12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Деревнина Валентина Геннадьевна20 |
Программа внеурочной деятельности «Доброе сердце», 1 класс
Основные цели и задачи курса внеурочной деятельности
«Доброе сердце»
Цель:
приобщить обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.
Задачи:
формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;
приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;
понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;
раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.
Предметный результат рассматривается на 2 уровнях:
I уровень
После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен знать:
- понятие «семья»,
- уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены.
После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен знать:
- традиции своего народа,
- уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.
После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать:
- культуру речевого общения и поведения, вежливые слова,
- уметь употреблять эти слова в своей речи.
После изучения темы «Любим родной край» ребёнок должен знать:
- прошлое и настоящее родного края;
- уметь называть памятные места и достопримечательности своего края.
После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края.
II уровень
После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления.
После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления.
После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией.
После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, о культуре поведения в природе, подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Тепло родного очага (13ч.)
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Познавательная деятельность
- беседа с детьми о семье:
- понятие «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества;
- знания детей о семье, о том, кто такие родные;
- представление о составе семьи;
- исследование: поговорить с родителями об истории рождения семьи, рассмотреть семейный альбом, фотографии, подобрать мудрые мысли (пословицы и поговорки о семье), приготовить рассказ о своей семье, ее традициях, можно предложить вместе с родителями придумать герб семьи.
2. Семейный портрет (4 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
- рассказы о себе, о своей семье, о своих семейных увлечениях, традициях, демонстрация семейных гербов.
- круглый стол «Наши имена. Без чего не может жить человек?»
- художественное творчество « Семейный портрет»..
3. Нет милее дружка, чем родная матушка( 2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
-конференция: роль женщины в современном мире, поговорить о том, что женщины освоили множество профессий, работают практически во всех отраслях, разделяют с мужчиной все обязанности. Но как бы то ни было, главное ее предназначение – быть матерью. У женщины, у которой есть дети, есть будущее. В детях ее продолжение. Поговорить еще об одном родном человеке – бабушке.
- рассказы о своей маме (бабушке).
- разучивание стихотворений, песен о маме.
- написать письмо маме.
- разыграть с детьми сценку «Три мамы».
4. Отцовские руки(2 ч.)
- диспут: обсудить роль отца в семье.
-дети делятся своими рассказами о своем отце (дедушке), о его профессии, о золотых руках отца (дедушки).
- разучивание стихотворений, песен об отце.
- художественное творчество: нарисовать портрет отца.
5. Не надобен и клад, коли в семье лад(2 ч.)
- досуговое общение: сила семьи в её совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются любимым делом: вместе отдыхают, вместе отмечают праздники.
- сценка «Мир в семье всего дороже».
- проект «Любимые дела и праздники в моей семье».
6. Люблю тебя, моя семья.( 2 ч.)
Форма проведения итогового занятия – праздник.
Раздел 2. Традиции России (15 ч.)
Русская трапеза ( 2 ч.)
Познавательная деятельность.
- знакомство с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни.
- рассказы о соблюдении традиций кухни в своей семье, какие блюда готовят мамы, бабушки.
- конкурс: приготовить дома блюдо и поделиться рецептом.
2. «Делу время – потехе час» (2 ч.)
Досуговое общение.
- показать, как необыкновенно богаты и разнообразны русские народные праздники.
- интеллектуальный клуб: самыми почитавшимися праздниками считались Рождество, Крещение, Масленица, Пасха.
- проекты: о семейном праздновании этих дат.
3. Праздники светские и духовные(2 ч.)
Библиотечный вечер.
- разница между светскими-душевными праздниками и Духовными, которые вводят нас в Вечность. Празднуя светские праздники, вносим и духовный смысл.
- художественное творчество « Мой любимый праздник».
4. Обряды и обычаи на Руси(2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
- обряды и верованиями на Руси.
- празднование Масленицы, масленичные обряды, Пасха, обряды свадебные, рождение ребёнка.
- художественное творчество: выполнить пасхальную поделку.
5. Поэтическое творчество народа( 2 ч.)
Познавательные игры.
- показать разнообразный и богатый детский фольклор русского народа, который представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
- разучить пословицы, поговорки, потешки, заклички, колыбельные.
- конкурс.
6. Народные промыслы( 3 ч.)
Познавательная деятельность.
- беседа о том, как в искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.
- хохломская, гжельская роспись посуды;
- видеть в дымковских, абашевских игрушках присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм.
- выполнить рисунок росписи на бумаге.
7. Обобщающее занятие (2 ч.)
Проекты: традиции России.
Раздел 3.Заповедная природа малой родины (10 ч.)
Заповедные уголки России и их особенности(2 ч.)
Познавательная деятельность.
- презентации (использовать видеофильмы, презентации о заповедных уголках России. Познакомить учащихся с природными заповедниками страны).
- фото – конкурс: изображение флоры и фауны заповедных уголков России с указанием мест обитания.
2. «Ульяновск – город семи ветров»( 2ч)
Краеведческая деятельность.
-презентация: знакомство с городом, с его достопримечательностями.
- фото - конкурс
. составление кроссворда.
3. Памятники природы.( 2 ч.)
Заочная экскурсия.
- фото и видио материалы: рассказ, в процессе которого дети знакомятся с уникальностью памятников природы (Акшуатский дендропарк, Винновская роща и др.).
- составление кроссвордов
- подбор фотографий
- викторина.
4. Заказники Ульяновской области(2 ч.)
Заочная экскурсия.
- беседа
- использование фото- и видеоматериалов
- викторина
- подготовить рисунки, фото животных и растений по группам для проведения заключительного занятия.
5. Заповедная природа малой родины (2 ч.)
Художественное творчество.
- форма воссоздания природных парков при помощи аппликации заготовленных дома представителей флоры и фауны (рисунки, фотографии). Работа проводиться тремя группами, после чего учащиеся рассказывают о проделанной работе.
4. Любим родной край (14 ч.)
1.Кузоватово: от прошлого к настоящему(2 ч.)
Краеведческая деятельность.
- проследить этапы развития родного посёлка
- использование видеофильмов, презентации об истории посёлка.
Я на этой земле родился( 2 ч.)
Познавательная деятельность.
- встреча с интересным человеком, который родился и живет на земле
-использование фотографий и видеоматериалов
- викторина
3. Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой ( 2 ч.)
Занятие-экскурсия по памятным местам.
-ученикам предлагается прикоснуться к наследию прошлого, посетить места боевой славы, проявить интерес к боевому прошлому
- встреча с ветераном боевых действий
4. Мой посёлок – Кузоватово. (2 ч.)
Художественное творчество.
- конкурс рисунков. Рисунки должны соответствовать теме конкурса. Выполнение рисунков в разной технике: гуашь, акварель, графика. Дети рисуют любимые места, улицы, достопримечательности посёлка.
5. Экскурсия в краеведческий музей ( 2 ч.)
Детям предлагается посетить краеведческий музей. Экскурсия направлена на знакомство со сведениями об истории родного края, о реке Волге, о животных, о растениях.
6. Славься, наш посёлок! ( 2 ч. )
-конкурс чтецов. Для проведения конкурса рекомендуется использовать технические средства (музыкальное сопровождение, презентации).
-творческое задание: придумать герб посёлка.
7. Знаешь ли ты свой край? ( 2 ч.)
Занятие-викторина. Работа проводится по группам.
-проходит защита герба.
Раздел 5. Нравственные истины( 14 ч.)
1.Доброе слово, что весенний день( 2 ч.)
Досугово – развлекательная деятельность.
-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
-беседа о культуре речевого общения
- использование стихотворений А. Кондратьева о вежливых словах («Добрый день», «Здравствуйте», «Спасибо», «Добрые слова», «Пожалуйста», «Простите»), стихотворение А. Шибаева «Дорогие слова»,
-прослушать песню Ю. Тарана «Доброе утро» и разучить припев.
-обыгрывание ситуаций «Что нужно сказать если…»:
- ты задел учебники одноклассницы и они упали;
- входишь утром в класс;
- ты хочешь присоединиться к играющим ребятам;
- у тебя нет карандаша нужного цвета.
-рассмотреть историю происхождения вежливых слов.
2-3. Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить(4 ч.)
Досугово – развлекательная деятельность.
-чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя», «Три товарища», Е. Пермяка «Бумажный змей».
-беседа «Кого называют друзьями».
-анализ пословиц о дружбе.
-прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича) и разучивание припева.
-составление законов дружбы.
обыгрывание ситуаций «Как быть?»:
- одноклассник нарушил правила игры;
- одноклассница наступила тебе на ногу;
- одноклассник сломал твою игрушку;
- на День рождения тебе подарили книгу, а у тебя уже есть такая.
- игры по правилам (настольные, подвижные),
-разучиваются считалки, которые помогут избежать ссоры играющих детей при выборе водящего
- создать поделку своими руками «Подарок для друга».
4.Добрыми делами славен человек ( 2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
-обсуждение понятия «поступок» и «проступок», «совесть», «долг».
-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее», Н. Артюховой «Трусиха», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
- создание панно «Букет добрых дел первоклассника».
5. Кто любит труд, того люди чтут( 2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
- знакомство с понятием «трудолюбие», «трудолюбивый человек».
-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Сыновья».
-проводится игра «Доскажи пословицу»
-инсценирование песни «Антошка»
-составление списка обязанностей первоклассника.
6. Хорошие манеры( 2 ч.)
Игровая деятельность.
- знакомство с правилами поведения за столом, в гостях, в общественных местах
- составляют словесный портрет настоящего первоклассника.
-чтение и обсуждение стихотворений А. Барто «Медвежонок-невежа», «Любочка»
- составление и обыгрывание правил поведения за столом, в гостях, в общественных местах (в школе, театре, кинотеатре, музее, библиотеке и т.д.)
-обсуждение внешнего вида и манер настоящего первоклассника.
7. Букет добрых дел( 2 ч.)
Досугово – развлекательная деятельность
Занятие обобщает знания о культуре общения и поведения.
- отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий
- ремонт библиотечных книг
-составляют письмо-обращение к читателям с использованием вежливых слов.
3.Тематическое планирование
№п/п | Тема | Всего часов | Теоре тич. | Прак тич. |
Раздел | 1. Тепло родного очага | 13 | 3 | 10 |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2-3 | Семейный портрет | 2 | ||
4-5 | Семейный портрет | 2 | ||
6-7 | Нет милее дружка, чем родная матушка | 2 | ||
8-9 | Отцовские руки | 2 | ||
10-11 | Не надобен и клад, коли в семье лад | 2 | ||
12-13 | Люблю тебя, моя семья | 2 | ||
Раздел | 2. Традиции России | 15 | 6 | 9 |
14-15 | Русская трапеза | 2 | ||
16-17 | «Делу время – потехе час» | 2 | ||
18-19 | Праздники светские и духовные | 2 | ||
20-21 | Обряды и обычаи на Руси | 2 | ||
22-23 | Поэтическое творчество народа | 2 | ||
24-26 | Народные промыслы | 2 | 1 | |
27-28 | Обобщающее занятие | 2 | ||
Раздел | 3. Заповедная природа малой родины | 10 | 8 | 2 |
29-30 | Заповедные уголки России и их особенности | 2 | ||
31-32 | «Ульяновск – город семи ветров» | 2 | ||
33-34 | Памятники природы | 2 | ||
35-36 | Заказники Ульяновской области | 2 | ||
37-38 | Заповедная природа малой родины | 2 | ||
Раздел | 4. Любим родной край. | 14 | 2 | 10 |
39-40 | Кузоватово: от прошлого к настоящему | 2 | ||
41-42 | Я на этой земле родился | 2 | ||
43-44 | Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой | 2 | ||
45-46 | Мой посёлок - Кузоватово | 2 | ||
47-48 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | ||
49-50 | Славься, наш посёлок! | 2 | ||
51-52 | Знаешь ли ты свой край? | 2 | ||
Раздел | 5. Нравственные истины | 14 | 6 | 8 |
53-54 | Доброе слово, что весенний день | 2 | ||
55-56 | Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить | 2 | ||
57-58 | Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить | 2 | ||
59-60 | Добрыми делами славен человек | 2 | ||
61-62 | Кто любит труд, того люди чтут | 2 | ||
63-64 | Хорошие манеры | 2 | ||
65-66 | Букет добрых дел | 2 |
Приложение 1. Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата | |
По плану | Фактич. | ||
Раздел | 1. Тепло родного очага | ||
1 | Вводное занятие | ||
2-3 | Семейный портрет |
| |
4-5 | Семейный портрет | ||
6-7 | Нет милее дружка, чем родная матушка | ||
8-9 | Отцовские руки | ||
10-11 | Не надобен и клад, коли в семье лад | ||
12-13 | Люблю тебя, моя семья | ||
Раздел | 2. Традиции России | ||
14-15 | Русская трапеза | ||
16-17 | «Делу время – потехе час» | ||
18-19 | Праздники светские и духовные | ||
20-21 | Обряды и обычаи на Руси | ||
22-23 | Поэтическое творчество народа | ||
24-26 | Народные промыслы | ||
27-28 | Обобщающее занятие | ||
Раздел | 3. Заповедная природа малой родины | ||
29-30 | Заповедные уголки России и их особенности | ||
31-32 | «Ульяновск – город семи ветров» | ||
33-34 | Памятники природы | ||
35-36 | Заказники Ульяновской области | ||
37-38 | Заповедная природа малой родины | ||
Раздел | 4. Любим родной край. | ||
39-40 | Кузоватово: от прошлого к настоящему | ||
41-42 | Я на этой земле родился | ||
43-44 | Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой | ||
45-46 | Мой посёлок - Кузоватово | ||
47-48 | Экскурсия в краеведческий музей | ||
49-50 | Славься, наш посёлок! | ||
51-52 | Знаешь ли ты свой край? | ||
Раздел | 5. Нравственные истины | ||
53-54 | Доброе слово, что весенний день | ||
55-56 | Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить | ||
57-58 | Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить | ||
59-60 | Добрыми делами славен человек | ||
61-62 | Кто любит труд, того люди чтут | ||
63-64 | Хорошие манеры | ||
65-66 | Букет добрых дел |
Приложение 2. Список литературы.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.