Программа внеурочной деятельности «Доброе сердце» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 21 February 2019

Основные цели и задачи курса внеурочной деятельности

«Доброе сердце»

Цель:

приобщить обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.

Задачи:

формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;

приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;

понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;

раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты:

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные результаты:

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.

Предметный результат рассматривается на 2 уровнях:

I уровень

После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен знать:

- понятие «семья»,

- уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены.

После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен знать:

- традиции своего народа,

- уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.

После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать:

- культуру речевого общения и поведения, вежливые слова,

- уметь употреблять эти слова в своей речи.

После изучения темы «Любим родной край» ребёнок должен знать:

- прошлое и настоящее родного края;

- уметь называть памятные места и достопримечательности своего края.

После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края.

II уровень

После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления.

После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления.

После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией.

После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, о культуре поведения в природе, подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков.

2.Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Тепло родного очага (13ч.)

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Познавательная деятельность

- беседа с детьми о семье:

- понятие «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества;

- знания детей о семье, о том, кто такие родные;

- представление о составе семьи;

- исследование: поговорить с родителями об истории рождения семьи, рассмотреть семейный альбом, фотографии, подобрать мудрые мысли (пословицы и поговорки о семье), приготовить рассказ о своей семье, ее традициях, можно предложить вместе с родителями придумать герб семьи.

2. Семейный портрет (4 ч.)

Проблемно – ценностное общение.

- рассказы о себе, о своей семье, о своих семейных увлечениях, традициях, демонстрация семейных гербов.

- круглый стол «Наши имена. Без чего не может жить человек?»

- художественное творчество « Семейный портрет»..

3. Нет милее дружка, чем родная матушка( 2 ч.)

Проблемно – ценностное общение.

-конференция: роль женщины в современном мире, поговорить о том, что женщины освоили множество профессий, работают практически во всех отраслях, разделяют с мужчиной все обязанности. Но как бы то ни было, главное ее предназначение – быть матерью. У женщины, у которой есть дети, есть будущее. В детях ее продолжение. Поговорить еще об одном родном человеке – бабушке.

- рассказы о своей маме (бабушке).

- разучивание стихотворений, песен о маме.

- написать письмо маме.

- разыграть с детьми сценку «Три мамы».

4. Отцовские руки(2 ч.)

- диспут: обсудить роль отца в семье.

-дети делятся своими рассказами о своем отце (дедушке), о его профессии, о золотых руках отца (дедушки).

- разучивание стихотворений, песен об отце.

- художественное творчество: нарисовать портрет отца.

5. Не надобен и клад, коли в семье лад(2 ч.)

- досуговое общение: сила семьи в её совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются любимым делом: вместе отдыхают, вместе отмечают праздники.

- сценка «Мир в семье всего дороже».

- проект «Любимые дела и праздники в моей семье».

6. Люблю тебя, моя семья.( 2 ч.)

Форма проведения итогового занятия – праздник.

Раздел 2. Традиции России (15 ч.)

Русская трапеза ( 2 ч.)

Познавательная деятельность.

- знакомство с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни.

- рассказы о соблюдении традиций кухни в своей семье, какие блюда готовят мамы, бабушки.

- конкурс: приготовить дома блюдо и поделиться рецептом.

2. «Делу время – потехе час» (2 ч.)

Досуговое общение.

- показать, как необыкновенно богаты и разнообразны русские народные праздники.

- интеллектуальный клуб: самыми почитавшимися праздниками считались Рождество, Крещение, Масленица, Пасха.

- проекты: о семейном праздновании этих дат.

3. Праздники светские и духовные(2 ч.)

Библиотечный вечер.

- разница между светскими-душевными праздниками и Духовными, которые вводят нас в Вечность. Празднуя светские праздники, вносим и духовный смысл.

- художественное творчество « Мой любимый праздник».

4. Обряды и обычаи на Руси(2 ч.)

Проблемно – ценностное общение.

- обряды и верованиями на Руси.

- празднование Масленицы, масленичные обряды, Пасха, обряды свадебные, рождение ребёнка.

- художественное творчество: выполнить пасхальную поделку.

5. Поэтическое творчество народа( 2 ч.)

Познавательные игры.

- показать разнообразный и богатый детский фольклор русского народа, который представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

- разучить пословицы, поговорки, потешки, заклички, колыбельные.

- конкурс.

6. Народные промыслы( 3 ч.)

Познавательная деятельность.

- беседа о том, как в искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.

- хохломская, гжельская роспись посуды;

- видеть в дымковских, абашевских игрушках присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм.

- выполнить рисунок росписи на бумаге.

7. Обобщающее занятие (2 ч.)

Проекты: традиции России.

 

Раздел 3.Заповедная природа малой родины (10 ч.)

Заповедные уголки России и их особенности(2 ч.)

Познавательная деятельность.

- презентации (использовать видеофильмы, презентации о заповедных уголках России. Познакомить учащихся с природными заповедниками страны).

- фото – конкурс: изображение флоры и фауны заповедных уголков России с указанием мест обитания.

2. «Ульяновск – город семи ветров»( 2ч)

Краеведческая деятельность.

-презентация: знакомство с городом, с его достопримечательностями.

- фото - конкурс

. составление кроссворда.

3. Памятники природы.( 2 ч.)

Заочная экскурсия.

- фото и видио материалы: рассказ, в процессе которого дети знакомятся с уникальностью памятников природы (Акшуатский дендропарк, Винновская роща и др.).

- составление кроссвордов

- подбор фотографий

- викторина.

4. Заказники Ульяновской области(2 ч.)

Заочная экскурсия.

- беседа

- использование фото- и видеоматериалов

- викторина

- подготовить рисунки, фото животных и растений по группам для проведения заключительного занятия.

5. Заповедная природа малой родины (2 ч.)

Художественное творчество.

- форма воссоздания природных парков при помощи аппликации заготовленных дома представителей флоры и фауны (рисунки, фотографии). Работа проводиться тремя группами, после чего учащиеся рассказывают о проделанной работе.

4. Любим родной край (14 ч.)

1.Кузоватово: от прошлого к настоящему(2 ч.)

Краеведческая деятельность.

- проследить этапы развития родного посёлка

- использование видеофильмов, презентации об истории посёлка.

Я на этой земле родился( 2 ч.)

Познавательная деятельность.

- встреча с интересным человеком, который родился и живет на земле

-использование фотографий и видеоматериалов

- викторина

3. Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой ( 2 ч.)

Занятие-экскурсия по памятным местам.

-ученикам предлагается прикоснуться к наследию прошлого, посетить места боевой славы, проявить интерес к боевому прошлому

- встреча с ветераном боевых действий

4. Мой посёлок – Кузоватово. (2 ч.)

Художественное творчество.

- конкурс рисунков. Рисунки должны соответствовать теме конкурса. Выполнение рисунков в разной технике: гуашь, акварель, графика. Дети рисуют любимые места, улицы, достопримечательности посёлка.

5. Экскурсия в краеведческий музей ( 2 ч.)

Детям предлагается посетить краеведческий музей. Экскурсия направлена на знакомство со сведениями об истории родного края, о реке Волге, о животных, о растениях.

6. Славься, наш посёлок! ( 2 ч. )

-конкурс чтецов. Для проведения конкурса рекомендуется использовать технические средства (музыкальное сопровождение, презентации).

-творческое задание: придумать герб посёлка.

7. Знаешь ли ты свой край? ( 2 ч.)

Занятие-викторина. Работа проводится по группам.

-проходит защита герба.

 

Раздел 5. Нравственные истины( 14 ч.)

1.Доброе слово, что весенний день( 2 ч.)

Досугово – развлекательная деятельность.

-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

-беседа о культуре речевого общения

- использование стихотворений А. Кондратьева о вежливых словах («Добрый день», «Здравствуйте», «Спасибо», «Добрые слова», «Пожалуйста», «Простите»), стихотворение А. Шибаева «Дорогие слова»,

-прослушать песню Ю. Тарана «Доброе утро» и разучить припев.

-обыгрывание ситуаций «Что нужно сказать если…»:

- ты задел учебники одноклассницы и они упали;

- входишь утром в класс;

- ты хочешь присоединиться к играющим ребятам;

- у тебя нет карандаша нужного цвета.

-рассмотреть историю происхождения вежливых слов.

2-3. Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить(4 ч.)

Досугово – развлекательная деятельность.

-чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя», «Три товарища», Е. Пермяка «Бумажный змей».

-беседа «Кого называют друзьями».

-анализ пословиц о дружбе.

-прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича) и разучивание припева.

-составление законов дружбы.

обыгрывание ситуаций «Как быть?»:

- одноклассник нарушил правила игры;

- одноклассница наступила тебе на ногу;

- одноклассник сломал твою игрушку;

- на День рождения тебе подарили книгу, а у тебя уже есть такая.

- игры по правилам (настольные, подвижные),

-разучиваются считалки, которые помогут избежать ссоры играющих детей при выборе водящего

- создать поделку своими руками «Подарок для друга».

4.Добрыми делами славен человек ( 2 ч.)

Проблемно – ценностное общение.

-обсуждение понятия «поступок» и «проступок», «совесть», «долг».

-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее», Н. Артюховой «Трусиха», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».

- создание панно «Букет добрых дел первоклассника».

5. Кто любит труд, того люди чтут( 2 ч.)

Проблемно – ценностное общение.

- знакомство с понятием «трудолюбие», «трудолюбивый человек».

-чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Сыновья».

-проводится игра «Доскажи пословицу»

-инсценирование песни «Антошка»

-составление списка обязанностей первоклассника.

6. Хорошие манеры( 2 ч.)

Игровая деятельность.

- знакомство с правилами поведения за столом, в гостях, в общественных местах

- составляют словесный портрет настоящего первоклассника.

-чтение и обсуждение стихотворений А. Барто «Медвежонок-невежа», «Любочка»

- составление и обыгрывание правил поведения за столом, в гостях, в общественных местах (в школе, театре, кинотеатре, музее, библиотеке и т.д.)

-обсуждение внешнего вида и манер настоящего первоклассника.

7. Букет добрых дел( 2 ч.)

Досугово – развлекательная деятельность

Занятие обобщает знания о культуре общения и поведения.

- отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий

- ремонт библиотечных книг

-составляют письмо-обращение к читателям с использованием вежливых слов.

 

3.Тематическое планирование

п/п

Тема

Всего часов

Теоре

тич.

Прак

тич.

Раздел

1. Тепло родного очага

13

3

10

1

Вводное занятие

 

1

 

2-3

Семейный портрет

 

2

 

4-5

Семейный портрет

   

2

6-7

Нет милее дружка, чем родная матушка

   

2

8-9

Отцовские руки

   

2

10-11

Не надобен и клад, коли в семье лад

   

2

12-13

Люблю тебя, моя семья

   

2

Раздел

2. Традиции России

15

6

9

14-15

Русская трапеза

   

2

16-17

«Делу время – потехе час»

 

2

 

18-19

Праздники светские и духовные

 

2

 

20-21

Обряды и обычаи на Руси

   

2

22-23

Поэтическое творчество народа

   

2

24-26

Народные промыслы

 

2

1

27-28

Обобщающее занятие

   

2

Раздел

3. Заповедная природа малой родины

10

8

2

29-30

Заповедные уголки России и их особенности

 

2

 

31-32

«Ульяновск – город семи ветров»

 

2

 

33-34

Памятники природы

 

2

 

35-36

Заказники Ульяновской области

 

2

 

37-38

Заповедная природа малой родины

   

2

Раздел

4. Любим родной край.

14

2

10

39-40

Кузоватово: от прошлого к настоящему

 

2

 

41-42

Я на этой земле родился

   

2

43-44

Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой

   

2

45-46

Мой посёлок - Кузоватово

   

2

47-48

Экскурсия в краеведческий музей

   

2

49-50

Славься, наш посёлок!

   

2

51-52

Знаешь ли ты свой край?

   

2

Раздел

5. Нравственные истины

14

6

8

53-54

Доброе слово, что весенний день

 

2

 

55-56

Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить

 

2

 

57-58

Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить

   

2

59-60

Добрыми делами славен человек

   

2

61-62

Кто любит труд, того люди чтут

 

2

 

63-64

Хорошие манеры

   

2

65-66

Букет добрых дел

   

2

 

 

Приложение 1. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

По плану

Фактич.

Раздел

1. Тепло родного очага

   

1

Вводное занятие

   

2-3

Семейный портрет

 

 

4-5

Семейный портрет

   

6-7

Нет милее дружка, чем родная матушка

   

8-9

Отцовские руки

   

10-11

Не надобен и клад, коли в семье лад

   

12-13

Люблю тебя, моя семья

   

Раздел

2. Традиции России

   

14-15

Русская трапеза

   

16-17

«Делу время – потехе час»

   

18-19

Праздники светские и духовные

   

20-21

Обряды и обычаи на Руси

   

22-23

Поэтическое творчество народа

   

24-26

Народные промыслы

   

27-28

Обобщающее занятие

   

Раздел

3. Заповедная природа малой родины

   

29-30

Заповедные уголки России и их особенности

   

31-32

«Ульяновск – город семи ветров»

   

33-34

Памятники природы

   

35-36

Заказники Ульяновской области

   

37-38

Заповедная природа малой родины

   

Раздел

4. Любим родной край.

   

39-40

Кузоватово: от прошлого к настоящему

   

41-42

Я на этой земле родился

   

43-44

Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой

   

45-46

Мой посёлок - Кузоватово

   

47-48

Экскурсия в краеведческий музей

   

49-50

Славься, наш посёлок!

   

51-52

Знаешь ли ты свой край?

   

Раздел

5. Нравственные истины

   

53-54

Доброе слово, что весенний день

   

55-56

Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить

   

57-58

Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить

   

59-60

Добрыми делами славен человек

   

61-62

Кто любит труд, того люди чтут

   

63-64

Хорошие манеры

   

65-66

Букет добрых дел

   

Приложение 2. Список литературы.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.