган»,«орга- низм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях су­ществования. Определяют понятия: «царства», «бактерии», «грибы», «растения» и «животные». Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению

2

Химический состав живых систем. Биологическая роль белков, полисахаридов, липидов и АТФ

Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма.

Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и харак­теризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности жи­вотных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют предста­вителей крупных таксонов. Харак­теризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению с пре­зентацией «Мир животных»

2

Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке

Характеризуют транспорт веществ в клетку и из неё (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчеркивая его значение для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы синтеза белков и фотосинтез

2

Основные клеточные формы

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о

дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организмов

Отмечают особенности строения растительной клетки. Дают определение понятия «митоз». Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов

2

Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических ор­ганизмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бак­териальной клетки. Размножение бактерий. Многообразие форм бактерий. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных забо­леваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов

Выделяют основные признаки бакте­рий. Дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляя её со структурными особенностями организации бактерий. Характеризуют понятия: «симбиоз», «клубеньковые», или «азотфиксирующие бактерии», «бактерии-деструкторы», «болезне­творные бактерии», «инфекционные заболевания», «эпидемии». Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Составляют план- конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов».

Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот»

2

Строение и функции половых клеток (гамет)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения

2

Бесполое размножение. Формы и биологическая роль

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение

Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения

2

Половое размножение. Его формы и биологическая роль

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение

Характеризуют сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия «осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение размножения

2

Жизненный цикл клетки. Митоз

Митотический цикл. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организмов

Характеризуют клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко). Отмечают особенности строения растительной клетки. Дают определение понятия «митоз». Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории строения организмов

2

Мейоз: характеристика, биологическое значение

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления. Гаструляция. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза.

2

Законы наследования

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование.

Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков. Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет.

2

Наследственность

Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов

2

Наследственность и изменчивость

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость, ее эволюционное значение. Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств

Характеризуют основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые норм реакции

2

Структура и функции биосферы

Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические катего­рии; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания

Распознают систематические категории животных и называют предста­вителей крупных таксонов. Харак­теризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и выявляют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект урока. Готовятся к устному выступлению с пре­зентацией «Мир животных»

2

Общая характеристика простейших (Protozoa). Многообразие простейших

Патогенные жгутиконосцы

Класс Инфузории (ресничные)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и жи­вотных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в био­ценозах

Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов од­ноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Дают характеристику типа Споровики. Рас­познают и описывают споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Дают характеристику типа Инфузории, распознают и описывают отдельных представителей этого типа. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика простейших». Выполняют практическую работу «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки»

1

Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний

Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Приобретают представления о паразитизме как о форме взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов. Зарисовывают в рабочие тетради жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых груп­пах). Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению и презентации «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний»

1

Тип Круглые черви (Nemathelminthes)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза

Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере аскариды человеческой. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют стадии развития, опасные для зараже­ния человека. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конс­пект урока. Готовятся к устному со­общению

1

Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки

Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение. Дают общую характеристику класса ракообразных; анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие; распознают представителей высших и низших ракообразных; приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. Дают общую характеристику класса Паукообразные; анализируют особенности организации паука- крестовика. Характеризуют разнообразие паукообразных; распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Дают общую характеристику класса Насекомые; анализируют особенности организа­ции таракана. Различают типы разви­тия насекомых. Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие; сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов насекомых; приво­дят примеры. Оценивают роль на­секомых в природе и значение для

1

Ядовитые животные

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноземных животных. Структурно­функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерица и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи, а также приспособительные особенности к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах).

1

Экология

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы: живое вещество, биокосное и косное ве­щество (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их компоненты: проду­центы, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды.

Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Определяют и анализируют понятия: «экология»,«среда обитания», «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида».

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Виды организации учебного процесса:

самостоятельные работы, контрольные работы, зачёт, выставка, презентация проектов, элементы исследовательской деятельности на уроках биологии.

Лабораторные работы: 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований. 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. 3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. 4. Строение клеток (на готовых микропрепаратах) Строение клеток кожицы чешуи лука*. 5. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов 6. Определение состава семян пшеницы. 7. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. 8. Измерение своего роста и массы тела. Практические работы: 1. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.). 2. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. 3. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Направления проектной деятельности обучающихся.

Виды проектов: экологические; краеведческие; монопредметные (на материале биологии).

Типы проектов: по содержанию, по уровню интеграции, межпредметные (на материале нескольких предметов), надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу).

По продолжительности - мини-проект (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочные (в течение года).

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например, уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

 

 

7.Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

о многообразии живой природы;

основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда

обитания;

правила работы с микроскопом;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

строение клетки;

химический состав клетки;

основные процессы жизнедеятельности клетки;

характерные признаки различных растительных тканей.

основные методы изучения растений;

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

отличать живые организмы от неживых;

пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов;

характеризовать экологические факторы;

проводить фенологические наблюдения;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

давать общую характеристику растительного царства;

объяснять роль растений биосфере;

давать характеристику основным группам растений;

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные виды тканей.

давать общую характеристику бактериям и грибам;

отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

отличать съедобные грибы от ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

Требования к результатам:

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,

папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта), работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; оставлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

8.Организация внеурочной деятельности

 

В настоящее время в школьном обучении все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Исторически сложившаяся система школьного образования подчинена задаче усвоения учащимися знаний (они даются в готовом виде), умений и навыков. Развитие учащихся в рамках такой системы рассматривается, с одной стороны, как важнейшая предпосылка успешности обучения, а с другой, как желательный, но непредсказуемый эффект. “Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития”, - считал Л. С. Выготский. Задачей современной школы должно стать формирование личности обучающегося, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации.

Своеобразие цели развивающего обучения определяет особенности его содержания, методы и формы учебного процесса, характер взаимоотношений между его участниками, иной тип педагогической деятельности.

Сегодня организация внеурочной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира,

опору на современные образовательные педагогические технологии деятельностного типа:

интерактивную или проблемно-диалогическую технологию,

игровую технологию учебного процесса,

технологию организации проектной деятельности,

кейс-технологию и др.

9.Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов в соответствии с требованиями стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки метапредметных результатов освоения программ внеурочной с учётом уровневого подхода предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.

Всего часов

35 ч

В том числе:

повторение

8 ч

контрольные работы

2 ч

лабораторные работы

4 ч

10.Система оценивания достижений обучающихся

«Оценивание достижений планируемых результатов по курсу «Биология-7» - согласно п.1.3 ООП ООО «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

11.Планируемые предметные результаты обучения биологии за курс 7 класса:

Ученик научится:

составлять план текста;

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его

результаты, выводы;

получать биологическую информацию из разных источников;

определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением

на рисунках и определять их;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира;

определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «Экологические факторы»;

отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и

оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические

наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;

работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

давать общую характеристику растительного царства;

давать характеристику основных группам растений;

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность учиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

12.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7класс: учебник. -М.:Дрофа,2014г.

Захаров В.Б., Сонин Н.И.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь.-М.: Дрофа, 2015.

Марина А.В., Сивоглазов В.И. Биология. Многообразие живых организмов.7класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2015.

1. Иллюстративный материал: наборы открыток.

2. Портреты учёных.

3. Таблицы

- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

1. Компакт-диск «Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы»

2. Компакт-диск «BBC. Невидимая жизнь растений» 1, 2 часть на дисках

3. КиМ CD Уроки биологии. Животные

4. CD Биология в школе. Жизнедеятельность животных

5. Мультимедийные обучающие программы.

6. Видеофильмы и видеофрагменты, слайды DVD

Информационно-коммуникационные средства

Сайты для учащихся:

1.http://fcior.edu.ru .- коллекция электронных образовательных ресурсов нового

поколения.

2. http://school- collection.edu.ru - документы, презентации, электронные таблицы,

видеофрагменты, анимационные ролики.

3.http://www.zoomax ,ru – зоология

4. http://www.priroda.ru - природа, национальный портал

5. http://obi.img.ras.ru –база знаний по биологии человека

6.http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm . Подборка интернет-материалов

для учителей биологии по географии.

7. http://www.l- micro.ru/index.php ?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

8. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

9.http ://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

-учебно-практическое и лабораторное оборудование:

1. Световые и электронные микроскопы;

2. Набор микропрепаратов;

3. Микробиологическая лаборатория.

-демонстрационные пособия:

таблицы:

1. Строение цветка

2. Симметрия в природе

3. Разнообразие цветков

4. Лук

5. Сухие плоды

6. Сочные плоды

7. Распространение сухих плодов и семян

8. Строение растительной клетки

9. Листопад

10. Опыление

11. Многоклеточная зеленая водоросль

12. Одноклеточная зеленая водоросль

13. Зеленый мох. Кукушкин лен

14. Папоротник щитовник мужской

15. Мох сфагнум

16. Бактерии

17. Шляпочные грибы

18. Грибы паразиты

19. Плесневые грибы. Дрожжи

20. Царства живой природы

натуральный фонд

гербарий:

1. Основные группы растений;

1. Сельскохозяйственные растения;

2. Ядовитые растения

коллекции:

1. Плоды сельскохозяйственных растений;

2. Шишки, семена, плоды деревьев и кустарников;

3. Коллекция минералов

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии

7ЕНН (профильный уровень)

УМК Н.И. Сонина, А.А.Плешакова Биология 5-9 классы. – Москва: Дрофа 2013.

Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. -М.: Дрофа,2015г.

1 час в неделю, всего 35 ч

Учитель: Соколовский Г.Ф.

дата

Тема

Основное содержание

Виды деятельности, формы работ

Освоение предметных знаний

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Домашнее задание

 

 

Введение.

Фундаментальные свойства живой материи

1.Предпосылки клеточной теории

2. Определение жизни на современном этапе развития науки

3. Фундаментальные свойства живой материи

Вводный, работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника, слайдами презентации

Выделение отличительных признаков живых организмов.

Знание объектов изучения

естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы

умение работать в составе творческих групп

Творческое задание

 

 

Уровни организации жизни

Уровни организации жизни

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника, слайдами презентации

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов

умение работать с текстом, выделять в нем главное

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Творческое задание

 

 

Химический состав живых систем.

Обзор химического строения клетки

Биополимеры Белки

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделять основные свойства живых организмов

умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

умение воспринимать информацию на слух

Творческое задание

 

 

Биосинтез белка

Биосинтез

ДНК

РНК

 

Определять биологию как науку о живых организмах, разнообразие биологических наук

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы

умение работать в составе творческих групп

Творческое задание

 

 

Основные клеточные формы

Прокариоты

Общие сведения об эукариотической клетке

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная, в парах.

Учатся работать с лупой и световым микроскопом,

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов.

Приобретение элементарных

навыков их использования

Освоение

основных правил работы с микроскопом

приобретение элементарных навыков работы с приборами.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Творческое задание

 

 

Строение цитоплазматической мембраны

Целостность клетки как структурной единицы ткани;

обмен ионов между цитоплазмой и внеклеточной жидкостью;

восприятие и переработка информации, поступающей к клетке в виде химических и электрических сигналов

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Иметь представление о том, что клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Творческое задание

 

 

Строение и функции клеточного ядра

Хранилище наследственной информации.

Основные компоненты ядра.

Хромосомные нити

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Творческое задание

 

 

Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид

Митохондрии, пластиды:

1) лейкопласты

2) хромопласты

3) хлоропласты

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная, в парах

Применение полученных знаний в практической работе.

устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью

Излагать свои мысли в логической последовательности

Творческое задание

 

 

Строение и функции лизосом и пероксисом

 первичные (неактивные) и вторичные лизосомы.

Микротельца- сборная группа органелл

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных особенностей

строения

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выбирают знаково-символические средства для построения модели.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Составляют план и последовательность действий

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Творческое задание

 

 

Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи

Эндоплазматический ретикулум.

Шероховатая ЭПС.

Гладкая ЭПС.

Пластинчатый комплекс Гольджи.

Диктиосома

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Сличают свой способ действия с эталоном.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Творческое задание

 

 

Строение и функции немембранных структур клетки

Рибосомы, микротрубочки и микрофиламенты, клеточный центр

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных особенностей

строения и

функционирования

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Составляют план и последовательность действий.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Творческое задание

 

 

Гиалоплазма – внутренняя среда клетки

Образование истинной внутренней среды клетки.

Опора для внутреннего расположения органелл.

Обеспечение внутриклеточного перемещения веществ и структур. Балластные вещества

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных особенностей

Знание основных систематических

единиц

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи

Составляют план и последовательность действий. Осознают качество и уровень усвоения.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Творческое задание

 

  Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги

Вирусы. Строение вирусов. РНК-овые вирусы. Размножение вирусов.

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных особенностей. Знание основных систематических единиц

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности

Творческое задание

 

 

Бесполое размножение. Формы и биологическая роль

Биологическая роль бесполого размножения. Формы БР.

Эндогония (внутреннее почкование)

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных особенностей

Знание основных систематических

единиц

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности

Творческое задание

 

 

Половое размножение. Его формы и биологическая роль

Гаметы.

Биологический смысл полового размножения.

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Знание характеристики, строения, особенностей жизнедеятельности.

Выделение существенных особенностей

Знание основных систематических

единиц

Выделяют и формулируют познавательную цель. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Умеют слушать и слышать друг друга. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Творческое задание

 

 

Жизненный цикл клетки

Существование клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки до собственного деления или естественной гибели

Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах

Знание особенностей строения

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

Творческое задание

 

 

Митоз. Мейоз: характеристика, биологическое значение

Основной тип деления соматических эукариотических клеток. Стадии митоза.

Разновидность митоза, в результате которого из диплоидных (2п) соматических клеток половых желез образуются гаплоидные гаметы. Фазы мейоза

Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах

Выделение существенных особенностей

Знание основных систематических

единиц

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

Творческое задание

 

 

Итоговое тестирование

Биологическое значение митоза и мейоза

обобщение знаний по темам

Элементарные

представления

о жизненном цикле

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

Творческое задание

 

 

Гаметогенез. Онтогенез

Стадии гаметогенеза.

Периоды онтогенеза: эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;

постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Выделение существенных особенностей

Знание основных систематических

единиц

Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Составляют план и последовательность действий

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Творческое задание

 

 

Законы наследования

процесс материальной и функциональной дискретной преемственности

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Знание о законах наследования

Выделяют и формулируют познавательную цель. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Умеют слушать и слышать друг друга. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Творческое задание

 

 

Наследственность и изменчивость

«Закон расщепления» и «закон независимого комбинирования признаков-генов

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Знание о наследственности изменчивости

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение работать в составе творческих групп

Творческое задание

 

 

Структура и функции биосферы

Длительный период добиологического развития нашей планеты, определяющийся действием физико-химических факторов неживой природы

Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы

Знание о существовании

биосферы

умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознают качество и уровень усвоения

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Творческое задание

 

 

Общая характеристика простейших (Protozoa)

Одноклеточные организмы, тело которых состоит из цитоплазмы и одного или нескольких ядер.

Приводят примеры основных представителей царств природы

Применение полученных знаний в практической работе.

устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности

Творческое задание

 

 

Многообразие простейших

Особенности жизнедеятельности простейших

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Представление о

многообразии

простейших. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выбирают знаково–символические средства для построения модели

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Творческое задание

 

 

Патогенные жгутиконосцы

Трипаносомы (Tripanosoma). Лейшмании (Leishmania) 

Лямблия кишечная (Lamblia intestinalis) 

Диагностика. Прфилактика.

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Знание

основных

видов.

Общее представление

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выбирают знаково–символические средства для построения модели

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Творческое задание

 

 

Класс Инфузории (ресничные)

Обзор строения инфузорий.

Балантидий (Balantidium coli).

Диагностика. Профилактика

Приводят примеры типичных обитателей природных зон, опираясь на изученный материал, групповая работа

Знание

основных

видов.

Общее представление

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Творческое задание

 

 

Тип Плоские черви (Plathelminthes).

Ресничные черви (Turbellaria) — формально имеющая ранг класса парафилетическая группа;

Моногенеи (Monogenea), или (ранее) моногенетические сосальщики;

Ленточные черви (Cestoda);

Цестодообразные (Cestodaria);

Гирокотилиды (Gyrocotyloidea);

Трематоды (Trematoda), или (ранее) дигенетические сосальщики;

Аспидогастры (Aspidogastrea).

Приводят примеры типичных обитателей природных зон, опираясь на изученный материал, групповая работа

Знание

основных

видов.

Общее представление

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Творческое задание

 

 

Тип Круглые черви (Nemathelminthes)

Общая характеристика типа. Многообразие паразитических круглых червей. Диагностика.

Профилактика.

Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов

Осознание

влияния факторов среды на живые организмы

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Анализируют условия и требования учебной.

Осознают качество и уровень усвоения.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно–практической или иной деятельности

Творческое задание

 

 

Тип Членистоногие

К жизни в наземной среде приспособились членистоногие трех классов: Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

Приводят примеры типичных обитателей природных зон, опираясь на изученный материал, групповая работа

Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Сличают свой способ действия с эталоном. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения, выполняют требования познавательной задачи

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Творческое задание

 

 

Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)

Насекомых, имеющих медицинское значение, делят на:

1) синантропные виды, не являющиеся паразитами;

2) временных кровососущих паразитов;

3) постоянныых кровососущих паразитов;

4) тканевых и полостных личиночных паразитов.

Описывают основные признаки, характерные особенности

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Выделяют и формулируют познавательную цель. Определяют основную и второстепенную информацию. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

Сличают свой способ действия с эталоном. Оценивают достигнутый результат

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

Творческое задание

 

 

Ядовитые животные

Опасные виды.

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют заменять термины определениями

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Творческое задание

 

 

Предмет и задачи экологии

Синтез естественно-гуманитарных наук, ее особенности. Экосфера. Биосфера

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Применение полученных знаний в практической работе.

Имеют представление о «понятии». Используют полученные навыки для формулирования понятий

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Творческое задание

 

 

Здоровье человека (практическая работа)

Диоксины и фураны. Радионуклиды.

Тяжелые металлы.

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Патогенные (вызывающие болезни) воздействия природного характера

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Осознание

влияния факторов среды на живые организмы.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Творческое задание

 

 

Контрольная работа

Обобщение знаний по темам

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Знание основных правил поведения в природе.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Творческое задание

 

 

Современный этап развития науки

Система дисциплин, изучающая объекты живой и неживой природы, их взаимодействие с окружающей средой. Науки, входящие в биологию, изучают все аспекты живых организмов: их классификацию, функционирование, структуру, происхождение, рост, распределение по планете, эволюцию

работа с тетрадью, текстом и рисунками учебника

коллективная

Применение полученных знаний в практической работе.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Творческое задание


 


 

График контрольных (практических, лабораторных) работ

 

дата

Тема

Кодификатор

Форма

7

 

Строение и функции клеточного ядра.

Контрольная работа №1

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

Тестирование

14

 

Бесполое размножение. Формы и биологическая роль. Контрольная работа №2

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений

Тестирование

18

 

Тестирование №3

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Тестирование

24

 

Многообразие простейших.

Контрольная работа №4

Выделяют и формулируют познавательную цель. Умеют заменять термины определениями. Выбирают знаково–символические средства для построения модели

Тестирование

34

 

Контрольная работа №5

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Тестирование

 

 


 


Программа внеурочной деятельности по биологии для 7 класса
DOCX / 74.01 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.