Программа внеурочной деятельности «Доброе сердце» (1 класс)
Основные цели и задачи курса внеурочной деятельности
«Доброе сердце»
Цель:
приобщить обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.
Задачи:
формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;
приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;
понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;
раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.
Предметный результат рассматривается на 2 уровнях:
I уровень
После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен знать:
- понятие «семья»,
- уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены.
После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен знать:
- традиции своего народа,
- уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.
После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать:
- культуру речевого общения и поведения, вежливые слова,
- уметь употреблять эти слова в своей речи.
После изучения темы «Любим родной край» ребёнок должен знать:
- прошлое и настоящее родного края;
- уметь называть памятные места и достопримечательности своего края.
После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края.
II уровень
После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления.
После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления.
После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией.
После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, о культуре поведения в природе, подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Тепло родного очага (13ч.)
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Познавательная деятельность
- беседа с детьми о семье:
- понятие «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества;
- знания детей о семье, о том, кто такие родные;
- представление о составе семьи;
- исследование: поговорить с родителями об истории рождения семьи, рассмотреть семейный альбом, фотографии, подобрать мудрые мысли (пословицы и поговорки о семье), приготовить рассказ о своей семье, ее традициях, можно предложить вместе с родителями придумать герб семьи.
2. Семейный портрет (4 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
- рассказы о себе, о своей семье, о своих семейных увлечениях, традициях, демонстрация семейных гербов.
- круглый стол «Наши имена. Без чего не может жить человек?»
- художественное творчество « Семейный портрет»..
3. Нет милее дружка, чем родная матушка( 2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
-конференция: роль женщины в современном мире, поговорить о том, что женщины освоили множество профессий, работают практически во всех отраслях, разделяют с мужчиной все обязанности. Но как бы то ни было, главное ее предназначение – быть матерью. У женщины, у которой есть дети, есть будущее. В детях ее продолжение. Поговорить еще об одном родном человеке – бабушке.
- рассказы о своей маме (бабушке).
- разучивание стихотворений, песен о маме.
- написать письмо маме.
- разыграть с детьми сценку «Три мамы».
4. Отцовские руки(2 ч.)
- диспут: обсудить роль отца в семье.
-дети делятся своими рассказами о своем отце (дедушке), о его профессии, о золотых руках отца (дедушки).
- разучивание стихотворений, песен об отце.
- художественное творчество: нарисовать портрет отца.
5. Не надобен и клад, коли в семье лад(2 ч.)
- досуговое общение: сила семьи в её совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются любимым делом: вместе отдыхают, вместе отмечают праздники.
- сценка «Мир в семье всего дороже».
- проект «Любимые дела и праздники в моей семье».
6. Люблю тебя, моя семья.( 2 ч.)
Форма проведения итогового занятия – праздник.
Раздел 2. Традиции России (15 ч.)
Русская трапеза ( 2 ч.)
Познавательная деятельность.
- знакомство с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни.
- рассказы о соблюдении традиций кухни в своей семье, какие блюда готовят мамы, бабушки.
- конкурс: приготовить дома блюдо и поделиться рецептом.
2. «Делу время – потехе час» (2 ч.)
Досуговое общение.
- показать, как необыкновенно богаты и разнообразны русские народные праздники.
- интеллектуальный клуб: самыми почитавшимися праздниками считались Рождество, Крещение, Масленица, Пасха.
- проекты: о семейном праздновании этих дат.
3. Праздники светские и духовные(2 ч.)
Библиотечный вечер.
- разница между светскими-душевными праздниками и Духовными, которые вводят нас в Вечность. Празднуя светские праздники, вносим и духовный смысл.
- художественное творчество « Мой любимый праздник».
4. Обряды и обычаи на Руси(2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
- обряды и верованиями на Руси.
- празднование Масленицы, масленичные обряды, Пасха, обряды свадебные, рождение ребёнка.
- художественное творчество: выполнить пасхальную поделку.
5. Поэтическое творчество народа( 2 ч.)
Познавательные игры.
- показать разнообразный и богатый детский фольклор русского народа, который представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
- разучить пословицы, поговорки, потешки, заклички, колыбельные.
- конкурс.
6. Народные промыслы( 3 ч.)
Познавательная деятельность.
- беседа о том, как в искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.
- хохломская, гжельская роспись посуды;
- видеть в дымковских, абашевских игрушках присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм.
- выполнить рисунок росписи на бумаге.
7. Обобщающее занятие (2 ч.)
Проекты: традиции России.
Раздел 3.Заповедная природа малой родины (10 ч.)
Заповедные уголки России и их особенности(2 ч.)
Познавательная деятельность.
- презентации (использовать видеофильмы, презентации о заповедных уголках России. Познакомить учащихся с природными заповедниками страны).
- фото – конкурс: изображение флоры и фауны заповедных уголков России с указанием мест обитания.
2. «Ульяновск – город семи ветров»( 2ч)
Краеведческая деятельность.
-презентация: знакомство с городом, с его достопримечательностями.
- фото - конкурс
. составление кроссворда.
3. Памятники природы.( 2 ч.)
Заочная экскурсия.
- фото и видио материалы: рассказ, в процессе которого дети знакомятся с уникальностью памятников природы (Акшуатский дендропарк, Винновская роща и др.).
- составление кроссвордов
- подбор фотографий
- викторина.
4. Заказники Ульяновской области(2 ч.)
Заочная экскурсия.
- беседа
- использование фото- и видеоматериалов
- викторина
- подготовить рисунки, фото животных и растений по группам для проведения заключительного занятия.
5. Заповедная природа малой родины (2 ч.)
Художественное творчество.
- форма воссоздания природных парков при помощи аппликации заготовленных дома представителей флоры и фауны (рисунки, фотографии). Работа проводиться тремя группами, после чего учащиеся рассказывают о проделанной работе.
4. Любим родной край (14 ч.)
1.Кузоватово: от прошлого к настоящему(2 ч.)
Краеведческая деятельность.
- проследить этапы развития родного посёлка
- использование видеофильмов, презентации об истории посёлка.
Я на этой земле родился( 2 ч.)
Познавательная деятельность.
- встреча с интересным человеком, который родился и живет на земле
-использование фотографий и видеоматериалов
- викторина
3. Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой ( 2 ч.)
Занятие-экскурсия по памятным местам.
-ученикам предлагается прикоснуться к наследию прошлого, посетить места боевой славы, проявить интерес к боевому прошлому
- встреча с ветераном боевых действий
4. Мой посёлок – Кузоватово. (2 ч.)
Художественное творчество.
- конкурс рисунков. Рисунки должны соответствовать теме конкурса. Выполнение рисунков в разной технике: гуашь, акварель, графика. Дети рисуют любимые места, улицы, достопримечательности посёлка.
5. Экскурсия в краеведческий музей ( 2 ч.)
Детям предлагается посетить краеведческий музей. Экскурсия направлена на знакомство со сведениями об истории родного края, о реке Волге, о животных, о растениях.
6. Славься, наш посёлок! ( 2 ч. )
-конкурс чтецов. Для проведения конкурса рекомендуется использовать технические средства (музыкальное сопровождение, презентации).
-творческое задание: придумать герб посёлка.
7. Знаешь ли ты свой край? ( 2 ч.)
Занятие-викторина. Работа проводится по группам.
-проходит защита герба.
Раздел 5. Нравственные истины( 14 ч.)
1.Доброе слово, что весенний день( 2 ч.)
Досугово – развлекательная деятельность.
-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
-беседа о культуре речевого общения
- использование стихотворений А. Кондратьева о вежливых словах («Добрый день», «Здравствуйте», «Спасибо», «Добрые слова», «Пожалуйста», «Простите»), стихотворение А. Шибаева «Дорогие слова»,
-прослушать песню Ю. Тарана «Доброе утро» и разучить припев.
-обыгрывание ситуаций «Что нужно сказать если…»:
- ты задел учебники одноклассницы и они упали;
- входишь утром в класс;
- ты хочешь присоединиться к играющим ребятам;
- у тебя нет карандаша нужного цвета.
-рассмотреть историю происхождения вежливых слов.
2-3. Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить(4 ч.)
Досугово – развлекательная деятельность.
-чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя», «Три товарища», Е. Пермяка «Бумажный змей».
-беседа «Кого называют друзьями».
-анализ пословиц о дружбе.
-прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича) и разучивание припева.
-составление законов дружбы.
обыгрывание ситуаций «Как быть?»:
- одноклассник нарушил правила игры;
- одноклассница наступила тебе на ногу;
- одноклассник сломал твою игрушку;
- на День рождения тебе подарили книгу, а у тебя уже есть такая.
- игры по правилам (настольные, подвижные),
-разучиваются считалки, которые помогут избежать ссоры играющих детей при выборе водящего
- создать поделку своими руками «Подарок для друга».
4.Добрыми делами славен человек ( 2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
-обсуждение понятия «поступок» и «проступок», «совесть», «долг».
-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее», Н. Артюховой «Трусиха», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
- создание панно «Букет добрых дел первоклассника».
5. Кто любит труд, того люди чтут( 2 ч.)
Проблемно – ценностное общение.
- знакомство с понятием «трудолюбие», «трудолюбивый человек».
-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Сыновья».
-проводится игра «Доскажи пословицу»
-инсценирование песни «Антошка»
-составление списка обязанностей первоклассника.
6. Хорошие манеры( 2 ч.)
Игровая деятельность.
- знакомство с правилами поведения за столом, в гостях, в общественных местах
- составляют словесный портрет настоящего первоклассника.
-чтение и обсуждение стихотворений А. Барто «Медвежонок-невежа», «Любочка»
- составление и обыгрывание правил поведения за столом, в гостях, в общественных местах (в школе, театре, кинотеатре, музее, библиотеке и т.д.)
-обсуждение внешнего вида и манер настоящего первоклассника.
7. Букет добрых дел( 2 ч.)
Досугово – развлекательная деятельность
Занятие обобщает знания о культуре общения и поведения.
- отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий
- ремонт библиотечных книг
-составляют письмо-обращение к читателям с использованием вежливых слов.
3.Тематическое планирование
№п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоре тич. |
Прак тич. |
Раздел |
1. Тепло родного очага |
13 |
3 |
10 |
1 |
Вводное занятие |
1 |
||
2-3 |
Семейный портрет |
2 |
||
4-5 |
Семейный портрет |
2 |
||
6-7 |
Нет милее дружка, чем родная матушка |
2 |
||
8-9 |
Отцовские руки |
2 |
||
10-11 |
Не надобен и клад, коли в семье лад |
2 |
||
12-13 |
Люблю тебя, моя семья |
2 |
||
Раздел |
2. Традиции России |
15 |
6 |
9 |
14-15 |
Русская трапеза |
2 |
||
16-17 |
«Делу время – потехе час» |
2 |
||
18-19 |
Праздники светские и духовные |
2 |
||
20-21 |
Обряды и обычаи на Руси |
2 |
||
22-23 |
Поэтическое творчество народа |
2 |
||
24-26 |
Народные промыслы |
2 |
1 |
|
27-28 |
Обобщающее занятие |
2 |
||
Раздел |
3. Заповедная природа малой родины |
10 |
8 |
2 |
29-30 |
Заповедные уголки России и их особенности |
2 |
||
31-32 |
«Ульяновск – город семи ветров» |
2 |
||
33-34 |
Памятники природы |
2 |
||
35-36 |
Заказники Ульяновской области |
2 |
||
37-38 |
Заповедная природа малой родины |
2 |
||
Раздел |
4. Любим родной край. |
14 |
2 |
10 |
39-40 |
Кузоватово: от прошлого к настоящему |
2 |
||
41-42 |
Я на этой земле родился |
2 |
||
43-44 |
Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой |
2 |
||
45-46 |
Мой посёлок - Кузоватово |
2 |
||
47-48 |
Экскурсия в краеведческий музей |
2 |
||
49-50 |
Славься, наш посёлок! |
2 |
||
51-52 |
Знаешь ли ты свой край? |
2 |
||
Раздел |
5. Нравственные истины |
14 |
6 |
8 |
53-54 |
Доброе слово, что весенний день |
2 |
||
55-56 |
Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить |
2 |
||
57-58 |
Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить |
2 |
||
59-60 |
Добрыми делами славен человек |
2 |
||
61-62 |
Кто любит труд, того люди чтут |
2 |
||
63-64 |
Хорошие манеры |
2 |
||
65-66 |
Букет добрых дел |
2 |
Приложение 1. Календарно – тематическое планирование
№п/п |
Тема |
Дата |
|
По плану |
Фактич. |
||
Раздел |
1. Тепло родного очага |
||
1 |
Вводное занятие |
||
2-3 |
Семейный портрет |
|
|
4-5 |
Семейный портрет |
||
6-7 |
Нет милее дружка, чем родная матушка |
||
8-9 |
Отцовские руки |
||
10-11 |
Не надобен и клад, коли в семье лад |
||
12-13 |
Люблю тебя, моя семья |
||
Раздел |
2. Традиции России |
||
14-15 |
Русская трапеза |
||
16-17 |
«Делу время – потехе час» |
||
18-19 |
Праздники светские и духовные |
||
20-21 |
Обряды и обычаи на Руси |
||
22-23 |
Поэтическое творчество народа |
||
24-26 |
Народные промыслы |
||
27-28 |
Обобщающее занятие |
||
Раздел |
3. Заповедная природа малой родины |
||
29-30 |
Заповедные уголки России и их особенности |
||
31-32 |
«Ульяновск – город семи ветров» |
||
33-34 |
Памятники природы |
||
35-36 |
Заказники Ульяновской области |
||
37-38 |
Заповедная природа малой родины |
||
Раздел |
4. Любим родной край. |
||
39-40 |
Кузоватово: от прошлого к настоящему |
||
41-42 |
Я на этой земле родился |
||
43-44 |
Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой |
||
45-46 |
Мой посёлок - Кузоватово |
||
47-48 |
Экскурсия в краеведческий музей |
||
49-50 |
Славься, наш посёлок! |
||
51-52 |
Знаешь ли ты свой край? |
||
Раздел |
5. Нравственные истины |
||
53-54 |
Доброе слово, что весенний день |
||
55-56 |
Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить |
||
57-58 |
Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить |
||
59-60 |
Добрыми делами славен человек |
||
61-62 |
Кто любит труд, того люди чтут |
||
63-64 |
Хорошие манеры |
||
65-66 |
Букет добрых дел |
Приложение 2. Список литературы.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.