Программа внеурочной деятельности «Искусство Доброты» для 1-2 классов
Искусство Доброты
Программа внеурочной деятельности
Направление: социальное
Вид деятельности: творческая
Возраст школьников: 1-2 классы
Пояснительная записка
Только тогда станешь человеком, когда
научишься видеть человека в другом.
А.Н.Радищев
Данная программа внеурочной деятельности направлена на адаптацию младших школьников с ОВЗ в современном мире. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Информация о жизни детей с инвалидностью чаще всего неизвестна для большинства людей. К детям с ограниченными возможностями отношение особенное, и чаще всего негативное. Хотя каждый ребенок очень талантлив. Младший школьный возраст определяется как оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, для усвоения способов различения социальных ситуаций. Необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Приемы воспитания толерантности:
прием «Эстафета»
прием «Взаимопомощь»
прием «Акцент на лучшее»
прием «Ломка стереотипов»
прием «Истории про себя»
прием «Общаться по правилам»
прием «Общее мнение»
прием «Коррекция позиций»
прием «Справедливое распределение»
Программа предусматривает совместное проведение мероприятий различных направлений со сверстниками из разных школ, с дошкольниками, с родителями. Это способствует лучшему узнаванию особенностей друг друга, созданию комфортных условий в общении, ситуации успеха, формированию взаимовыручки. Программа предусматривает игровую и проектную деятельность. Проект «Права сказочных героев» помогает школьникам легче усвоить свои права.
Сказки и кукольный пальчиковый театр улучшают внутренний мир детей. Роль пальчикового театра в развитии дошкольника и младшего школьника – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Игры в пальчиковый театр развивают у ребенка фантазию, воображение, любознательность, интерес к творчеству, коммуникабельность, память, внимание, усидчивость, помогают справиться с застенчивостью, способствуют расширению кругозора и развитию речи.
Программа «Искусство Доброты» предназначена для работы со школьниками 1 – 2 классов и рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю).
Цель: преодоление существующих физических, социальных и психологических барьеров в общении детей с ОВЗ через занятия «Искусство Доброты».
Задачи:
создание условий для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
формирование правильного представления о жизни обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
развитие эмоциональной сферы детей, умения работать в коллективе;
мотивирование школьников на совершение добрых поступков
Ожидаемые результаты:
понимание и принятие детей с инвалидностью;
способность к совершению добрых дел во благо других людей;
приобретение уверенности в своих силах и возможностях;
сплочение детского коллектива;
приобретение умения взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев.
Диагностика:
Методики И.М.Витковского «Цветик – семицветик», М.И. Рожкова «Изучение социализации личности учащегося».
Социометрический метод Джекоба Морено.
Условия реализации программы.
Необходимая материально-техническая база: мягкие модули, ноутбук, проектор, интерактивная доска, подборка мультфильмов о толерантности, раздаточный материал по сказкам, цветные бумага и картон, спортивный инвентарь.
Содержание курса
Раздел 1. Давайте познакомимся. (5 часов)
Знакомство с задачами занятий «Искусство Доброты». Понятие толерантности. Игровой тренинг: упражнение «Я – хороший, ты – хороший». Коллаж «Кто я?». Рассказ о себе, своих увлечениях, мечтах, о своей семье. Творческая презентация. Игровая программа «Домик дружбы». Работа в команде.
Раздел 2. Наши права (6 часов)
Права детей. Декларация прав ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Экскурсия в библиотеку для знакомства с русскими народными сказками. Нарушение и защита прав на примере сказочных героев. Проектная работа «Права сказочных героев».
Раздел 3. Мы вместе (7 часов)
Мультфильмы о толерантности. Оценивание своих поступков и поступков других. Высказывание и аргументирование своего мнения. В.Катаев «Цветик-семицветик». Желания для себя и других. Игровая программа «Волшебный цветок». Что такое дружба. Коллаж «Пусть всегда будет дружба». Изготовление подарков для ребят из детского сада. Какая она Доброта. Рисование Доброты вместе с дошкольниками.
Раздел 4. Сказка – ложь, да в ней намек (9 часов)
Театральное творчество. Пальчиковый театр. Сотрудничество с родителями: изготовление игрушек для пальчикового театра. Инсценирование сказки. Просмотр спектаклей ребят других школ.
Раздел 5. Спортивный калейдоскоп (5 часов)
Спорт в жизни детей с ДЦП. Игра по станциям «Спорт и мы». Спортивные соревнования в спортзале, на свежем воздухе, в бассейне совместно с родителями, учителями, с ребятами реабилитационного центра и ребятами других школ.
Раздел 6. Наши достижения (2 часа)
Подведение итогов. Фотовыставка «Мы вместе» о достигнутых результатах.
Тематическое планирование
Разделы программы |
№ зан. |
Темы занятий |
Ауд. |
Вне ауд. |
Характеристика деятельности |
Давайте познакомимся (5 час.) |
1, 2, 3. |
Вводное занятие. Знакомьтесь. Это я и моя семья! |
3 |
Понятие толерантности. Игровой тренинг. Какие мы. Коллаж «Кто я?». Творческая презентация о себе и своей семье. |
|
4. |
Домик дружбы. |
1 |
Игровая программа. Выполнение заданий в команде. |
||
5. |
Мы хотим вам рассказать |
1 |
Знакомство с ребятами общеобразовательных классов. Взаимное представление. |
||
Наши права (6 час.) |
6. |
Права детей. |
1 |
Получение знаний о правах детей. Коллективное обсуждение. |
|
7, 8. |
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с русскими народными сказками. |
2 |
Знакомство со сказками. Работа в мини-группах: составление картинного плана. Пересказ по картинкам. Инсценирование. Викторина по сказкам среди команд разных классов. |
||
9, 10, 11. |
Проектная работа «Права сказочных героев» |
2 |
1 |
Работа в парах. Какие права есть у сказочных героев. Кто нарушает, и кто защищает эти права. Оформление проекта. Презентация проекта. |
|
Мы вместе (7 час) |
12. |
Мультфильмы о толерантности. («Ежик должен быть колючим», «Давайте дружить») |
1 |
Просмотр мультфильмов. Анализ поступков героев. |
|
13. |
Коллаж «Пусть всегда будет дружба!» |
1 |
Коллективная работа совместно с психологом. |
||
14. |
Исполнение желаний. |
1 |
Оценивание поступков девочки Жени в сказке Катаева «Цветик-семицветик». |
||
15. |
Волшебный цветок. |
1 |
Игровая программа на основе сказки «Цветик-семицветик» |
||
16. |
Делаем подарки. |
1 |
Изготовление подарков для детишек из детского сада. |
||
17, 18. |
Мы рисуем доброту. |
2 |
Выход в детский сад. Коллективное обсуждение – что такое доброта. Индивидуальный рисунок Доброты. Выставка работ. |
||
Сказка – ложь, да в ней намек. Пальчиковый кукольный театр. (9 час.) |
19, 20, 21. |
Наша сказка. |
3 |
Выбор сказки для инсценирования. Распределение ролей. Разучивание. Репетиция совместно с музыкальным работником. |
|
22, 23, 24, 25. |
Вяжем, шьем и вышиваем. |
4 |
Вместе с родителями, учителем и руководителем кружка «Мягкая игрушка» дети готовят игрушечных героев для сказки. |
||
26. |
Мы – артисты. |
1 |
Выход в детский сад. Представление сказки. |
||
27. |
Встречаем гостей. |
1 |
Показ сказки ребятами из общеобразовательной школы. |
||
Спортивный калейдоскоп (5 час.) |
28. |
Игра по станциям «Спорт и мы» |
1 |
Работа в команде. Выполнение заданий, связанных со спортом. |
|
29. |
«Веселая эстафета» |
1 |
Совместная эстафета с ребятами других школ. Взаимовыручка в двигательных упражнениях. |
||
30. |
Соревнования «Лыжня России» |
1 |
Участие в соревнованиях вместе с родителями и ребятами других школ. |
||
31. |
Водная феерия. |
1 |
Соревнования в бассейне. Индивидуальные заплывы и эстафета. |
||
Наши достижения (2 час.) |
32, 33. |
Итоговая фотовыставка «Мы вместе» |
1 |
1 |
Оформление фотовыставки по итогам занятий. Рассказ о достижениях. |
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение представления о толерантности, знаний о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Реализация данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго и третьего уровней.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения к себе, развитие ценностных отношений к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня: опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, опыта коммуникации в процессе представления результатов своей деятельности.
Литература
Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В. Учебное проектирование // Справочник заместителя директора школы № 3, 2010.
Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль, 2003.
Саютина О.Я. Формирование социального опыта обучающихся // Справочник заместителя директора школы № 3, 2010.
Формирование толерантного отношения общества к детям-инвалидам. – М.: РООИ Здоровье человека, 2013 г. – 24 стр.
http://www.humanhealth.ru/files/Nachi_Materiali/Tolerantnost.pdf
Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.
Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.