12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дюмина Елена Федоровна66 Россия, Московская обл., Талдом |
Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» (5-7 класс)
Программа внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
« Занимательная физика»
(5-7 класс)
Составитель:
Дюмина Е.Ф.
учитель физики
МОУ Павловической СОШ
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочке для 5-7 классов
«Занимательная физика»
Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г), на основе авторской программы Е. М. Гутник, А.В. Перышкина « Физика, Химия 5-6 класс» -М. : Дрофа, 2010г. и на основе учебного плана МОУ Павловической СОШ.
Курс адресован учащимся 5-7-х классов. Задачами курса являются, прежде всего : пропедевтика основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике).Данный курс направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Основные задачи курса:
формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и других наук естественного цикла.
Общая характеристика учебного курса
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 5-7 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
Задачи программы:
Образовательная:
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Развивающая:
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы: Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
игры;
упражнения;
самостоятельная деятельность детей;
рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Разминка.
Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Физминутка.
Занимательные опыты
Рефлексия.
Место курса в учебном плане. Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 3 года(102 ч) обучения по 34 учебных часа в год в каждом классе, начиная с 5 по 7, из расчета 1 учебный час в неделю в каждом классе.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ
Ценностные ориентиры содержания данного курса в основной школе определяются спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
1 год обучения.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 год обучения.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 год обучения.
Личностные результаты
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень:
* овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
второй уровень:
умения и навыки применять полученные знания в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .
Содержание учебного курса (1 год обучения)
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Делаем выводы.
Вода растворитель:. Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем фильтр.
Воздух. Свойства воздуха:Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в таблицу. Делаем выводы.Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем, что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч
Что холоднее?.Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла. Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство. Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?
Содержание программы.
Календарно –тематическое планирование. (1 год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Дата | |||
план | факт | |||||
1 | Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства | Демонстрационные опыты. Слайдовая презентация | 5- | |||
Состояние вещества.18 | ||||||
2 | Состояние вещества | Пластиковые бутылочки по 0,5 л 1- воздух, 2- вода, 3- замороженная вода. | 5- | |||
3 | Изучение свойств жидкости | Ёмкость для воды, раздаточный материал. | 5- | |||
4 | Замерзание воды уникальное свойство. | Кубики льда, ёмкость для воды. Бутылочка с замороженной водой | 5- | |||
5 | Вода растворитель | Ёмкость, соль ,краски, речной песок, глина. | 5- | |||
6 | Вода в жизни человека | Фильм о воде. | 5- | |||
7 | Очистка воды. | Слайдовая презентация | 5- | |||
8 | Изготовление фильтра для воды | Воронка, ёмкость для воды, песок, ватные диски, краска. | 5- | |||
9 | Проекты. | 5- | ||||
10 | Воздух. Свойства воздуха. | Слайдовая презентация. Раздаточный материал. | 5- | |||
11 | Что происходит с воздухом при его нагревании. | Термометр, шарик, бутылка пластиковая, горячая вода, свеча | 5- | |||
12 | Экскурсия .Запуск китайских фонариков. | Китайские фонарики. спички | 5- | |||
13. | Какие бывают газы. | Слайдовая презентация. | 5- | |||
14 | Свойства твердых тел. | Монетка, спички, шарик с кольцом. | 5- | |||
15. | Измерение объемов тела правильной формы. | Тела. Линейка. | 5- | |||
16. | Закон Паскаля. Легенда об Архимеде. | Мультфильм | 5- | |||
17. | Измерение объемов тела неправильной формы. | Тела. Мензурка. Сливной стакан. Вода. | 5- | |||
18. | Проект. | 5- | ||||
19. | Урок обобщение. Игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. Изготовление коллажа. | 5- | |||
Теплота основа жизни 15 ч | ||||||
20 | Что холоднее? | Фокусы –опыты с монетой, сравнение металлические тела, деревянные и т.д. градусник | 5- | |||
21 | Градусники. Их виды. | Градусники. Фильм | 5- | |||
22 | Измеряем температуру. | Градусники. Вода разной температуры. | 5- | |||
23 | Изоляция тепла. Шуба греет!? | Беседа . Макеты теплоизоляционных материалов . | 5- | |||
24 | Способы передачи тепла. | Спиртовка. Пробирка. Вода. Вертушка. Эл. Плитка. | 5- | |||
25 | Почему возникла жизнь на Земле? | Презентация. | 5- | |||
26 | Термос. | Интернет ресурсы, анимационный фильм | 5- - | |||
27. | Изготовление самодельного термоса. | Приспособления для изготовления термоса. | 5- - | |||
28. | Как сохранить тепло? холод? | Презентация. | 5- | |||
29 | Откуда берется теплота? | Фильм. | 5- - | |||
30 | Зачем сковородке деревянная ручка? | Спиртовка. Трубочки из разных материалов. | 5- - | |||
31-32 | Проекты. | 5- | ||||
33 | Заключительный урок игра. | Загадки, ребусы, кроссворды мини опыты. Раздаточный материал. | 5- - | |||
34 | Резервное занятие. | 5- |
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Содержание учебного курса (2 год обучения)
Тема № 1Введение.
Обзор тем курса. Техника безопасности.
Тема № 2 Свойства жидкости. 11ч
Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими. Почему одни тела тонут, а другие нет. Явление смачивания жидкостью тел. Плавание судов.Воздухоплавание. Урок игра. Брейн-ринг Загадки ребусы.
Тема № 3. Наша атмосфера- 8ч.
Атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли. Атмосферное давление. Доказательство атмосферного давления.Зависимость атмосферного давления от высоты. Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Влияние атмосферного давления на живые организмы.
Тема № 4.Звук вокруг нас-14ч.
Источники звуков. Различные звуки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты. Причина возникновения звуков. Эхо. Эхолокация. Высокий и низкий тембр. Экскурсия. Звуки природы.
Календарно –тематическое планирование (2 год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | дата | |||
план | факт | |||||
1 | Введение. Техника безопасности. | |||||
Свойства жидкости. 11ч | ||||||
2 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы. | ||||
3 | Измерение объёмов тел различными способами. | Ёмкость для воды, тела разной формы. Линейка. Мензурка. | ||||
4 | Плавание различных тел? | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка. | ||||
5 | Почему в воде тела кажутся более легкими. | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе. Динамометр. | ||||
6 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами. | ||||
7 | Плавание судов. | Видеофильм. | ||||
8 | Мастерим кораблики. | Бумага. Деревянные бруски. | ||||
9 | Явление смачивания жидкостью тел. | Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) | ||||
10-11 | Проект. |
| ||||
12 | Урок игра. Брейн-ринг | Загадки, ребусы, слайдовая презентация. | ||||
Наша атмосфера- 8ч. | ||||||
13 | Атмосфера | Плакаты, слайдовая презентация. | ||||
14 | Атмосферное давление | Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа. | ||||
15 | Измеряем атмосферное давление | Барометр. | ||||
16 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | Беседа. Презентация | ||||
17 | Влияние атмосферного давления на погоду. | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет | ||||
18 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски. | ||||
19 | Влияние атмосферного давления на человека. | Беседа. Презентация. | ||||
20 | Измерение давления человека. | Тонометр. | ||||
Звук вокруг нас-14ч. | ||||||
21 | Источники звуков. | Презентация, видеоролик Звуки природы. | ||||
22 | Орган слуха человека. | Беседа. Презентация. | ||||
23 | Одинаковый ли слух у животных | Беседа.Презентация. | ||||
24 | Причина возникновения звуков | Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики). | ||||
25. | Музыкальные инструменты. | Беседа.Презентация. Инструменты. | ||||
26 | Самодельные «музыкальные» инструменты. | Бутылки, банки,нитки, дощечки и т.п. | ||||
27 | Эхо. Эхолокация. | Беседа.Презентация. | ||||
28 | Экскурсия. Звуки улицы. | Прогулка. | ||||
29 | День непослушания | Занимательные опыты «Бутылочный орган» | ||||
30 | Игра урок. Высокий и низкий тембр. | Угадай инструмент. Звуки разных инструментов. (совместно с учителем музыки). | ||||
31 | Экскурсия. Звуки природы | Поход в лес | ||||
32-33 | Проект | |||||
34 | Резервное время. |
Ожидаемые результаты.
По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:
Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;
уметь применять знания на других предметах;
уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
Содержание учебного курса (3год обучения)
Тема № 1 «Вводное занятие».
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса.
Тема № 2 Магнетизм. 9 ч
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита.
Тема №3 Электростатика. 9ч.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки.
Тема № 4 Свет. 15ч.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение.
ТЦвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе.. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь). Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь огонь?
Календарно –тематическое планирование (3 год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Дата | |
План | факт | |||
1 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Слайдовая презентация. | ||
Магнетизм. 9 ч | ||||
2 | Компас. Принцип работы. | Пробка, иголка, ёмкость для воды | ||
3 | Ориентирование с помощью компаса | Компас. План местности. | ||
4 | Магнит. | Магниты полосовые, дуговые, | ||
5 | Занимательные опыты с магнитами. | Магниты. Вода. Мелкие предметы из разных материалов. | ||
6 | Магнитная руда. | Намагничивание металлических предметов. Картина магнитного поля земли (картон, металлические опилки). | ||
7 | Магнитное поле Земли | Как ориентируются птицы и насекомые. Слайдовая презентация, интернет ресурсы | ||
8 | Как изготавливают магниты. | Видеофильм. | ||
9 | Изготовление магнита. | Медная проволока. Гвоздь. Батарейка. | ||
10 | Урок игра. | Кроссворд, загадки, ребусы. | ||
Электростатика. 9ч. | ||||
11 | Электричество на расческах. | Электролизация шарика, воды, мыльного пузыря. | ||
12 | Осторожно статическое электричество. | Материалы шерсть, шелк, синтетика. | ||
13 | Занимательные опыты. | |||
14 | Электричество в игрушках | Дети приносят игрушки | ||
15 | Электричество в быту. | |||
16 | Устройство батарейки. | Батарейка. Презентация. | ||
17 | Изобретаем батарейку. | Лимон. Картошка. Провода. Лампочка. | ||
18 | Урок-игра | Загадки, кроссворды, ребусы | ||
19 | Проекты. | |||
Свет .15ч | ||||
20 | Источники света. | Спички. Свечи. Светящиеся палочки. | ||
21 | Как мы видим? | Макет глаза. | ||
22 | Почему мир разноцветный. | . Слайдовая презентация | ||
23 | Театр теней | Источник света. Экран. | ||
24 | Солнечные зайчики | Зеркало источник света. Слайдовая презентация. | ||
25 | Цвета компакт диска. Мыльный спектр | Компакт диски, мыльный раствор , коктельные трубочки | ||
26 | Радуга в природе. | Интернет ресурсы. Карандаши альбом. | ||
27 | Как получить радугу дома. | Источник воды. Шланг. | ||
28 | Экскурсия. | |||
29 | Лунные и Солнечные затмения | Источник света. Мячи. | ||
30 | Как сломать луч? | Источник света. Линзы, призмы, сосуд с водой. | ||
31 | Зазеркалье | Зеркало. | ||
32 | Можно ли льдом зажечь огонь? | Источник света. Линзы. | ||
33 | Проекты. | |||
34 | Заключительное занятие | Проекты |
Ожидаемые результаты.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:
уметь пользоваться компасом;
знать принцип его действия;
уметь объяснять природные явления;
уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW
Физика для самых маленьких WWW yoube.com