Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» (5–7 класс)
Программа внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
« Занимательная физика»
(5-7 класс)
Составитель:
Дюмина Е.Ф.
учитель физики
МОУ Павловической СОШ
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочке для 5-7 классов
«Занимательная физика»
Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина « Физика, Химия 5-6 класс» -М. : Дрофа, 2010г. и на основе учебного плана МОУ Павловической СОШ.
Курс адресован учащимся 5-7-х классов. Задачами курса являются, прежде всего : пропедевтика основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике).Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Общая характеристика учебного курса
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 5-7 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Задачи программы:
Образовательная:
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Развивающая:
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
игры;
упражнения;
самостоятельная деятельность детей;
рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Разминка.
Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Физминутка.
Занимательные опыты
Рефлексия.
Место курса в учебном плане. Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 3 года(102 ч) обучения по 34 учебных часа в год в каждом классе, начиная с 5 по 7, из расчета 1 учебный час в неделю в каждом классе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ
Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
1 год обучения.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 год обучения.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 год обучения.
Личностные результаты
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень:
* овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
второй уровень:
умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .
Содержание учебного курса (1 год обучения)
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Вода растворитель:. Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Воздух. Свойства воздуха:Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч
Что холоднее?.Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?
Содержание программы.
Календарно –тематическое планирование. (1 год обучения)
№ занятия |
Тема занятия |
Используемые ресурсы |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||
1 |
Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства |
Демонстрационные опыты. Слайдовая презентация |
5- |
|||
Состояние вещества.18 |
||||||
2 |
Состояние вещества |
Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода. |
5- |
|||
3 |
Изучение свойств жидкости |
Ёмкость для воды, раздаточный материал. |
5- |
|||
4 |
Замерзание воды уникальное свойство. |
Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой |
5- |
|||
5 |
Вода растворитель |
Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина. |
5- |
|||
6 |
Вода в жизни человека |
Фильм о воде. |
5- |
|||
7 |
Очистка воды. |
Слайдовая презентация |
5- |
|||
8 |
Изготовление фильтра для воды |
Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска. |
5- |
|||
9 |
Проекты. |
5- |
||||
10 |
Воздух. Свойства воздуха. |
Слайдовая презентация. Раздаточный материал. |
5- |
|||
11 |
Что происходит с воздухом при его нагревании. |
Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча |
5- |
|||
12 |
Экскурсия .Запуск китайских фонариков. |
Китайские фонарики. спички |
5- |
|||
13. |
Какие бывают газы. |
Слайдовая презентация. |
5- |
|||
14 |
Свойства твердых тел. |
Монетка, спички, шарик с кольцом. |
5- |
|||
15. |
Измерение объемов тела правильной формы. |
Тела. Линейка. |
5- |
|||
16. |
Закон Паскаля. Легенда об Архимеде. |
Мультфильм |
5- |
|||
17. |
Измерение объемов тела неправильной формы. |
Тела. Мензурка. Сливной стакан. Вода. |
5- |
|||
18. |
Проект. |
5- |
||||
19. |
Урок обобщение. Игра. |
Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа. |
5- |
|||
Теплота основа жизни 15 ч |
||||||
20 |
Что холоднее? |
Фокусы –опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник |
5- |
|||
21 |
Градусники. Их виды. |
Градусники. Фильм |
5- |
|||
22 |
Измеряем температуру. |
Градусники. Вода разной температуры. |
5- |
|||
23 |
Изоляция тепла. Шуба греет!? |
Беседа . Макеты теплоизоляционных материалов . |
5- |
|||
24 |
Способы передачи тепла. |
Спиртовка. Пробирка. Вода. Вертушка. Эл. Плитка. |
5- |
|||
25 |
Почему возникла жизнь на Земле? |
Презентация. |
5- |
|||
26 |
Термос. |
Интернет ресурсы, анимационный фильм |
5- - |
|||
27. |
Изготовление самодельного термоса. |
Приспособления для изготовления термоса. |
5- - |
|||
28. |
Как сохранить тепло? холод? |
Презентация. |
5- |
|||
29 |
Откуда берется теплота? |
Фильм. |
5- - |
|||
30 |
Зачем сковородке деревянная ручка? |
Спиртовка. Трубочки из разных материалов. |
5- - |
|||
31-32 |
Проекты. |
5- |
||||
33 |
Заключительный урок игра. |
Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. |
5- - |
|||
34 |
Резервное занятие. |
5- |
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Содержание учебного курса (2 год обучения)
Тема № 1Введение.
Обзор тем курса. Техника безопасности.
Тема № 2 Свойства жидкости. 11ч
Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими. Почему одни тела тонут, а другие нет. Явление смачивания жидкостью тел. Плавание судов.Воздухоплавание. Урок игра. Брейн-ринг Загадки ребусы.
Тема № 3. Наша атмосфера- 8ч.
Атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли. Атмосферное давление. Доказательство атмосферного давления.Зависимость атмосферного давления от высоты. Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Влияние атмосферного давления на живые организмы.
Тема № 4.Звук вокруг нас-14ч.
Источники звуков. Различные звуки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты. Причина возникновения звуков. Эхо. Эхолокация. Высокий и низкий тембр. Экскурсия. Звуки природы.
Календарно –тематическое планирование (2 год обучения)
№ занятия |
Тема занятия |
Используемые ресурсы |
дата |
|||
план |
факт |
|||||
1 |
Введение. Техника безопасности. |
|||||
Свойства жидкости. 11ч |
||||||
2 |
Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. |
Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы. |
||||
3 |
Измерение объёмов тел различными способами. |
Ёмкость для воды, тела разной формы. Линейка. Мензурка. |
||||
4 |
Плавание различных тел? |
Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка. |
||||
5 |
Почему в воде тела кажутся более легкими. |
Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе. Динамометр. |
||||
6 |
Почему одни тела тонут, а другие нет? |
Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами. |
||||
7 |
Плавание судов. |
Видеофильм. |
||||
8 |
Мастерим кораблики. |
Бумага. Деревянные бруски. |
||||
9 |
Явление смачивания жидкостью тел. |
Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) |
||||
10-11 |
Проект. |
|
||||
12 |
Урок игра. Брейн-ринг |
Загадки, ребусы, слайдовая презентация. |
||||
Наша атмосфера- 8ч. |
||||||
13 |
Атмосфера |
Плакаты, слайдовая презентация. |
||||
14 |
Атмосферное давление |
Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа. |
||||
15 |
Измеряем атмосферное давление |
Барометр. |
||||
16 |
Зависимость атмосферного давления от высоты. |
Беседа. Презентация |
||||
17 |
Влияние атмосферного давления на погоду. |
Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет |
||||
18 |
Влияние атмосферного давления на живые организмы |
Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски. |
||||
19 |
Влияние атмосферного давления на человека. |
Беседа. Презентация. |
||||
20 |
Измерение давления человека. |
Тонометр. |
||||
Звук вокруг нас-14ч. |
||||||
21 |
Источники звуков. |
Презентация, видеоролик Звуки природы. |
||||
22 |
Орган слуха человека. |
Беседа. Презентация. |
||||
23 |
Одинаковый ли слух у животных |
Беседа.Презентация. |
||||
24 |
Причина возникновения звуков |
Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики). |
||||
25. |
Музыкальные инструменты. |
Беседа.Презентация. Инструменты. |
||||
26 |
Самодельные «музыкальные» инструменты. |
Бутылки, банки,нитки, дощечки и т.п. |
||||
27 |
Эхо. Эхолокация. |
Беседа.Презентация. |
||||
28 |
Экскурсия. Звуки улицы. |
Прогулка. |
||||
29 |
День непослушания |
Занимательные опыты «Бутылочный орган» |
||||
30 |
Игра урок. Высокий и низкий тембр. |
Угадай инструмент. Звуки разных инструментов. (совместно с учителем музыки). |
||||
31 |
Экскурсия. Звуки природы |
Поход в лес |
||||
32-33 |
Проект |
|||||
34 |
Резервное время. |
Ожидаемые результаты.
По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:
Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;
уметь применять знания на других предметах;
уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
Содержание учебного курса (3год обучения)
Тема № 1 «Вводное занятие».
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса.
Тема № 2 Магнетизм. 9 ч
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита.
Тема №3 Электростатика. 9ч.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки.
Тема № 4 Свет. 15ч.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение.
ТЦвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе.. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь). Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь?
Календарно –тематическое планирование (3 год обучения)
№ занятия |
Тема занятия |
Используемые ресурсы |
Дата |
|
План |
факт |
|||
1 |
Вводное занятие |
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Слайдовая презентация. |
||
Магнетизм. 9 ч |
||||
2 |
Компас. Принцип работы. |
Пробка, иголка, ёмкость для воды |
||
3 |
Ориентирование с помощью компаса |
Компас. План местности. |
||
4 |
Магнит. |
Магниты полосовые, дуговые, |
||
5 |
Занимательные опыты с магнитами. |
Магниты. Вода. Мелкие предметы из разных материалов. |
||
6 |
Магнитная руда. |
Намагничивание металлических предметов. Картина магнитного поля земли (картон, металлические опилки). |
||
7 |
Магнитное поле Земли |
Как ориентируются птицы и насекомые. Слайдовая презентация, интернет ресурсы |
||
8 |
Как изготавливают магниты. |
Видеофильм. |
||
9 |
Изготовление магнита. |
Медная проволока. Гвоздь. Батарейка. |
||
10 |
Урок игра. |
Кроссворд, загадки, ребусы. |
||
Электростатика. 9ч. |
||||
11 |
Электричество на расческах. |
Электролизация шарика, воды, мыльного пузыря. |
||
12 |
Осторожно статическое электричество. |
Материалы шерсть, шелк, синтетика. |
||
13 |
Занимательные опыты. |
|||
14 |
Электричество в игрушках |
Дети приносят игрушки |
||
15 |
Электричество в быту. |
|||
16 |
Устройство батарейки. |
Батарейка. Презентация. |
||
17 |
Изобретаем батарейку. |
Лимон. Картошка. Провода. Лампочка. |
||
18 |
Урок-игра |
Загадки, кроссворды, ребусы |
||
19 |
Проекты. |
|||
Свет .15ч |
||||
20 |
Источники света. |
Спички. Свечи. Светящиеся палочки. |
||
21 |
Как мы видим? |
Макет глаза. |
||
22 |
Почему мир разноцветный. |
. Слайдовая презентация |
||
23 |
Театр теней |
Источник света. Экран. |
||
24 |
Солнечные зайчики |
Зеркало источник света. Слайдовая презентация. |
||
25 |
Цвета компакт диска. Мыльный спектр |
Компакт диски, мыльный раствор , коктельные трубочки |
||
26 |
Радуга в природе. |
Интернет ресурсы. Карандаши альбом. |
||
27 |
Как получить радугу дома. |
Источник воды. Шланг. |
||
28 |
Экскурсия. |
|||
29 |
Лунные и Солнечные затмения |
Источник света. Мячи. |
||
30 |
Как сломать луч? |
Источник света. Линзы, призмы, сосуд с водой. |
||
31 |
Зазеркалье |
Зеркало. |
||
32 |
Можно ли льдом зажечь огонь? |
Источник света. Линзы. |
||
33 |
Проекты. |
|||
34 |
Заключительное занятие |
Проекты |
Ожидаемые результаты.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:
уметь пользоваться компасом;
знать принцип его действия;
уметь объяснять природные явления;
уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com