Программа внеурочной деятельности «Эксперименты по физике» (7–8 класс)
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
Бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
Программа внеурочной деятельности
«Эксперименты по физике»
Автор-составитель:
Шакиров Александр Сергеевич, учитель физики I квалификационной категории, БОУ СОШ №29 МО Динской район
Новотитаровская, 2021 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Эксперименты по физике» является программой общеинтеллектуального направления
по сроку реализации: 2 года;
по особенностям развития: общей;
объём учебного времени: 68 часов;
уровень программы: базовый;
форма обучения: очная;
режим занятий: 1 час в неделю;
планируемая аудитория: 12-14 лет.
Актуальность создания программы.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Внеурочная работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 7-8 классов.
Также, исходя из запросов участников образовательного процесса: учеников, родителей выяснилось заинтересованность в необходимости формирования естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических и исследовательских навыков,
Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Задачи программы:
подготовка учащихся к изучению систематического курса физики;
формирование и развитие основ читательской компетенции;
использование информационных технологий для решения задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы);
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять, полученный знания и умения в собственной практике.
Программа «Эксперименты по физике» основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накоплении, осмысление и некоторую систематизацию физической информации.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннюю пропедевтику физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
Программа внеурочной деятельности «Эксперименты по физике» для 7-8 класса составлена на основе программ:
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);
Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.
Внеурочная деятельность будет реализовываться через часть, формируемую участниками образовательных отношений.
7 класс: 1 ч в неделю, всего 34 часа.
8 класс: 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Эксперименты по физике» в 7-8 классах.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
знание модели поиска решений для задач по физике;
знать теоретические основы математики.
примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
анализировать условие задачи;
переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
составлять план решения;
выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
Содержание программы внеурочной деятельности
7 класс
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ.
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на трибометре. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Гидростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные задания: 1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, 3)измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
8 класс
Тепловые явления.
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы: 1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. 2. Отливка парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда 4. От чего зависит скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Электрические явления.
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика» .
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование.
Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.
Демонстрации: 1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле. 2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов. 4. Наглядность разновидностей электродвигателей.
Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных приборов.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.
Демонстрации: 1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование волоконной оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы: 1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. 2. Практическое применение плоских зеркал. 3. Практическое использование вогнутых зеркал. 4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.
Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме.
Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и телевидения.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Формы организации образовательного процесса:
групповая;
индивидуальная;
фронтальная.
Ведущие технологии:
Используются элементы следующих технологий: проектная, проблемного обучения, информационно-коммуникационная, критического мышления, проблемного диалога, игровая.
Основные методы работы на уроке:
Ведущими методами обучения являются: частично-поисковой, метод математического моделирования, аксиоматический метод.
Формы контроля:
Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится. Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность; зачетные работы:
тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеоролика или web – страницы (сайта)
выставка проектов, презентаций;
демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии, фестивале экспериментов; физические олимпиады.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | № | Тема занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | ||
| теория | практика | ||||
1. Введение (1ч) | Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | 1 | | ||
Роль эксперимента в жизни человека (3ч) | ||||||
2 | 1 | Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях | 1 | | ||
2 | 2 | Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. | 1 | | ||
3 | 3 | Лабораторная работа «Измерение объема твердого тела». Правила оформления лабораторной работы. | | 1 | ||
Механика (8ч) | Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. | |||||
4 | 1 | Равномерное и неравномерное движения. | 1 | | ||
5 | 2 | Графическое представление движения. | 1 | | ||
7 | 7 | Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. | 1 | | ||
8 | 4 | Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. | 1 | | ||
9 | 5 | Сила упругости, сила трения | 1 | | ||
10 | 6 | Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». | | 1 | ||
11 | 7 | Лабораторная работа «Определение коэффициента трения на трибометре». | | 1 | ||
12 | 8 | Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». | | 1 | ||
Гидростатика (12ч) | Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. | |||||
13 | 1 | Плотность. Задача царя Гиерона. | 1 | | ||
14 | 2 | Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. | 1 | | ||
15 | 3 | Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. | 1 | | ||
16 | 4 | Давление жидкости и газа. Закон Паскаля. | 1 | | ||
17 | 5 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | | ||
18 | 6 | Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» | | 1 | ||
19 | 7 | Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» | | 1 | ||
20 | 8 | Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Гидравлические машины. Сообщающиеся сосуды. | 1 | | ||
21 | 9 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. | 1 | | ||
22 | 10 | Лабораторная работа «Выталкивающая сила. Закон Архимеда». | | 1 | ||
23 | 11 | Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. | 1 | | ||
24 | 12 | Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. | 1 | | ||
5. Статика (10ч) | Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. | |||||
25 | 1 | Блок. Рычаг. | 1 | | ||
26 | 2 | Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов. | 1 | | ||
27 | 3 | Центр тяжести. Исследование различных механических систем. | 1 | | ||
28 | 4 | Комбинированные задачи, используя условия равновесия. | 1 | | ||
29 | 5 | Комбинированные задачи, используя условия равновесия. | 1 | | ||
30 | 6 | Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». Оформление работы. | | 1 | ||
31 | 7 | Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». Оформление работы. | | 1 | ||
32 | 8 | Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». | | 1 | ||
33 | 9 | Оформление работы. | | 1 | ||
34 | 10 | Защита проектов. | | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | № | Тема занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся | ||
| теория | практика | ||||
1. Введение (1ч) | Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | 1 | | ||
Тепловые явления (12 ч) | ||||||
2 | 1 | Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. | 1 | | ||
3 | 2 | Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении». | | 1 | ||
4 | 3 | Теплопередача Наблюдение теплопроводности воды и воздуха. | | 1 | ||
5 | 4 | Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости различных веществ». | | 1 | ||
6 | 5 | Плавление и отвердевание. Лабораторная работа «Отливка парафинового солдатика» | | 1 | ||
7 | 6 | Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда» | | 1 | ||
8 | 7 | Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса | 1 | | ||
9 | 8 | Решение олимпиадных задач на расчёт тепловых процессов | 1 | | ||
10 | 9 | Лаборатория кристаллографии. | | 1 | ||
11 | 10 | Испарение и конденсация. От чего зависит скорость испарения жидкости? | 1 | | ||
12 | 11 | Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. | | 1 | ||
13 | 12 | Влажность воздуха на разных континентах | 1 | | ||
Электрические явления (8ч) | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. | |||||
14 | 1 | Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX | 1 | | ||
15 | 2 | История открытия и действия гальванического элемента | 1 | | ||
16 | 7 | История создания электрофорной машины | 1 | | ||
17 | 4 | Опыты Вольта. Электрический ток в электролитах. | 1 | | ||
18 | 5 | Решение олимпиадных задач на законы постоянного тока | 1 | | ||
| 6 | Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. | | 1 | ||
19 | 7 | Лабораторная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику». | | 1 | ||
20 | 8 | Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока | 1 | | ||
Электромагнитные явления (3ч) | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. | |||||
21 | 1 | Электромагнитные явления. Электроизмерительные приборы. | 1 | | ||
22 | 2 | Магнитная аномалия. Магнитные бури | 1 | | ||
23 | 3 | Разновидности электродвигателей. | 1 | | ||
Оптические явления (7ч) | Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. | |||||
24 | 1 | Источники света: тепловые, люминесцентные | 1 | | ||
25 | 2 | Эксперимент наблюдение. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. | | 1 | ||
26 | 3 | Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения | | 1 | ||
27 | 4 | Практическое использование вогнутых зеркал | | 1 | ||
28 | 5 | Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. | 1 | | ||
29 | 6 | Развитие волоконной оптики. | 1 | | ||
30 | 7 | Использование законов света в технике | 1 | | ||
Человек и природа (4ч) | Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | |||||
31 | 1 | Автоматика в нашей жизни . | 1 | | ||
32 | 2 | Радио и телевидение | 1 | | ||
33 | 3 | Альтернативные источники энергии. Виды электростанций | 1 | | ||
34 | 4 | Наука сегодня. Наука и безопасность людей. | 1 | |
Приложение 1
Критерии оценки лабораторных работ или опыта - исследования
| Критерий |
Аккуратность оформления (описание) работы | |
Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин | |
Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) | |
Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения | |
Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов |
Приложение 2
Критерии оценки защиты проекта
| Критерий |
Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи. | |
Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации) | |
Использование практических мини-исследований (показ опыта) | |
Качественные ответы на вопросы слушателей по теме | |
Четко сформулированы выводы |
Список источников информации
Барковская С.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика в задачах».
Борисова Т.А., Донская М.В. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «За страницами учебника», 2015.
Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2005.
Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. 3-е изд., доп. и переработ. М., Просвещение, 1970.
Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1992.
Перышкин А.В. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителя/ А.В. Перышкин, Н.А. Родина, Х.Д. Рошовская. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
Сиямкина В.С. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Эвристическая физика», 2016.
Тульчинский М.В. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М., Просвещение, 1972.